«РОСТЕХНОЛОГИИ» ПЕРЕДАЛИ 24% МАШХОЛДИНГА В «РТ-АВТО», ВОЗГЛАВЛЯЕМЫЙ СЕРГЕЕМ КОГОГИНЫМ

На пермские «Мотовилихинские заводы», производящие реактивные системы залпового огня (РСЗО) на автомобильном шасси, пришел «Рособоронэкспорт». Госкорпорация выкупила 25% холдинга, отдав этот пакет в управление дочерней компании — «Ростехнологии-Авто», гендиректором которого является глава КАМАЗа Сергей Когогин.

ФГУП «Рособоронэкспорт» передало компании ОАО «Ростехнологии-Авто» («РТ-Авто») в управление принадлежащие корпорации 25% акций ОАО «Мотовилихинские заводы», сообщает «Коммерсантъ». По данным газеты, «Ростехнологии-Авто» выдвинули от себя в совет директоров пермского машиностроительного холдинга двух кандидатов — гендиректора ОАО «КАМАЗ» Сергея Когогина и его советника по стратегическому развитию Николая Пронина. Кандидатуры эти будут рассмотрены годовым собранием акционеров этим летом. В «Ростехнологии» объясняют передачу пакета тем, что «основной продукцией завода являются реактивные системы залпового огня на автомобильном шасси для нужд Минобороны РФ, а также вооруженных сил иностранных государств».

ВОТЧИНА БЫВШЕГО СИТИ-МЕНЕДЖЕРА КАЗАНИ

Дело в том, что в начале 2011 года сменился владелец 25% акций МЗ. «Рособоронэкспорт» выкупил этот пакет у ООО «Проминвест», которая длительное время являлась акционером МЗ и, по одной из версий, была подконтрольна структурам Внешэкономбанка и самого «Рособоронэкспорта». Интересно, что сам пермский машхолдинг для республики не совсем чужой.

Известно, что ранее основным акционером «Мотовилихинских заводов» была компания «Русь», подконтрольная Марату Загидуллову, бывшему сити-менеджеру Казани, а ныне депутату Госдумы РФ. Еще в 2009 году «Проминвеста» среди акционеров «Мотовилихи» не было. Например, по данным отчета компании за третий квартал 2009 года, структура собственников холдинга была следующей: государству через ФГУП "Сплав" принадлежало 10% акций предприятия. Среди других акционеров - ЗАО "Селен-Инвест" (14,34% акций), ЗАО Реона-МЗ" (14,76% акций), ЗАО "Русинвест" (10% акций). Еще 31,9% акций находилось в номинальном держании у Депозитарно-клиринговой компании.

Еще одним татарстанцем, имевшим отношение к пермскому холдингу, был Иван Костин, бывший гендиректор «КАМАЗа». Костин возглавлял «Мотовилихинские заводы» с 2002 по 2009 год. Сразу после ухода Костина, в структуре собственников компании произошли первые существенные изменения. Осенью 2009 года появились данные о том, что ЗАО "Русинвест" сократило свою долю в компании с 20% до 10%. В то же время 10%-й пакет приобрел президент ООО "Управляющая компания "Альянс" Вагаршак Сарксян. Именно Сарксян с Юрием Медведюком в начале 2000-х активно скупал акции Мотовилихи, а затем, накопив крупный пакет, продал его ФД "Русь".

ИЗ РУК В РУКИ

Внезапные изменения в структуре собственников, вполне возможно, могли быть связаны с «Ростехнологиями-Авто» - стопроцентной дочки госкорпорации «Ростехнологии», о создании которой впервые заговорили как раз в конце августа 2009 года. Вероятно, и сегодняшний внутренний передел на Мотовилихинских заводах связан с желанием российских властей консолидировать промышленность и оборонку в одних руках.

Фактически и сам холдинг «РТ-Авто» был создан с целью навести порядок в неповоротливом монстре «Ростехнологии». Другое дело, что управлять он должен был сугубо автомобильными активами государства. Официально «РТ-Авто» зарегистрирован 1 апреля 2010 года. И изначально планировалось, что автохолдинг будет состоять из четырех субхолдингов. Первый - легковой автотранспорт (базирующийся на активах ОАО "АВТОВАЗ"), второй - грузовой автотранспорт (на активах КАМАЗа), третий - автокомпоненты (на ряде предприятий, которые находятся в собственности "Ростехнологий"), четвертый - силовые агрегаты (на базе активов, принадлежащих "Ростехнологиям" в "Автодизеле" и Тутаевском моторном заводе). Поэтому пока не совсем понятно, зачем завод, работающий «на оборонку», передавать в чистый автомобильный холдинг.

ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ МИНОБОРОНЫ

Если говорить о бизнесе между пермским машхолдингом и челнинским автогигантом, то его доля в обеих компаниях не велика. Как сообщил газете БИЗНЕС Online директор департамента по связям с общественностью Олег Афанасьев, «КАМАЗ» закупает у пермских заводов крупно-листовой прокат: «Они со свой стороны ставят реактивные системы залпового огня на шасси «КАМАЗа». Однако все зависит от конструкторских решений – еще на этапе проектировок принимается решение, на каких шасси эти системы будут стоять. И поэтому, будут ли реактивные системы стоять на наших шасси – зависит не от нас, а, в общем, от того, какой заказ будет получен пермским холдингом от Минобороны».

Сергей Афанасьев