Александр Калинин (слева) Александр Калинин (слева): «Отсутствует комплексная программа акселерации малого бизнеса, которая бы стимулировала микропредприятия вкладывать деньги в капитализацию, в масштабирование своего бизнеса» Фото: ©Григорий Сысоев, РИА «Новости»

«ПОСЛЕДНИЕ 10 ЛЕТ СРЕДНИЙ ТЕМП ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В СТРАНЕ СОСТАВЛЯЕТ 1 ПРОЦЕНТ»

Сегодня в большой зал Дома правительства Москвы съехался весь свет экономической мысли России — почти все, кто последние десятилетия пытался развить в стране малый бизнес и кто до сих пор влияет на эти процессы. На форуме, посвященном 15-летнему юбилею общественной предпринимательской организации «Опора России», они подводили промежуточные итоги и пытались разглядеть светлое будущее МСБ. Увы, к своему сожалению большинство участников пленарной сессии пришли к выводу, что создать в России то, к чему они так стремились, не очень-то получилось. Цифры, названные главой «Опоры» Александром Калининым, лишний раз подтверждали неутешительный итог. Согласно реестру, в стране действует 5,7 млн субъектов МСБ, которые создали 18 млн рабочих мест, вот только 5,4 млн из них (а это 95%) — это микропредприятия, еще 260 тыс. компаний можно отнести к малому бизнесу и лишь 20 тыс. записаны в средний бизнес. «Это свидетельствует о том, что явно отсутствует комплексная программа акселерации малого бизнеса, которая бы стимулировала микропредприятия вкладывать деньги в капитализацию, в масштабирование своего бизнеса, увеличение количества рабочих мест, объемов производства, внедрение новых технологий и переход сначала в разряд малого, а затем и среднего бизнеса. Но этого массового перехода нет», — с явным неудовольствием констатировал Калинин.

Пессимизма следом подкинул и председатель совета центра стратегических разработок Алексей Кудрин. Как бывший министр финансов, он, по сути, стал одним из тех, кто повлиял на состояние МСБ. Кудрин без разбега вывел разговор на макроэкономический уровень: мол, малый бизнес очень сильно зависит от общего тренда в экономике. «Если у нас последние 10 лет средний темп экономического роста в стране [составлял] 1 процент, причем из них у нас было два периода рецессии за последние три года, то, конечно, в этих условиях малый бизнес очень страдает, — сообщил экс-министр финансов, и возразить ему было нечего. — Если мы видим рост, и мы могли бы рассчитывать на рост 3–4 процента, то это существенно активизировало бы создание малых предприятий. Общие проблемы страны и темпов роста также важны для развития малого бизнеса». По словам Кудрина, в прошлом году впервые за много лет новых предприятий оказалось меньше, чем ликвидированных. «Впервые изменился этот тренд, он тревожный. Это означает, что сегодня нет у предпринимателей и у граждан ощущения успешности этого бизнеса», — заявил он.

А раз нет надежд на успех, уже не может удивлять статистика, согласно которой доля желающих открыть собственный бизнес в прошлом году составила жалкие 2%. Если верить Кудрину, это самый низкий показатель из 65 стран, где проводят мониторинг международные организации. Для сравнения: в среднем по Европе доля потенциальных новичков-бизнесменов — около 20% (к этому показателю уже приблизились и соседние с нами Польша и Латвия). С нашими же процентами, как выходило из слов бывшего министра, роста экономики не видать. «Если у нас будет 2 процента, то мы не прорвемся к новым темпам экономического роста. Это вопрос статуса, престижа предпринимательской деятельности», — печалился Кудрин. Впрочем, в целом к бизнесменам в России, по его данным, относятся вполне позитивно: 65% считают, что это достойная деятельность. Впрочем, эти цифры не конвертируются в стремление начать собственное дело.

Алексей Кудрин (справа) Алексей Кудрин (справа): «Сегодня нет у предпринимателей и у граждан ощущения успешности бизнеса» Фото: ©Григорий Сысоев, РИА «Новости»

Кроме того, малые и средние предприятия не стремятся выходить на экспорт, а это, уверен Кудрин, условие, при котором Россия может стать быстрорастущей страной. Доля МСБ в экспорте составляет всего 6% — только одно предприятие из 150 пытается продавать свою продукцию за рубеж. «Нам нужно за шесть лет удвоить количество выходящих на экспорт. Тех, кто попытается найти свою нишу, должно быть существенно больше. Поэтому все меры, связанные с упрощением выхода, со снятием барьеров выхода на экспорт, с упрощением таможенных, финансовых процедур, валютного контроля, — все это способствовало бы занятию достойного места малых предприятий в экспорте. Зачастую мы по цене и качеству конкурентоспособны в целом ряде ниш на европейском и азиатском рынках. Но мы боимся этого. Это продвижение нам надо делать. Цели должны быть более амбициозные», — призывал Кудрин.

У большинства предпринимателей такой полет мысли вызовет разве что усмешку: какой еще экспорт, когда многим приходится элементарно выживать? А вот другой тезис наверняка вызовет самое горячее одобрение.  Это необходимость урезания надзорно-контрольных функций (впрочем, даже по словам Кудрина, эта задача без должного пинка сверху не решается). «Мы в ЦСР проанализировали эти функции, у нас есть предварительные предложения, где можно сократить, но мы понимаем, что без политической воли, без цифры — давайте сократим за 6 лет в два раза, а мы считаем это реалистичным, — проблему не решить. Нам нужно сократить количество контрольных органов, оптимизировать виды контроля. Допустим, от 36 федеральных контрольных органов мы должны перейти к 15, может быть, к 20 на первом шаге. За 6 лет», — обозначил горизонт Кудрин.

Развитию малого бизнеса, по его мнению, государство препятствует и иным образом: его слишком много в экономике, отсюда и проблемы в развитии конкуренции. «Я придерживаюсь по-прежнему того правила, которое отстаивал, когда был в правительстве: нам нужно уменьшать долю государства в экономике, в частности в бизнесе. Там, где у нас конкурентные рынки, государство должно уходить. Пусть это будет поэтапно, но этот тренд должен четко прослеживаться. Только с увеличением частного сектора в экономике мы будем наращивать и справедливость конкуренции, и долю малого и среднего бизнеса. Тогда они будут прокладывать себе дорогу. Сейчас, когда мы обложены госкомпаниями, конечно, мы просто имеем отношения менее комфортной среды для конкуренции малого и среднего сектора», — считает глава ЦСР.

Надо полагать, все эти предложения Кудрин и Ко прописали в той самой «секретной» стратегии, разработанной для Владимира Путина. Бывший министр убежден: то, что он предлагает, поможет повысить долю МСП в производстве ВВП до 40% в перспективе до 2025 года.

Герман Греф Герман Греф: «Нам ни в коем случае больше не надо экспериментировать с ухудшением условий для малого бизнеса» Фото: ©Григорий Сысоев, РИА «Новости»

«МЫ ЧТО-ТО НЕДОСТАТОЧНО ДЕЛАЕМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА»

Еще один бывший министр (на сей раз — экономического развития), а ныне глава Сбербанка Герман Греф также выступал в минорных тонах, то и дело отмечая, что ничего прорывного за последние десятилетия для развития МСБ так и не было сделано. «Мы все очень много занимались малым бизнесом. К сожалению, цифра 21 процент (вклад МСБ в ВВП) остается на том же уровне. Это говорит о том, что мы что-то недостаточно делаем для развития малого бизнеса. Цифра 21 процент остается заколдованной. Я думаю, что мы должны признать тот факт, что все эти усилия не приносят достаточной эффективности», — разводил он руками. Вспомнил Греф и конкретные просчеты властей. «Поднятие социального налога в 2012 году, где мы потеряли миллион малых предпринимателей, — это была явная ошибка. Мы пытались раньше, чем нужно, вводить налог для малых предпринимателей с „упрощенки“, пытались двигать пороги при переходе на „упрощенку“. На мой взгляд, мы сегодня достаточно опытны, чтобы не повторять ошибки. Нам ни в коем случае больше не надо экспериментировать с ухудшением условий для малого бизнеса, — напирал он. — Нужно решиться на радикальные шаги по упрощению жизни малого бизнеса и всем на себя принять ответственность за увеличение доли малого бизнеса в структуре ВВП хотя бы в два раза. Нам нужно решиться на радикальные шаги по снижению административных барьеров и радикальные шаги по поддержке малого бизнеса. Иначе вырваться из плена роста 3 процентов как ограничителя роста российской экономики невозможно».

Этот призыв наверняка был направлен к тем, кто сегодня рулит финансово-экономическим блоком правительства. Впрочем, к моменту выступления Грефа ни министра финансов Антона Силуанова, ни министра экономического развития Максима Орешкина уже не было в зале. Оставались лишь глава Центробанка Эльвира Набиуллина и первый вице-премьер Игорь Шувалов. А жаль, ведь, по мнению Грефа, именно сейчас в России сложились едва ли не идеальные условия для развития МСБ. «В первую очередь этот потенциал связан с тем, что очень сильно подешевел рубль. Мы за годы сильного рубля перестали верить в себя, малый бизнес развивался в основном как торговля. Мы стали говорить, что мы нация, которая не может ничего производить, что у нас лучше получается торговать. На самом деле это не так, исторически мы никогда не были сильны в торговле, мы всегда были сильны в производстве. Просто был период с сильным рублем, когда дешевле было завести, чем произвести. Сейчас изменения курса валюты, очень болезненные для всех нас. На самом деле это время, когда очень серьезно можно нарастить наше производство в малом и среднем предпринимательстве», — указал глава Сбербанка.

Игорь Шувалов Игорь Шувалов: «Дискуссия в правительстве и в администрации носят тот же самый характер: как сделать так, как оказать через принятие нового законодательства и другие наши конкретные шаги, что действительно мы готовы обеспечить большую свободу» Фото: Елена Колебакина-Усманова

«НЕ ОТ ХОРОШЕЙ ЖИЗНИ МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС УХОДЯТ В ТЕНЬ»

У тех, кто сегодня отвечает за экономическое развитие страны, настроение было приподнятым и чуть ли не окрыленным. Хотя их выступления показались корреспонденту «БИЗНЕС Online» порой слишком поверхностными и «плакатными». Например, Шувалов то и дело призывал бизнесменов не впадать в уныние. Вообще, по его словам, именно в сложный период конца 2014-го – начала 2015 года, когда «жестко было со всем», президент в условиях санкций определил двигаться в стороны «предоставления большей свободы бизнесу». «Должен сказать, что когда вышел новый закон в США по санкциям, дискуссия в правительстве и в администрации носят тот же самый характер: как сделать так, как оказать через принятие нового законодательства и другие наши конкретные шаги, что действительно мы готовы обеспечить большую свободу», — вспоминал вице-премьер.

Над этой свободой для бизнеса, надо полагать, правительство работало до сих пор и собирается продолжать в том же духе. Из новаций тот же Шувалов припомнил идею Орешкина, которую тот сейчас обсуждает с Силуановым: при внедрении ККТ сделать так, чтобы «упрощенцы» вообще не имели никакой отчетности. «Потому что электронный протокол позволяет нам самим составить все необходимые отчеты», — пояснил Шувалов.

Еще из приятного — то, что корпорация по развитию МСП с января 2018 года сможет кредитовать МСП по ставке твердых 6,5% годовых. «Скоро 6,5 процента будет не нарисованной, а реальной ставкой. Сейчас Орешкин и Браверман это обсуждают, это будет не 9,6 процента, как раньше. Новые изменения возможны с января», — пообещал вице-премьер. Об этой же мере вспоминала и Набиуллина. По ее словам, во время рецессии ЦБ нарастил фондирование «Программы 6,5» с 50 до 150 млрд рублей, и это был своего рода антикризисный инструмент. «Мы будем плавно из нее выходить по мере того, как будут в целом снижаться ставки в экономике для бизнеса. Здесь важнее снизить ставки для всего малого и среднего бизнеса, а не только для тех, кто имеет доступ к „Программе 6,5“. Механизм выхода из этой программы, где-то поддержки правительства вместо ЦБ, мы обсудили с минэкономики, с корпорацией МСП. В большей степени мы эту программу будем ориентировать на региональные банки, банки с базовой лицензией», — объявила глава Банка России. По ее словам, именно банки с базовой лицензией должны ставить во главу угла работу с МСБ.

При этом Набиуллина не преминула отметить, что именно малые и средние предприятия считаются наиболее рискованными заемщиками, особенно в период экономической рецессии. Так что приходится ЦБ параллельно еще и стимулировать банки для наращивания кредитов МСБ. «Часто банки жалуются на то, что малый и средний бизнес недостаточно прозрачен, тяжело оценить риски. Мы понимаем, что не от хорошей жизни малый и средний бизнес уходят в тень», — заявила Набиуллина. В довершение она еще добавила, что ЦБ теперь поддерживает идею страхования вкладов малых предприятий. «Мы считаем, что это также повысит его защищенность и уверенность при выборе банка», — сказала глава регулятора.

Максим Орешкин (третий слева) Максим Орешкин (третий слева): «Понятно, что один закон ничего не решит, это на самом деле долгий культурный процесс миграции в этой области» Фото: ©Григорий Сысоев, РИА «Новости»

РАЗРЕШИТЬ РЕГИОНАМ СНИЖАТЬ СТАВКИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ДЛЯ МСБ

О том, какие меры по поддержке и развитию МСБ зреют в правительстве, казалось бы, надо судить по выступлениям ключевых министров. Но они были настолько краткими и поверхностными, что пока не возникает ощущения, будто сегодня у кабмина есть четкая стратегия в этом направлении. «Нужно помогать тем компаниям, которые успешны, которые зарабатывают прибыль, достигают интересных результатов, двигаются вперед, давать им возможность становиться крупнее», — сказал Орешкин, и это был, пожалуй, самый главный его месседж. Единственное, что еще можно отметить, так это упомянутую министром экономического развития «идеологию сдвига системы контроля и надзора от наказания к предотвращению». По его словам, для этого разрабатывается специальный законопроект, который будет регламентировать, как контрольные и надзорные органы должны действовать, чтобы не навредить, а, наоборот, помочь. «Понятно, что один закон ничего не решит, это на самом деле долгий культурный процесс миграции в этой области», — считает Орешкин. Сколько субъектов МСБ дождутся конца этих моисеевых скитаний, можно лишь догадываться.

В свою очередь Силуанов рассказал о предложении по налоговым новациям, которые должны заработать с 2019 года. «Мы считаем, что можно было бы законодательно дать право субъектам или в федеральном законодательстве прописать, что ставки налога на прибыль для таких предприятий, находящихся в промежутке от 150 до 500 миллионов рублей оборота, могли бы иметь пониженные ставки налога на прибыль. В принципе, эти решения могли бы принимать субъекты РФ, которые заинтересованы в том, чтобы развивать у себя на территориях малые и средние предприятия», — объявил министр. Правда, вряд ли самим регионам эта идея придется по вкусу: у большинства из них и без того доходы не «бьются» с расходами, а тут еще добровольно отказаться от части налогов... Впрочем, федеральный центр в последнее время любит проявлять щедрость за счет субъектов РФ, хотя своей «долей пирога» поступается в редчайших случаях.

Пленарную дискуссию Калинин заканчивал фразой Софокла: «Успех зависит от усилий». После всего сказанного лишь оставалось надеяться, что сформированное после выборов 2018 года правительство приложит этих усилий больше, чем его предшественники.