На открытии памятника конструктору Михаилу Калашникову в Москве министр культуры РФ Владимир Мединский назвал его главное творение настоящим культурным брендом России. А вы согласны с Мединским? Видели ли вы сам памятник и что думаете о 5-метровом Калашникове в центре столицы нашей страны? И что, по-вашему, входит в число главных культурных брендов России? «БИЗНЕС Online» отвечают Эдуард Лимонов, Валентин Катасонов, Ренат Ибрагимов, Виктор Ерофеев, Фатих Сибагатуллин, Максим Калашников и др.
В центре Москвы открыли памятник Михаилу Калашникову – создателю автомата, который считается самым распространенным стрелковым оружием в мире
«ВОЗМОЖНО, ЕГО АВТОМАТ УЖЕ БЫЛ ВПЕРЕДИ ВОДКИ И ГАГАРИНА»
Ренат Ибрагимов — певец, народный артист РСФСР:
— Может быть, это не культурный, а знаковый бренд. Тогда все будет соответствовать — это знаковый бренд нашего века, который ознаменован уничтожением людей. Сам я памятник не видел, но это полная ерунда, бездуховность, безвкусие. Какому чудаку это в голову приходит? Мединский — это понятно, что за министр... К сожалению, сейчас люди не соответствуют своему месту, ахыры заман (конец света) приближается. Написано же, что все хорошее будет выставляться плохим и все плохое — хорошим. Автомат стали выставлять как хорошее. Все перевернуто с ног на голову.
Россия богата культурными брендами, поэтами, писателями. Например, Большой театр — бренд России, его во всем мире знают. По крайней мере, это не Калашников. Вообще, надо быть настолько идиотом, чтобы такие вещи говорить. Мединский перед людьми обнажается просто, это настоящий чудак в области искусства и культуры.
Эдуард Лимонов — политик и писатель:
— В каком-то смысле я согласен с высказыванием. Да, это бренд России: она узнаваема по автомату Калашникова. Наверное, сотни стран в свое время купили патентное изготовление. Видел фотографию памятника в интернете — памятник как памятник. Я, конечно, не сторонник такого классического стиля скульптуры, но хорошо, что Михаилу Калашникову догадались поставить памятник. На мой взгляд, это основное. Россия узнаваема была раньше по водке, Гагарину, одновременно к большим величинам присоединился Калашников. Возможно, его автомат уже был впереди водки и Гагарина. Во всем мире он известен. Открытием памятника, его установкой воздали должное талантливому русскому человеку, прославившему нашу страну. Также миллионы людей знают Ленина, революцию.
Валентин Катасонов — экономист:
— Культура — понятие широкое. Некоторые считают, что культура — это только картины, музыка или театры. Культура, если вы посмотрите в любом энциклопедическом словаре, это как материальные, так и нематериальные результаты человеческой деятельности за предыдущие исторические периоды. В этом смысле даже какая-нибудь пушка — это тоже предмет культуры. Но другое дело, что предметы культуры можно оценивать как положительно, так и отрицательно. Например, скандальный фильм «Матильда» — это пример антикультуры, но формально это тоже есть объект культуры. А если говорить о калашникове как об объекте в контексте русской культуры, то я его оцениваю положительно.
Что является главным культурным брендом России? Мне не нравится само слово «бренд», оно режет ухо, это признак того, что у нас с культурой что-то не в порядке. Его можно заменить словом «символ» или «знак». В принципе, символом любой нации является то, что никто не оспаривает, — это герб, флаг, гимн, это некие концентраты культурной символики. Хотя я не очень доволен ни флагом, ни гербом, ни гимном — они не вполне отражают сущность нашей цивилизации. Впервые дал определение понятию цивилизации Николай Яковлевич Данилевский: он назвал их культурно-историческими типами. Так вот ядром любой цивилизации является культура. И одна цивилизация отличается от другой именно культурой, а не какими-то второстепенными признаками. А ядром всего, наверное, являются религия и ее символика. Если мы посмотрим на всю 1000-летнюю историю России, то увидим некие символы и знаки, которые отражают религиозное ядро нашей цивилизации.
Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы:
— Я полностью согласен с Мединским: культурным брендом не может быть один лишь балет. Автомат изображен на многих гербах Африки, Латинской Америки. Наша вина, что мы не смогли взять у них деньги за лицензию. Все его рисуют, делают. Памятника я еще не видел — только по телевизору. Но что из того, что его поставили в центре столицы?! Вон каждый день проходим возле памятника князю Владимиру, а был ли он нужен? Непонятно, как он крестил — по-старому или по-новому.... Я очень уважал Калашникова, почему бы ему не поставить памятник.
Что такое культурный бред России — вопрос сложный. Одно время туда причисляли водку, но она оказалась польского происхождения. А вот автомат Калашникова оказался очень удобен — скольким людям он жизнь спас. Если бы он был плохой, никто бы не покупал его. И богатые арабы, и нищая Латинская Америка покупают.
Министра культуры Владимир Мединский назвал автомат Калашникова культурным брендом России
«ОРУДИЕ СМЕРТИ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ КУЛЬТУРНЫМ ОБЪЕКТОМ И КУЛЬТУРНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ»
Николай Сванидзе — журналист:
— Сложно соглашаться или не соглашаться с этим изречением. Если автомат Калашникова — действительно культурный бренд России, то это очень печально. Если министр культуры РФ считает главным культурным брендом страны автомат Калашникова или вообще другой вид вооружения, будь то пистолет, базука или танк, то это удручает. Когда культурным брендом считался Александр Сергеевич Пушкин или Антон Павлович Чехов, это меня радовало больше. Памятник видел — он ужасен. Ужасен эстетически, потому что напоминает памятник браткам 90-х на кладбище. Он имел бы право на существование в каком-нибудь совхозе возле клуба, но мужик с автоматом стоит в центре Москвы, на Садовом кольце... Почему? Мирная улица мирного прекрасного города! Это что, угроза? Кому? Получился памятник не человеку, а автомату. Причем памятник автомату, который не является оружием победы в Великой Отечественной войне. АК-47 называется так, потому что его серийное производство началось в 1947 году, то есть через два года после окончания Великой Отечественной? Ни в каких славных победах не участвовал. В Венгрии давили, в Чехословакии давили, в Афганистане воевали? Афганскую войну мы проиграли, как известно. Что мы выиграли? Войну с Грузией? Еще в Чечне воевали! Оружие популярно в мире, из него от живота африканские 10-летние мальчики стреляли по взрослым дядям и тетям и очень многих убивали... Это не повод гордиться, а бизнес.
А если бы у нас покупали химическое оружие, мы бы гордились им и ставили памятник? Странно! Сам по себе Михаил Тимофеевич Калашников — человек достойный, фронтовик, гениальный конструктор, изобретатель. Если бы ему поставили памятник рядом с министерством обороны, было бы замечательно, а в центре города с автоматом в руках... Культурные бренды прежде всего должны быть культурными. А это памятник нашим милитаристским настроениям и комплексам.
Виктор Ерофеев — писатель:
— Нет, я совсем не солидарен с Мединским, хотя время от времени с ним соглашаюсь. Орудие смерти не является культурным объектом и культурным инструментом. Начиная от лука, стрел и копий — это все то, что как раз уничтожает культуру. И даже если это орудие ведет оборонительные войны, то все равно проливается кровь людей, солдат. Что касается наших культурных сокровищ, они всем известны: это и литература, и живопись, и музыка. Вообще, автомат Калашникова первый раз применялся для подавления венгерской революции 1956 года, и мне как-то стыдно за это, потому что эти ребята преследовали цели свободы, а данный автомат их убивал.
Я видел сам памятник и даже о нем уже писал. На мой взгляд, это отвратительное явление. По разным сведениям, Калашникову скорее приписывают создание этого автомата, там была команда из немецких оружейников, которые после войны создали этот автомат. Мне кажется, что это одна из мистификаций советского времени. А тем более ставить огромного человека с автоматом в городе — это недобрая вещь. Он может как угодно держать оружие, ведь автомат служит не для того, чтобы его нежно держать, а для того, чтобы убивать. Это его главная функция. Установка памятника — отвратительное явление, иначе я его не могу охарактеризовать.
Максим Калашников — писатель, футуролог:
— Я согласен со всем миром. Прекрасно помню, как на военной кафедре я видел журнал за 1981 год... «Оружие, которое бьет Запад»: тогда уже весь мир считал, что калашников как спутник, как корабль «Восток» или Гагарин... Он одна из русских торговых марок Советского Союза, которую все знают. Если говорить о культурных брендах страны, то это Королев, станция «Мир», станция «Союз», спутник, луноход, 9 Мая 1945 года, атомоход «Ленин». Проблема в том, что все культурные бренды родом в основном из Советского Союза. Россия новых марок не породила. За 26 лет ничего нового Российская Федерация миру не предложила — это плохо.
Яков Геллер — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»:
— Я держал в руках автомат Калашникова, мне довелось служить в армии. Машина, конечно, удивительная. И после воды, и после песка, и после падения работает безукоризненно. Но меня смущает другое: ведь автомат Калашникова совершенно не применялся во время Великой Отечественной войны. И каким бы ни было хорошим это оружие, оно изображено на флагах, если не ошибаюсь, «Хезболлы» и такой организации, как «Братья-мусульмане», а также на гербах и флагах каких-то пяти стран, включая Зимбабве... Так почему этот автомат, который не применялся в защите нашей родины, мы должны считать своим культурным брендом? Ну да, он применялся в Афганистане, но ведь там мы не защищали нашу Родину. Очевидно, он применяется сейчас в Сирии, но это все тоже «на дальних подступах». Какую он роль сыграл в обороноспособности нашей страны?
А насчет культурных брендов, они у нас есть и без этого. Как всегда, в области балета мы впереди планеты всей. У нас есть великие режиссеры, великие танцовщики, великие певцы, есть художники. Их имена и являются культурными брендами России. Культурный бренд страны — это имена тех, кто превозносит культуру. Поэтому я не очень понимаю логику включения в этот ряд автомата Калашникова. Этот автомат — последний аргумент в споре, как говорилось в 90-х годах. Нет, для меня причисление данного автомата к культурным брендам совершенно неоднозначно. Я Мединского в этом случае не понимаю. А раз не понимаю, то и не поддерживаю.
Леонид Волков — руководитель избирательного штаба Навального:
— С Мединским не согласен, памятника не видел. Вообще, я не знаю, что означает словосочетание «культурный бренд». Мне кажется, министр культуры придумывал его так же, как свою диссертацию и другие бредовые вещи.
Евгений Федоров — депутат Госдумы, координатор организации «Национально-освободительное движение»:
— Я согласен, что автомат, меч, щит, шлем — это все российские исторические бренды. А все, что относится к истории, относится и к культуре. Если рассуждать строго логически, то я согласен с министром Мединским. В число главных культурных брендов России я бы причислил Пушкина, Достоевского, размеры территории нашей страны, русский язык. Православие — это тоже русский культурный бренд. Сам памятник не выглядит фундаментально-помпезным. Памятник, олицетворяющий стремление к высоким достижениям России, можно было бы сделать чуть побольше и чуть получше, на мой взгляд.
Фандас Сафиуллин — экс-депутат Госдумы РФ:
— Это не культурный, а воинственный бренд России, военный, армейский. Если бы на его родине, в Удмуртии, перед заводом поставили памятник, еще куда бы ни шло, а в столице неуместен памятник оружию. Перечислять настоящие культурные бренды России — долгий процесс, кому что.
«Я НИКАК НЕ ОДОБРЯЮ ПАМЯТНИКИ, НА КОТОРЫХ ДЕРЖАТ ОРУЖИЕ»
Рашит Низамов — ректор КГАСУ:
— Я не великий специалист по классификации культурных брендов. Но как инженер, как доктор технических наук я бы сказал, что для меня автомат Калашникова — это не столько культурный бренд... Этот памятник, скорее всего, характеризует полет нашей технической, инженерной мысли, потому что культура — это, наверное, какая-то другая субстанция, связанная с чем-то другим. Ну вот, возьмем наше Золотое кольцо: Суздаль, Владимир, по которым мы любим путешествовать. Это, несомненно, наш культурный бренд. Или Санкт-Петербург, Ладога, Валаам. Все это тоже, безусловно, является нашим культурным брендом.
А упоминание в связи с Россией балалайки, матрешки, гуляющих по улицам медведей, потребления алкоголя в больших количествах — все это отдает неким китчем. Это какой-то китчевый уровень бренда, самый низкий его уровень. А мы все-таки хотим, чтобы наш культурный бренд имел некую духовность. Вот Пушкин — это наш несомненный культурный бренд. И вместе с ним — писатели Толстой, Гоголь, наши художники Репин, Айвазовский, композиторы Чайковский, Мусоргский... Наша природа, наша Сибирь с ее необъятными просторами и порой экстремальными условиями жизни тоже бренд.
Есть даже анекдот такой: встретились на заграничном курорте немцы и русские. Узнав, что один из их новых знакомых из Новосибирска, немцы восклицают: «О, Сибирь! А правда, что у вас там по дорогам медведи ходят?» Русский отвечает: «Да вранье это все! Нет там у нас никаких дорог!» Это я к тому, что Сибирь тоже наш бренд, тоже что-то историко-культурное, неразрывно связанное с Россией. Я думаю, что, несмотря на этот анекдот, к Сибири все относятся с уважением. Это мощь, это ширь. Иностранцы, когда слышат это слово, чувствуют какие-то комплексы, потому что это то, чего у них нет. Это необъятность, это просторы, это богатство. Это, возможно, даже будущее мировой цивилизации, потому что Европе скоро дышать нечем будет. И одновременно это наш культурный бренд.
Вахит Имамов — главный редактор газеты «Мәдәни җомга»:
— Ни в коем случае оружие не может быть брендом, тем более культурным. Это воспитание жестокости, кровожадности. Мне все это не нравится: даже в селах стали ставить танки, бронетранспортеры, самолеты, пушки... А это памятники не культуры, а несущие смерть орудия. С одной стороны, памятник — это дань памяти погибшим за нашу родину, но, с другой стороны, воспитание должно быть соответствующее. Сейчас открываешь интернет — волосы дыбом встают. В Москве стали водить колонну детей и вожатый кричит: «Киев». Все отвечают «Киев — город русский». Уже появились речевки: «Наши МИГи сядут в Риге», «Наши танки будут в Праге». Такого вожатого нужно привлекать за экстремизм.
Что касается памятника, то я никак не одобряю памятники, на которых держат оружие. Вон в Берлине стоит памятник победителю — в Трептов-парке. Там все культурно: он держит меч, опущенный на свастику, и у него на руках ребенок. Это дань победителю, это я воспринимаю. Но с автоматом, кроме того, направленным на кого-то... Калашников — дважды герой Советского Союза, можно было просто бюст поставить, он нужен, ведь на автоматах этого человека страна заработала миллиарды денег, в 70 процентах стран людей убивают его автоматом. Ну не 5-метровый же ставить... Тот, кто служил в армии, никогда не забудет этот автомат, он принимал присягу, держа его в руках. А нашим культурным брендом должна быть дружба народов, чтобы не расколоть общество, страну. Не надо обманом воспитывать. Не надо нам показывать Филиппа Киркорова или блондина России Баскова... Почему татар не пускают, почему нет чеченцев, абхазцев?!
Мурат Сиразин — фермер:
— С тем, что это бренд России, я согласен, но я бы не сказал, что он культурный. Во-первых, там ведь идет скандал, что разместили немецкое оружие, с которого Калашников сдул этот автомат. Якобы не придумал, а модернизировал немецкий автомат. Во-вторых, на ум приходит песня Галича. Там бригадир одного из заводов требовал, чтобы ему дали звание «Герой Социалистического Труда», ведь он перевыполнял план в разы, его бригада висела на доске почета, но ему не давали, потому что он выпускал для всего социалистического лагеря колючую проволоку. Так же и с автоматом Калашникова. Памятник ему, конечно, ставить надо, потому что это именно бренд, весь мир с его автоматом бегает, и я в армии служил, разбирал его, собирал. Удобная штука — можно и штыком работать, и прикладом ударить. В число культурных брендов России не входят, по крайней мере, ни балалайка, ни водка, ни прочее. Нужно сказать честно, что русский театр, балет были созданы не на основе русских частушек, сказок, а на основе европейских языков и культуры.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 133
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.