«КТО ТЫ?»

Скачкообразный финансовый прогресс наметился у ПАО «Казанский электротехнический завод» (КЭТЗ, входит в состав холдинга «Средства государственного опознавания» АО «Концерн „Радиоэлектронные технологии“»), свидетельствует отчетность предприятия за 2016 год. Судите сами. В 2017 году планируется выпуск продукции на 7,78 млрд рублей (в 2016-м — 3,6 млрд): для минобороны — на 3,19 млрд (41% выпущенного заводом; годом ранее — 3 млрд, или 85%); на экспорт — на 4,57 млрд (58,8%; 457 млн — 13%); гражданской продукции — на 14,9  млн (0,2%; 101,4 млн — 2%). То есть ожидается, что выручка вырастет в два раза, а стоимость поставленного на экспорт — в 10 раз!

Причина успеха — в ассортименте продукции.

Во-первых, КЭТЗ — единственный поставщик корабельной аппаратуры единой системы государственного опознавания «Пароль», в просторечии — «свой — чужой» — СЧ, так называемое общее опознавание. Есть и индивидуальное по принципу «Где ты? Кто ты? Кто наводящий?»). Но это явно не самая главная причина успеха — кораблей спускают на воду единицы. Во-вторых, завод начал выпуск наземных запросчиков СЧ для зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) С-400 для минобороны, а также для поставок на экспорт в составе ЗРК различного тактического назначения и обзорных радиолокационных станций (РЛС). «Завод значительно увеличил объем выпускаемой продукции по профилю опознавания, — сообщается в отчете. — С учетом высокой эффективности российского оружия следует ожидать и увеличения экспортной составляющей аппаратуры госопознавания». В-третьих, предприятие на 2016 год получило гособоронзаказ (ГОЗ) на выпуск РЛС для вертолетов Ка-52.

Какие конкретно поставки имеются в виду? Например, указано, что еще в 2013 году у завода возник новый экспортный рынок — поставка ЗРК (с западной системой СЧ МК-Х (ХII) производства КЭТЗ) в Алжир и Египет. «В прошлом году выросло производство С-400 (с 3 до 5 полков для Воздушно-космических сил), а также, видимо, началось производство первых экспортных комплексов для КНР, — рассказал „БИЗНЕС Online“ главный редактор журнала „Экспорт вооружений“ Андрей Фролов. — Также выросло производство ЗРК „Бук“, „Тор“, „Панцирь“ для Вооруженных сил России, С-300ВМ экспортировался в Египет, „Тор-М2К“ — в Беларусь. „Панцири“ поставлялись в Ирак и Алжир. В Алжир также якобы поставляли „Бук-М2“. То есть определенные причины для роста у завода есть».

Николай Колесов За наваристые заказы для КЭТЗ надо поблагодарить Николая Колесова — гендиректора КРЭТ Фото: tatarstan.ru

«КТО НАВОДЯЩИЙ?»

Но едва ли не самым важным фактором эксперт считает поставку РЛС для Ка-52 в первую очередь для Египта, куда эти вертолеты начали поступать с нынешнего года (а экспортные цены отличаются от формируемых по гособоронзаказу). Напомним, после скандального разрыва российско-французского контракта на поставку «Мистралей», эти вертолетоносцы решил приобрести Египет. А поскольку они изначально проектировались под Ка-52, то заодно и 46 этих вертолетов (к слову, аппаратуру СЧ для вертолетоносцев делал КЭТЗ, и ее даже успели установить, но потом демонтировали). На сегодня поставлено 4 машины, еще 15 должны быть переданы до конца года, остальные — до 2019-го. Но, как говорится, не только экспортом: минобороны заключил контракт на 120 млрд рублей на поставку 146 Ка-52 до конца 2020 года

Словом, вертолетной работы у КЭТЗ будет предостаточно. Можно предположить, что спасибо за такие наваристые заказы надо сказать гендиректору КРЭТ Николаю Колесову, при этом отметим, что не только как главе концерна, но и как имеющему личный интерес в КЭТЗ. На сегодня 42,6% акций завода находится у минземимущества РТ, 10% — у ЗАО «Ривер Парк», которое контролирует семья Колесовых, 14,03% — у еще одного актива Колесова, АО «КОМЗ», 19,13% — у московского ООО «Макрон-СТ» и 14,23% — у столичного же ООО «Перспектива». Добавим, что председатель совета директоров КЭТЗ — Анастасия Колесова, председатель правления АО «Татсоцбанк» и дочь гендиректора КРЭТ.

Сегодня КЭТЗ выпускает РЛС для вертолета Ка-52, машина уже прошла «обкатку» СириейФото: ©Сергей Пивоваров, РИА «Новости»

Колесов вообще активно привлекает на близкие ему казанские предприятия сложную вертолетную тематику. Так, на территории КОМЗа действуют АО «Рычаг» и АО «Стелла-К»: первое выпускает вертолетные комплексы радиоэлектронной борьбы «Рычаг-АВ» (контракт на 8,9 млрд рублей), второе — бортовые комплексы обороны «Витебск» (оснащение ими строевых вертолетов началось в 2015 году) и «Президент С» (поставки в тот же Египет для ранее приобретенных в Казани вертолетов Ми-17В-5 началась летом 2016 года).

К слову, отличительная особенность египетских Ка-52 — оптико-электронная прицельная система ОЭС-52. Гиростабилизированную платформу для него делает ОАО «Казанский завод „Электроприбор“ (входит в холдинговую компанию „Ак Барс“). Соответствующий стенд был на днях продемонстрирован президенту РТ Рустаму Минниханову во время его визита на предприятие в связи со 100-летием завода. По открытым данным, в 2016 - 2019 годах должно быть изготовлено около 50 комплектов системы.

.. КЭТЗ изготовил для «Мистралей», которые после разрыва российско-французского контракта приобрел Египет, аппаратуру системы «свой — чужой»
Фото: ©Григорий Сысоев, РИА «Новости»

«ГДЕ ТЫ?»

Обозримое будущее заводчан не пугает (отметим, что КЭТЗ входит в реестр стратегических предприятий). «Общество имеет гарантированную часть государственного заказа на несколько лет, а также заказы на аппаратуру государственного опознавания, поставляемую на экспорт», — говорится в отчете и уточняется, что в ближайшие два-три года минимум в 2 млрд рублей заводу обеспечен.

Судя по отчету, смело смотреть вперед помогают несколько факторов.

Во-первых, сегодня идет замена корабельных систем СЧ на аппаратуру следующего поколения. В связи с этим авторы документа указывают, что в ближайшие три-пять лет встают на ремонт 18 атомных и два десятка дизель-электрических подводных лодок, два-три больших десантных корабля, ракетный крейсер «Москва» и тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов».

Во-вторых, актуальна задача обеспечения аппаратурой СЧ перспективных комплексов морского и прибрежного пространства. Подчеркивается, что продолжатся поставки кораблей и судов ближней морской зоны (корветы, фрегаты, ударные катера), что в совокупности гарантирует загрузку предприятия в ближайшие пару лет не ниже, чем в 2017 - 2018 годах. Также в планах ВМФ ближайших 5 - 6 лет — выпуск 24 - 25 подводных лодок новых проектов (6 штук дизель-электрических проекта 636.6 с ракетами и торпедами; 6-8 АПЛ проекта 885 «Ясень» с крылатыми ракетами, 8 - 10 АПЛ класса 955 «Борей» и 955А с ударным ядерным вооружением). Планируется выпуск 5 - 7 головных кораблей средней и дальней морской зоны.

Впрочем, сохранение своих позиций потребует немалых усилий — и от завода, и от разработчика аппаратуры. Учитывая то, что нынешняя аппаратура была разработана в 80-е годы, необходимо переводить ее на современную элементную базу, указано в отчете. По некоторым видам продукции необходимы «экстраординарные усилия по корректировке конструкторской документации и передаче на серию». Увеличение выпуска аппаратуры СЧ потребует необходимых капиталовложений для модернизации предприятия. Предполагается участие в ряде опытно-конструкторских работ по перспективным проектам ВМФ. Отмечается, что выпуск первых 20 комплектов аппаратуры для Алжира и Египта обозначил целый ряд технических, организационных и кадровых проблем, требующих оперативного решения: это подготовка высокопрофессиональных разработчиков, переход на электронную базу со сверхвысокой степенью интеграции, приобретение современного оборудования, разработка новой серии запросчиков западной системы опознавания.

Обобщая, авторы документа указывают, что в перспективе потребуются серьезные капиталовложения в полную переработку аппаратуры опознавания, в повышение профессионального уровня инженерно-технического состава на производстве и в конструкторской службе. «Однако эти затраты окупятся быстрорастущим сегментом мощных ЗРК (20 - 30 комплектов в год), а после переработки конструкции возможно расширение еще на 10 - 20 комплексов в год для ЗРК средней и малой  дальности», — подчеркивается в документе. А новейшие проекты по лини минпромторга РФ и минобороны потребуют от предприятия создания абсолютно новой аппаратуры опознавания работающей в обеих — российской и западной — системах.

Кроме того, из отчета можно сделать вывод, что производством РЛС для Ка-52 работа по авиационной тематике для завода может не ограничиться. «Руководством министерства обороны и Концерна РЭТ принято принципиальное решение о передаче на предприятие бортовой авиационной аппаратуры», — говорится в отчете и указывается, что серийное освоение бортовой авиационной техники ставит перед техническими службами завода принципиально новые задачи в части построения производства.

В заключение авторы документа подчеркивают, что КЭТЗ в 2016 году ни разу не сорвал сроков поставки и не имеет ни одной претензии к качеству продукции.

==table1743==