Альбина НафиговаФото предоставлено автором

«ДЛЯ ТЕХ, КТО БУДЕТ ГАДИТЬ В КОММЕНТАРИЯХ: БЮДЖЕТ ФОРУМА БЫЛ ВСЕГО 300 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ»

Кинокампус. Так назвали помещение, где три интенсивных дня, кроме кинопоказов, проходили презентации, стратегические сессии, отраслевые встречи и дискуссии.

Кинофестиваль. В программе показов участвовало и татарстанское кино. Это были конкурсанты и призеры последних лет казанского международного фестиваля мусульманского кино в игровом коротком метре. Они были показаны зрителю вечером первого дня кинопрограммы. (Барыкин — приз гильдии киноведов и кинокритиков, Юзеев — лучший короткометражный фильм, Данилов — участник конкурсной программы, Рахимбай — приз президента).

В особой номинации был показан и фильм внеконкурсной программы казанского кинофестиваля «Дети гор» — деликатная тема в мастерской обработке производства Ганы и США.

Прямо с утра первого дня был представлен и казанский форум «Время кино», который этой весной стал стартовой площадкой для сетевого проекта «Питчинг дебютантов». Эта масштабная акция по инициативе молодежного центра союза кинематографистов России и при поддержке ее партнеров (о них отдельно) охватила массу регионов. В некоторых из них питчинги с привлечением инвестиций прошли впервые.

Что я рассказала о форуме? Только правду: что он возник на одной инициативе, был проведен дважды в рамках кинофестиваля и вот впервые вышел в самостоятельное плавание. На весеннем форуме в сопряженном ритме работали мастерские (Разыков, Рубинштейн) для сценаристов и тактические мастер-классы (обозреватель канала «Россия», Скурихина и Ефим Майзель, «Искусство кино») по киножурналистике. Базой для акул пера стала Высшая школа журналистики (спасибо Леониду Толчинскому и Ляйсан Абдуллиной). Было все, даже кинобаттл, ток-шоу. Форум получил поддержку министерства культуры республики, которое принято в прессе ругать. Но чтоб вы знали: именно с легкой руки замминистра Гузель Шариповой и руководителя сектора Лии Гильмутдиновой, форум и прозвучал отдельно от кинофестиваля по-весеннему. Они ответили взаимностью на рисковое предложение, и он (риск) тогда получился очень благородным. Они сказали: «Делайте». И мы сделали.

Подготавливали весь форум всего четыре человека (плюс все работники кинотеатра «Мир») при горячей поддержке Дмитрия Якунина — исполнительного директора молодежного центра. Для тех, кто будет гадить в комментариях: бюджет форума был всего 300 тысяч рублей, которые выделил «ТатарКино», плюс 100 тысяч рублей призового фонда для сценарного конкурса от минкульта. — цифра, чтобы понять, насколько риск оказался оправданным. Неоценимый ресурс — люди: в дни проведения активно подключился коллектив «ТатарКино» во главе с Батраковым.

«ПОБЕДИТЕЛЬ ПИТЧИНГА УЖЕ В ПРОИЗВОДСТВЕ. ФИЛЬМ МЫ, СКОРЕЕ ВСЕГО, УВИДИМ НА КАЗАНСКОМ КИНОФЕСТИВАЛЕ СЛЕДУЮЩЕГО ГОДА»

Вложения в киноотрасль превысили бюджет во много раз. Не в два, и не в три, а больше. Даже не участвовавшие в питчинге люди получили полезные связи, поддержку и прочие бонусы питчингового общения. «Из Уфы с любовью» Айнура Аскарова, например, получил доработку звука и прокат от Свердловской киностудии. Мы потом проанализируем все, что произошло тогда, потому что для некоторых проектов жизненный цикл еще очень в начале пути. Молодым режиссерам оказали поддержку Алексей Петрухин (RFG), Михаил Чурбанов (Свердловская киностудия), Евгений Субочев (Canon), «МетаДрама» и другие партнеры молодежного центра.

Сам центр взял на попечение проект, который не попал в тройку призеров. Дополнительно была предложена помощь казанскому проекту сверх призового фонда. А победитель питчинга уже в производстве — фильм мы, скорее всего, увидим на казанском кинофестивале следующего года.

Еще казанское участие: поддержка Торгово-промышленной палатой (Артур Николаев). Поверх всех договоренностей палата пошла навстречу организаторам. «Кинолайф» предоставил свои ресурсы и призы. Несколько изданий, лояльных к кинотеатру «Мир», оказали крайне важную и дружескую информационную поддержку.

В совет экспертов вошли бывший и нынешний директора «ТатарКино», председатель казанских кинематографистов и руководитель кафедры кино. Отрасль была в сборе, как говорится. Это стало отдельным достижением форума, собрать мыслимые и немыслимые формы поддержки, независимый и массовый кинематограф и все направления (прокат, производство, образование).

«ЭТО БЫЛО ОЧЕНЬ КОРОТКО И ЯРКО, ПРОБЛЕМЫ ОДНИ И ТЕ ЖЕ, РАЗНИЦА В БЮДЖЕТАХ НЕБОЛЬШАЯ»

Многие из присутствующих в Сочи уже знали форум, слышали о нем. Выступать было легко. Атмосфера, которую создал Дмитрий Якунин, была безумно дружеской и продуктивной.

Стратегическая сессия. Нас разделили на группы, мне досталась «Фестиваль, продвижение, дистрибуция». В группе со мной были организаторы питерского «Начала», суздальского анимационного, Шукшинского из Алтая, челябинского и карельского кинофестивалей. Это было очень коротко и ярко, проблемы одни и те же, разница в бюджетах небольшая. Основа этих фестивалей, его ресурс и мотивация — не столько бюджет, сколько люди: и те, кто организует, и те, кто потом смотрит кино. На второй день мы озвучили тезисы, которые войдут в программные и структурные схемы работы кинематографистов России. У всех трех групп прозвучало желание консолидироваться, обмениваться опытом, проектами и инициативой, а желательно заиметь единый ресурс.

Мы от фестивальной группы предложили создать некую организацию-комиссию, которая будет состоять из программных директоров и позволит быстро обмениваться информацией, продвигать на фестивали российское кино, гасить фейки и выбирать лучший фильм (по мнению фестивальщиков). И уже потом «катать» это эхо по всей нашей большой фестивальной стране, а не только в пределах своего региона. А почему бы и нет? Мы смотрим по тысяче фильмов в год, причем не сливки, а все, из разных стран. Поэтому мы знаем геолокационные, тематические и прочие тенденции. И главное, мы знаем, как на это отреагирует наш зритель. Это чуть другой фокус, отличный от киноведческого взгляда и мнения прессы. И фокус этот близок к зрительской оценке.

Были в итоговом дне и советник по культуре, и председатель московского союза кинематографистов. Слушали внимательно, говорили сами.

Что понравилось особенно: и производство, и образовательная группа сразу; много заговорили о продвижении и прокате. Не было вообще слов про то, что мало дают денег в региональных минкультах, и вообще нытья не было. Был конструктив и позитив. Кейсы были тоже.

«КАК У НАС — ТЮРКИ, ФАРСИ, АРАБЫ, У НИХ — СКАНДИНАВЫ, А У СКАНДИНАВОВ ОЧЕНЬ ХОРОШЕЕ КИНО»

Алтай. Запущены залы по программе фонда кино, про Шукшинский я писала отдельно, поэтому коротко: вырос он из чтений, сейчас же кинофестивальная часть стала основной. «Из всех искусств...» — помните?

Башкортостан. Работают киношколы, снимается кино, «Из Уфы с любовью» пошло за пределы региона, а в Уфе его уже с апреля держат в залах. В первые недели поставили пять сеансов в день. Фильм отбился и начинает зарабатывать. Киноклуб — серьезный с мастер-классами, как и киношколы, — представила очаровательная Гульфия. Мы ведь соседки, а увиделись только в Сочи.

Так и соседние Карелия и Питер впервые узнали о друг друге здесь. Анна из Карелии восемь лет показывает экологическое кино. Международный фестиваль ни к какому ни к году, все по-честному. Настоящий международный. Как у нас — тюрки, фарси и арабы. У них — скандинавы, а у скандинавов очень хорошее кино.

Санкт-Петербург, который я вечно зову Питером, — оттуда было несколько представителей живой, интеллигентной кинематографической молодежи. Вообще, на примере питерской группы можно охарактеризовать событие. Якунин собрал не просто снимающих, он собрал тех, кто созидает, организует. И присутствие продюсерской, менеджерской крови было ощутимо.

Тюмень. Поразила. Совсем молодые юноша и девушка открыли медиапространство и объединили там создателей контента. Проект сногсшибательный и масштабный. Перспектив море, умеют вдохновлять и считать.

Ставрополь. Был представлен активным киношником. Он, кстати, послушал про фестиваль и спросил, не хочу ли я в Дагестане провести показы. А может, даже сделать фестиваль. Как, вы думаете, я ответила? «Конечно хочу». Потому что чем больше зрителей удается осчастливить, тем лучше для кино.

Екатеринбург представил Михаил Чурбанов, в его истории киностудии были перспективные графики, был Хакатон, были киношколы и кинопроекты, был «Человек труда» — еще один фестиваль.

Юра Яшников из Иркутска — режиссер и организатор байкальского питчинга — прекрасный оратор. Он подвел итоги сессии по киносообществам и образованию. К нему присоединился Олег Богатов из Москвы.

Ярославль и Челябинск были представлены своими молодежными центрами, проектами и инициативами.

Оказалось, что пиарщик анимационного фестиваля в Суздале организует еще один фестиваль в Крыму, где наше татарстанское кино уже ждут.

Мы называли друг друга по именам и городам. И наше общение прекрасно совпадало с пульсом всемирного фестиваля молодежи и студентов.

«ГРАМОТЫ ОТ НИКИТЫ МИХАЛКОВА ПОЛУЧИЛИ ОРГАНИЗАТОРЫ ПИТЧИНГОВ. КАЗАНЬ В ИХ ЧИСЛЕ»

Третий день — было празднование пятилетия молодежного центра союза кинематографистов. Это было красиво, торжественно и дружелюбно. Статусные гости и совсем юные кинематографисты общались без каких-либо преград, придуманных схем и водораздела на возраст и положение. Было очень здорово! Получить оценку своей деятельности в этой компании и в этой атмосфере было особенно приятно. Грамоты от Никиты Михалкова получили организаторы питчингов. Казань в их числе. Но самое продуктивное, что удалось пообщаться и заручиться поддержкой для своих проектов. Это называется найти стратегических партнеров.

В скором времени в Казани появится отдельное бюро по сопровождению фильмов, организации кинопроектов и продвижению кино. Акцент: креативные стратегии, организация альтернативных кинопоказов и работа с фестивальным контентом. У нас есть поддержка союза, инициативные регионы, и мы хотим быть полезными для своего кино.

В данный момент сотрудники этой организации работают в составе проекта с Камилем Лариным, в планах еще два полных метра. Помимо этого никто не отменял массу кинофестивалей, форум и большой фестиваль.

С кем будем работать? Со всеми структурами, кто снимает кино. Мы будем сотрудничать со всеми официальными киносообществами, учреждениями и поддерживать независимое кино. На нашем четвертом форуме была секция «Generation P: PR, продвижение, промо, провокация». Вот чем и надо заниматься сегодня. И встреча с коллегами в Сочи это подтвердила. Подробности будут, следите за новостями.

Альбина Нафигова