Автор «БИЗНЕС Online», известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр в эти дни находится в Соединенных Штатах Америки. В планах — встречи с университетским сообществом и местными интеллектуалами в Вашингтоне и Детройте. О том, как кодовое слово «Израиль» помогло получить американскую визу, что за протестный лозунг начертан на вашингтонских такси и почему местная профессура любит уходить от прямых ответов на четкие вопросы — об этом в первой части заметок из-за океана.
«ЗА ВАС Я БОЮСЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО»
«За вас я боюсь больше всего», — сказал мне российский координатор программы Open World во время организационной встречи с ее участниками. Ее опасения были связаны с тем, что всем российским делегатам предстояло получить визу США. Однако проблема заключалась в том, что мой заграничный паспорт сплошь нашпигован визами исламских стран. А это, как оказалось, отягчающее обстоятельство. Еще до отъезда в Москву даже пришлось заполнить дополнительные документы — на всякий случай, как мне пояснили кураторы программы. В результате на моем бланке специальной формы, которую каждый должен был сдать сотруднику посольства, принимающему решение о выдаче визы, красовались три слова, написанные чьей-то рукой: «Иран, Сирия, Ливан». И при этом они были предательски выделены маркером. Одним словом — «черная метка».
В посольстве очень строгие правила. Флешки, зарядки, наушники — все, что хоть косвенно имеет отношение к электронике, без лишних разговоров отправляется в мусорную корзину, если кто по невнимательности захватил это с собой. Благо сотовые телефоны, можно было сдавать в камеру хранения. Выпотрошив карманы от проводов и батареек и сдав свои телефоны, мы выстроились в очередь на собеседование. «В какие города США едете? Зачем?» — спрашивал через бронированное стекло американский дипломат. Люди отвечали, кто на английском, кто на русском. В случае удовлетворительного ответа они получали на свой бланк нужную подпись. В случае неудачи паспорт возвращали хозяину обратно без шансов получить визу. Счастливчиков, кому удалось пройти этот отбор, другие претенденты на визу, стоявшие сзади в очереди, радостно поздравляли.
Наконец, подходит моя очередь. «Ваша цель поездки в США?» — спросил строгий мужчина по ту сторону бронированного стекла. «Участие в программе Open World», — ответил я. «Какие города планируете посетить?» — продолжил он. «Вашингтон и Детройт», — последовал ответ. «Где будете проживать?» — уточнил дипломат. Не успел я ответить, как взгляд сотрудника посольства упал на мою «черную метку». «Вы были в Сирии?» — с явным недоверием поднял он удивленно бровь. «Еще до войны», — ответил я. «А в Иран зачем ездили?» — снова подозрительно бросил он. «Для участия в научной конференции», — отбился я. Дипломат, словно злой полицейский из американских фильмов, стал пристально вглядываться в мои бумаги, будто надеялся найти в них улики преступления и зачем-то тянул время, видимо, ждал, когда я начну раскалываться сам.
«Я по роду своей деятельности был в разных странах, — начал „явку с повинной“ ваш покорный слуга, — в Марокко, Саудовской Аравии, Кувейте, Египте, Турции, Таджикистане, Казахстане...» Мне показалось, что, растворив Сирию и Иран в более обширном списке, мое темное тревэл-прошлое будет выглядеть не таким уж и страшным. Однако по выражению хмурого лица дипломата стало ясно, что надо скорректировать тактику, и тогда я стал называть немусульманские страны, в которых мне хоть и немного, но тоже довелось побывать: «Швейцария, Вьетнам, Камбоджа, Хорватия, Тайланд». На его суровом лице не дрогнул ни один мускул. Дело шло к полному провалу. Осталось назвать только Израиль, Украину и Беларусь, и мой перечень немусульманских стран был бы полностью исчерпан. «Израиль», — произнес я. Услышав название земли обетованной, словно это был какой-то тайный пароль, дипломат оторвал взгляд от бумаг и впервые за нашу встречу мило улыбнулся. Тактика, похоже, сработала. Заветная закорючка без дальнейшего промедления была поставлена в нужном месте. «Добро пожаловать в США», — приветливо протянул он мне документы. «Боже, благослови Израиль!» — чуть не вырвалось из моих уст.
«Одиночный пикет с многочисленными плакатами протеста и маленькой палаткой прямо напротив Белого дома»
«ОСОБЕННО ВПЕЧАТЛЯЮТ В ВАШИНГТОНЕ БОМЖИ»
США встретили нас теплой погодой и снова строгостью представителей закона, на этот раз со стороны сотрудников таможни. Моего коллегу из центра исламоведческих исследований АН РТ они не пропустили через границу и развернули, поставив какую-то недобрую отметку прямо в загранпаспорте. Без объяснения причины. Как выяснилось после разбирательства, поводом тому стало то, что он «не так» посмотрел на человека в форме. Благо этот инцидент, не переросший в международный скандал, удалось быстро уладить. Еще одну делегатку из Казани таможенники увели на наших изумленных глазах в комнату для допросов, чем вызвали ропот в рядах членов делегации. Причиной внимания американских органов к ее персоне стал apple. Не в смысле гаджета от Стива Джобса, а в смысле самого обычного яблока, который оказался у нее в дорожной сумке и который по невнимательности не был съеден во время пути. Сельскохозяйственные продукты, как известно, ввозить в США запрещено. Благо на чак-чаки, которые мы набрали для памятных подарков, это правило не распространяется, ибо они упакованы фабричным способом и эпидемиологической угрозы не представляют.
Около часа езды на автобусе — и мы уже в стольном граде Вашингтоне. Первый был день отведен на отдых после многочасового перелета. Но никому в нашей группе не спалось, хотя спать хотелось ужасно: всем было интересно посмотреть город.
«Во время вечерней прогулки мы повстречали на улицах города немало бомжей»
Вашингтон — центр мировой геополитики — достаточно небольшой город, всего 600 тысяч населения. Для его создания в конце XVIII века было выделено два куска земли: от штата Вирджиния и от штата Мэриленд. Первый архитектор города Эндрю Элликот пометил границы будущего города по периметру с помощью 40 больших камней. В этих границах Вашингтон зажат до сих пор. Город изначально задумывался как нейтральная территория, как центр власти, а не место для проживания американцев. Поэтому, к слову, вплоть до 1961 года его жители не имели права участвовать в выборах президента США, и по сей день они не имеют нормального представительства в конгрессе. В этом отношении вашингтонцы, кажется, чувствуют себя ущемленными в правах. Поэтому на местных такси иногда можно увидеть лозунг, под которым первые 13 американских колоний отделились в свое время от Великобритании: No taxation without representation! («Нет налогам без представительства!»). Только теперь он обращен против самих США.
Город маленький, но очень размашистый. Много зелени и мощеных гранитом тротуаров. В городе возникает ощущение очень комфортного городского пространства. Достаточно много современных зданий со стеклянными панорамными окнами, причем даже в центре, где по логике вещей не должно быть ничего, кроме исторического наследия. Старинные здания, конечно же, есть, но их периодически заменяют на ультрасовременные строения, за счет чего город выглядит очень продвинутым и модерновым. Хотя в Вашингтоне нельзя строить небоскребы, его здания отнюдь не провинциальные, напротив, весьма масштабные.
«Бомж соорудил себе микродомик из пакетов и прочего хлама на каком-то трехколесном механизме, внутри которого смачно уплетал „доширак“ пластмассовой вилкой»
Особенно впечатляют в Вашингтоне бомжи. Во время вечерней прогулки мы их повстречали на улицах фешенебельного города немало. Кто-то спал прямо у порога католического храма мученика Стефана, кто-то с «Айфоном» в руке пристроился недалеко от казначейства. Третий соорудил себе микродомик из пакетов и прочего хлама на каком-то трехколесном механизме, внутри которого смачно уплетал «доширак» пластмассовой вилкой. Признаться честно, даже одиночный пикет с многочисленными плакатами протеста и маленькой палаткой прямо напротив Белого дома мы поначалу приняли за находку бомжа, который таким оригинальным способом решил застолбить себе немного пространства в центре города. Однако оказалось, что этот пикет непрерывно длится аж с 1981 года. И утром мы обнаружили там протестующего уже совершенно другого — более приличного, вида.
Оказывается, 60 процентов жителей Вашингтона — чернокожие. А еще, как нам сказал один из наших лекторов, столица США согласно переписи населения — самый крупный эфиопский город на планете. Вот кто бы мог подумать!
«Самуэль Потоликкио рассказал про понятие харизмы лидера. Единственное, что можно выделить из его феерического выступления, это то, что Митт Ромни проиграл Бараку Обаме лишь потому, что, в отличие от последнего, не умел петь»
«ВООБЩЕ, В США МНОГИЕ ВЕРЯТ, ЧТО БОГ — АМЕРИКАНЕЦ»
На следующий день началась рабочая программа. В библиотеке конгресса США мы прослушали три лекции об американской демократии. Первый профессор Джеймс М. Куэрк рассказал нам про принципы американского федерализма и про то, как устроены американские выборы. Последние, как известно, организованы в США очень запутано через систему выборщиков, которая периодически позволяет вручать победу кандидату, за которого проголосовало меньшее число избирателей, как это случилось в случае с Дональдом Трампом. «Если вам эта система кажется непонятной, — заключил доктор Джеймс, — то не расстраивайтесь: большинство американцев ее тоже не понимают». «Верите ли вы лично в российское вмешательство в американские выборы, и если да, то все ли в порядке с вашей демократией, коль скоро на них так легко повлиять?» — спросил ваш покорный слуга господина Куэрка. В ответ он проговорил несколько общих шаблонных фраз, но ни на одну из двух частей заданного вопроса так и не ответил.
Профессор страстно рассказывал нам про святость свободы слова в США, но когда один из слушателей задал вопрос про ситуацию с российским телеканалом RT, то он также ушел от ответа. Очень привлекательно в его словах была расписана и картинка федерализма — мол, в каждом штате действуют свои собственные законы. Поэтому врач, учитель, юрист из Мэриленда, как отметил господин Куэрк, не могут работать в штате Вирджиния, то есть буквально через реку. Уважение к разнообразию штатов и их субъектности в США, признаться честно, впечатляет. Однако когда ваш покорный слуга спросил: «А как у вас обстоят дела с сохранением национальных языков и культур? Действуют ли какие-то специальные программы в данном направлении?» — лектор снова виртуозно ушел от ответа. Как мне потом пояснил наш сопровождающий, к второму-третьему поколению американцы напрочь забывают язык своей материнской культуры. И, видимо, лучше эту тему в их присутствии не затрагивать.
Следующий докладчик был Самуэль Потоликкио из Джорджтаунского университета. Парень по-американски бойкий и энергичный. Он рассказал о понятии харизмы лидера. Все-таки нашу программу курирует организация Open World, которая позиционируется прежде всего как «центр лидерства», а не чего-то другого. Было ощущение, что мы попали не на лекцию, а на какой-то мотивационный тренинг. Единственное, что можно выделить из его феерического выступления, это то, что Митт Ромни проиграл Бараку Обаме лишь потому, что, в отличие от последнего, не умел петь. Харизма, видите ли, не та. И никакой профессионализм, которым славился Ромни, ему не помог стать президентом.
«Джон Браун попытался ответить на фундаментальный вопрос: „Почему Соединенные Штаты Америки до сих пор остаются соединенными?“»
Заключительную и самую интересную лекцию прочитал Джон Браун, также из Джорджтаунского университета. В лучших традициях академического образования профессор не без юмора и самоиронии попытался ответить на фундаментальный вопрос: «Почему Соединенные Штаты Америки до сих пор остаются соединенными?» Угроза распада нависала над США несколько раз и многие политологи до сих пор не исключают этот сценарий. Но американцам всякий раз удается отстоять единство своей страны. Негласным девизом США считается фраза E Pluribus Unum, что переводится как «из многих — единый». Эти слова выбиты на статуе свободы, что водружена на куполе Капитолия, начертаны на гербе США и отчеканены на монетах. Профессор выделил 10 факторов, которые позволяют реализовывать этот принцип на практике и сохранять единство страны, пусть и иногда ценой большой крови, как, например, во время гражданской войны между Севером и Югом.
Среди фундаментальных принципов, скрепляющих воедино американскую нацию, идея религиозной свободы. «Вообще, в США многие верят, что Бог — американец», — пошутил профессор. Я поинтересовался у него, где американцы видят границы свободы совести. Россия и США — светские государства, пояснил я, однако нашим мусульманкам нередко запрещают носить платки, причем теперь уже законодательно, а в США — нет. Почему объем религиозной свободы в наших странах так разнится? И вновь уход от ответа. Быть может, не отвечать по существу — часть американской традиции, о которой мы не подозреваем. Не знаю. Ответ теперь мы будем искать в Детройте, где пройдет основная часть нашей поездки.
Рустам Батыр
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.