ИЛЬДАР ХАЛИКОВ ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ НАШЕЛ, ПОХОЖЕ, СПАСИТЕЛЕЙ ДЛЯ ЗАВОДА-БАНКРОТА

Тень Пикалева над Челнами, 500 бастующих работников челнинского ОАО «ЗЯБ» и письма президенту от имени горсовета Автограда совершили чудо. Как стало известно «БИЗНЕС Online», что у завода-банкрота появился потенциальный инвестор. Некая московская компания, проявившая интерес к активу, через своих представителей – юридическую фирму – уже провела ряд встреч с мэром города, руководством ОАО «ЗЯБ» и кредиторами. Стоило, как говорится, написать письмо президенту…

СНАЧАЛА ПРИЕЗЖАЮТ ЮРИСТЫ…

Источник «БИЗНЕС Online», близкий к мэрии автограда, рассказал, что на этой неделе Челны посетили представители московской юридической фирмы, которые провели встречи с основными кредиторами ОАО «ЗЯБ», флагмана стройиндустрии Закамья, признанного банкротом. 

Судя по всему, гости из Москвы решили прозондировать почву для некоего инвестора. Кто может стать им инвестором, пока остается загадкой. Напомним, что поиском предпринимателей, готовых «расшить» почти миллиардный долг ЗЯБа, заняты уже не только власти автограда, но и руководство республики. В частности, на прошлой неделе в Челны совещание по проблемам ЗЯБ за закрытыми дверями провел премьер РТ Ильдар Халиков. Его сюда в экстренном порядке направил Рустам Минниханов, в адрес которого депутаты горсовета Челнов направили письмо с просьбой о помощи… Как сообщают наши источники, значительная часть этой встречи была посвящена вопросу поиска инвестора.

Информацию о визите представителей потенциального инвестора в автоград газете «БИЗНЕС Online» подтвердила председатель правления ЗАО «Автоградбанк» (один из основных кредиторов, на долю которого приходится 10% от долгов ОАО «ЗЯБ») Венера Иванова.

- Да, представители московского инвестора, как они нам представились – это юридическая компания – с нами общались, - рассказала она. – Кто конкретно этот инвестор – конечно, не назвали. Но в процессе переговоров я поняла, что у них есть планы сохранить завод. Они хотят, чтобы предприятие занималось тем же, чем и раньше. И инвестор, в принципе, как я поняла, готов купить данный завод.

РАБОЧИЕ НЕ ПРЕГРАДА

По словам Венеры Ивановой, инвестора вряд ли испугает сложная ситуация, сложившаяся вокруг завода. Она считает, что «любой конфликт урегулируется между всеми, если практически завод будет работать»:

- Рабочие конфликтуют, потому что нет зарплаты и не созданы рабочие места. Кредиторам, нам в том числе, хочется поскорее вернуть то, что мы отдали. И я думаю, что если появится инвестор, который предполагает задействовать завод, где будет производиться и реализовываться продукция – это будет поддержано практически всеми сторонами.

ЧЕМ БЫСТРЕЕ – ТЕМ ЛУЧШЕ

Конкретные сроки и условия выкупа завода пока никто не предлагает. По словам Венеры Ивановой, ни один человек сегодня не рискнул бы их назвать. В то же время, отметила руководитель банка, представитель инвестора дал понять, что тот прекрасно понимает: чем быстрее произойдет эта сделка, тем будет лучше и для кредиторов, и для самого завода.

- Тем более, что на последнем собрании кредиторов говорилось о том, что на территории много снега, и если случится неожиданное быстрое потепление – это отрицательно скажется на заводе. Чем быстрее купят завод – тем будет лучше для всех. Мы надеемся, что инвестор действительно появился, и что он окажется реальным, - заявила она.

Собрание кредиторов ОАО «ЗЯБ», на котором, напомним, должно уже в ближайшие дни решить вопрос о продаже завода единым лотом, а не по частям. По оценкам конкурсного управляющего, завод сегодня оценивается в 700 млн. рублей.

Напомним, что долги «ЗЯБа» перед кредиторами составляют более 900 миллионов рублей. Из них 300 миллионов приходится на пул банков – Сбербанк (в лице его татарстанского филиала), «Ак барс банк» и Автоградбанк. Они считаются ключевыми в этой истории.

Остальные долги – это долги перед бюджетом и Пенсионным фондом, долги по зарплате и различным ООО (поставщики, партнеры и пр.). По нашей информации, эту часть долгов власть (разных уровней) берется урегулировать сама. Говорят, что на определенные козыри есть на руках у основного владельца завода (Валерия Пескова), но в последнее время он знал выжидательную позицию и, скорее всего, пойдет на компромисс с властями. В конце концов, есть задание президента РТ разрубить этот «гордиев узел», который уже несколько лет не дает покоя Челнам…

Если нарисованная нам картина верна, то потенциальный инвестор получает неплохие позиции для покупки «ЗЯБа». 

СКОЛЬКО СТОИТ?

В ответах на вопрос о экономической целесообразности покупки такого завода эксперты, опрошенные БИЗНЕС Online, разошлись во мнениях. По словам Рамиля Юсупова, эксперта отдела промышленности строительных материалов и технологий Минстроя РТ, строительство подобного предприятия по выпуску газобетона с нуля оценивается в 1,5 -2 млрд. рублей.

«При этом такой завод пришлось бы строить в течение 2 лет. Поэтому выкуп существующего завода – это разумный шаг», - говорит представитель минстроя. К тому же, по мнению Юсупова, производство ячеистого бетона достаточно рентабельный бизнес, учитывая его невысокую себестоимость. 

Андрей Медведев, первый замгендиректора ЗАО «Керамик» (реализует проект Кощаковского кирпичного завода под Казанью) считает, что особые плюсы ЗЯБа - автоклавное производство газобетона и наличие сопутствующих бетонных производств.

«Как известно, каждый месяц простоя обходится предприятию в 5 - 10 млн. рублей и, учитывая его кредитную нагрузку, ЗЯБ можно оценить в 70 - 150 млн. рублей», - считает Медведев. При этом собеседник БИЗНЕС Online отметил, что, несмотря на проведенную модернизацию, завод является устаревшим. «Там работало более 500 рабочих. 1,5 млрд. рублей, я думаю, может стоить завод наподобие того, что построила татарстанская группа «Еврокаскад» в Марий Эл. Там высокий уровень автоматизации и современные технологии выпуска газобетона», - считает представитель «Керамик».    

Речь идет о запущенном прошлым летом в Волжске (Марий Эл) заводе по производству ячеистого газобетона и строительных смесей Bikton — ООО «Волжский завод строительных материалов» (его контролирует казанский предприниматель Наиль Бикмуллин). Инвестиции в проект составили 2,1 млрд. рублей, из которых 1,7 млрд. рублей являются кредитом госкорпорации «Внешэкономбанк». По словам Бикмуллина, на момент официального открытия завод задействовал 40% своей проектной мощности, которая будет составлять 360 тыс. куб. м в год.

ЕСТЬ ЛИ РЫНОК ДЛЯ ЗЯБ?

По оценке минстроя РТ, рынок потребления ячеистого бетона в Татарстане составляет 250 тыс. кубометров в год. При этом в республике есть два крупнейших производителя этих материалов – «Казанский завод силикатных материалов» (100 тыс. м3) и ОАО «ЗЯБ» (180 тыс. м3 газобетона). Излишки газобетона ЗЯБ, к примеру, активно поставлял в соседние регионы – Башкортостан, Пермь, Удмуртию. 

По словам известного в РТ строителя, кандидата технических наук Альмира Салахова, рынок сбыта ячеистого бетона в республике мог бы расти. «Только в Германии этот материал в структуре стеновых материалов для жилищного строительства стабильно занимает 12-15% . В СССР работали над улучшением характеристик данного материала в течение продолжительного времени. Активно это направление развивалось в Беларуси. В начале 90-х годов в Татарстане должно было начать строительство нового современного завода по выпуску газобетона, но начавшийся в стране хаос не дал реализоваться этим планам», - рассказывает эксперт.

По словам Салахова, сейчас более широкому выходу газобетона на рынок индивидуального строительства препятствует качество выпускаемой продукции отечественной стройиндустрией. Пока же одним из основных потребителей газобетона в Татарстане остается Госжилфонд, который применяет его в монолитных многоэтажных домах в качестве внутреннего заполнения стен. Не случайно, что до кризиса интерес к ЗЯБ интерес проявлял ГЖФ.

Оценивая потенциальную возможность приобретения московскими инвесторами челнинского завода, нельзя сбрасывать со счетов то, что ранее в республике практически не было традиции передавать предприятия стройиндустрии под контроль «варягов». Как правило, обанкротившиеся заводы забирали местные крупные холдинги. Самый наглядный пример тому ТАИФ, сумевший консолидировать ряд предприятий стройиндустрии в разных частях республики. Правда, опыт показал, что такой метод спасения промышленности не всегда приводит к положительным результатам. Рынок стройматериалов достаточно конкурентный, и требует широкого участия профессионалов своего дела.

БИЗНЕС Online будет продолжать следить за развитием ситуации на ОАО «ЗЯБ».

Сергей Афанасьев
Арслан Минвалеев

КОММЕНТАРИИ

Искандер Тазетдинов, ведущий специалист по маркетингу ООО "Казанский завод силикатных стеновых материалов" (КЗССМ):

- Закамье – этот тот регион, мы туда не достаем. То есть, если, допустим, везти в Закамье, Челны из Казани аналогичный материал – газобетон, который ЗЯБ выпускал – стоимость его будет гораздо выше. Поэтому я считаю, именно там этот завод окажется востребованным. А развиваться он может, только если строительство в этом регионе будет расти – тогда и вложение окажется эффективным. К тому же, есть такое понятие – Закамская экономическая зона. ЗЯБ - он для этой зоны ключевой, физически этому району необходим. Так что, в принципе, ЗЯБ мог бы быть эффективным. Но ведь дело в том, что ЗЯБ – огромный! Он же еще железобетонные изделия выпускал. А заводов по производству железобетона в России сегодня полно. И как он выживет на этом рынке? Структура у него большая, вот в чем дело. Технологии старые, людей много. А если что-то менять – придется делать огромные капитальные вложения. Опять же, нам, например, известно, что там, в Челнах, собираются построить новый завод. У нас вот большая неприятность случилась – казанский инвестор в Марий Эл по федеральной программе построил огромный германский завод, и сейчас этот завод для нас является большим конкурентом, занимает наши позиции на казанском рынке. Если аналог появится в Челнах, то ЗЯБу совсем плохо придется. Инвесторам надо хорошенько подумать, изучить рынок, провести маркетинговые исследования какие-то. С этого надо начинать.

Ильгиз Латыпов, коммерческий директор ТД «Керамик Центр»:

- Вкладываться в такой завод, я считаю, неэффективно. Насколько я знаю, у них больше 800 млн. рублей долга. Проще построить новый завод, это будет дешевле. Если инвестор решится войти, ему придется выносить оборудование, сносить постройки, платить кредиторам, потом снова вкладываться – ну, это же полнейший асбурд! И я не считаю само расположение ЗЯБ очень выгодным для бизнеса. Сейчас полно заводов в Башкирии построено. И в Волжске завод недавно построили – 1250 кубов в сутки выпускает. Он в состоянии обеспечить закамский рынок строительной продукцией без проблем. И потом, в Закамье нет каких-то ключевых объектов, заинтересованных в продукции ЗЯБ. Я вижу это по нашим продажам в этом регионе, в том числе.