Кто помог артистке без диплома консерватории покорить татарскую сцену, когда увековечат память «царицы моң» и для чего, по мнению Альфии Авзаловой, нужен супруг. Ответы на эти вопросы прозвучали во время концерта «Сагыну», который прошел в «Пирамиде». На нем побывал и корреспондент «БИЗНЕС Online».
Вечер «Сагыну» был посвящен легенде татарской песни Альфие Авзаловой, скончавшейся 15 июня этого года
«БЫВАЛО, ТОЛЬКО ПРИЕДЕМ С ГАСТРОЛЕЙ, А АЛЬФИЯ ЗВОНИТ: «ЧТО-ТО СКУЧНО СТАЛО»
Необычную для современной жизни картину довелось наблюдать корреспонденту «БИЗНЕС Online» накануне вечером возле казанской «Пирамиды». Пришедшие в культурно-развлекательный центр, как в старые добрые советские времена, еще за час до начала мероприятия спрашивали друг у друга, нет ли лишнего билетика. Только вот, в отличие от позднего «застоя», это был не ночной сеанс в кинотеатр, куда молодежь валила валом, особенно на места для поцелуев, да и публика отличалась солидным возрастом. Почти все — пенсионного возраста. Их желание вполне объяснимо, ведь вечер «Сагыну» («скучать», «тосковать») был посвящен легенде татарской песни Альфие Авзаловой, скончавшейся 15 июня этого года.
Зульфия Нигмедзянова: «У нас татары как делают? Приходят перед концертом и покупают билеты — вот так получилось, хотя уже вчера билетов не было»
Как и предполагалось, прошел он при полном аншлаге, пригласительные достались не всем желающим, даже многие близкие «моң патшабикәсе» («царицы моң») не смогли туда попасть. «Пригласительные дали нам, а вот билетов не хватило. Билеты очень долго не продавались, я даже удивилась, почему так. У нас татары как делают? Приходят перед концертом и покупают билеты — вот так получилось, хотя уже вчера билетов не было», — удивляется младшая дочь Авзаловой Зульфия Нигмедзянова. Вот и народный артист Татарстана, баянист Рамиль Курамшин, который пришел в «Пирамиду» как рядовой зритель, вынужден был долго стоять около входа и ждать, когда ему вынесут пригласительные. Курамшин, 70-летний юбилей которого с помпой прошел в Татгосфилармонии три недели назад, много лет был аккомпаниатором Авзаловой. «Есть большое чувство потери, хотя она и хорошо, долго пожила, есть грусть, — говорит он. — Альфия апа была удивительным человеком, любила юмор, шутки, но, если надо, была и строгой. Молодых музыкантов, которые, бывало, шалили, быстро на место ставила. Очень любила справедливость». Супруга Рамиля абыя Розалия Курамшина и вовсе не сдерживает своих чувств: «До сих пор плачем, скучаем, глаза наполняются слезами».
Другой баянист, Фанис Гильмутдинов, также много лет был аккомпаниатором Авзаловой
Как простые зрители на «Сагыну» пришли и другие артисты из ансамбля «Казан утлары», где блистала звезда татарской эстрады. Например, Сания и Карим Габидуллины. Карим абый говорит про Альфию, что она все время думала о работе: «Бывало, только приедем с гастролей, а Альфия звонит: „Что-то скучно стало“. А я удивляюсь, ведь только что с гастролей приехали, даже дня не прошло! Тогда, говорит, я еду к вам в гости. И так более 40 лет. Ездили на курорты все вместе, все время вместе — на работе и дома». Габидуллины верят, что Альфия апа, счастливая при жизни, обрела покой и на том свете. К тому же, как рассказала старшая внучка Авзаловой Иделия Исхакова, во сне она видела свою бабушку в хорошем расположении: «Видела ее в раю — она на зеленой сочной траве. Был плед белый, и на этом белом пледе она в белом платье, молодая». К слову, мама Иделии, Гузель Авзалова, сообщила корреспонденту «БИЗНЕС Online», что вечер памяти организовали без привязки к какой либо дате: «Четыре месяца прошло, очень истосковались все».
Почтить память Авзаловой и спеть на концерте изъявили желание более двух десятков исполнителей — как молодых, так и именитых
СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ
Тем временем за кулисами сцены артисты готовились к выступлению. Почтить память Авзаловой и спеть на концерте изъявили желание более двух десятков исполнителей — как молодых, так и именитых: Зухра Шарифуллина, ФердинанД Салахов, Зухра Сахабиева, Искандер Биктагиров, Хамдуна Тимергалиева, Шамиль Ахметзянов, Зиля Сунгатуллина, Газинур Фарукшин, Римма Ибрагимова, Рашит Сабиров, Зульфия и Жавит Шакировы, Расим Низамов, Венера Ганиева, Филюс Кагиров, Гульдания Хайруллина, Сирина Зайнетдинова, Марсель Вагизов, Чулпан Юсупова, Раяз Фасихов, Зульфира Шайдуллина, Флорит Гиздатуллин, Гульсирень Абдуллина, Азат Абитов.
Известно, что при жизни «царица моң» особо выделяла двух певиц, даже называла их наследницами. Это скончавшаяся на 40-й день после похорон Авзаловой Хания Фархи и Хамдуна Тимергалиева. В гримерке Хамдуна апа рассказала о том, как она тоскует по своей сценической маме: «Как не скучаем?! Мы ведь на ее песнях выросли! Много ездили вместе на гастроли. Много было интересных моментов, но о самых интересных не расскажешь!» Этими историями в возрастном цензе +16 артисты щедро, но не под запись делились с корреспондентом «БИЗНЕС Online».
Венера Ганеева: «С учеником исполняем песню из репертуара Альфии апы. Мы все по ней скучаем, она показала нам дорогу на сцену, привила любовь к искусству. Оставила наследство — свой голос. Великая артистка!»
Надо отметить, что среди зрителей не было VIP'ов, возможно, все они пошли на юбилейный вечер Лидии Ахметовой, состоявшийся в тот же день в Татгосфилармонии. Как бы там ни было, многие пришли в «Пирамиду». «О вечере памяти Альфии Авзаловой я уже давно знала, меня пригласили, — говорит эстрадная певица Венера Ганеева. — А на концерт Лидии Ахметовой никто не приглашал. Поэтому я здесь: с учеником исполняем песню из репертуара Альфии апы. Мы все по ней скучаем, она показала нам дорогу на сцену, привила любовь к искусству. Оставила наследство — свой голос. Великая артистка!» Сунгатуллина, другая оперная звезда, к тому же профессор консерватории, о таланте Авзаловой рассуждает с восхищением: народный самородок, сумевший без музыкального образования покорить сердца зрителей. «Так может быть, — рассуждает Сунгатуллина. — Когда она пришла в ансамбль, с ней работали большие музыканты, например Александр Ключарев (1906–1972; советский композитор, дирижер и пианист — прим. ред.)... Потом она всю жизнь работала над собой. Все время в искании, в работе, никогда не ленилась. Даже в последние годы брала в руки бумагу и заучивала новые песни. У нее самообразование было сильным. Да, она не окончила консерватории, но ведь там обучают академическому вокалу, а она была народной певицей. Как Зыкина, хотя та и училась в училище, это самородки, вышедшие из народа. Рядом должны быть еще большие музыканты, которые помогали бы такому певцу».
Зиля Сунгатуллина: «Да, она не окончила консерватории, но ведь там обучают академическому вокалу, а она была народной певицей»
Хоть в списке ранее заявленных артистов не было Зайнап Фатхетдиновой, она пришла за кулисы примерно за 5–7 минут до начала концерта. Вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» «Вы здесь как певица или как зритель?» привел артистку в недоумение: «Это естественно! Непонятно разве, что к Альфие апе я пришла петь?!»
На экран вывели часть интервью с самой «моң патшабикәсе», где она рассказывала о рецепте простого женского счастья
ЗВЕЗДА, НЕ ЛЮБИВШАЯ МАТЕМАТИКУ, ЗАТО С ЧУВСТВОМ ЮМОРА
Вели концерт сотрудники «Болгар радиосы» Ильфар Каримов и Гульназ Файзрахманова — подразделение ТНВ было организатором вечера памяти «Сагыну». Началась программа с рассказа о детстве Авзаловой, на большом экране мелькали кадры послевоенной Казани, потом пошла видеонарезка из песен легенды татарской эстрады. Первой выступила молодая певица Юсупова. Она, как и многие вчера, исполнила произведение из репертуара «царицы моң». Ведущие зачитывали отрывки из писем поклонниц Авзаловой, которым в разные годы довелось общаться с ней. На экран вывели интервью с учительницей математики юной Альфии: оказалось, квадратные уравнения нелегко давались будущей звезде. «Я ставила ей тройки, жалела: ну как можно сироте влепить двойку?» — говорит с экрана Марзия апа. Таких трогательных моментов было предостаточно. На экран вывели часть интервью с самой «моң патшабикәсе», где она рассказывала о рецепте простого женского счастья: «Сейчас иногда бывает, что красота мира меркнет. Оказывается, нельзя оставаться одинокой. В молодости об этом не думала — хоть кривой, хромой, но нужен муж рядом. Вместе чай попить, поговорить, посекретничать, а так необходимости в нем нет». Это рассуждение привело зал в восторг.
Первые оглушительные аплодисменты были после выступления Газинура Фарукшина
Первые оглушительные аплодисменты были после выступления Фарукшина, народ долго не отпускал со сцены Салахова, Тимергалиеву, Абдуллину, Зайнетдинову и многих других. Шоумен Шакиров рассказал о чувстве юмора «царицы моң»: «Она меня по имени не называла, звала Шакиром. Помню, проводили ее 75-летие, на сцене была декорация в виде домиков. На одном написано 75, на другом — 57: это о творческой деятельности. Она говорит: Шакир, давай о 75-летии ни слова, говори только о 57 годах».
Народ живо реагировал на выступления, а один раз зал даже пел. Гармонист, аккомпаниатор Авзаловой Кирам Сатиев поведал о том, как на радио записывали одну из известных песен «Картая мени соң йөрәк» («Разве стареет сердце?»), потом наиграл ее мелодию и попросил зрителей спеть. Они это сделали с большим удовольствием.
Как показал вечер памяти «Сагыну», народ не забыл свою любимицу. Сейчас идет речь об увековечении ее памяти. Как сказала дочь Альфии апы Зульфия Нигмедзянова, сегодня днем в министерстве культуры Татарстана как раз должно пройти совещание, посвященное этому вопросу. Возможно, скоро одна из улиц Казани будет носить имя Альфии Авзаловой.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.