АКТАНЫШСКИЕ РАКИ ДОСТАВЛЯЛИСЬ В МОСКВУ И РЯД РЕГИОНОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ СТРАНЫ

Накануне следственное управление СКР по Татарстану и сотрудники УБЭП МВД по РТ, заручившись поддержкой управления собственной безопасности МВД по РТ, провели в Актанышском районе целую спецоперацию по поимке организованной преступной группы, промышлявшей незаконной ловлей раков. Детали операции, которая была проведена в ночь с 16 на 17 октября, корреспонденту «БИЗНЕС Online» раскрыл старший помощник руководителя следственного управления СКР по РТ Андрей Шептицкий. Он рассказал, что только в ходе процедуры у браконьеров изъяли более 28 тыс. раков, предварительная стоимость которых оценивается в 1 млн рублей. Ворвавшись на территорию импровизированного ангара, полиция задержала предполагаемых браконьеров с поличным — в тот момент, когда они грузили раков в припаркованную «газель».

Незаконный промысел, по данным следствия, процветал с 2015 года, когда рак на территории Татарстана еще был занесен в Красную книгу. Членистоногих ловили с помощью специальных раколовок в акваториях рек Белая, Кама и Волга, а продукция сбывалась в Москве и ряде других регионов центральной части страны. Извлеченный за три года доход, по оценке следователей, составил более 20 млн рублей. И если 30 тыс. раков потянули на миллион рублей, то можно предположить, что браконьеры за три года выловили не меньше 600 тыс. членистоногих. «Следствие полагает, что покровительство участников преступной группы могли оказывать должностные лица, в связи с чем выясняется наличие возможной связи подозреваемых с работниками ветеринарных служб, Росрыболовства по РТ, полиции и иных ведомств», — сказано в официальном пресс-релизе СУ СКР по РТ.

По данным источников «БИЗНЕС Online», уголовное дело было возбуждено 16 октября по ч. 3 ст. 256 («Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов») и ч. 1 ст. 285 («Злоупотребление должностными полномочиями»), его расследованием занимается второй отдел СК по особо важным делам, специализирующийся как раз на должностных преступлениях. Пока что фигурантов в деле четверо — это некие Ахметгараев, Егоров, Хазиев и Сахапов, им грозит максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет. При этом, по словам источников издания в правоохранительных органах, всего в ходе спецоперации были задержаны 8 человек. Статус остальных предполагаемых браконьеров пока не ясен. Всех задержанных доставили в Казань для определения меры пресечения и проведения следственных мероприятий.

РАКОЛОВКИ В НЕСКОЛЬКИХ РАЙОНАХ И ВЗЯТКИ ЧИНОВНИКАМ

Другой источник «БИЗНЕС Online» в правоохранительных органах рассказал, что число задержанных может быть и больше, учитывая то обстоятельство, что в преступной схеме якобы были задействованы несколько должностных лиц. 8 человек были задержаны только в Актанышском районе, а следственные действия проведены также в Набережных Челнах, Тукаевском и Алексеевском районах. Сколько человек повязали там, неизвестно, более того, задержания могут продолжиться.

Наибольший интерес в деле представляет предполагаемое участие должностных лиц, которые покрывали промысел, в том числе незаконно обеспечивали злоумышленникам ветеринарные разрешения и все необходимые справки для транспортировки и дальнейшей продажи выловленных раков. Источники «БИЗНЕС Online» утверждают, что в числе задержанных есть и один сотрудник ОВД МВД России по Актанышскому району, против которого «рыбаки» уже дали показания. По их словам, этот сотрудник полиции «закрывал глаза» на происходящее за взятку в 50 тыс. рублей.

Уже пострадал, по нашим данным, начальник отдела МВД по Актанышскому району подполковник полиции Алмаз Нургалиев, возглавивший отдел только в феврале этого года. По сведениям нашего издания, он был смещен с должности, а исполняющим обязанности назначен его первый заместитель. Проверить эту информацию пока не удалось — рабочий телефон Нургалиева, указанный на сайте УВД Актанышского района, был непрерывно занят в течение нескольких часов. По словам наших собеседников, история с раками в силу своей специфики и участвующих в деле лиц находится чуть ли на контроле у руководителя МВД по РТ Артема Хохорина. Получить оперативно комментарий министерства внутренних дел по Татарстану или СУ СКР по РТ корреспонденту «БИЗНЕС Online» не удалось.

Остается неизвестной также и судьба изъятых раков. По одной информации, часть из них была отпущена обратно в реки, а часть погибла. Начальник отдела Средневолжского территориального управления Росрыболовства по РТ Марсель Самигуллин, до которого дозвонился корреспондент издания, отказался комментировать ситуацию. Заместитель начальника управления по охране и использованию объектов животного мира РТ Юрий Матвеев заметил, что квоту на вылов раков никто не выдает, поскольку это неквортируемый вид ресурсов, поэтому не может быть никаких «законных» бригад по лову раков. «До 2016 года длиннопалый рак был видом, которому грозило исчезновение, сейчас он выведен из Красной книги. Так что лов раков в личных целях не запрещен, запрещена ловля в промышленных масштабах», — заключил собеседник издания.

«СЕЙЧАС РАКОВ СТАЛО ЗАМЕТНО БОЛЬШЕ, ОНИ ДАЖЕ НА УДОЧКИ ПОПАДАЮТСЯ, СПИННИНГИ»

«БИЗНЕС Online» обратился к экспертам с просьбой оценить ущерб, который был нанесен природе преступными действиями.

Назим Псардия — заместитель Казанского межрайонного природоохранного прокурора:

— Ущерб в миллион рублей очень значительный, но браконьерский лов раков у нас не так часто выявляется. Это связано с тем, что, как у всех экологических правонарушений и преступлений, в сфере браконьерской ловли рыбы высокая латентность. Отмечу, что не вся ловля раков является незаконной, это тоже надо учитывать. В Татарстане за 9 месяцев текущего года было возбуждено 113 дел по статье 256 УК РФ («Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов»), в суд направлено 84. Казанская межрайонная природоохранная прокуратура совместно с Росрыболовством, Роспотребнадзором и федерацией рыболовов РТ проводит проверку по выявлению лиц, занимающихся незаконной реализацией рыболовных сетей и других запрещенных орудий лова. В результате мероприятий изъято более 1000 единиц запрещенных орудий лова на общую сумму более 250 тысяч рублей. В отношении двух лиц прокуратура возбудила административные производства, суд назначил им наказание в виде штрафа — 3 тысячи рублей. Кроме того, Казанская межрайонная природоохранная прокуратура провела интернет-мониторинг и выявила 43 сайта, на которых было более тысячи ссылок на материалы, противоречащие законодательству об охране окружающей среды. На сайтах продавались электроудочки и запрещенные к ввозу из других государств в РФ рыболовные сети.

Михаил Горшков — научный сотрудник татарского отделения Государственного НИИ озерного и речного рыбного хозяйства:

— Рак, конечно, пользуется спросом, но я бы не сказал, что его ловля приобрела массовый характер. По крайней мере, я не слышал, чтобы в Татарстане было много бригад, ориентированных именно на добычу раков. В Татарстане раки встречаются на Нижнекамском водохранилише, в Камско-Икской пойме — там хорошие угодья для раков, ну и на Куйбышевском водохранилище, где развиты поймы, — это их места.

Раков вывели из Красной книги только в прошлом году. Но я бы не сказал, что это способствовало росту числа браконьеров-раколовов (за незаконную добычу краснокнижных животных действует ст. 258.1 УК РФ, в ней предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы на 7 летприм. ред.) — для браконьеров Красная книга не регламент, они их добывали, добывают и будут добывать. Объем добычи зависит от спроса: если товар пользуется популярностью, его будут добывать. Взять тех же осетровых — они в международной Красной книге, но на Каспии ими как промышляли, так и промышляют. Наоборот, это повышает их потребительскую стоимость.

Сейчас численность раков в Татарстане восстановилась, но до промыслового запаса пока не дотягивает. Это как раз предмет наших наблюдений, мы смотрим, когда и в каком количестве их можно будет использовать для промысла.

Роберт Таховиев — рыболов, президент РОО «Татарстанский рыболовный клуб»:

— Основными потребителями раков являются магазины, рынки, заведения общепита, которые продают раков, — по ним можно судить об объемах незаконной ловли этих членистоногих в республике. А те, кто этим промыслом занимается, — в тени, так как лов браконьерский.

Рак, в отличие от рыбы, — это более прибыльный бизнес, поскольку является деликатесом, его стоимость находится на уровне креветок. Кроме того, раков технически проще перевозить и хранить. Рыба требует определенных условий хранения, а рак может обходиться вообще без воды.

Технически раков ловят на раколовки. Это ловушки, внутрь которых помещают приманку в виде мяса, и раки в них заползают, то есть ловить их технически проще, чем рыбу. Сейчас раков стало заметно больше, они даже на удочки попадаются, спиннинги. Это говорит о том, что они интенсивно размножаются, вода другая стала, так как интенсивных сбросов сейчас нет, ракам стало комфортнее жить.

Но я бы хотел сказать, что выращивание раков — это хорошая идея для малого бизнеса, почему-то никто об этом не задумывается. Есть синий австралийский рак, который быстро растет и дает очень высокую доходность.