В судебную плоскость перешел ставший уже вечным спор «Камского бекона» и мензелинцев по вопросу строительства селекционно-генетического центра близ села Коноваловка В судебную плоскость перешел ставший уже вечным спор «Камского бекона» и мензелинцев по вопросу строительства селекционно-генетического центра близ села Коноваловка Фото: prav.tatarstan.ru

«СКОТОМОГИЛЬНИК? ЕГО ТАМ НЕТ!»

В судебную плоскость перешел ставший уже вечным спор «Камского бекона», подконтрольного Ильдару Галяутдинову, и мензелинцев по вопросу строительства селекционно-генетического центра (СГЦ) близ села Коноваловка. Накануне Арбитражный суд Татарстана вынес отрицательный вердикт по иску компании к исполкому района. Ранее агрохолдинг получил отказ от муниципалитета на выделение под свинокомплекс земельных участков. Напомним, сделать это пришлось вынужденно. Дело в том, что прокуратура Мензелинска потребовала от исполкома расторгнуть договоры аренды земельных участков под несостоявшимся строительством, так как они были предоставлены «Камскому Бекону» с нарушением установленного порядка. Во-первых, не были проведены торги, во-вторых, некоторые участки входили в санитарно-защитную зону скотомогильника, зону линейных объектов и мелиорируемую территорию. Но «Камский бекон» решил в суде отстаивать землю под свинокомплекс. 7 июля компания подала иск к исполкому с требованием признать незаконными отказ в утверждении схем расположения земельных участков в Коноваловке.

Накануне на судебный процесс явились юристы обеих сторон. Представитель ответчика Рузина Бадриева объяснила, что «Камский бекон» обратился в исполком, чтобы тот отмежевал земельные участки, которые в дальнейшем сдал бы в аренду для строительства СГЦ. «Мы не можем утвердить эти схемы из-за того, что там у нас по правилам землепользования находятся сельхозугодья, — рассказала „БИЗНЕС Online“ юрист. — Мензелинский район не против производства, не против „Камского бекона“. Просто по законодательству там невозможно это [сделать]».

Последнее заявление юриста о лояльности района к «Камскому бекону» несколько насторожило, ведь позиция жителей по вопросу строительства свинокомплекса давно всем известна. Однако удивляться пришлось и на самом заседании и еще больше — после него. Представитель агрохолдинга Олег Алхимов попросил судью Олега Иванова приобщить к материалам дела ответ прокуратуры по заявлению компании, согласно которому все земельные участки из зоны особо ценных выведены, а также снят вопрос по скотомогильнику. «Его там нет», — обратился Алхимов к суду со своим ходатайством. У Бадриевой на это возражений не нашлось. Вопрос о том, куда же делся спасительный для мензелинцев скотомогильник, не позволявший строительство СГЦ, так и повис в воздухе.

Продолжая доказывать свою позицию, Алхимов обвинил власти района в неправильной трактовке приказа минэкономразвития РФ в контексте отказа об утверждении схем расположения участков на землях сельхозугодий. При этом юрист решил схитрить, заявив, что «Камскому бекону» схема расположения участка необходима, чтобы участок сформировать как таковой, а уж потом исполком может по-разному решить его судьбу — предоставить в аренду или нет, определить иную категорию использования и так далее. Позже Алхимов еще не единожды обращался к своему заявлению, суть которого в том, что агрохолдинг якобы не заявлял о намерениях строительства СГЦ, а только лишь просил их размежевать для дальнейшей работы с ними. По этой причине, по мнению юриста, муниципалитет не имел никакого права отказывать в формальной просьбе выделить участки.

«Камскому бекону» осталось только подождать: пять спорных земельных участков из семи уже имеют вид разрешенного использования как сельхозпроизводствоНажмите, чтобы увеличить

НИКТО В РАЙОНЕ НЕ ПРОТИВ «КАМСКОГО БЕКОНА», ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЖИТЕЛЕЙ

Впрочем, юрист исполкома с этим заявлением не согласилась. По ее словам, с информационным письмом из прокуратуры Мензелинского района, которое бережно вложил в дело Алхимов, администрация района ознакомлена уже давно. И те участки, о которых сказано в письме и которые были переведены из статуса особо ценных, не относятся к предмету спора.

Следом юрист еще раз пояснила, почему власти отказали агрохолдингу в межевании оспариваемых земель. Дело в статусе этих участков — все они относятся к категории сельхозугодий, на которых нельзя ничего строить по закону. Чтобы строительные регламенты начали распространяться на заветные участки, необходимо переписывать правила землепользования и застройки (ПЗЗ) и генплан, меняя зону сельхозугодий на зону объектов сельхозназначения. Как оказалось, такая работа уже ведется, то есть «Камскому бекону» осталось только подождать. Пять спорных земельных участков из семи уже имеют вид разрешенного использования под сельхозпроизводство. «В данный момент мы занимаемся приведением в соответствие градостроительной документации, вносим изменения в ПЗЗ и генплан, меняем зону сельхозугодий на зону объектов сельхозназначения, после чего у нас любая организация, в том числе ООО „Камский бекон“, смогут обратиться с заявлением об утверждении схем расположения земельных участков. Это, скорее всего, будет уже до нового года», — пояснила юристка.

Представители «Камского бекона» после этого стали отрицать то, что они просили выделить участки, якобы не намереваясь на них строить СГЦ. Тот факт, что это прописывается в заявлении на размежевку, Алхимова нисколько не смутил. «По большому счету, мы могли и не писать этого. Все-таки это факультативный момент. Орган мог утвердить схему в соответствии с градостроительными правилами», — ответил юрист агрохолдинга.

После этого судья удалился в совещательную комнату, а по возвращении в зал суда произнес свой краткий вердикт: «В иске отказать». Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о возможности апелляции, второй юрист «Камского бекона» по фамилии Газетдинов, молча сидевший весь процесс с Алхимовым, с досадой в голосе от фиаско лишь сказал: «Нет смысла».

В кулуарах корреспонденту удалось поймать и юриста исполкома Мензелинского района, у которой мы поинтересовались, сможет ли строить «Камский бекон» свой СГЦ после перевода участков в зону объектов сельхозназначения. «Надо будет по документам все равно смотреть. Если зону поменять, то мы говорим, что можно. Но надо установить определенный вид разрешенного использования. Если он будет позволять строительство СГЦ, то можно, конечно», — ответила Бадриева. Она же пояснила, что никто в районе не против производства «Камского бекона», за исключением местных жителей, разумеется. Единственная загвоздка — процедура изменения вида разрешенного использования участка предполагает публичные слушания. А мнение населения по поводу свинокомплекса под боком и так известно. Впрочем, вердикт слушаний, согласно закону, обязывающей силы не имеет.


КАК
СВИНОКОМПЛЕКС ПАЛ ЖЕРТВОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА

Отметим, что вчерашний день одним судебным заседанием не ограничился. Накануне стартовал еще один процесс, но теперь уже по иску Земельной палаты исполкома к «Камскому бекон». На предварительном заседании исполком потребовал признать незаконным договор аренды на 49 лет двух из десяти земельных участков общей площадью свыше 40 тыс. кв. м под строительство все того же свинокомплекса. Отмена передачи в аренду восьми других будет рассматриваться в рамках другого судопроизводства (если первые два участка — госземли, то оставшиеся — муниципальные).

Как оказалось, в декабре 2014 года исполком передал в аренду агрохолдингу земли с нарушениями, о чем стало известно в рамках уже упомянутой проведенной прокурорской проверки. Все та же Бадриева пояснила, что на получение в аренду земли поступили две заявки от двух разных юридических лиц (оба имеют одинаковое название — «Камский бекон»), а это требовало проведения аукциона, которого не было. А нарушение выявила прокуратура, которая в марте 2017 года вынесла представление о расторжении договора аренды.

Алхимов же заявил, что на момент вынесения постановления о передаче земель единственным заявителем был первый «Камский бекон», но затем тот переуступил права другому юрлицу со схожим названием, о чем уведомил район с помощью письма и телефонограммы.

«Есть ли у вас документ, подтверждающий получение нами отзыва? Когда была телефонограмма и какой специалист ее принял? — задавала вопросы в суде начальник отдела имущественных отношений мензелинского исполкома Лейсан Якупова, уточнив, что обе заявки не были зарегистрированы из-за „человеческого фактора“. — По факту надо было зарегистрировать две заявки и объявить об аукционе. Отзыва не было».

«У нас довольно-таки сложная корпоративная структура, у нас три „Камских бекона“ было на тот момент, — объяснял Алхимов. — Проводить аукцион между двумя „Камскими беконами“, в котором один заинтересован, а другой не заинтересован, нецелесообразно. Исходя из этого, мы подали наше заявление. Момент настолько банален, специалисты в какой-то момент просто недопоняли».

Судья уточнила, получал ли исполком арендную плату от «Камского бекона», на что был получен положительный ответ — претензий нет. «Вы совершали действия, которые ответчику позволяли полагать, что вы тоже считали сделку действительной, а теперь ссылаетесь на ее недействительность, — сказала судья, уточнив, что землю передали, плату получали. — Понятно, если бы вас не проверили контрольные органы, вы бы и дальше распрекрасно по этой сделке поддерживали отношения».

Замруководителя исполкома Мензелинского района по инфраструктурному развитию Василь Гилязетдинов выразил позицию муниципалитета в необходимости исправить нарушения, допущенные в 2014 году. «Мы интересы „Камского бекона“, в принципе, нарушать не хотим», — сказал он.

Таким образом, оба суда по сути — не реальная борьба, а исправление формальных недочетов, выявленных прокуратурой. После этого «Камский бекон» сможет вернуться к замороженному пока проекту.


«РАЗ ТЫ ПРОТИВ ГЛАВЫ ПОШЕЛ, НЕ ДАДИМ ТЕБЕ РАБОТАТЬ»

Напомним, история злоключений «Камского бекона» в Мензелинском районе началась в феврале, когда жители села Коноваловка выступили с петицией против строительства свинокомплекса на 10 тыс. голов. Активисты Мензелинска вручили бумагу, заверенную подписями 3,2 тыс. человек, лично в руки спикеру Госсовета РТ Фариду Мухаметшину, приехавшему на сессию райсовета. Как ни пытался спикер усовестить мензелинцев, упирая на дотационность района, скепсиса жителей пробить не удалось. После трех месяцев активного противоборства мензелинцев, к которым присоединились и местные депутаты, проголосовавшие на внеочередном собрании против строительства комплекса, свиноводы сначала снизили планку своих запросов. «Камский бекон» поставил задачу построить не свинокомплекс на 10,5 тыс. голов, а лишь селекционно-генетический центр на 3 тыс. свиноматок. Также в три раза уменьшилась и сумма инвестиций — 3 млрд против прежних 9.

Но в середине апреля вопрос строительства селекционно-генетического центра был снят с рассмотрения самим главой района Айдаром Салаховым. «В связи с невыполнением протокола, утвержденного министерством сельского хозяйства РТ в части вентиляции, хранения и утилизации навоза и с нежеланием инвестора встречаться лично с населением Коноваловки и активом района, строительство данного объекта больше не рассматривается. Вопрос с повестки дня снят», — сообщал глава на совещании с участием депутатов горсовета и глав сельских поселений.

У мензелинцев есть повод думать, что слова Айдара Салахова (справа)  расходятся с его намерениями У мензелинцев есть повод думать, что слова Айдара Салахова (справа) расходятся с его намерениями / Фото: Олег Спиридонов

Однако у мензелинцев есть повод думать (и вчерашние суды косвенно подтверждают эти догадки), что слова главы расходятся с его намерениями. И пока «Камский бекон» пытается в судах доказать, что отказ мензелинских властей предоставить землю незаконен, сами власти решили избавиться от неугодных персон в исполкоме, которые выступали против свинокомплекса. Как сообщили собственные источники «БИЗНЕС Online», глава Мензелинска Салахов не смог простить руководителю исполкома Ильгизару Шагалиеву его принципиальной позиции по вопросу строительства свинокомплекса и теперь всячески отодвигает его от работы. «Ему сказали — раз ты против главы пошел, не дадим тебе работать. Сейчас Ильгизар Тимерханович находится в отпуске. До этого он три года отпуск не брал и после такого давления решил взять сразу за три года. В октябре он должен выйти, но будет ли он работать в исполкоме — это вопрос. Пока его всячески уговаривают написать заявление по собственному желанию. Но подписывать такое заявление он не будет, потому что настроен работать дальше. Вот так, оказавшись другом народа, можно стать врагом власти», — рассказал подробности источник.

В приемной руководителя исполкома «БИЗНЕС Online сообщили, что Шагалиев находится в отпуске по 2 октября. Сам Шагалиев также подтвердил нашему изданию, что в настоящее время подвергается давлению со стороны главы района. Тот, по его словам, прямым текстом требует от него написать заявление об увольнении и искать новую работу из-за его позиции по свинокомплексу в Коноваловке.

Руководителю исполкома Ильгизару Шагалиеву не смогли простить его принципиальной позиции по вопросу строительства свинокомплекса и теперь всячески отодвигают его от работы Руководителю исполкома Ильгизару Шагалиеву не смогли простить его принципиальной позиции по вопросу строительства свинокомплекса, и теперь всячески отодвигают его от работы  / Фото: Олег Спиридонов

По словам Шагалиева, когда в Казани на закрытом совещании у президента РТ принималось решение о строительстве селекционно-генетического центра на 3 тыс. свиноматок, в исполком из минсельхоза РТ пришел проект протокола на согласование о том, что мензелинцы согласны со строительством СГЦ. «Я в тот момент оставался исполняющим обязанности главы района, так как глава мне отписал решение этого вопроса. Скрупулезно изучив проект СГЦ, как сейчас помню — там было заложено четыре источника запаха, я собрал депутатов, изложил им свою позицию и попросил высказаться каждого. Сказал им, что если они поддержат строительство СГЦ, то я этот протокол подпишу, а если не согласны, то подписывать не буду и подам в отставку. Все депутаты сразу высказались против. На тот момент уже было собрано свыше 5 тысяч подписей против строительства, так как в проекте мы увидели, что остаются те же самые проблемы, что существуют сегодня в „Камском Беконе“, в поселке Татарстана, технология производства та же самая. После этого у нас с главой произошел серьезный разговор, и я ему тогда доказал, что экологические проблемы у проекта есть. Потом я лег на операцию в челнинскую БСМП, а когда собирался уже выходить на работу, он мне открытым текстом заявил, чтобы я искал себе работу, что меня к этому посту больше не допустит. Сейчас я нахожусь в плановом отпуске. Он у меня заканчивается 2 октября. Что будет дальше, пока сказать не могу», — рассказал Шагалиев. К сожалению, глава Мензелинска был накануне недоступен для звонка.

Заметим, что Шагалиев — старожил в мензелинской администрации. Пост заведующего отдела экономики он занял еще в 1995 году, то есть 22 года назад. С тех пор в районе сменились несколько глав, но и экономика, и финансы оставались под кураторством неизменного Ильгизара Тимерхановича. Салахов возглавил район в сентябре 2013 года, ранее он занимал пост замминистра сельского хозяйства РТ. Жители района на слушаниях по свинокомплексу прямо обвиняли его в том, что он лоббирует проект из личной заинтересованности, ведь гендиректор АПК «Камский» (одна из структур холдинга «Камский бекон») — его сын Ленар Салахов.