Фарид Киямов Фарида Киямова обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями и в присвоении или растрате

«ВЫ ЗАБЫЛИ О СОДЕЙСТВИИ СЛЕДСТВИЮ...»

В городском суде Набережных Челнов накануне состоялись прения сторон по делу экс-директора МУП «ПАД» Фарида Киямова и его родной сестры Бибинур Зариповой. Чиновника, который был отстранен от дел, обвиняют по ст. 201 и 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и по ст. 160 УК РФ («Присвоение или растрата»). В частности, в вину Киямову вменяют то, что деньги МУПа оседали в фирмах, контролируемых его родственниками, либо перечислялись за услуги, которых никто не оказывал. Зарипову обвиняют в пособничестве преступлениям брата. Изначально следователи заявляли общую сумму хищений в размере 24 млн рублей, затем 37 млн, а ближе к передаче дела в суд сумма сократилась до 15,6 млн рублей. В ходе судебного следствия прессу не пускали на заседания, но на прения судья Агля Сахипов журналистов пустил.

В начале заседания адвокат Зариповой попросил приобщить к делу копию свидетельства о рождении ее несовершеннолетнего сына, а его коллега, защищавший Киямова, — бухгалтерскую отчетность МУП «ПАД», которым обвиняемый руководил. Затем старший помощник прокурора автограда Фаиз Кадыров, выступавший в качестве гособвинителя, прошел по эпизодам дела: их 17 по Киямову и два — по Зариповой. По всем эпизодам вина подсудимых доказывается их признаниями, показаниями свидетелей, данными экспертиз, анализом документов и так далее. «Государственное обвинение считает, что вина Киямова и Зариповой доказана, — резюмировал помпрокурора. — Предложение гособвинения: признать Киямова виновным по всем 17 эпизодам преступной деятельности, при этом учесть, что у него на иждивении имеются несовершеннолетние дети, то, что он возместил причиненный ущерб, ранее не судим. Отягчающих обстоятельств по делу не выявлено».

«Забыли упомянуть активное содействие расследованию, — перебил обвинителя судья Сахипов. — Было ходатайство об особом порядке рассмотрения дела. Мы же сами решили рассматривать его в общем порядке». «Да, — согласился Кадыров. — И в ходе предварительного расследования, и в ходе судебного процесса Киямов и Зарипова активно способствовали раскрытию преступлений. С ними было заключено досудебное соглашение». Тем не менее обвинитель для Киямова попросил реальное заключение — 6 лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима и два года ограничения свободы. Для Зариповой наказание предлагалось менее строгое — два года условно с испытательным сроком на три года.

Фаиз Кадыров Фаиз Кадыров попросил признать Киямова виновным по всем 17 эпизодам преступной деятельности

Представители МУП «ПАД» и исполкома Набережных Челнов так же подтвердили, что ущерб подсудимыми возмещен полностью, просили учесть их чистосердечное признание и раскаяние. А наказание просили назначить «по справедливости». Адвокат Зариповой Рустем Ильясов также не особо распространялся. Он лишь упомянул, что по одному эпизоду его подзащитной излишне инкриминирована одна статья. Кроме того, она везде положительно характеризуется и имеет смягчающие обстоятельства. В итоге он попросил суд предоставить ей отсрочку исполнения наказания. А если это невозможно — то избрать наказание, не связанное с реальным лишением свободы.

Защитник Киямова Марат Исламов, наоборот, говорил долго, ссылаясь на целый ряд судебных актов. Но вся суть их в том, что, по мнению адвоката, некоторые статьи вменены экс-директору излишне. Особое внимание он уделил эпизодам с небольшим ущербом. Он привел данные: уставный капитал МУП «ПАД»составляет 27 млн рублей, а бухгалтерский баланс по итогам 2016 года — 545 миллионов. Учитывая такие показатели, считает Исламов, в ряде случаев нельзя нанесенный предприятию ущерб считать значительным. Адвокат, конечно, тоже припомнил все смягчающие обстоятельства, в том числе и неработающую из-за больных детей жену Киямова, а также то, что семья выплачивает ипотеку — 50 тыс. рублей ежемесячно. Все это он попросил учесть при вынесении приговора, но не заикнулся о том, чтобы наказание экс-чиновнику назначили условное. В случае же реального лишения свободы просил учесть срок, проведенный им под стражей и под домашним арестом. Кроме того, попросил вернуть семье арестованные ранее автомобиль и гараж, так как нет сведений, что они были добыты преступным путем.

На лице Киямова, когда он заслушивал и прокурора, и защитников, эмоции особо не отражались. А когда Сахипов объявил перерыв — до 1 ноября, экс-чиновник и его сестра спешно покинули зал.


ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО КИЯМОВА НАЗНАЧЕНО НА 1 НОЯБРЯ

Напомним, что  задержан Киямов был 12 августа 2016 года сотрудниками УЭБиПК МВД по РТ, однако ходатайство следствия об аресте Киямова и Зариповой суд не удовлетворил — брата заключили под стражу только в декабре, сестра оказалась в СИЗО на три месяца, но 1 февраля 2017 года мера пресечения была изменена на домашний арест. Стоит отметить, что за 8 месяцев следствия Киямова водворяли в СИЗО и выпускали обратно под домашний арест четырежды. Закрывали главного дорожника после каждого выявленного эпизода его деяний, а освобождали, когда он начинал давать по нему показания.

Один из самых значимых эпизодов, вменяемых Киямову, связан с асфальтированием площадки в 2014 году на территории ООО «ХАВИ Логистикс Елабуга» в ОЭЗ «Алабуга», где техника и рабочие МУПа фактически за бесплатно выполнили крупный подряд. Деньги за эту работу — 11,2 млн рублей — получило ООО «Челны-Сервис». Директор этой компании — тетя Киямова Альфия Хамидуллина, учредитель — Зарипова. По факту работу сделал ПАД, а «Челны-Сервис» заработал 11 млн рублей, перечислив реальному исполнителю лишь 3 млн за асфальтобетон. Остальные 8 млн прошли через счета обнальных фирм и, как считает следствие, были получены Киямовым лично. Кстати, как стало известно «БИЗНЕС Online» из собственных источников, именно эпизод с обналичиванием и стал для следователей той ниточкой, которая привела к Киямову. Дело в том, что экс-руководитель ПАДа обналичивал деньги в компаниях «Инжиниринг» и «Экспотрейд» небезызвестного челнинского обнальщика  Дениса Окуня. Именно арест группы обнальщиков и возбудил интерес следователей к персоне Киямова.

Второй важный эпизод связан с незаконным выводом средств МУПа на счета ООО «Предприятие автомобильных дорог», директором которого являлась племянница главного челнинского дорожника Диляра Елмаз. С ноября 2015 года по май 2016-го МУП перечислил на счета частного ПАДа за фиктивные работы более 12,5 млн рублей. Экспертиза установила, что ни в этот период, ни ранее ООО «ПАД» никаких услуг и работ для МУП ПАД не оказывало, даже соглашений не существовало — деньги переводились по личному распоряжению Киямова.

По мнению защиты Киямова, некоторые статьи вменены экс-директору излишне

Еще несколько эпизодов связаны с поставкой для МУПа топлива через «Челны-Сервис» и «Профстрой», где директором и учредителем значится Ленар Шагивалеев (по данным следствия, бывший одноклассник Киямова). Обе компании перепродавали муниципальному предприятию судовое топливо под видом дизельного, причем с существенной наценкой. По этим фактам следствие включило в ущерб 4,9 млн рублей. Кроме этого, ресурсы ПАДа использовались для строительства загородного дома Зариповой. Самосвал и комбинированная дорожная машина «ЭД405» работали на возведении ее коттеджа 10 дней — разумеется, без оплаты аренды. Из материалов дела также известно, что Киямов поручал трем водителям МУПа на служебном уазике охранять его недостроенный коттедж в деревне Азьмушкино Тукаевского района. Ущерб бюджету был оценен в 113 тыс. рублей. Еще на 2,2 млн потянули операции по поставке для МУПа технической соли и щебня из Башкортостана. По договорам поставщиком выступала семейная компания директора — ООО «Челны-Сервис». А в апреле 2016 года Камский арматурный завод решил рассчитаться с МУПом за услуги силикатным кирпичом на 200 тыс. рублей. Они были оприходованы лишь на бумаге: на самом деле Киямов кирпичи продал.

Экс-чиновник долгое время полностью отрицал свою вину. Однако, когда дело распухло до 22 томов, под давлением доказательств Киямов вину свою признал и даже к началу суда успел погасить 15,6 млн рублей ущерба перед муниципалитетом и перед самим ПАДом.

Процесс по делу стартовал 6 июня. Тогда и обвинение, и защита просили судью Сахипова рассматривать дело в особом порядке, учитывая явку подсудимых с повинной, но тот не пошел сторонам навстречу и оставил общий порядок. Свое решение он объяснил тем, что нашел в деле «очень много интересного и непонятного». Вчера, проведя прения сторон, Сахипов вновь объявил перерыв в процессе. Следующее заседание назначено на 10 часов 1 ноября — ожидается последнее слово Киямова и Зариповой.