Мнир Соколов Мнир Соколов Фото из личного архива

«ЗРИТЕЛЬ БУКВАЛЬНО И В ПРЯМОМ СМЫСЛЕ ПОГРУЗИЛСЯ В ЖИЗНЬ ЦЫГАНСКОГО ТАБОРА»

Казань хорошеет на глазах, бурно развивается, становясь замечательным европейским городом, чистым и уютным, что несказанно радует, а иногда приводит просто в восторг. Вот и музыкальная жизнь не отстает от градостроителей, гармонично вплетаясь, дополняя происходящие изменения, но уже в области культуры... Лето — это время отпусков, время радости, ничегонеделания, время отдыха... Но это лето было лично для меня особенным. Проекты, которые генерирует фонд Sforzando, выпадают именно на это время — период, когда люди просто и беззаботно путешествуют. Эта пассивность отдыхающих людей, естественно, должна быть заполнена. Если вокруг тебя потрясающий город, море или природа, все это пространство уже само по себе прекрасно. Но если тебя окружает еще и музыка, живая классическая музыка, можно считать, что отдых удался!

Классическая музыка является тем потрясающим наполнением, которое окружает человека, облагораживает, делает его чище и лучше. Проекты Sforzando являются тем прекрасным компонентом, сопровождающим отдых и безмятежное времяпрепровождение человека, который не только хочет лежать на диване, но и активно и пытливо относится к окружающему его миру... Проекты Sforzando своим содержанием и наполнением делают лик города еще насыщеннее, они показывают гостям и жителям города, что Казань — это город с большими культурными традициями, город, где родился великий Шаляпин. Недаром в проектах фонда столь много оперной музыки.

Фонд старается творчески подходить к своим проектам, экспериментировать и не боится экспериментов. Поэтому никаких шаблонов и проторенных дорог — все должно быть ново и свежо. Так рождаются креативные проекты, такие, например, как совместный проект фонда исполнительских искусств Sforzando с художниками и ведущими музыкантами России в области новой музыки, новых созвучий, новых музыкальных веяний. Фонд смело берется за произведения, которые редко исполняются. Так, в мае 2017 года прозвучала редко исполняемая моноопера композитора Григория Фрида «Дневники Анны Франк», которая стала настоящим музыкальным событием и открытием для казанских любителей оперы. В июле состоялась премьера мультимедийного перформанса «Аркаим» на музыку композитора Николая Попова (Москва) при участии профессора МГК им. Чайковского Марка Пекарского — знаменитого на весь мир маэстро перкуссии.

Июль обрадовал казанцев фестивалем оперной музыки на «Черном озере»: этот исторический сквер — излюбленное место отдыха горожан. Сегодня парк модернизируется, приобретает новое лицо, он чистый, зеленый, с какой-то особенной атмосферой и аурой. И именно здесь впервые под открытым небом прозвучала опера великого Рахманинова «Алеко» — подчеркну, под открытым небом, в естественных условиях цыганского табора... 3 тыс. зрителей погрузились в страсти, описанные Пушкиным в его «Цыганах», а затем переосмысленные в опере «Алеко» великого русского композитора Сергея Рахманинова. Зритель буквально и в прямом смысле погрузился в жизнь цыганского табора, который расположился перед ними на поляне «Черного озера».


Вечер оперы Sforzando был организован одноименным фондом развития исполнительского искусства, фондом «Живой город» при поддержке министерства культуры Республики Татарстан и дирекции парков и скверов города Казани. Фонд Sforzando существует три года, и за это время его учредители успели порадовать любителей классического искусства не одной премьерой. В репертуаре уже четыре камерные оперы — зингшпиль Моцарта «Бастьен и Бастьенна», камерная опера Менотти «Телефон», камерная опера Григория Фрида «Дневник Анны Франк», камерная опера Ляйсан Абдуллиной «Береника».

В июле этого года казанцев порадовали еще три премьеры — камерная опера Сергея Рахманинова «Алеко», камерная опера Елены Анисимовой «Вий», мультимедийный перформанс Попова «Аркаим». Согласитесь, 7 спектаклей — это уже репертуар стационарного музыкального театра камерной оперы! И самое интересное в этой истории — возможность наблюдать за детьми. Они сидят как завороженные, смотрят на все, что происходит на площадке, тихо и не шевелясь, переживая за героев оперы.

Здесь хочу вспомнить историю в Свияжске уже в августе на фестивале «Музыка вокруг нас». Декорации созданы самим Богом... Житель этого острова спросил меня, когда мы готовились к выступлению: «А что вы будете показывать?» Я, конечно, ответил, что он увидит один из шедевров мировой оперной классики — оперу Рахманинова «Алеко» Он посмотрел на меня внимательно и сказал, что никогда не видел оперу, никогда не был в оперном театре. Я, конечно же, пригласил его, человек пришел и пригласил свою жену и сына: они сидели, тихо улыбались, а потом вместе подошли ко мне и искренне поблагодарили за возможность увидеть оперу. Вот эта так называемая элитарная опера приехала к ним домой, и они были очень благодарны.

Но вернемся вновь на территорию «Черного озера» к фестивалю оперной музыки в июле. Вечером, когда уже стемнело, показывали новый проект —  произведение замечательного казанского композитора Анисимовой — фантастическую оперу «Вий». Примечательно, что зритель не расходился, он хотел вкушать новое зрелище! Игра света и тени, экран, игра актеров-певцов, музыка — все это создает фантастическую картину описанных Гоголем событий. Дети поверили в действительность происходящего и закричали: «Обернись, обернись, она встала, она за спиной!» Ребенок хочет спасти героя оперы Хому, он отчаянно кричит, а Хома не слышит...

Настоящие оперные голоса, в которых настоящие человеческие эмоции, и певцы, существующие на сцене как драматические актеры... Детские глаза — яркое подтверждение этому... Такой зритель и такое восприятие происходящего дорогого стоит, не правда ли?

«НУЖНО СОХРАНЯТЬ И РАЗВИВАТЬ ЭТИ ТАЛАНТЫ»

И вот, наконец, последний месяц лета — август. Вновь парк «Черное озеро», фестиваль «Музыка вокруг нас». Звучит зингшпиль гениального Моцарта «Бастьен и Бастьенна». Люди идут слушать великую музыку этого композитора, занимая места за час до представления, — можно увидеть светлые благородные лица с живыми теплыми глазами. Этот возникающий неповторимый контакт зрителя и исполнителей, эти эмоции, согревающие душу, это вдохновение, витающее в воздухе, и радость сотворчества... Опера подошла к концу — несмолкаемые аплодисменты, крики «Браво!», изящные поклоны артистов.

Но зритель ждет продолжения. И вот уже казанских артистов сменяют московские музыканты под руководством Филиппа Ноделя. Ансамбль «Дух ветра» воодушевленно исполняет дивертисменты Моцарта. В воздухе звучит божественная музыка старинных композиторов, инструменты, которые использовались два-три века назад...

Вновь выступают казанские музыканты — на концертной площадке первый в мире оркестр пианистов c оркестром Sforzando и художник-абстракционист с мировым именем Давид Ру, который начинает творить прямо на глазах зрителя, создавая очередной шедевр на огромном полотне. Так все лето буквально каждую неделю в Казани проходили проекты фонда Sforzando Данияра Соколова. Здесь надо сказать, что без поддержки властей города, министерства культуры РТ, конечно же, ничего этого не было бы — их профессиональный уровень и желание работать для людей, ради благополучия и настроения зрителей очень важны...

Об оркестре Sforzando необходимо сказать отдельно. Под руководством молодого талантливого дирижера Евгения Сакмарова он делает огромную потрясающую работу. В оркестре работают в основном лауреаты международных конкурсов, самые лучшие талантливые музыканты Татарстана. Не востребованные другими творческими коллективами, они находят здесь отдушину и творческий выплеск своего дарования. Оркестр пока лишен финансовой поддержки в лице государства, их труд во многом держится на энтузиазме, что не есть хорошо. И только надежда на будущее и любовь к музыке собирают этих людей вместе, что достойно огромного уважения, естественно, поддержки общества и, я надеюсь, государства.

Молодые солисты — вокалисты оперных проектов фонда — это настоящие любящие свое дело творческие люди, которые раскрываются в оперных проектах, любят и уважают своего зрителя... Стипендиат шаляпинской премии бас Дмитрий Босов, талантливая актриса, певица Айсылу Нуруллина, молодой баритон актер Айтуган Вальмухаметов, Яна Фраксман  все это достояние Республики Татарстан. Нужно сохранять и развивать эти таланты, желательно сохранить их на нашей земле, чтобы они украшали своим творчеством татарстанскую землю, а не разъезжались, как это зачастую бывает. Примеров этому масса... Фонд поддерживает молодые дарования и дает возможность раскрыться их таланту!

P. S. Мои размышления будут неполными, если я не выскажу еще одного соображения по поводу этих молодых музыкантов, молодых организаторов, которые по-настоящему талантливы и, самое главное, беззаветно любят свое дело... Заканчивая консерваторию, многие из них не находят себя в рамках творческой культурной жизни родного города, родной земли, малой родины и вынуждены уезжать, искать лучшей доли на чужой стороне. Многие работают в Санкт-Петербурге, Москве в других городах. Мы нерачительны в этом плане и разбрасываемся нашим достоянием.

Вот готовый муниципальный или государственный камерный театр: бери и пользуйся... Вот коллектив музыкантов и актеров-певцов со своим режиссером и художественным руководителем, с готовым репертуаром, в котором уже достаточно спектаклей, доказавших свою жизнеспособность и творческую состоятельность... Можно было бы воплощать самые современные творческие, культурные задачи. В планах фонда Sforzando оригинальные идеи, уже написаны либретто и ждут своего воплощения камерные татарские оперы, театрализованные постановки, но без должного внимания общества и государства они могут угаснуть. Все мы понимаем, что энтузиазм продолжаться до бесконечности не может. Казани, претендующей на звание третьей столицы России, сам бог велел иметь такой оперный камерный театр.

Мнир Соколов