Сегодня утром водители 10 автомобилей с фирменной символикой сервиса «Максим» не смогли выйти на маршруты — каждое колесо машин было проколото / Фото предоставлено сервисом заказа такси "Максим"

«КОМПАНИИ, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ ВОЙНОЙ ВМЕСТО УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА УСЛУГ, РАЗОРЯЮТСЯ»

Тревогу с жалобами на бездействие полиции начал бить федеральный оператор такси «Максим» сегодня. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» начальник отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников, всего было уже 16 случаев нападения на водителей. По его словам, первые заказы зеленодольские водители на забрендированных «Максимом» автомобилях начали принимать в марте этого года. В апреле случилось первое нападение, в мае без колес осталось еще четыре автомобиля. «После затишья почувствовавшие бездействие полиции злоумышленники продолжили нападения. 29 сентября они снова прокололи шины автомобиля с фирменной символикой сервиса заказа такси „Максим“» — сообщается в официальном пресс-релизе компании.

«Нападения совершались на автомобили, которые имели на борту фирменную символику нашей сети — злоумышленники целенаправленно выискивали их и ночами прокалывали шины, после чего водители не могли выйти на работу», — рассказал Стенников. Сейчас таксомоторный оператор рекомендует своим водителям оставлять автомобили на платных охраняемых стоянках. «Но, сами понимаете, не всегда у водителей есть такая возможность, кроме того, это увеличивает расходы...» — добавил собеседник издания.

По всем фактам 16 нападений водители писали заявления в УВД по Зеленодольску и Зеленодольскому муниципальному району с требованием разыскать злоумышленников и привлечь к ответственности. Однако ожидаемого эффекта, по словам пресс-секретаря, нет. «В некоторых случаях водители получают отказы в возбуждении уголовного дела в связи с незначительным ущербом, а порой полиция вообще оставляет заявления без ответа, — заметил Стенников. — У нас нет сомнений в том, что это действуют конкуренты. Постепенно лидерами по перевозкам в городе становимся мы — и это не нравится тем, кто работал в Зеленодольске ранее. Мы сообщили полиции о предполагаемых заказчиках, но, к сожалению, наши обращения пока игнорируются».

По мнению собеседника издания, сумма ущерба от нападения неизвестных злоумышленников превышает 200 тыс. рублей: «У нас такие разные марки — от отечественных LADA до Toyota и Opel, соответственно, и шины водители покупают недешевые». 

«Мы работаем более чем в 200 городах, и это не первый случай, когда происходят нападения на автомобили нашей сети, — заметил Стенников. — В Иркутской области, например, десятки автомобилей под брендом „Максим“ просто сжигали. Чаще всего недобросовестная конкуренция разворачивается в маленьких городах, где сервис не очень развит и конкуренты действуют варварскими методами. В некоторых случаях, как в Иркутской области, полиция все же реагирует, мы надеемся, что и в Зеленодольске безопасность наших водителей и их автомобилей будет обеспечена, ущерб не будет нарастать. Мы также надеемся, что и зеленодольская полиция все-таки вспомнит о своем предназначении и вандализм прекратится. Как показывает практика нашей работы, компании, которые занимаются войной вместо того, чтобы развивать качество услуг, разоряются».

В пресс-службе МВД по РТ корреспонденту нашего издания подтвердили, что сегодня в Зеленодольске действительно поступило 6 сообщений о подобных происшествиях. Так, например, на улице Столичной неизвестные проткнули шины автомобилей LADA Granta и «ВАЗ-2114», на улице Энгельса — у LADA Largus, на улице Гоголя — у LADA Kalina, а на улице строителей — у «Волги». «Данная информация отрабатывается, — уточнили в пресс-службе, добавляя, что на место выехали сотрудники полиции. — Будет решаться вопрос о возбуждении или невозбуждении уголовного дела». В пресс-службе МВД также добавили, что в сообщениях не указано, что заявители являются таксистами или вообще имеют отношение к фирме «Максим». Подобных сообщений непосредственно от таксистов за последнее время не поступало, а если таковые и были, то заявитель не указывал род деятельности, объяснили корреспонденту «БИЗНЕС Online».

«ТОГДА ОНИ НАМЕКНУЛИ: «СМОТРИ, КАК БЫ НЕ БЫЛО ПОСЛЕДСТВИЙ»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» связался с таксистом Константином, чья машина сегодня была парализована по воле злоумышленников. «У меня колеса колют уже в третий раз, а сотрудники полиции все ищут что-то, но никак не могут найти, — рассказал Константин. — И сегодня ночью все было как обычно: после работы я поставил машину под окном у дома, а утром смотрю — все четыре колеса где-то проколы, где-то порезы».

Водитель также связывает происшедшее с работой конкурентов. «Когда „Максим“ пришел, здесь остальные ему были не рады — это такси „Мотор“, такси „Пуля“: названия разные, а стоит за ними один собственник, — отметил он. — Я сам раньше работал в „Моторе“, а когда перешел в „Максим“, начальство моторовское подъезжало ко мне с вопросами: „Зачем тебе это надо? Возвращайся“. Я наотрез отказался. Тогда они намекнули: „Смотри, как бы не было последствий“, — а через месяц мне колеса впервые прокололи». Свой ущерб водитель оценивает минимум в 25 тыс. рублей плюс услуги шиномонтажной мастерской по перестановке колес.

По словам собеседника издания, многие водители такси «Мотор» сейчас меняют работодателя в пользу федеральной сети. «У меня сомнений даже нет в том, что это дело рук руководства фирм-конкурентов, — полагает Константин. — „Максим“ их постепенно задавливает: водители уходят, клиенты — тоже».

По оценке нашего собеседника, всего на рынке 100-тысячного Зеленодольска работают около 200–300 водителей такси. Из них примерно 70–80 машин ездит под брендом «Максим». Зато у «Мотора» есть свой парк автомобилей — Константин оценивает его в 50 машин. В штате зеленодольского перевозчика еще столько же наемных водителей со своими автомобилями. При этом часть водителей установили на телефоны приложения и «Мотора», и «Максима» и принимают заказы от двух компаний. 

«ОБВИНЕНИЯ, ДОВОДЫ КАКИЕ-ТО НЕПОНЯТНЫЕ» 

В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» директор зеленодольской службы заказа такси «Мотор» Руслан Бакиров рассказал, что впервые слышит про обвинения конкурентов. «На самом деле по этому поводу ничего не скажу. Обвинения, которые высказываются... думаю, доводы какие-то непонятные. Ерунда какая-то, в общем», — сказал Бакиров. По его словам, конкуренты из «Максима» даже не пытались связаться с ним, чтобы как-то разрешить проблему. «Никаких переговоров не вели мы, — сказал он. — Думаю, разберутся органы, которые должны в этом разбираться»

Это уже не первый случай нападения на автомобили федеральной сети. В позу обиженного конкурентами перевозчика «Максим» встал в мае этого года, когда появилась информация, что в Нижнекамске автомобили оператора начали гонять на «холостые вызовы». «С 15 мая сервис заказа такси „Максим“ наряду с реальными заказами начал получать ложные, — сообщили „БИЗНЕС Online“ в пресс-службе компании. — Атака началась, когда конкуренты отправили своим таксистам сообщение, в котором предложили 10 рублей за ложный заказ». 

Параллельно появились претензии со стороны контролирующих органов. Так, в марте 2017 года суд удовлетворил иск нижнекамского городского прокурора, который требовал признать деятельность компании незаконной и создающей опасность причинения вреда в будущем. В ходе проведенной отделом ГИБДД УМВД по Нижнекамскому району проверки было выявлено, что в ООО «Максим-Нижнекамск» работают перевозчики, не имеющие лицензий. Кроме того, общество не является таксомоторной организацией, водители в штате отсутствуют. В собственности, на праве аренды или ином законном основании транспортных средств, предназначенных для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, не имеется. Договоров на оказание услуг по предрейсовому и послерейсовому осмотру водителей транспортных средств нет, в штате общества должности механика не имеется. Впрочем, справедливости ради отметим, что все эти нарушения характерны для любой службы заказа такси, работающей по Uber-модели.

«КОГДА ТУДА ПРИЕЗЖАЕТ НОВОЕ ТАКСИ, ТО ЧАСТО УЕЗЖАЕТ НА ТАК НАЗЫВАЕМЫХ ОБОДАХ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» выразили свое отношение к произошедшему. 

Сергей Сычев  юрист НП «Объединение перевозчиков Казани»:

— Когда в последний раз такое было, я, конечно, не помню. Но очень часто в Татарстане так происходит. Часто, когда звонишь с вокзала Казани, мало таксистов туда вообще приезжает. Монополисты — те, кто там стоит. Причем, когда туда приезжает новое такси, оно часто уезжает на так называемых ободах. Высокая конкуренция, туда по вызову никто не едет. Это из примеров жизни. Я там видел и такси «Татарстан», и других. Они, скорее всего, не от таксопарка там стоят, но все равно есть люди, которые за вокзалом следят и гарантируют им эксклюзивность.

Адекватная реакция? Понятно, что написали [в полицию], зафиксировали, считают, что конкуренция. Органы на одно-два обращения могут не реагировать. Нужно говорить, что не одному и второму протыкают, а есть системность. Возможно, там сложилась какая-то организованная группа. Соответственно, расследовать можно на более высоком уровне. В принципе, если говорить о совершении преступления организованной группой по предварительному сговору, то это более высокий уровень, этим должны заинтересоваться другие структуры МВД.

Рамиль Хайруллин — представитель федерации автомобилистов России в РТ:

— К нам с этой проблемой не обращались, создается такое ощущение, что таксисты в своем мире живут. У них все свое, «местечковое». Я допускаю недобросовестную конкуренцию. Зеленодольск — город небольшой. Там, скорее всего, свои устоявшиеся фирмы заказа такси или бомбилы. Естественно, когда кто-то заходит, еще ценами немножко давит... Конечно, в России у нас так происходит.

«Недобросовестная конкуренция» со стороны фирмы «Максим»? И такое могу допустить. Но не могу сказать кто. У нас возможно все — любой вариант развития событий.