В ОДНОМ ВАГОНЕ ТРАНЗИТОМ ЧЕРЕЗ ВИТЕБСК: ЧЕТА ЧЕЛНИНСКИХ ОБНАЛЬЩИКОВ ПОМЕЩЕНА В СИЗО №2

С облегчением и чувством выполненного долга наверняка вздохнули оперативники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ. Сенсационную новость сообщили газете «БИЗНЕС Online» источники, близкие к правоохранительным органам: в Казань из Беларуси доставлен так называемый «король челнинского обнала» Денис Окунь. Таким образом завершилась многомесячная операция по экстрадиции предполагаемого «черного финансового гения автограда», которого задержали в Минске еще в апреле.

По информации «БИЗНЕС Online», Окунь был доставлен в столицу Татарстана еще в ночь со среды на четверг — с 11 на 12 октября — и сразу же помещен в следственный изолятор под номером 2, т. к. ранее Вахитовский районный суд Казани заочно арестовал «короля челнинского обнала». В этом же СИЗО, к слову, сейчас содержатся не менее, а скорее всего, и более известные республиканские арестанты — например, бенефициар утонувшей империи ТФБ Роберт Мусин, экс-ректор КНИТУ-КХТИ Герман Дьяконов и легенда строительства РТ Анатолий Ливада...

Процедуры экстрадиции не избежала и супруга Окуня, Екатерина Данилова. Границу они пересекали в одном вагоне поезда — их доставляли транзитом через Витебск. Правда, в итоге поместили супругов в разные камеры — мужскую и женскую. Разделив семью обнальщиков, находившихся в международном розыске, сотрудники УФСИН поселили их в камеры для лиц, которые ранее не отбывали наказания в местах лишения свободы.

Информацию о нахождении «обнального картеля» в СИЗО №2 корреспонденту «БИЗНЕС Online» подтвердила руководитель пресс-службы УФСИН по РТ Инга Мазуренко. «Оба содержатся в разных камерах, характеризуются положительно, никаких нареканий по их поведению нет», — рассказала она корреспонденту нашего издания. По информации «БИЗНЕС Online», срок ареста фигурантов продлен до 19 ноября.

КАК «ЧЕРНОГО ФИНАНСОВОГО ГЕНИЯ» ПОГУБИЛ ЗАКАЗ НА ОБНАЛ 100 МЛН РУБЛЕЙ

По данным «БИЗНЕС Online», сегодня следователь ГСУ МВД по РТ должен предъявить Окуню обвинения. Ему будут инкриминированы три эпизода: два — по признакам ст. 172 («Незаконная банковская деятельность»), один — по признакам ст. 210 УК РФ («Организация преступного сообщества»). Напомним, что поводом для задержания и ареста Окуня стал заказ на обналичивание 100 млн рублей, который поступил в августе 2016 года от неназванного лица. Деньги были успешно обналичены, однако участников предполагаемой группы обнальщиков тут же «накрыли» оперативники УБЭП. Всего было задержано 13 человек, в числе которых Наталья Окунь (родственница Дениса — прим. ред.), Лилия Акмалова, Радик Алеев, Денис Бочков, Алексей Серебряков, Ярослав Новиков, Айрат Гадельшин, Ринат Каримов, Денис Сердюков, а также их сообщники Муховикова, Богатиев, Эмгино, Фролов, которые проходили в деле в качестве подозреваемых.

«В общей сложности они извлекли доход в сумме не менее 52 миллионов рублей, что является особо крупным размером», — триумфально комментировала тогда уголовное дело официальный представитель МВД России Ирина Волк. Однако чувство недосказанности у сотрудников МВД наверняка было, т. к. предполагаемого организатора группы челнинских обнальщиков задержать не удалось. В итоге Денис Окунь был объявлен сначала в федеральный, а затем и в международный розыск.

«Объявление Окуня Дениса Станиславовича в федеральный и международный розыск считаю незаконным, — решительно отмечал в мае в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ адвокат фигуранта Эрик Валеев, обосновывая свою позицию тем, что Окунь был объявлен в розыск сразу на следующий день после возбуждения уголовного дела. — Следователь не предпринял никаких мероприятий для вызова на допрос Окуня, сразу объявив его в розыск, не прислал ни одной повестки либо уведомления адвокату о необходимости прибыть на допрос в течение полугода, затем напечатал обвинение Окуня. В январе этого года оперативники объявили последнего в международный розыск, нарушив положения Уголовно-процессуального кодекса РФ о вызове на предъявление обвинения самого обвиняемого и его защитника, а также об уведомлении адвоката об объявлении в федеральный и международный розыск».

Валееву в итоге действительно удалось оспорить в суде объявление в международный розыск. Кроме того, защитник был не согласен с предъявленным своему доверителю обвинением, которое, по словам Валеева, было незаконным. Впрочем, несмотря на это, 16 апреля Вахитовский суд все равно заочно арестовал Окуня. Что касается роли супруги Окуня, Екатерины Даниловой, то, как считают оперативники и следствие, на нее были оформлены фейковые фирмы, которые активно использовались в схемах обнала. Источники «БИЗНЕС Online» пока не раскрывают подробностей предъявленного ей обвинения.

Вместе с тем собеседники «БИЗНЕС Online», близкие к правоохранительным органам, отмечают, что экстрадиция четы — глоток свежего воздуха для следствия. Сегодня Денис и Екатерина должны быть допрошены, затем начнутся массовые ставки с арестованными ранее фигурантами. «Всего в деле не менее 21 фигуранта», — добавляет источник. Расследование выявило минимум 33 факта «регистрации организации на подставных лиц» и 7 фактов «незаконной банковской деятельности». Кроме того, в деле есть два эпизода «организации преступного сообщества», идеологическому лидеру которого грозит до 20 лет лишения свободы.

ИСТОРИЯ ИМПЕРИИ «КОРОЛЯ ЧЕЛНИНСКОГО ОБНАЛА»

В мае источники нашего издания отмечали, что перед своим задержанием Окунь собирался вернуться на родину. «Провести жизнь в бегах обнальщик не планировал, поскольку в Челнах у него остались дети и жена», — говорил собеседник «БИЗНЕС Online».

Серым бизнесом Окунь занялся во второй половине нулевых. К выбору «профессии» подтолкнуло то, что мать Дениса — опытный бухгалтер. Впрочем, взобраться на Олимп челнинского обнала с первой попытки ему не удалось: поговаривают, что мешали проблемы с алкоголем. Второе пришествие Окуня происходило уже в начале десятых. Начиналось оно с демпинга — вместо «средних по рынку» 5–6% за обнал он просил не больше 3,5–4%. В итоге ежемесячный оборот «бизнеса» Окуня, по данным наших собеседников, достигал полумиллиарда рублей. В первую очередь за низкий процент Денис помогал челнинским предпринимателям снимать кеш, во вторую — избегать уплаты НДС, в третью — проводить скрытый транзит средств.

«Он говорил, что в Тукаевском районе может решить любые вопросы», — рассказывал собеседник «БИЗНЕС Online». Дела и правда шли отлично, если судить по многочисленными автомобилям Окуня — преимущественно марок BMW и Mercedes, а также ремонте квартиры за 6 млн рублей... Впрочем, любая серая схема рано или поздно дает сбой. Один из факторов, который не учел, казалось бы, расчетливый «предприниматель», — его супруга, на которую и были зарегистрированы некоторые подставные фирмы. Вообще, брачная история Окуня заслуживает отдельного описания. Первой супругой Дениса была Екатерина Данилова, которая родила Окуню сына. Брат Екатерины Даниловой женился на другой девушке, которую также звали Екатерина. Соответственно, поменяв фамилию, она также стала Екатериной Даниловой. Оба брака в итоге дали трещину, пары подали на развод. И через какое-то время Денис Окунь сошелся с экс-женой брата своей бывшей супруги. При этом он не потерял контакта с бывшей женой. По информации «БИЗНЕС Online», на воспитании пары теперь дети от обоих браков.

За некоторое время до возбуждения уголовного дела Окуня предупредили — на его след вышли оперативники. Он заблаговременно уехал в Москву, оттуда — в теплую Турцию, а затем уже оказался в Беларуси. За это время, по словам нашего собеседника, Окунь успел поработать с оптовиками и там: «Человек привозит наличные непосредственно на точку и продает свои деньги с выгодным процентом. Обороты таких площадок составляют 1,5–2 миллиарда рублей в месяц».

Тем временем предполагаемый подельник Окуня — Денис Сердюков (он также уехал из Челнов в Москву) — решил вернуться на родину и был моментально задержан, а вскоре в Беларуси изловили и Окуня.