Антон ГрачевФото: Сергей Елагин

«ЧЕМ БЫСТРЕЕ ИЛЛЮЗИИ О ЛЕГКОЙ И БЕЗЗАБОТНОЙ ЖИЗНИ СТАРТАПОВ РАЗВЕЯТСЯ, ТЕМ БЫСТРЕЕ МОЖНО БУДЕТ ПОЛУЧИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ И ПРИБЫЛЬ ОТ СВОИХ РАЗРАБОТОК»

Данная статья не претендует на вселенскую истину, это всего лишь личный опыт, наблюдения и опыт коллег из бизнес-инкубатора IТ-парка Татарстана. Мы думаем, что начинающим предпринимателям, стоящим на пороге интереснейшего мира IТ-бизнеса, и всем неравнодушным к стартапам стоит получше присмотреться к современным возможностям для развития бизнеса и оценить свои силы при запуске проектов.

Для того чтобы развеять иллюзии и мифы о работе стартапов (от англ. «startup» — «начало процесса» или «старт»), мы собрали самые интересные факты из жизни резидентов бизнес-инкубатора, которые стоит учитывать при разработке проектов. И помните: чем быстрее иллюзии о легкой и беззаботной жизни стартапов развеятся, тем быстрее можно будет получить удовольствие и прибыль от своих разработок.

Ожидание: Стартап? Да легко! Создам аналог западному решению и смогу внедрить в России.

Реальность: Не все так просто, как кажется. Необходимо тщательно изучить и отследить все локальные тенденции, наполненность рынка данными услугами или продуктами, его востребованность в России, и только после этого думать над созданием аналога западного решения. Без стартового маркетингового исследования риск неудачи очень высок. Для примера можете почитать историю российского стартапа «Просто Клуб Бритв», который хотел стать последователем американских компаний Dollar Shave Club и Harry’s, но не смог успешно адаптировать американскую модель на российском рынке.

Ожидание: Придумаю сайт, стану IТ-стартапом и привлеку миллионы инвестиций.

Реальность: Сайт не инновация и не технология. Высокотехнологичный IT-проект должен иметь инновационную составляющую, которая станет вашим конкурентным преимуществом и объектом интеллектуальной собственности, реалистичную бизнес-модель, техническую реализуемость проекта за один-два года, наличие MVP (minimum valuable product), масштабируемость — именно эти показатели влияют на степень привлекательности стартапа для инвесторов. Если вы не можете похвастаться соответствием всем этим критериям, то стоит задуматься, а стартап ли вы вообще?!

«ВЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ГОТОВЫ ПРЕЗЕНТОВАТЬ И ПРОДАВАТЬ СВОЙ ПРОДУКТ В ЛЮБУЮ МИНУТУ: В ЛИФТЕ, В КАФЕ, НА НЕФОРМАЛЬНЫХ ВСТРЕЧАХ»

Ожидание: Мне не придется заниматься продажами, я же программист.

Реальность: Самый главный «продажник» проекта — это основатель компании. Лучше, чем создатель проекта, о нем никто не расскажет, только создатель может сделать так, чтобы люди были в восторге от созданного продукта. Вы должны быть готовы презентовать и продавать свой продукт в любую минуту: в лифте, в кафе, на неформальных встречах и т. д. И чем проще, доступнее и естественнее вы будете о нем рассказывать, тем больше шансов на успех. Попробуйте рассказать о вашем продукте соседской бабушке на скамейке, вы сразу поймете, какие пункты в вашей презентации стоит доработать, чтобы быть более убедительным.

Лайфхак: Прочтите книгу Роба Фицпатрика «Спроси маму»: она научит вас отрываться от компьютера, преодолевать себя и без стеснений разговаривать с пользователями вашего продукта вживую.

Ожидание: Мне не придется заниматься документооборотом.

Реальность: Стартап — это хоть и начинающий предприниматель, но все-таки это бизнес со всем вытекающим отсюда документооборотом. Как владельцу бизнеса вам придется столкнуться с необходимостью защитить свои авторские права и интеллектуальную собственность, грамотно оформить учредительные документы, вести бухгалтерию, оформлять договоры с партнерами и клиентами. Поэтому если вы не владеете знаниями и опытом в данных сферах, то грамотная и профессиональная команда — это та статья расходов, на которой точно не стоит экономить. Если же такой возможности нет, то стоит самому начать изучать бухгалтерию и юриспруденцию через онлайн-курсы, которых в интернете сейчас предостаточно.

Ожидание: Зачем много тестировать? Мой продукт и так идеален.

Реальность: Самая распространенная ошибка среди стартапов — решение проблем, которых никто не испытывает. Поэтому, имея идею для бизнеса, очень важно четко знать портрет своей аудитории, своих потенциальных пользователей и их желаний. Выпускайте первую версию своего продукта и начинайте тестировать как можно скорее. Слушайте предложения пользователей, их замечания, улучшайте продукт, основываясь на их реакциях. Не стоит сразу выпускать полную версию своего продукта, где будет много ошибок, лучше начать с чего-то минимального рабочего, а затем улучшать и совершенствовать его. И не бойтесь рисковать, помните, что идея ничего не стоит, пока она не реализована.

Ожидание: Мне не нужны бизнес-инкубаторы. Я всего добьюсь сам.

Реальность: Быть резидентом бизнес-инкубатора — это не дань моде, это своего рода местная гарантия качества. Только в бизнес-инкубаторах и акселераторах вы сможете получить экспертную поддержку, не отдавая взамен акции или долю в компании. Доступ к пулу инвесторов, лоббирование интересов в госсекторе и в крупных частных компаниях, новые полезные контакты и круг единомышленников, обучение, мероприятия — вся эта атмосфера будет заряжать вас на развитие бизнеса.

«ГЛАВНОЕ ОТНОСИТЬСЯ К СВОЕЙ КОМАНДЕ НЕ КАК К НАЕМНЫМ СОТРУДНИКАМ, А КАК К СООСНОВАТЕЛЯМ И ПАРТНЕРАМ»

Ожидание: Демпинг — вот мое главное оружие по захвату рыночной доли.

Реальность: Конечно же, заполненный рынок — хороший признак. Здесь вы найдете и спрос, и клиентов, и сформированную культуру потребления, но не найдете достаточно приемлемых и доступных в финансовом плане для всех решений. Однако молодым компаниям конкурировать с более сильными соперниками таким способом будет сложно и рискованно. Хотя демпинг — это и быстрый способ заявить на рынке о себе без лишних усилий и инвестиций, но все-таки это определенный риск. Низкие цены могут повлиять на ваш имидж и не принести должного эффекта, т. к. большинство пользователей считают, что дешево не всегда качественно. Поэтому осторожное отношение к вам со стороны пользователей будет предсказуемо. Иногда все-таки лучше угодить нескольким клиентам, чем вызвать противоречивые чувства сразу у большинства.

Ожидание: Стартап — это медленный запуск и рост. Можно не торопиться.

Реальность: Стартап — это компания, которая должна быстро расти. Лучше всего, конечно же, измерять рост по прибыли, затем — по количеству привлеченных пользователей, клиентов, партнеров (в зависимости от проекта) или же по завоеванию доли рынка. Нужно уметь четко прогнозировать свой темп роста, а затем день за днем работать, чтобы его достичь. А чтобы достичь хорошего результата, нужно вкладывать максимум сил и времени.

Ожидание: Для создания стартапа не нужна команда. И один в поле воин!

Реальность: Команда и идея — это самое важное и ценное в стартапе. Все инвесторы смотрят на команду, в бизнес-инкубатор мы не принимаем стартапы, где нет команды, потому что в одиночестве у стартапа больше шансов провалиться. Никто не умаляет значимость сильных основателей проекта, но начинать проект стоит только тогда, когда у вас есть команда, готовая работать 24/7. Это могут быть и технические специалисты, и разработчики, и маркетологи, и, может быть, даже специалисты по дизайну или интерфейсам. Главное — относиться к ним не как к наемным сотрудникам, а как к сооснователям и партнерам вашего общего дела. Тогда развивать бизнес будет веселее, интереснее и результативнее.

Ожидание: У меня есть идея, я быстро найду инвестора, а только после создам прототип.

Реальность: Продать инвестору то, что можно показать, намного проще. Кроме того, это еще и очередное доказательство, что вы сможете воплотить свою идею стартапа. Не надейтесь, что сможете быстро привлечь инвестиции в стартап, имея лишь идею и не построив прототип. Это слишком маловероятно. Создавайте прототип своей IT-разработки на собственные деньги. Пусть он будет всего с несколькими функциями, но будет простым для понимания и применения. Только тогда, когда у проекта есть работающая версия и первые пользователи, вы уже смело можете привлекать инвестиции от бизнес-ангелов и венчурных фондов для его дальнейшего развития.

«ПОТОК «ГЕНИАЛЬНЫХ» ИДЕЙ ЛЬЕТСЯ ИНВЕСТОРАМ ТАК ЖЕ, КАК К ВАМ — СПАМ»

Ожидание: Мою идею украдут. Не буду ее никому презентовать, найду богатого инвестора и продам ему за большие деньги.

Реальность: Идея ничего не стоит, пока она не реализована. Отказываться презентовать свою идею публично — это всего лишь отговорки бездельников, которым, наверное, приятно жить непризнанными гениями. На самом деле копируют не идею, а уже успешно работающий сервис/решение. Как только вы освободитесь от страха кражи идеи, вы сможете обсуждать ее с компетентными людьми, получать от них критику и пожелания, посмотреть на свою идею с новой стороны и усовершенствовать ее. Кроме этого, возможно, вы сможете найти единомышленников, которые сейчас разрабатывают что-то похожее, и объединить ваши усилия. А если все еще думаете, что инвесторы сидят и ждут только вас, вы сильно ошибаетесь. Поток «гениальных» идей к ним льется так же, как к вам — спам. Единственный вариант привлечь их внимание — участвовать в мероприятиях для стартапов, акселераторах и бизнес-инкубаторах, куда они целенаправленно приходят смотреть на новые интересные проекты.

Ожидание: Мой стартап стоит миллионы!

Реальность: Многие стартапы думают, что их проекты стоят в несколько раз дороже, чем есть на самом деле. Переоценка стоимости проекта вызывает недопонимание в процессе получения инвестиций в стартап и при спорных моментах может с самого начала выстроить неправильный тон во взаимоотношениях с инвестором. Завышенные цены на стартап берутся из-за переоценки доходов и недооценки расходов во время развития проекта, а также из-за того, что, например, забывают учесть расходы на маркетинг, появление и активацию конкурентов, а следовательно, и отток клиентов. Кроме этого, одним из факторов увеличения стоимости обычно считают наличие ноу-хау, инновационной технологии, которая дает конкурентные преимущества продукту. Обычно «зеленые» стартапы не задумываются о том, что если такой технологии нет, то их легко повторить, а следовательно, и стоимость такого легко копируемого бизнеса не может быть высокой.

Надеемся, что наше мнение не оттолкнуло вас от создания IT-стартапа, а, наоборот, подтолкнуло относиться к своему бизнесу более серьезно. Приходите к нам в бизнес-инкубатор IT-парка и проверьте наши слова в действии. Тем более что у нас открыт прием заявок в набережночелнинский и казанский бизнес-инкубаторы. Welcome!

Антон Грачев