По итогам июля-сентября абсолютным лидером среди получателей госзаказа с суммой 1,8 млрд рублей стало АО «Татавтодор», которое возглавляет Айрат Шаймиев(слева) По итогам июля – сентября абсолютным лидером среди получателей госзаказа с суммой 1,8 млрд рублей стало АО «Татавтодор», которое возглавляет Айрат Шаймиев (справа) Фото: prav.tatarstan.ru

«СУБЧИКИ» ШАЙМИЕВА: ОТ МОСКВЫ ДО УЛЬЯНОВСКА

Закончился третий квартал, и уже совсем скоро завершится «высокий сезон» у дорожных строителей. Впрочем, если верить официальным документам, плановые работы на дорогах в Татарстане случаются и в декабре. Однако бо́льшую часть бюджетного урожая дорожники, разумеется, снимают в летние месяцы. Неудивительно, что по итогам июля – сентября абсолютным лидером среди получателей госзаказа с суммой 1,8 млрд рублей стало АО «Татавтодор», которое возглавляет Айрат Шаймиев. И хотя в первом квартале компания вообще осталась за рамками нашего рейтинга, следующие полгода она провела столь плодотворно, что по итогам 9 месяцев лидирует в зачете. Собрав к 1 октября 4,2 млрд рублей госконтрактов, «Татавтодор» имеет все шансы отпраздновать в январе и общую победу.

При составлении прошлого рейтинга мы обратили внимание на интересную особенность тендеров с участием дорожников Шаймиева. Конкурсная документация частенько грешила утверждением, что «Татавтодор» — субъект малого и среднего предпринимательства, хотя скорее канат пройдет сквозь игольное ушко, чем эта компания — по критериям МСБ. Такая картина сохранилась и по итогам третьего квартала: в этом мы убедились, заглянув в портфель «Татавтодора». В целом среди заказчиков здесь лидирует ГКУ «Главтатдортранс» (так, два контракта на ремонт дорог общего пользования были оценены в 206 и 164 млн рублей), но не брезгует госкомпания и небольшими подрядами от районных исполкомов.

При этом изменчивый статус «Татавтодора» вовсе не зависит от прописанных в контракте сумм. Например, закупка на 18,5 млн рублей от исполкома Аксубаевского района ничем не выдает принадлежность подрядчика к МСБ. Однако в договоре с ГКУ на ремонт 14 участков дорог ценой 142 млн рублей «Татавтодор» снова наделен этим статусом, дающим определенные преференции.

 Одним из крупнейших поставщиков «Татавтодора» выступает АО «ТАИФ-НК». По одному мартовскому договору производитель топлива обязан поставить дорожникам нефтяного битума на 373,1 млн рублей, а по августовскому — еще на 78,3 млн рублей Одним из крупнейших поставщиков «Татавтодора» выступает АО «ТАИФ-НК». По мартовскому договору оно обязано поставить дорожникам нефтяного битума на 373,1 млн рублей, а по августовскому — еще на 78,3 млн рублей Фото: prav.tatarstan.ru

Безусловно, можно порадоваться за субподрядчиков и поставщиков компании. Одним из крупнейших поставщиков «Татавтодора» выступает АО «ТАИФ-НК», входящее в группу «ТАИФ». Так, только по одному мартовскому договору производитель топлива обязан поставить дорожникам нефтяного битума на 373,1 млн рублей, а по августовскому — еще на 78,3 млн рублей. К слову, ООО «ТАИФ-НК АЗС» с госзаказами на 233 млн рублей заняло 26-ю строчку нашего квартального рейтинга. Речь идет о десятках некрупных договоров на поставку бензина и дизельного топлива бюджетным учреждениям.

Многочисленные крошки с щедрого стола «Татавтодора» падают и его «субчикам». К примеру, 5 сентября казанское ООО «ПСО „Ремстрой“» Азата Гарипова выиграло 12-миллионный субподряд по устройству искусственных сооружений при ремонте автодороги Рыбная Слобода – Янчиково. При этом весь портфель заказов компании сформирован исключительно за счет «Татавтодора»: в текущем году ей перепало заказов на 26,4 млн рублей. Гарипов и в 2016-м регулярно получал заказы от Айрата Шаймиева, но на другое юрлицо, лишь созвучное нынешнему, — ООО «Ремстрой».

В выборе субподрядчиков «Татавтодор» не ограничивает себя рамками одного региона. Особо удача в третьем квартале благоволила молодой (существует с февраля 2016 года) ульяновской фирме «Строй-Альянс» Василия Нейфа. В общей сложности она получила 39 млн рублей: к примеру, 7 млн — на устройство земляного полотна реконструируемой дороги Казань — Шемордан — Ямбулат. Госконтрактов с другими заказчиками «Строй-Альянс» в текущем году не заключал.

Похожая ситуация и с чебоксарским ООО «ДорСтройСервис» Альберта и Рузили Софьиных. Весь портфель за текущий год суммой 170 млн рублей сформирован исключительно заказами от «Татавтодора». К примеру, в январе на эксклюзивных условиях «закупка у единственного поставщика» «ДорСтройСервис» получил субподряд на ремонт автодороги Чистополь — Нижнекамск за 50 млн рублей; в июне — Мамадыш — Кукмор — Кляуш — Комаровка за 44 млн рублей; в августе — второй очереди дороги Муслюмово — Старое Саитово — Туруш за 23 млн рублей.

Во всех случаях стартовая, она же максимальная, цена контракта не снижалась.

Еще один пример — московское ООО «МонолиТ» Хабира и Ильдара Кутдусовых. Портфель заказов компании за 9 месяцев на 64,4 млн рублей сформирован исключительно за счет «Татавтодора», включая свежий сентябрьский субподряд по укреплению дороги Казань — Шемордан — Ямбулат за 4,2 млн рублей. Также мы обратили внимание на казанское ООО «Линда», в текущем году собравшее заказов от «Татавтодора» на сравнительно скромные 8,2 млн рублей. Любопытный момент: ключевым учредителем «Линды» выступает «КЭР Холдинг» Хамиса Махянова. То есть иногда и большой рыбе что-то перепадает на субподрядах.

В целом же можно констатировать: «Татавтодор» исправно перераспределяет свой оптовый портфель по тем же субъектам МСБ, которые, видимо, для удобства администрирования не участвуют в прямом конкурсном отборе. При этом, как у любой уважающей себя акулы бизнеса, у компании есть список доверенных «рыб-прилипал», а экономия бюджетных средств стремится к нулю, чего, кстати, не скажешь о крупных торгах для поставщиков (не подрядчиков) «Татавтодора», здесь претенденты бьются уже всерьез, снижая стартовую цену от 5% до 20%.

УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЗАПЛАТИЛО МИЛЛИАРДЫ ТЕНЕВОМУ «КНЯЗЮ»

«Серебро» среди получателей госзаказа занимает управление капитального строительства РТ, собравшее почти 1,4 млрд рублей. Опять же, портфель государственного акционерного общества интереса не вызывает, на 99% это заказы от фонда газификации и энергосберегающих технологий РТ. Классический пример — 154 млн рублей по договору ремонта инженерных сетей в Уразаево, Тумутуке, Буралах и других.

Однако, как и в случае с «Татавтодором», любопытно другое. УКС не само выполняет все работы, а с завидным постоянством на его конкурсах побеждает сабинское ООО «Газаквастрой» Салавата Сафиуллина. Также Сафиуллин является учредителем ООО «Высокогорские коммунальные сети», плюс в стадии ликвидации находятся принадлежащие ему «Муслюмовские КС» и «Балтасинские КС». Причем буквально в сентябре уже были ликвидированы оформленные на Сафиуллина «Тетюшские КС», «Сармановские КС», «Шугуровские КС», «Камско-Устьинские КС».

Столь массовая ликвидация «Коммунальных сетей» вряд ли сильно расстроила Сафиуллина. Его «Газаквастрою» за три года удалось выиграть заказов на 7,9 млрд рублей! Свыше 90% из них приходится на УКС, и все они заключались без какой-либо скидки от начальной цены. Хотя, скажем, на конкурсе у «Таткоммунэнерго» в феврале текущего года «Газаквастрой» подвинулся на 22% до 3,4 млн рублей.

Как видим, в скучнейших портфелях госструктур порой можно обнаружить если не теневого чемпиона, то уж точно одного из лидеров госзаказа. Такие компании не всплывают в прямых договорах с бюджетными организациями и не отражаются в официальном рейтинге единого портала госзакупок.

 «Татлизинг» собрал заказов на 1,13 млрд рублей. 557 млн. рублей заполучило по договору с ГИСУ РТ на ремонт 26 больниц. Еще 241 млн рублей компании выделили  на работы в Горькинском и Ометьевском лесопарках Казани «Татлизинг» собрал заказов на 1,13 млрд рублей. 557 млн рублей заполучило по договору с ГИСУ РТ на ремонт 26 больниц. Еще 241 млн рублей компании выделили на работы в Горькинском и Ометьевском лесопарках Казани / Фото: «БИЗНЕС Online»

ЩЕДРЫЙ «ТАТЛИЗИНГ» НА РАЗДАЧЕ НЕ ЭКОНОМИТ

В тройке призеров нашего рейтинга еще один господрядчик — «Татлизинг», собравший заказов на 1,13 млрд рублей. На мелочи он не разменивается. Половину этой суммы, а точнее 557 млн рублей возглавляемое Ниязом Ситдиковым предприятие заполучило по договору с ГИСУ РТ на ремонт 26 больниц. Еще 241 млн рублей компании выделили на работы в Горкинском и Ометьевском лесопарках Казани. Кроме того, 161 млн рублей весит контракт по благоустройству двух набережных — в поселке Красный Ключ Нижнекамского района (63 млн) и в Набережных Челнах (98 млн). Контракт, кстати, датирован 7 июля, а 1 сентября уже состоялось официальное открытие челнинской набережной им. Тукая.

В «больничной» же госзакупке «Татлизинг» де-факто является лишь посредником. Получив этот аппетитный пирог от республики, госкомпания нарезала его на куски сообразно своему усмотрению. Кому повезло стать субподрядчиками? Не снизив стартовую цену, компания «Леста строй» Рената Хайруллина получила 38 млн рублей (данных о других претендентах на контракт тоже нет). Компания редко выигрывает госконтракты, это лишь второй ее договор за два года.

ООО «Теплоника-М» Искандера Хайруллина получило 18 млн рублей «больничных» как единственный поставщик. При этом фирма — опытный участник игр вокруг госзаказа, собравший за свою историю портфель на 229 млн рублей. Из ее свежих побед можно отметить августовский контракт на ремонт кровли КНИТУ-КАИ за 6,9 млн рублей — тоже без скидки. Впрочем, последнее вызывает вопросы скорее к организаторам конкурса. Ведь в целом на конкурентных торгах «Теплоника» готова подвинуться, если того требует момент. Так, в июле компания заполучила договор от ГКУ Севастополя «УЭОГХ» на капремонт водопровода по улице Хрусталева за 3 млн рублей, ужавшись от начальной цены на 18,1%. И это нельзя списать на какие-то особые крымские реалии, местные заказчики также добивались скидок от Хайруллина. Например, ГБУ РТ «Учебно-опытный пригородный лесхоз» заключило с «Теплоникой» договор на благоустройство заказника «Голубые озера» за 7,8 млн рублей, что на 13% ниже стартовой цены. Но мудрый «Татлизинг» лучше, чем слепая стихия рынка, знает, что и сколько стоит.

Можно привести еще массу примеров. Так, к капремонту объектов здравоохранения подключилось и ООО «Реставратор» Рустема Хасанова. Ему как единственному поставщику — то есть снова без скидок — впервые достался контракт от «Татлизинга» на 97 млн рублей. До февраля 2016 года компания была оформлена на Эдуарда Замалютдинова, до августа 2016 года ее возглавлял Юрий Миронов. И вновь обращаем внимание: не всегда тому же «Реставратору» удавалось обойтись без снижения цены. Скажем, в октябре 2015 года исполком Казани прогнул подрядчика на 20,5% при ремонте здания управления жилищной политики.

«СК Волга-Автодор» успела набрать заказов на 645 млн рублей. Львиная доля от этой суммы приходится на мартовский заказ ГИСУ на строительство и монтаж оборудования в многострадальном «Салават Купере» Фирма «СК Волга-Автодор» успела набрать заказов на 645 млн рублей. Львиная доля от этой суммы приходится на мартовский заказ ГИСУ на строительство и монтаж оборудования в многострадальном «Салават Купере» Фото: metshin.ru

БЫВШИЙ НАЧАЛЬНИК КОЛОНИИ РУЛИТ ОДНОЙ ИЗ «ВОЛГА-АВТОДОР»

Не будем перечислять всех небольших «субчиков» «Татлизинга». Но в общей массе все же выделяется несколько действующих лиц — в первую очередь «СК Волга-Автодор» Ильназа Валиева. Показав в прошлом году выручку 11,6 млн рублей, в текущем компания уже успела набрать заказов на 645 млн рублей. Львиная доля от этой суммы приходится на мартовский заказ ГИСУ на строительство и монтаж оборудования в многострадальном «Салават Купере», от «Татлизинга» же фирме в сентябре перепало 22 млн рублей. У столь успешного подрядчика довольно любопытно выстроилась цепочка бенефициаров. Изначально учредителем фирмы выступал Станислав Шевырев, на которого в том числе была оформлена фирма «СК Дорстрой». Ее директором в 2014 году являлся бывший начальник ИК-3 в Марий Эл Максим Титов. Сейчас Титов возглавляет ООО «УК Волга-Автодор», которое за 2015–2016 годы собрало заказов на 608 млн рублей и, похоже, теперь просто передало эстафету одноименной СК.

Есть в перечне подрядчиков «Татлизинга» и известные всей республике фамилии. Так, в июле контракт суммой 124 млн рублей на реконструкцию тренировочной площадки ушел к ПСО «Казань» Равиля Зиганшина.

В сентябре 138 млн рублей от «Татлизинга» на ремонт клиник досталось ООО «Алтын Групп», которое на паритетных началах учредили Рустем Сафиуллин и Александр Хегай. Ранее в апреле текущего года компания «Алтын Групп» также на условиях единственного поставщика заключила контракт в 24 млн рублей на ремонт казанского радиомеханического колледжа. В общей сложности за свою историю она выиграла контрактов на 198 млн рублей, и львиная доля их приходится на «Татлизинг».

Наконец, 53 млн рублей перепало ООО «Рам-Строй» Рамиля Галиуллина. Это также крупнейший за всю историю компании контракт, суммарный ее портфель составляет 67 млн рублей. Фигура ее учредителя интересна тем, что с февраля 2016 года по май 2017 года Галиуллин был директором МУП «А по ТП ЕМР», занятым территориальным планированием Елабужского района.

Госжилфонд возглавляемы Талгатом Абдуллиным получила заказов на 730 млн рублей. Половину этой суммы принес  контракт с управлением жилищной политики казанского исполкома Госжилфонд, возглавляемый Талгатом Абдуллиным, получил заказов на 730 млн рублей. Половину этой суммы принес контракт с управлением жилищной политики казанского исполкома Фото: prav.tatarstan.ru

ШОППИНГ В ГОСЖИЛФОНДЕ: КВАРТИРЫ ДЛЯ «ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ» КАЗАНИ И СИРОТ

Несколько особняком в этом перечне стоит Госжилфонд при президенте РТ (6-е место), который возглавляет Талгат Абдуллин. Данная некоммерческая организация получила заказов на 730 млн рублей. Половину этой суммы принес контракт с управлением жилищной политики казанского исполкома. Предмет договора — покупка жилья для граждан, переселяемых из аварийного жилого фонда. В его рамках исполком приобрел 11,4 тыс. кв. м по цене 31 тыс. рублей за «квадрат». Казань купила 181 квартиру: самая маленькая — площадью 19,3 кв. м, самая большая — 85,3 кв. метров.

Ровно столько же квартир город купил у ГЖФ по другому договору, уже на 313 млн рублей. Меньшая цена контракта объясняется тем, что и общая площадь купленного жилья оказалась почти на 1,3 тыс. «квадратов» меньше.

Тем временем минземимущество РТ купило у фонда для детей-сирот жилья на 61,4 млн рублей. По договору ГЖФ предоставит 54 единицы жилья площадью от 30 до 41 кв. м в 12 районах республики Из них 30 квартир будет приобретено в Нижнекамском районе, возглавляемом Айдаром Метшиным. Указан и возраст жилья для сирот: одна квартира в Мамадышском районе введена в эксплуатацию в 2013 году, еще одна в Кукморском районе — в 2015 году, остальные датированы 2016–2017 годами.

ООО «Евростиль» Ильнара Гайсина (справа) получит 520 млн рублей на капремонт четырех клиник в родном автограде — №3, №4, №6 и №7 ООО «Евростиль» Ильнара Гайсина (справа) получит 520 млн рублей на капремонт четырех клиник в родном автограде — №3, №4, №6 и №7 / Фото: nabchelny.ru

«ФОРТЭКСУ» ПЕРЕСТАЛО ВЕЗТИ?

Закончим с «транзитными» заказами и перейдем к частникам, которые напрямую получали заказы от госучреждений и организаций. Среди них безоговорочно лидирует челнинское ООО «Евростиль» (4-е место рейтинга) с суммой 1,1 млрд рублей. Дороги, школы и больницы — три кита, держащие на своих спинах весь околобюджетный стройкомплекс, и фирма Ильнара Гайсина тут не исключение. Почти 520 млн рублей компании выделят на капремонт четырех клиник в родном автограде — №3, №4, №6 и №7. При этом в ГИСУ не скрывают, что заявка на электронном аукционе оказалась единственной и максимальная цена не снизилась ни на копейку. Победа Ильнара Ленаровича всухую.

Еще 384 млн рублей в портфель «Евростиля» принес заказ на капремонт и установку оборудования в четырех детских поликлиниках. Здесь в качестве спарринг-партнера на конкурс заявилось ООО «Сайяр» Фарида Гатина, но результат, как обычно, не впечатляет: экономия от стартовой цены — татарстанская классика 0,5%. Наконец, 197 млн рублей весит договор на строительство универсального спортзала в Муслюмово. Контракт, подписанный 24 июля, предполагал, что компания Гайсина проведет все работы до конца августа — практически за месяц. Символический танец конкурента исполнило ООО «Ремонтстройсервис» Миннегарая Насибуллина.

В отличие от дорожников страда у «классических» строителей закончилась раньше, а «озимые» госконтракты массово взойдут позже. Пока же помимо «Евростиля» отметим также ООО «Фортэкс» Рауфа Галямова. И отнюдь не потому, что он занял скромное для себя 28-е место с 182 млн рублей госзаказа, а лишь благодаря лотам, которые включены в два контракта «Фортэкса» с ГИСУ. Завершение обоих должно обрадовать юных водоплавающих татарстанцев. Более 150 млн рублей в сумме компании выделили на строительство бассейна в жилом массиве Дербышки Казани. Напомним, этот спортивный объект строится рядом со стадионом «Ракета» и должен открыться к Новому году. Занятия по плаванию планируется начать в 2018/19 учебном году, вести их будут три тренера, а обучаться плаванию на бюджетной основе смогут 160−180 детей. Еще за 30 млн Галямову выделили на строительство здания с переходом к другому бассейну — «Альбатрос» в челнинском парке «Гренада».

Тандем двух компаний «Волгадорстрой» и «ВолгаДорСтрой», собравший 745,9 млн рублей. Такое объединение их справедливо, поскольку у них не только практически идентичные названия, но и общие бенефициары — Олег Иванов и Айрат Миннулин (справа), владеющие одинаковыми долями Тандем двух компаний — «Волгадорстрой» и «ВолгаДорСтрой» — собрал 745,9 млн рублей. У них не только практически идентичные названия, но и общие бенефициары — Олег Иванов и Айрат Миннулин (слева) / Фото: «БИЗНЕС Online»

КАЗАНСКИЙ ДОРОЖНЫЙ ПАСЬЯНС

Пятое место в общем зачете и «серебро» среди частных подрядчиков в РТ по итогам третьего квартала получает тандем двух компаний — «Волгадорстрой» и «ВолгаДорСтрой», собравший 745,9 млн рублей. Такое объединение их справедливо, поскольку у них не только практически идентичные названия, но и общие бенефициары — Олег Иванов и Айрат Миннулин, владеющие одинаковыми долями. По итогам 9 месяцев «Волгадорстрои» накосили без малого 3,5 млрд рублей и отстают только от «Татавтодора».

Итак, первая компания, «Волгадорстрой», прописанная в Казани, за июль – сентябрь собрала заказов на 354 млн рублей. И вновь половину «урожая» обеспечил один договор с «Главтатдортрансом» на ремонт 61,6 тыс. «квадратов» внутриквартальных территорий и 993 м дорог. Крупнейшие лоты — ремонт проездов в Казанском высшем танковом командном училище (54 млн) и дворовых территорий Зеленодольского района (50 млн). Остальные деньги компания получила через два договора — на ремонт дорожной сети в республике и строительство моста через реку Мешу на автодороге Казань — Шемордан в Сабинском районе.

Второй участник сверхудачливого тандема, «ВолгаДорСтрой» из села Большие Метески, за июль – сентябрь насобирал госзаказов на 392 млн рублей. Из них 192 млн рублей обеспечил договор опять же с «Главтатдортрансом» на устройство технических средств организации дорожного движения Казани. Из конкурсной документации мы выяснили, что речь идет о разметке с использованием термопластика, холодного пластика и краски — всего 1602 км, 61,6 тыс. кв. м, 6016 единиц. Этот гигантский объем работ дорожники должны были выполнить до 20 июля, при том что сам контракт был заключен 7 июля.

За июль-сентябрь ОАО „Алексеевскдорстрой“ собрало госзаказов на 622 млн рублей – главным образом, на ремонт казанских дорог (и отчасти республиканских) За июль – сентябрь ОАО «Алексеевскдорстрой» собрало госзаказов на 622 млн рублей — главным образом на ремонт казанских дорог (и отчасти республиканских) Фото: alekseevskiy.tatarstan.ru

Во всех четырех случаях конкуренцию на аукционах изображало ОАО «Алексеевскдорстрой» бывшего вице-премьера РТ Владимира Швецова и депутата Госсовета РТ Фоата Валиева. Результат ожидаемый — минус 0,5% от максимальной цены.

Еще 66 млн рублей в копилку Иванова и Миннулина добавил контракт на ремонт всего 1,1 км дорог в Казани, то есть почти по 60 млн за километр. Впрочем, речь идет об участках центральных улиц Вишневского и Назарбаева, что автоматически повышает стоимость работ.

Количество «двойников» и «тезок» в татарстанском госзаказе постепенно выходит за разумные границы. На конкурс ко второму «ВолгаДорСтрою» также заявились еще одна «Волга-Автодор» (на этот раз не СК и не УК, а ООО) Александра Строкина и ОАО «Каздорстрой» Эльвиры Ахуновой и Равиля Гарипова. Несмотря на столь представительное сообщество, экономия снова составила только 0,5%.

Еще на 50 млн рублей потянул договор на ремонт 3,7 км казанских дорог. Здесь конкуренцию на торгах (как и на другом аукционе по ремонту Контейнерной улицы на 46 млн рублей) составило ООО «СК „Казаньдорстрой“» Олега Петрова. Интересно, что фирмы Строкина и Петрова даже зарегистрированы по одному адресу — улица Журналистов, 62.

Компания Петрова в третьем квартале получила права на 633 млн бюджетных рублей. При этом почти четверть миллиарда ей принес договор с «Главтатдортрансом» на ремонт внутриквартальных проездов и дворовых территорий Казани. И на сей раз бюджет даже не получил символические 0,5% скидки: несмотря на организованный электронный аукцион, почему-то заявился на него только «Казаньдорстрой».

Еще 310 млн рублей в портфель Петрова добавили заказы на ремонт дворовых территорий и 5,5 км дорог Казани. Спарринг-партнерами компании выступили один из двух «Волгадорстроев» и вездесущий «Алексеевскдорстрой» соответственно.

Здесь же отметим достижения компании с созвучным названием — ОАО «Каздорстрой». Получив заказов на 578 млн рублей, компания заняла 11-ю строчку в нашем рейтинге. Самый крупный ее контракт почти на 200 млн «целковых» предусматривает ремонт 5,6 км Сибирского тракта и улицы Чистопольской.

8-ю строку в нашей табели о рангах заняли неоднократно упомянутые алексеевские дорожники. За июль – сентябрь ОАО «Алексеевскдорстрой» собрало госзаказов на 622 млн рублей — главным образом на ремонт казанских дорог (и отчасти республиканских). Утомлять читателя списком его контрактов не будем, а борьбу за волшебные 0,5% изобразили старые знакомые — компании Петрова, Иванова и Сидо... простите, Миннулина.

 «Возрождение», пестуемый Минтимером Шаймиевым,  получило три контракта от министерства культуры РТ для продолжения реставрации объектов на территории «Острова-града Свияжск» «Возрождение», пестуемое Минтимером Шаймиевым, получило три контракта от министерства культуры РТ для продолжения реставрации объектов на территории острова-града Свияжска / Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВОЗРОЖДЕНИЕ» МИНТИМЕРА ШАЙМИЕВА: ЗА 33 МЕСЯЦА — 5,5 МЛРД РУБЛЕЙ НА СВИЯЖСК

Про обладателя 9-го места ГУП «Таттехмедфарм» (ТТМФ) сказать особо нечего, что в данном контексте и неплохо. Компания собирает многочисленные небольшие контракты от учреждений здравоохранения РТ и, в свою очередь, выступает оптовым покупателем лекарств. За заказы ТТМФ борются такие известные поставщики препаратов, как «Р-Фарм» Алексея Репика, «Бсс» Эдуарда Захрабекова, «Катрен» Леонида Конобеева и другие.

Десятку же нашего рейтинга замыкает некоммерческая организация «Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры РТ» («Возрождение»), заключившая госконтрактов на 588 млн рублей. Пестуемый Минтимером Шаймиевым фонд с января 2015 года по сентябрь текущего победил в закупках общей суммой уже на 5,5 млрд рублей. К сожалению, отследить, кто побеждает на подрядах самого «Возрождения», невозможно: фонд не является госучреждением, госкомпанией или субъектом монополии.

В третьем квартале фонд продолжил вспахивать поле, на котором он чувствует себя полноправным хозяином. «Возрождение» получило три контракта от министерства культуры РТ для продолжения реставрации объектов на территории острова-града Свияжска, а точнее, ансамбля Иоанно-Предтеченского монастыря, Троицкой церкви, братских корпусов, здания бывшего Ольгинского приюта, несколько объектов ансамбля Успенского монастыря и других. Как это ни удивительно, но и у фонда Шаймиева-старшего нашлись конкуренты. В двух случаях в торгах участвовало АО «ТСНРУ» Юрия Егорушкина, еще в одном — ООО «Поволжская археология» Игоря Григорьева. И здесь явно есть свой норматив на скидки — 1%.

НОВИЧКИ ЧИСТЯТ ЛИВНЕВКУ, ВЕЗУТ В КАЗАНЬ ТРАМВАИ И ОСВАИВАЮТ БАЛТАСИ

Тем временем в нашем рейтинге появилось несколько по-своему интересных новичков. ООО «Параметр Плюс» Натальи Ларионовой (27-е место) взялось за решение больного для Казани вопроса. Фирма получила 199 млн рублей от ГИСУ по договору на ремонт и прочистку ливневой и хозяйственно-бытовой канализации. Пока это весь улов подрядчика, хотя спецтехника с его фирменными лейблами колесит по дорогам столицы РТ уже не первый год.

Головная московская компания «Параметр» за свою историю собрала госзаказов на 4 млрд рублей, среди ее заказчиков — РЖД, госпредприятия Москвы, Тюмени (чаще всего услугами «Параметра» пользуется «Мосводосток»). Уточним, что за казанский контракт с Ларионовой конкурировали ООО «Евростройхолдинг+» Владимира Казилова и московское ООО «Гидродинамика», экономия составила 0,5%.

Бенефициары другого новичка, ООО «Казаньстройконсорциум» (45-е место), не стали заморачиваться с дочерними предприятиями и в сентябре попросту «перевезли» компанию из Волжска (Марий Эл) в столицу РТ. Единственным ее учредителем выступает Дамир Сафин, во владении которого также есть центр когнитивно-поведенческой терапии, ООО «НУР Трейдинг Компани» и ООО «Мирадж», занятое разработкой программного обеспечения. С места в карьер Сафин стал активно окучивать Балтасинский район, выбившись в здешние лидеры госзаказа. В частности, 71 млн рублей ему принес договор с местным исполкомом на строительство крытого плавательного бассейна с тренажерным залом в Балтасях. Еще на 22 млн рублей потянул заказ на пристройку здания к Балтасинской средней школе, универсальную спортплощадку в селе Смаиль и здание с автокинотеатром в селе Нижняя Сосна.

Четвертую десятку «королей госзаказа» замыкает нижегородское ООО «Фобос-ТС» Дмитрия Колина и Сергея Лазарева. 111 млн рублей принес компании контракт на поставку 7 трамваев для «Метроэлектротранса», возглавляемого Асфаном Галявовым. Что за «зверя» привезет в Казань «Фобос»? Речь идет о пассажирской модели трамвая 71-407 — это продукт сумрачного гения инженеров Уральского завода транспортного машиностроения. Как пишет сам изготовитель, модель высокоэкономичная, комфортабельная, с низким полом в средней части.

Возникает лишь вопрос, почему казанский «Метроэлектротранс» не обратился к производителю напрямую, а на объявленный электронный аукцион заявился единственный поставщик, победивший без снижения цены. При этом ранее госконтрактов на поставку техники «Фобос-ТС» не выигрывал вовсе. Хотя в 2015 году 94 млн рублей компания получила на поставку предметов оснащения для 20 государственных дач оздоровительного комплекса «Архангельское», а в прошлом году — серию небольших подрядов на капремонт трамвайных путей в Нижнем Новгороде. Так сказать, осваивала электрический транспорт с самых низов.

С КЕМ СОРЕВНУЕТСЯ «ТАТМЕЛИОВОДСТРОЙ»?

На десерт — несколько слов про конкурсы ООО «Татмелиоводстрой» (12-е место) Анвара Залакова и Айрата Сафиуллина, получивших неслабые контракты на 515 млн рублей. Только договор с ГИСУ на экологическую реабилитацию системы озер Казани потянул на 249 млн рублей — похоже, подрастают конкуренты для Зиганшина.

Однако наше внимание привлекла другая закупка — на 176 млн рублей, предусматривающая капремонт гидротехнических сооружений. Самыми весомыми ее лотами стали объекты на реке Вятке возле Мамадыша (76 млн) и сооружение пруда Манзараса (41 млн). Как мы обнаружили, также за этот контракт на торгах боролось ООО «Лаишевский „Мелиоводстрой“» (итоговая экономия — 1%). Примечательно, что изначально учредителем данной фирмы в 2009 году было ОАО «Трастовая компания „Татмелиорация“», а ее конечными бенефициарами выступают те же Залаков и Сафиуллин! Новый учредитель в лице Александра Мельникова появился только в апреле текущего года, при этом с 2011 года Мельников числился в лаишевском «Мелиоводстрое» директором. Впрочем, татарстанская практика госзакупок давно отучила нас удивляться подобным вещам.

А читателям «БИЗНЕС Online» остается дождаться нашего следующего обзора, который подведет итоги и назовет имена главных получателей бюджетных средств в 2017 году.

==table1778==

==table1779==