Ситуация вокруг ОСАГО приобретает черты полномасштабного кризиса Ситуация вокруг ОСАГО приобретает черты полномасштабного кризиса Фото: © Алексей Мальгавко, РИА «Новости»

«СИСТЕМА ОКАЗАЛАСЬ ПОЛНОСТЬЮ РАЗБАЛАНСИРОВАННОЙ»

Ситуация вокруг ОСАГО приобретает черты полномасштабного кризиса. В то время как авторынок переживает взлет (в первом полугодии регистрации новых легковых авто в Татарстане увеличились сразу на 42%), автогражданка стагнирует и все глубже уходит в убытки. Так, за январь – июнь объем собранных страховщиками премий сократился на 3,1% до 3,57 млрд рублей, в масштабах всей страны откат оказался еще сильнее — минус 4%. Любопытно, что в результате сегмент ОСАГО в России впервые за долгое время уступил лидерство по сборам, его обошло (причем с большим отрывом) резко «ускорившееся» страхование жизни — 141 млрд против 109 млрд рублей.

Настораживает то, что падение сборов ОСАГО как в федеральном, так и в региональном разрезе произошло впервые с 2009 года. Тогда рынок обрушил глобальный кризис ликвидности, начало которому положил крах одного из крупнейших банков мира Lehman Brothers. Деловая активность резко упала: и юрлица, и «физики» экономили на всем, на чем только возможно, соответственно, упал и спрос на страховые услуги. Показательная статистика: российский ВВП в 2009 году обвалился на 7,9%.

Сегодня же рапорты чиновников выдержаны в оптимистичных тонах: экономика вроде бы растет, инфляция снижается. Однако реальные доходы граждан, за исключением пары месяцев, падают четвертый год подряд. В первой половине 2017-го они в очередной раз усохли на 1,4% , и это, заметим, по официальным данным Росстата. А последнее повышение тарифов ОСАГО вообще отбило у некоторых автовладельцев желание страховать свои машины. Кто-то просто мало ездит, кто-то рассчитывает на свои водительские навыки, а несколько потенциальных штрафов по 800 рублей (причем первый — со скидкой 50% при оплате в течение 20 дней) за отсутствие полиса для них не аргумент на фоне необходимости выкладывать ежегодно от 8 - 9 тыс. рублей. В итоге уже в прошлом году число водителей, ездящих без обязательного «квитка», удвоилось, а Татарстан вошел в тройку регионов-лидеров по их «поголовью».

Эксперты и страховщики при этом не устают говорить о мошеннических схемах, принявших массовый характер. «Мы говорим, что кризис, который идет на протяжении прошлого года и половины этого года, продолжает развиваться. Ситуация обусловлена проблемами в отдельных регионах, мы их называем „токсичными“ регионами (в их число входит Татарстан — прим. ред.), в которых благодаря работе автоюристов и отсутствию работы правоохранительных органов мошенники очень много получают денег», — сказал «БИЗНЕС Online» Евгений Уфимцев, исполнительный директор российского союза автостраховщиков (РСА).

С ним согласен Евгений Яненко — заместитель директора независимого актуарного информационно-аналитического центра. «Повышение лимитов по жизни и имуществу, которые были, тоже сильно повлияли на то, что сумма выплат стала больше, а всяким мошенникам есть куда развернуться. Поэтому многие крупные компании задумываются, как сокращать свое присутствие на рынке и вообще уходить, у региональных небольших компаний сложная ситуация, поскольку они не могут диверсифицировать риски, особенно те, кто занимается преимущественно ОСАГО. Уже не секрет, что убыточность по ОСАГО выше 100 процентов, это неприбыльный дотационный вид страхования, который может покрываться только за счет других видов. На мой взгляд, крупные компании сейчас пока пережидают, ждут, что что-то изменится. А измениться может не только за счет тарифов, которые, наверное, когда-то повысятся, но и за счет изменения всей практики ОСАГО, которые наведут порядок с мошенническими схемами, потому что видно, что это локализовано в определенных регионах», — говорит он.

Самих страховщиков тоже нельзя назвать белыми и пушистыми: не секрет, что падение сборов (особенно в токсичных регионах) — следствие целенаправленной заморозки этого вида бизнеса. «Автомобилисты-страхователи говорят о том — и это, наверное, близко к истине, — что полис купить невозможно во многих регионах, несмотря на то, что придумали единого агента, электронный полис. Все равно проблемы остались — купить полис невозможно. Оформить ДТП и получить выплату стало тоже сложнее. Поэтому придумали натуральный ремонт, его инициировали страховщики и ЦБ, но теперь они тоже от этого не в восторге. Сроки выплаты и ремонта тоже затягиваются. Так что автомобилисты считают: „Может, мне проще ездить без полиса?“ Эта система ОСАГО оказалась полностью разбалансированной: автомобилисты не хотят страховаться, страховщики не хотят страховать, потому что получают убытки, а ЦБ, схватившись за голову, думает, что бы еще придумать. Но каждая новая идея приводит к тому, что становится все хуже и хуже», — считает Александр Коваль — президент автономной некоммерческой организации по защите прав страхователей «За справедливые выплаты».

В то время как авторынок переживает взлет, «автогражданка» стагнирует и все глубже уходит в убытки В то время как авторынок переживает взлет, автогражданка стагнирует и все глубже уходит в убытки Фото: «БИЗНЕС Online»

СБОРЫ ВЫРОСЛИ ТОЛЬКО У 4 ИЗ 15 КОМПАНИЙ

От слов — к цифрам, и начнем все же с относительно хороших новостей. Несмотря на общее печальное положение дел, отдельные игроки все же смогли отличиться в лучшую сторону. Впрочем, «играть на повышение» рискнули только 4 из 15 участников нашего обзора. Самый большой прирост премий по ОСАГО в Татарстане оформила компания «Альфастрахование» — плюс 234 млн и итоговые 292 млн рублей по результатам первого полугодия. Относительная динамика также впечатляет: ускорение в пять раз. Это позволило страховщику подняться сразу на 7 позиций в общем зачете до пятой строчки рейтинга по объему сборов в РТ. При этом рыночная доля «Альфастрахования» увеличилась до 8,2% против 1,6% годом ранее, с чем и поздравляем региональное отделение компании Михаила Фридмана.

==table1753==

Неплохо шли дела у «Альфастрахования» и в общероссийском масштабе, хотя ОСАГО нельзя назвать приоритетным для компании сегментом: оно обеспечивает только 21% от общей суммы сборов. Сумма премий по автогражданке за 6 месяцев выросла на 11% до 7 млрд рублей. Впрочем, скептично настроенный Уфимцев отказывается признавать эту ложку меда в бочке дегтя. «Что значит неплохие результаты? Одна компания перестает продавать, другая компания начинает продавать, но она не хочет этого делать, ее заставляют продавать в нерентабельном для нее сегменте. Она сегодня продает полисы, а выплаты по ним будут завтра. Поэтому мы всегда говорили, что никогда нельзя сравнивать кассу у компаний. Я знаю, что все компании из Топ-6 по итогам 2016 года точно получили убыток по ОСАГО и по 2017 году тоже получают убыток — и „Альфастрахование“, и все другие», — довольно резко высказался исполнительный директор РСА.

Второй по величине вклад в хоть какую-то стабилизацию республиканского ОСАГО внесла группа «Ренессанс Страхование», которая увеличила объем сборов на 91 млн рублей, или в 5,2 раза, до 112 млн рублей. Сразу скажем, что относительная динамика татарстанского филиала компании Бориса Йордана — лучшая среди всех участников нашего рейтинга. Это позволило страховщику подняться на 6 пунктов до 10-го места. Автогражданка обеспечивает компании примерно четверть российских сборов, причем в масштабах страны «Ренессанс» также продемонстрировала приличное ускорение — плюс 24% и итоговые 3 млрд рублей. Стремительный набор рыночной доли по ОСАГО, возможно, обусловлен двухлетним планом повышения ликвидности активов. Его компания разработала после замечаний Центробанка.

Впрочем, этому рывку во многом способствует пассивность ряда игроков, причины которой назывались выше. Кто-то до сих пор старается снизить свою долю на рынке ОСАГО, а кто-то просто «переваривает» полисы, набранные годом ранее.

«Ингосстрах» взял «бронзу» по абсолютному приросту премий, которые увеличились на 70 млн до 271 млн рублей. Местное отделение компании с приходом Игоря Волчкова вышло из спячки и продолжает набирать обороты второй год подряд, после основательной зачистки портфеля в предыдущие периоды. По итогам первого полугодия страховщик, основным владельцем которого является Олег Дерипаска, сохранил за собой 7-е по сборам в РТ. Что характерно, «токсичный» Татарстан оказался более привлекательным для «Ингосстраха», чем среднестатистический субъект РФ, — российские сборы по ОСАГО у «Ингосстраха» снизились на 7,5% до 12,3 млрд рублей.

Классическую тройку лидеров мы на сей раз расширим до четверки. Именно столько участников республиканского Топ-15 смогли (или захотели) увеличить армию своих клиентов. В результате почетное четвертое место досталось «Согласию», нарастившему премии на 89% до 135 млн рублей. После этого компания, подконтрольная Михаилу Прохорову, поднялась на две позиции до 9-го места по сборам в РТ. Российская динамика оказалась не столь впечатляющей (плюс 31% до 4,8 млрд рублей), при этом сегмент ОСАГО у «Согласия», как и у «Ингосстраха», по итогам полугодия обеспечил почти 30% от общей суммы сборов. Как отмечает заместитель генерального директора по розничным видам страхования СК «Согласие» Дмитрий Кузнецов, рост «обусловлен необходимости страховых компаний работать в регионах, входящих в систему единого агента».

НИКТО НЕ ХОТЕЛ ПОБЕЖДАТЬ

Теперь о подавляющем большинстве местных игроков, сокращавших свое присутствие в сегменте ОСАГО. Более других в этом преуспел (в абсолютном выражении) «Армеец», у которого сборы сократились на 147 млн до 483 млн рублей. Еще по итогам прошлого года компания примеряла чемпионские лавры, но этого запала хватило ненадолго. Торможение было настолько резким, что по итогам первого полугодия компания довольствовалась лишь третьим местом.

==table1754==

Поубавилось желания зарабатывать на ОСАГО и у АСКО, входящей в сферу влияния неразлучных компаньонов — предправления Акибанка Ильдара Галяутдинова и гендиректора Сетевой компании Ильшата Фардиева. Компания собрала в виде премий по автогражданке 204 млн рублей — на 105 млн рублей больше, чем годом ранее, и это худший результат с 2012 года. Но даже с этой суммой сегмент ОСАГО является определяющим в структуре бизнеса АСКО: на него по итогам 6 месяцев приходится 65% от всех сборов.

Почти такую же долю (57%) обязательное автострахование занимает в сборах НАСКО, действующего лидера сегмента ОСАГО в Татарстане: компания за полгода собрала с автовладельцев 610 млн рублей. В то же время по абсолютным потерям (минус 85 млн рублей) НАСКО заняла третье место. В августе «АК БАРС» Банк объявил о продаже принадлежащего ему 25-процентного пакета акций компании. Как выяснил «БИЗНЕС Online», вероятным покупателем доли является московская «Опора», принадлежащая руководителю комиссии по страхованию «Опоры России» Александру Кондратенкову. Не исключено, что с новым акционером некоторые изменения претерпит и политика НАСКО — посмотрим результаты следующих кварталов.

Второй год подряд сбавляет обороты в Татарстане ВСК. В январе – июне она отминусовала очередные 36 млн рублей и пришла к промежуточному финишу, имея в загашнике 85 млн рублей премий по ОСАГО. Таким образом, местное отделение движется в противоход всей компании: по России один из лидеров автогражданки добрал 4% до 10,1 млрд рублей. Как и большинство федеральных игроков, ВСК не складывает яйца в одну корзину: ее премии ОСАГО составляют треть от общей суммы сборов.

Бессменный до прошлого года чемпион, «Росгосстрах», после взятой в первом квартале паузы на раздумье снова режет по живому. Правда, уже не так решительно, как в прошлом году, — за полгода премии сократились на 6% до 485 млн рублей. А вот в общероссийском масштабе зачистка портфеля идет полным ходом: объем сборов упал на 26% до 22,2 млрд рублей. Впрочем, у компании остается пространство для маневра, если она намерена сократить долю ОСАГО в бизнесе до принятых среди коллег значений. Пока что автогражданка обеспечивает 44% сборов РГС, руководство которого едва ли не активнее всех выражает недовольство действующими параметрами ОСАГО. При этом в Татарстане «Росгосстрах» поднялся на второе место по объему премий, но только благодаря апатии, охватившей «Армейца».

БОЛЬШИНСТВО ЛИДЕРОВ ПЛАТИТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЛУЧАЕТ

Однако даже солидные сборы не в состоянии сделать ОСАГО рентабельным для большинства игроков — так, по крайней мере, утверждает статистика. Выплаты по автогражданке в Татарстане выросли на 33,1% или, на 1 млрд, до 4,08 млрд рублей в сравнении с первым полугодием 2016-го. Как следствие, в сумме страховщики выплатили хозяевам авто на 510 млн рублей больше, чем собрали, хотя годом ранее сборы превышали выплаты на 620 млн рублей. И республика вовсе не является исключением в этом плане. Аналогичная картина наблюдается в федеральном масштабе, где выплаты увеличились на 33,7% до 103,6 млрд рублей. Пока что сальдо сборов и выплат для страховщиков остается положительным (плюс 5,6 млрд рублей), но если дело так пойдет и дальше, то уже в следующем квартале все может измениться. А если добавить сюда накладные расходы («коммуналка», аренда, зарплаты сотрудников и т. д.), то придется согласиться: заявления страховщиков об убыточности ОСАГО имеют под собой весомые основания.

«Росгосстрах» нарастил и без того огромное отрицательное сальдо в РТ на 37% до 610 млн рублей. Впрочем, пикирование бывшего лидера при снижении его рыночной доли мы наблюдаем второй год подряд. И, похоже, проблема тут не столько в объеме сборов, сколько в качестве управления рисками и процессами в самой компании. Причем речь идет даже не о местном филиале: в целом по России минусовое сальдо РГС по обязательному автострахованию выросло в 7,6 (!) раза, или на 15,9 млрд, до 18,3 млрд рублей. Не исключено, что свою роль сыграло и замораживание бизнеса как минимум в ряде регионов, где компания продолжает платить по старым счетам, а продажа свежих полисов сознательно ограничена. Нужно ли здесь говорить, что помощь ЦБ банку «Открытие» — главному кредитору и по факту совладельцу РГС — в виде санации с бюджетом до 400 млрд рублей подоспела весьма своевременно?

На 45% до 148 млн рублей увеличилось в Татарстане отрицательное сальдо ВСК, которое теперь занимает предпоследнее место в рейтинге по данному показателю. При этом на федеральном уровне компания все еще остается в плюсе, хотя и разрыв между сборами и выплатами сократился на треть до 2,5 млрд рублей. Определенно, можно говорить о нелюбви ВСК к «токсичному» Татарстану. О причинах повышенной убыточности РТ эксперты высказывались неоднократно: и сравнительно дорогой парк авто, и низкая культура вождения, и высокая активность автоюристов и просто откровенных мошенников, выжимающих из «подставляемого» авто по две, а то и три стоимости последнего.

Как ни странно, второе место с конца с ВСК фактически делит прошлогодний чемпион по сборам «Армеец». По итогам первого полугодия компания вместо прежних 238 млн рублей положительного сальдо ушла в минус сразу на 148 млн рублей. Впрочем, «Армеец» не выбивается из тренда: сразу 7 из 10 компаний-лидеров заплатили клиентам больше, чем получили от них.

ФАВОРИТ СДЕЛАЛ СТАВКУ НА ОНЛАЙН-ПРОДАЖИ

И о немногочисленных приятных исключениях. Бесспорный фаворит текущего года в Татарстане, «Альфастрахование», увеличил положительное сальдо в 10 (!) раз до рекордных 180 млн рублей — лучший результат среди всех участников нашего обзора. В федеральном масштабе компания не демонстрирует роста, и все же разница между сборами и выплатами по ОСАГО составляет завидные 2,9 млрд рублей — лишь на 100 млн меньше, чем в январе – июне 2016-го.

Такая динамика стала возможна прежде всего за счет перетока клиентов из других компаний, за счет которых и растут сборы ряда крупнейших игроков, отмечает официальный представитель «Альфастрахования» Юрий Нехайчук. «Тот случай, когда никакой подоплеки за показателями роста искать не нужно. Что мы сделали, чтобы достичь такого успеха: „Альфастрахование“ первой на рынке успешно запустила продажи еОСАГО еще в конце 2015 года в тестовом режиме, а с 1 января 2017 года продает, как и другие участники рынка, — на общих основаниях, пожиная плоды отлично отстроенных алгоритмов за тестовый период продаж еОСАГО через сайт компании, — отмечает он. — Не ограничивая продажи и права покупателей, мы предоставили первоклассный сервис: вы можете купить полис еОСАГО на сайте компании за несколько кликов. А если вдруг попали в аварию — увидеть, как идет оформление вашего убытка через мобильное приложение буквально в прямом эфире с помощью собственного телефона, не теряя время на поездки в офис».

Действующий чемпион по сборам, НАСКО, тоже не ударил в грязь лицом, хотя его положительное сальдо все же сократилось на 45% до 149 млн рублей. Третий счастливчик из Топ-10 — компания «Чулпан», у которой разница между сборами и выплатами уменьшилась на 39% до 111 млн рублей. Конечно, критики могут заявить, что стабильность этих двух игроков во многом основана на премиях от предприятий, связанных с правительством РТ и «Татнефтью». С другой стороны, это лишь подтверждает, что на открытом рынке ситуация действительно критическая.

МИНФИН ХОЧЕТ ПОДЕЛИТЬ И ПРОДЛИТЬ ПОЛИСЫ. ЗА ПЬЯНКУ И «ВСТРЕЧКУ» — В ПЯТЬ РАЗ ДОРОЖЕ

В заключение о том, как повлияли на рынок ОСАГО последние законодательные нововведения и какие еще новации сейчас рассматриваются. Пока самой радикальной стал вступивший в силу этой весной закон, заменяющий денежные выплаты от страховщиков на натуральную компенсацию, то есть ремонт поврежденных авто. Опрошенные «БИЗНЕС Online» дружно сходятся на том, что еще рано делать выводы по его применению, но настроены скептически.

«Натуральная форма, которую предлагали страховщики, была подвергнута со стороны и минфина, и ЦБ, и Госдумы серьезному изменению. Для мошенников осталось много лазеек, так что серьезной борьбы как таковой не получилось. Эффект будет, но не такой, какого ожидали страховщики. Наверное, по итогам сентября, когда квартал закончится, можно будет какую-то статистику смотреть, потому что действия законопроекта были направлены на новые договоры, которые были заключены после 28 апреля, а по ним страховых случаев было еще очень мало. Но по экспертным оценкам, к сожалению, из-за того что законопроект был принят с серьезными ограничениями и пробелами, которые направлены в первую очередь не на потребителя, а как раз на автоюриста», — считает Уфимцев.

.
Фото: © Максим Богодвид, РИА «Новости»

Защитники прав автовладельцев согласны с исполнительным директором РСА в том, что закон вряд ли добьется поставленных целей. Однако в этом они видят вину в том числе самих страховщиков. «В первой версии закона, которую предложили страховщики, все было значительно проще. Но после того как он вышел из Думы, стал совершенно другим в понимании страховщиков, потому что он в значительной степени стал защищать права страхователей и потерпевших в ДТП автомобилистов, наложив множество ограничений, как, например, в том, что если машина направляется на ремонт, то запчасти ставятся без учета износа, новые, плюс дается гарантия на лакокрасочные работы и отдельно на детали, то есть то, чего раньше не было. Понятно, что страховщикам это стало накладно. Предварительно можно говорить о том, что система не заработала, и вероятность того, что она заработает так, как хотелось, мала, стремится к нулю по одной простой причине — страховщикам невыгодно», — говорит Коваль.

Какие еще изменения могут ждать ОСАГО. Как заявил замминистра финансов Алексей Моисеев, для водителей, пойманных пьяными за рулем, может быть повышающий коэффициент 5. Кроме того, он предлагает поднять цену полисов для превысивших скорость более чем на 60 км/ч и ехавших по встречной полосе. Интересно, что при этом минфин не хочет поднимать существующий обязательный лимит по ОСАГО, а также считает устаревшим региональный коэффициент. Ряд поправок ведомство уже разработало. В частности, минфин предлагает увеличить срок действия страховки до трех лет (будет устанавливаться по соглашению страховщика и страхователя). По-прежнему актуальна идея разделить полисы ОСАГО на три вида: «Эконом» с лимитом в 400 - 500 тыс. рублей потенциальных выплат, «Стандарт» — до 1 млн рублей и «Премиум» — до 2 млн рублей возмещения.

«БИЗНЕС Online» предложил экспертам оценить последнюю идею и высказать свои предложения по реформе ОСАГО.

«НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СИТУАЦИЯ, КОГДА СРЕДНИЙ РАЗМЕР УБЫТКОВ В КРАСНОДАРЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ В МОСКВЕ»

Евгений Яненко — заместитель директора независимого актуарного информационно-аналитического центра:

— Честно, я не знаю, как может предложение минфина повлиять на рынок ОСАГО. Да, будут какие-то дополнительные продукты, которые может купить человек, увеличив свой лимит. В принципе, он и до этого мог с помощью ДОСАГО купить и увеличить. С другой стороны, хуже от этого тоже не становится. Главное, чтобы были какие-то обоснованные коэффициенты для увеличения лимитов, которые будут применяться к тарифам по ОСАГО и которые людей устраивали бы. Если это будет дороже, чем ДОСАГО, понятно, что никто не будет брать. Если это так будет происходить, то в ОСАГО с большими лимитами останутся только те, которым ДОСАГО никто не предложит, то есть очень плохие водители-лихачи, а хорошим будут предлагать добровольное ОСАГО.

В секторе ОСАГО нужен комплекс мер. Это и корректировка тарифов, в том числе она у нас очень несбалансированная, особенно в региональном разрезе: есть достаточно прибыльные сегменты, а есть те, где не хватает денег. Необходимо не просто повышать общие тарифы, но и внутри системы тарификации делать определенные перераспределения тарифов. И потом важно справиться с мошенническими действиями, потому что не может быть ситуация, когда средний размер убытков в Краснодаре больше, чем в Москве, явно ситуация ненормальная. Поэтому должны как-то на местах работать, должна быть совместная работа страховщиков, местной власти.

«ОСНОВНОЙ ВОПРОС — ЭТО ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ТАРИФОВ. МЫ РАЗРАБАТЫВАЕМ СВОИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Евгений Уфимцев — исполнительный директор российского союза автостраховщиков (РСА):

— Про инициативу минфина. Мы заявляли, что та конфигурация, которая размещена, только в добровольном порядке делается, то есть возможность больших лимитов только при наличии согласия страховщика и если будет четкая и ясная согласованная позиция, какие тарифы и условия будут согласованы ЦБ. Если тариф будет маленький и неэффективный, страховщики против этого, они не хотят такие полисы продавать.

Мы считаем и будем предлагать те изменения, которые, на наш взгляд, должны услугу сделать доступной для потребителя, а также те перемены, которые снимут ограничения, существующие сейчас и создающие лазейки для автоюристов. Например, я не понимаю, почему машину старше 15 лет нужно ремонтировать только новой запчастью. Во всей зарубежной практике, да и нашей российской большинство потребителей, получив страховое возмещение, ремонтируют машину с использованием б/у запасных частей. Или сроки требования по гарантии, которые для старой машины 12 месяцев, — никакой хороший дилер или станция не берут машину старше 5 - 7 лет. Они говорят, что если у машины после 15 лет эксплуатации ржавое крыло и если на этом авто его ремонтировать, то как можно нести по ней гарантию целый год? Крыло и так ржавое, понятно, что через три месяца может опять вспучиться краска, а к этой станции будут предъявлять претензии. Поэтому требования, которые сегодня изложены в законе, мы считаем чрезмерными, они ограничивают возможности и для страхователя. Многие жалуются на то, почему у страховщиков так мало договоров. Да станции не соглашаются на таких условиях и требованиях работать и ремонтировать!

У нас сейчас основной вопрос — это либерализация тарифов. Мы разрабатываем свои предложения.

«ЧЕМ БОЛЬШЕ МЫ ЛАТАЕМ ДЫРЫ, ТЕМ ХУЖЕ СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ»

Александр Коваль — президент автономной некоммерческой организации по защите прав страхователей «За справедливые выплаты»:

— Что касается предложений минфина, то эта идея звучала еще примерно год назад. Я, честно говоря, большого смысла в этом не вижу. Если я как автомобилист хочу застраховать себя на большую сумму, то и сегодня ничто мне не мешает это сделать в рамках добровольного ОСАГО. Поэтому задача страховщика —объяснить, почему мне надо застраховать жизнь, здоровье и железо на эту сумму. Страховщики это и делают. Я не скажу, что большое количество покупают ДОСАГО, но некоторые это делают, поэтому не нужно искусственно что-то вводить. Все это можно рассматривать как шаг к тому, чтобы либерализовать тариф.

Я все-таки считаю, что закон об ОСАГО пора радикально пересмотреть с учетом того, что задумывалось в 2002 году, когда принимали его в Госдуме, и того, что получилось сейчас. Мы в этот закон вносим бесконечное число поправок и новаций, сообразуясь с какой-то конкретной ситуацией на рынке. Почему нельзя полисы купить в отдельных регионах? Почему появились мошенники? Давайте разберемся в причинах, но мы не разбираемся, а пытаемся сделать единого агента, ввести ремонт. В итоге закон получился как лоскутное оделяло, он очень отличается от того, как это работает в Европе. Давайте уже не подстраиваться под ситуацию, а выстраивать ее так, как должно быть цивилизованно. А мы занимаемся латанием дыр: чем больше мы латаем, чем больше вносим изменений, тем хуже ситуация на рынке, и с этим никто спорить не будет.

«НУЖНО ВВЕСТИ БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ КОЭФФИЦИЕНТ ЗА НЕОГРАНИЧЕННЫЙ СПИСОК ВОДИТЕЛЕЙ В ПОЛИСЕ»

Дмитрий Кузнецов — заместитель генерального директора по розничным видам страхования СК «Согласие»: 

— Необходимо повышение тарифов по ОСАГО, особенно в отдельных регионах, где страхование очень убыточное и ситуация только ухудшается. В таких регионах частота ДТП гораздо выше средней по РФ, что аномально и говорит о большом количестве «поддельных» ДТП. Ситуацию должны исправлять власти таких регионов, но этого не происходит. Если в каком-то регионе такие показатели аномальные, то должны быть применены меры к местным властям.

Также для улучшения ситуации с ОСАГО и в целом улучшения движения на дорогах РФ и борьбы с мошенничеством необходимо бороться с «высокочастотными» водителями. Например, после того как ТС в течение года становится виновником ДТП в энный раз, полис аннулируется и ТС запрещается управлять до тех пор, пока не будет компенсирован этот убыток. Тогда мошеннических схем станет меньше, а опасные водители задумаются о своем вождении, иначе будут сами платить за свои убытки.

Поскольку полисы с неограниченным кругом водителей являются наиболее убыточными, то нужно предусмотреть более высокий коэффициент за неограниченный список водителей. В части определения КБМ считаем, что необходимо установление более высокого первоначального КБМ (сейчас КБМ равно 1) — например 1,2. После года без убытков — 1, потом за каждый год уменьшаем на 0,05. В результате для безубыточных водителей тариф по сути не изменится, а для новых (рисковых) и для мошенников (которые вводят неверные данные, чтобы КБМ не определился) значение будет выше.

«НУЖНО ПЕРЕВЕСТИ МАКСИМУМ СОСТАВЛЯЮЩИХ ОСАГО В ОНЛАЙН»

Юрий Нехайчук  официальный представитель «Альфастрахование»:

— Чтобы ОСАГО стал идеальным современным продуктом, нужно перевести максимум составляющих услуги в онлайн — не только покупку, но и урегулирование убытка. Как следствие, сделать онлайн-урегулирование убытков обязательной частью сервиса, чтобы не требовалось ехать в офис, а можно было автомобиль отправлять прямо с места ДТП в сервис. Наконец, надо освободить тарифы, привязав их к истории водителя, а не автомобиля, что позволит быстро достичь паритета в стоимости между пользователями и страховщиками.

==table1755==

==table1756==

==table1757==