Стоимость работ по строительству космодрома указана в федеральной целевой программе «Развитие космодромов на 2017–2025 годы», на реализацию которой выделено 340 млрд. рублей Стоимость работ по строительству космодрома указана в федеральной целевой программе «Развитие космодромов на 2017–2025 годы», на реализацию которой выделено 340 млрд рублей Фото: ©Игорь Агеенко, РИА «Новости»

ПСО «КАЗАНЬ» ПОЛУЧИТ КОСМИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ?

Сегодня «Коммерсантъ» со ссылкой на два отраслевых источника сообщил о том, что ПСО «Казань» станет единственным исполнителем работ по строительству стартового стола для космического ракетного комплекса «Ангара» на космодроме «Восточный». О получении контракта сообщалось как о деле решенном — источники издания заметили, что соответствующее предложение вместе с аргументацией было оформлено в письме гендиректора «Роскосмоса» Игоря Комарова президенту Владимиру Путину и президент якобы уже поставил на документе положительную резолюцию.

Главным аргументом, который помог ПСО заручиться поддержкой «Роскосмоса» и получить одобрение президента — это собственные мощности для строительства и квалифицированный персонал. «С учетом того, что „Казань“ выполняет работы на нескольких объектах, необходимых для проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, этому критерию татарстанская компания соответствует», — цитирует издания слова своего источника.

При этом сроки поджимают, и контракт на строительство некоторых объектов второй очереди «Восточного», в том числе и стартового комплекса, будет заключен в этом году, после чего будет дан старт работам. Однако основные строительные усилия ПСО планируется применить в 2018 году.

Стоимость работ по строительству космодрома указана в федеральной целевой программе «Развитие космодромов на 2017–2025 годы», на реализацию которой выделено 340 млрд рублей. Она предполагает создание на космодроме «Восточный» космического ракетного комплекса тяжелого класса для выведения автоматических космических аппаратов, в том числе двойного назначения — гражданское и военное. Общая стоимость строительства объектов «Восточного» оценивается примерно в 75 млрд рублей, объектов обеспечивающей инфраструктуры — около 68 млрд рублей.

 За компанию Равиля Зиганшина похлопотал сам глава «Роскосмоса» Игорь Комаров, а высочайшую визу на предложении сделать ПСО единственным исполнителем поставил Владимир Путин За компанию Равиля Зиганшина похлопотал сам глава «Роскосмоса» Игорь Комаров, а высочайшую визу на предложении сделать ПСО единственным исполнителем поставил Владимир Путин Фото: kremlin.ru

РАВИЛЬ ЗИГАНШИН ЗАВЕРШАЕТ КРУПНЫЕ СТРОЙКИ, А КЛЕВАТЬ ПО ЗЕРНЫШКУ ДЛЯ ПСО — СОВСЕМ НЕ АЙС

В пресс-службе ПСО «Казань» корреспонденту «БИЗНЕС Online» дали понять, что, конечно, если подобные оценки в самом деле звучат на столь высоком уровне, это приятно, но сказать что-либо по этой теме пока нечего — и посоветовали обратиться в «Роскосмос». «БИЗНЕС Online» направил в госкорпорацию запрос, однако ответ еще не поступил.   

Тем не менее новый крупный контракт компании, действительно имеющей мощную базу по технике и специалистам, нужен позарез. К Новому году должно быть окончено строительство стадионов в Саранске («Мордовия Арена») и Самаре («Самара Арена», после мундиаля — «Космос Арена»), других сопоставимых по масштабу заказов на горизонте пока не просматривается. Вот только стадионы еще надо вовремя достроить.

Тендеры на строительство объектов мундиаля-2018 главный прораб Универсиады выиграл в 2014 году. После того как Путин лично похвалил Казань за возведение объекта в срок и почти без раздувания сметы, компания Равиля Зиганшина получила контракты на два аналогичных по вместимости 45-тысячных стадиона. Саранский контракт стоил 15,6 млрд рублей, самарский — 17,6 миллиарда. По сравнению с этими суммами все остальное смотрится мелочами: ПСО «Казань» совсем не та курочка, что сыта маленькими зернышками. Есть, конечно, еще контракты на строительство метро (глава «Казметростроя» Марат Рахимов упоминал сумму в 2 млрд рублей), есть тендеры на укрепление русла реки Инсар в Саранске за 413 млн рублей, работы в зоопарке в Казани за 1 млрд рублей, строительство технопарка в Иннополисе за 2 млрд рублей, Арбитражный суд РТ за 1,7 млрд рублей, развязка на автодороге Р175 на Йошкар-Олу в Зеленодольском районе за 675 млн рублей, сети водоснабжения Иннополиса за 2,5 млрд и дороги вокруг за 1,3 млрд и 988 млн рублей, школа за 596 млн и медицинский центр за 407 млн, а также котельная за 400 млн в Иннополисе — и все это начиная с августа 2014 года. Помимо этого, ведется строительство комплекса «Казань Экспо», стоимость которого пока назвать никто не берется, поскольку проект подвергся пересмотру. Есть еще много «мелких» подрядов в десятки или сотни миллионов рублей от ГИСУ РТ вроде дорог, строительно-монтажных работ, пирсов Казанки, причалов Болгара и Свияжского мультимодального центра и прочего, которые приводит справочно-информационная система «Контур.Фокус». Всего за 15 лет компания потрудилась на ниве госзаказа на 107 млрд рублей.

Равиль Зиганшин может опоздать с работами на «Дубравной», из-за чего сроки пуска новой станции могут отложить с декабря-2017 на более позднее время Равиль Зиганшин может опоздать с работами на «Дубравной», из-за чего сроки пуска новой станции могут отложить с декабря-2017 на более позднее время / Фото: tatarstan.ru

Сейчас усилия ПСО сосредоточены на стройках мундиаля. Ради этого, как полагают некоторые информированные источники, Зиганшин снимает людей и технику с других объектов, в частности может опоздать с работами на «Дубравной», из-за чего сроки пуска новой станции могут отложить с декабря-2017 на более позднее время. ПСО «Казань» вообще славится отставанием по графикам, будь то дорожные объекты Универсиады, до сих пор не принятые официально в эксплуатацию, или отстающие дома в районе «Салават Купере». Есть отставание и по «Космос Арене», из-за чего компании вчинили штраф, о чем доложили и президенту РФ Путину. Объект по состоянию на 3 октября был готов на 65%, хотя еще в ноябре прошлого года было выполнено 50% работ. «Отставания по графику недопустимы», — заявил Путин. Заметив, впрочем, что критичных моментов нет.

Самара вообще стала для компании твердым орешком. «Пока один стадион вызывает у ФИФА тревогу, это Самара, — заявил год назад тогда еще министр спорта РФ Виталий Мутко. — Но он у меня не вызывает сомнений. Я знаю, что такое ПСО „Казань“ и Рустам Нургалиевич Минниханов, там разобьются, но построят». Самарские власти мечтали о смене генподрядчика на свою, самарскую же компанию, заявив, что ПСО «Казань» уйдет с объекта. Но федеральные власти этот порыв губернатора Николая Меркушкина поддержать отказались, предпочтя опыт Зиганшина и гарантии Минниханова. В августе прошлого года смета стадиона выросла до 19 млрд рублей. Ну а Меркушкина Путин буквально на днях отправил в отставку.


«У МЕНЯ ЗРЕЕТ МЫСЛЬ ВЫЗВАТЬ СПЕЦСТРОЮ ДОКТОРА»

Вместе с тем заказ, который может достаться ПСО «Казань», простым явно не назовешь. Окончательное решение о том, что в России должен быть создан на сто процентов свой собственный космодром, было принято в ноябре 2007 года. Соответствующий указ подписал президент России Путин. Первоначально космодром должен был располагаться ближе к крупнейшему дальневосточному городу России — Владивостоку. Но в планы строителей вмешались климатические особенности: неустойчивая прибрежная погода заставила проектировщиков перенести стройку в глубь континента. В итоге строительство первого стартового комплекса космодрома началось в 2012 году уже в Амурской области, а именно в небольшом городе Углегорске, для которого даже изменили название на Циолковский.

Проблемы при строительстве «Восточного» начались едва ли не с первого дня. Подрядчиком для «Роскосмоса» выступала организация — федеральное агентство по специальному строительству, или сокращенно Спецстрой. Агентство берет свое начало в 1951 году и подведомственно министерству обороны России. Проблемы Спецстроя сопровождались широкой федеральной оглаской — в первую очередь это отставание от темпов строительства (в 2013 году они достигали нескольких месяцев) и растущий долг по заработанной плате перед сотрудниками, который в 2015 году достигал 150 млн рублей. Решить проблемы строительства космодрома, пусковая инфраструктура которого оценивалась в 2015 году в 120 млрд рублей, а общая стоимость — более 180 млрд, было поручено заместителю главы правительства России Дмитрию Рогозину. Он был назначен координатором стройки. А на неудобные вопросы о долгах пришлось в ходе прямой линии отвечать президенту страны.

Решить проблемы строительства космодрома, пусковая инфраструктура которого оценивалась в 2015 году в 120 млрд рублей, а общая стоимость – в более 180 млрд, было поручено Дмитрию Рогозину (второй справа) Решить проблемы строительства космодрома, пусковая инфраструктура которого оценивалась в 2015 году в 120 млрд рублей, а общая стоимость — более 180 млрд, было поручено Дмитрию Рогозину (второй справа) Фото: ©Сергей Мамонтов, РИА «Новости»

«Не сомневайтесь, что мы обязательно добьемся полной выплаты заработной платы, продолжения вашей работы на этом крупнейшем и важнейшем объекте для России. Я не буду говорить о всех ресурсах, которые выделены в последние годы, но только в этом году предусмотрено 40 миллиардов, еще 40 миллиардов, и все эти деньги перечислены генподрядчику», — отвечал Путин на вопрос одного из строителей, в то время как по интернету разлеталась знаменитая фотография со словами «4 месяца без зарплаты. Хотим работать», написанными на крышах вагончиков стройгородка.

Ситуация после ответа Путина исправилась, но всех проблем решить не удалось. «С одной стороны, он [Путин] благодарил всех, кто имел отношение к созданию этого уникального космодрома и организации первого пуска, а с другой — вломил всем по первое число», — рассказывал в апреле прошлого года вице-премьер Рогозин.

Первый запуск ракеты, несущей три орбитальных спутника, был осуществлен с «Восточного» еще в 2016 году (не с первого раза). Однако строительство первой очереди гигантского объекта продолжалось — как продолжались и проблемы подрядчика. В октябре 2016 года стало известно, что контрольное управление администрации президента РФ начало проверку в отношении Спецстроя. Затем к делу подключились следователи СК. Источники газеты отмечали, что СКР заинтересовался в первую очередь тем, что первые лица государства наблюдали запуск первой ракеты с космодрома в буквальном смысле из траншеи.

Уголовное дело было возбуждено по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере») и касалось строительства административно-делового комплекса «Восточного». «Помимо прочего [комплекс должен был включать в себя], пятизвездную гостиницу с бассейном, смотровой площадкой, бомбоубежищем на 500 человек и комбинатом общественного питания», — писал тогда «Ъ». Стоимость проектирования оценивалась в 143 млн рублей, подрядчиком был избран «Ипромашпром», соисполнителем — ООО «ПСК „Микос“», который в число надежных подрядчиков, как установило следствие, не входил. В итоге по данному делу были задержан гендиректор компании Сергей Островский.

Весной 2017 года же «Роскосмос» подал в суд на Спецстрой, потребовав выплатить 2,3 млрд рублей и покинуть космодром. Всего сумма претензий к подрядчику превышала 12 млрд рублей. Пока под следствием находятся начальник управления Спецстроя Александр Шашкин и бывший глава ФГУП «Дальспецстрой» Юрий Хризман. Кроме того, в уголовном деле фигурируют замы директора организации Александр Загорулько и Александр Буряков.

Впрочем, само ведомство находится в стадии реорганизации. В ноябре прошлого года Путин постановил упразднить крупнейшего подрядчика «Восточного». «У меня зреет мысль вызвать Спецстрою доктора», — высказывался тогда еще глава администрации президента Сергей Иванов.

На этом скандальном фоне на сцене и появляется Зиганшин, которому предстоит показать военным, как надо строить. А если не получится, то за «доктором» дело не станет...