Притеснение мусульман-рохинджа в буддийском государстве Мьянма – тема настолько старая, что отчет ей можно вести приблизительно с середины прошлого века Притеснение мусульман-рохинджа в буддийском государстве Мьянма — тема настолько старая, что отчет ей можно вести приблизительно с середины прошлого века Фото: Suvra Kanti Das / Newzulu / TASS

«СИТУАЦИЯ УЖАСНАЯ. МАССОВЫЕ ЗВЕРСТВА ПРОДОЛЖАЮТСЯ»

Притеснение мусульман-рохинджа в буддийском государстве Мьянма — тема настолько старая, что отчет ей можно вести приблизительно с середины прошлого века. Однако именно теперь рохинджа вышли в заголовки едва ли не всех мировых СМИ, включая отечественные. А недавние московские митинги в защиту «угнетаемого мьянманского меньшинства» и публичные заявление главы Чечни Рамзана Кадырова лишь подлили масла в огонь и фактически сделали эту тему «внутрироссийской».

Рохинджа говорят на одном из индоевропейских языков, близком к бенгальскому, — таким образом, они совсем не арабы и могли бы, казалось, найти общий язык с населением остального Индокитая. В Мьянме они составляют этническое и религиозное меньшинство — их всего 4%, в то время как буддистов — 89%. Видимо, такое соотношение провоцирует власти Мьянмы на то, чтобы сократить 4% до нуля — мировые СМИ периодически сообщают, как аппарат насилия буддийского государства самым грубым образом вытесняет рохинджа со своей территории. В очередной раз конфликт обострился  25 августа, когда мусульмане перешли в своего рода контрнаступление против буддистов.

Кто настоящий инициатор этой бойни, в настоящее время сказать трудно. Правительство Мьянмы обвиняет рохинджа в убийстве 12 своих чиновников, а также в осквернении буддийских монастырей, которые мусульмане якобы сжигают, обезглавливая при этом статуи Будды. Подобное, разумеется, вполне возможно, поскольку наиболее фанатичные рохинджа рассматривают буддистов как язычников, с которыми им заповедано бороться. В ответ мьянманские власти запускают против мусульман всю силу своей государственной машины, которая бьет и наказывает без разбора: и фанатиков, и обычных верующих, а также женщин, детей и стариков. Кроме этого, официальный Нейпьидо (столица Мьянмы) отказывает рохинджа в гражданстве, из-за чего этот этнос, чье существование отрицается и юридически, и физически, считается одним из самых преследуемых в мире.

Контрнаступление мусульман против буддистов выразилось в том, что в конце лета  вооруженная группировка, называющая себя «Армией спасения Аркан рохинджа», предприняла атаку на местные полицейские посты и армейские базы. Операция по подавлению мятежа выродилась в настоящую гражданскую войну, которая затронула деревни и городки рохинджа в штате Ракхайн, где проживает мусульманское население страны. Как свидетельствует неправительственная организация Fortify Rights, опирающаяся на показания очевидцев, мусульманские поселки просто сжигаются правительственной армией, а сами действия военных сопровождаются убийствами и насилием. По данным правозащитников, в одной только деревне Чут Пый в районе Ситтве из 1,4 тыс. жителей после карательного рейда осталось всего 200 человек. Журналисты пишут, что военные стреляют в рохинджа без разбора. «Ситуация ужасная. Массовые зверства продолжаются. Правительство и военные должны сделать все возможное, чтобы немедленно предотвратить нападения», — говорит Мэтью Смит, исполнительный директор Fortify Rights. В то же время власть в свое оправдание заявляет лишь то, что мусульмане якобы сами сжигают свои деревни и массово бегут в Бангладеш. Всего в столкновениях, по официальным данным, погибло более 400 рохинджа.

В соседнем Бангладеше к настоящему времени действительно скопилось огромное количество беженцев-рохинджа: ООН заявляет о 30 тыс. иммигрантах, в то время как гуманитарные организации этой страны фиксируют, что только 2 сентября границу пересекло около 70 тыс. человек. СМИ пишут, что рохинджа сами возвели на скорую руку «лагеря временного пребывания, укрывшись в шалашах или хижинах вместе со своими семьями, коровами и козами. Очевидно, что принять такое количество беженцев официальный Бангладеш не готов,  хотя почти 90% его жителей исповедуют суннитский ислам.

Рамзан Кадыров Рамзан Кадыров Фото: © Саид Царнаев, РИА «Новости»

КАК В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ КРИЧАЛИ «АЛЛАХУ АКБАР», А КАДЫРОВ И САМИГУЛЛИН НАЧАЛИ ПРОВОДИТЬ СВОЮ «ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ»

Мировое сообщество довольно скупо осудило события в Мьянме. Правозащитники заговорили с трибун о нарушениях прав человека и необходимости собрать гуманитарную помощь для пострадавших. Зато горячим и искренним сторонником рохинджа проявил себя президент Турции Реджеп Эрдоган. Он назвал происходящее геноцидом мусульман, и назвал всех, кто закрывает на это глаза,  соучастниками преступлений. Вице-премьер Турции Мехмет Симсек разместил по этому поводу в «Твиттере» четыре шокирующих фотографии, где беженцы массово сплавляются по реке, крошечные дети плачут над трупом убитой матери и пр. Однако BBC вскоре изобличило Симсека в том, что он использовал снимки, сделанные совсем в других странах в период иных военных конфликтов. К тому времени запись турецкого высокопоставленного чиновника получила тысячи перепостов в соцсетях, так что по ней во многом начали судить о происходящем в Мьянме.

От России по поводу „мьянмского геноцида мусульман“ никто не ждал резких заявлений: это индокитайское государство расположено довольно далеко от Москвы, и никакие насыщенные торговые и дипломатические каналы нас с ним не связывают. Более того, в России проживают многочисленные представители как буддийской, так и исламской общины, поэтому становиться на какую-то сторону в чужой и малопонятной гражданской войне Кремлю было совершенно не выгодно. Вероятно, поэтому МИД РФ предпочел встать на сторону „законной власти“ Мьянмы, как он это привык делать в отношении Сирии. Еще 28 августа на официальном сайте департамента появился комментарий, именующий „Армию спасения рохинджей Ракхайна“ „так называемой“, а ее сторонников – „боевиками“. По мнению министерства, эти „боевики“ „совершили серию скоординированных нападений на полицейские участки и армейские подразделения, расположенные в трех приграничных с Бангладеш округах Ракхайнской национальной области (РНО) Мьянмы. В результате боестолкновения погибли 11 мьянманских силовиков, имеются жертвы среди гражданского населения. Решительно осуждаем эту вооруженную вылазку, направленную на подрыв усилий мьянманских властей и международного сообщества по стабилизации положения в РНО“. В заключение МИД выражает „поддержку усилиям правительства Мьянмы, предпринимаемым с целью нормализации обстановки“.

Между тем сегодня МИД РФ опроверг информацию о том, что Россия блокировала резолюцию совбеза ООН с осуждением властей Мьянмы. По словам представительницы МИД Марии Захаровой, эта тема вообще не выносилась на голосование, а обсуждалась в формате закрытых консультаций, по итогам которых странам не удалось согласовать позиции. Между тем о том, что Россия и Китай заблокировали заявление совбеза ООН по Мьянме, 18 марта сообщало государственное агентство РИА «Новости», ссылаясь на представителя Великобритании в ООН Мэтью Райкрофта.

К посольству Мьянмы в Москве пришли сотни человек, скандировавших кричалки вроде «Аллаху Акбар» и «буддисты – террористы» К посольству Мьянмы в Москве пришли сотни человек, скандировавших кричалки вроде «Аллаху Акбар» и «буддисты — террористы» Фото: ©Евгений Одиноков, РИА «Новости»

Тем неожиданней оказался митинг 3 сентября в центре Москвы, продемонстрировавший, что у ряда российских мусульман может быть своя «внешняя политика», отличная от позиции МИДа. К посольству Мьянмы на Большой Никитской пришли сотни человек (в основном выходцы с Северного Кавказа), скандировавших кричалки вроде «Аллаху Акбар» и «Буддисты — террористы». Отправной точкой стал пост в «Инстаграме» главы Чечни Рамзана Кадырова, который возмутился ситуацией в Мьянме, вскоре после которого по мессенджерам начали распространять призыв собраться и потребовать у дипломатов ответа. «Когда вас в Судный день спросят, что ты сделал, чтобы помочь людям из Рохинья, когда их убивали, что ты ответишь?» — гласило, в частности, сообщение. К дипломатическому зданию прибыли автозаки и полицейские в полной экипировке, однако в происходящее они предпочли не вмешиваться. Одна из журналисток даже поинтересовалась у силовиков, отчего они такие «вежливые», но ответа по существу ей не дали, обвинив в провокации. Несанкционированный митинг закончился без эксцессов.

Дальше реакция российской мусульманской общественности на события в Мьянме пошла по нарастающей. Шествие в поддержку «гибнущих от рук буддистов» прошло в Махачкале. С призывом явиться в 11 часов 4 сентября к мечети «Сердце Чечни» выступил чеченский муфтий Салах Межиев, назвавший тех, кто убивает рохинджа, «иблисами» и нелюдями». Однако самую большую популярность в сети набрало, как обычно, видео самого Кадырова, растиражированное накануне. В нем Кадыров прямо открещивается от официальной позиции МИД РФ и даже выражает готовность, если потребуется, выступить против «позиции России». При этом он обвинил отечественные СМИ в равнодушии и замалчивании гражданской войны в Мьянме. «Если в Европе где-то взрывают, убивают, сразу наши СМИ доблестные выступают. А когда за три дня убито несколько тысяч человек — все молчат», — сказал чеченский лидер. И красноречиво продолжил: «Если даже Россия будет поддерживать тех шайтанов, которые совершают преступления, я против позиции России. У меня есть свое видение, своя позиция. Я больше чем уверен, что сегодня никто не будет поддерживать убийц и насильников, но есть определенные нюансы государственной политики, поэтому мы должны с пониманием относиться к тому, что происходит и как себя ведут государственные деятели и политики».

По словам Кадырова, к нему нередко обращаются с предложением ввести армию в Мьянму. «Никак невозможно отправить туда войска, потому что это прерогатива государства, — сожалеет глава Чечни. — Но если бы была моя воля, была бы возможность, я ударил бы ядерным оружием туда даже, просто уничтожил бы тех людей, которые убивают детей, женщин, стариков». Как считает чеченский лидер, такого страшного геноцида, как в Бирме, «человечество не видело со времен Второй мировой войны».

Вскоре с Кадыровым осторожно солидаризовался и муфтий РТ Камиль Самигуллин, опубликовавший в своем «Инстаграме» картинку из Бельгии с изображением рекламного плаката, на котором изображен плачущий кровью баран. При этом муфтий  заметил, что «представители цивилизованной Европы» осуждают Курбан-байрам и не хотят видеть, «что в Мьянме (бывшая Бирма) вырезают как скот тысячи беззащитных мусульман!»

«Почему молчат все западно-европейские институты по защите прав человека? — недоумевает Самигуллин. — Почему американские политики не выступают с осуждающими речами? Почему после резни мусульман в Мьянме Эйфелева башня и здание мэрии Парижа не окрасились в траурные цвета? В то время как при каждом теракте — в Бельгии, в США, в Великобритании — главный символ французской столицы подсвечивался соответственно флагу пострадавшей страны. Это называется — двойные стандарты!

К сожалению, жизнь европейца ценится в сотни раз дороже жителя Азии. Ислам всегда призывал за равенство и справедливость. Пророк Мухаммад сказал: „Поистине нет никакого преимущества для араба над не арабом или для не араба над арабом или для черного над красным или для красного над черным, кроме как по богобоязненности“. Я осуждаю политику двойных стандартов и призываю мировое сообщество сплотиться для решения проблемы защиты мусульманского населения Мьянмы», — заключает муфтий РТ. Репост обращения Самигуллина сделал и президент РТ Рустам Минниханов, который сегодня участвует в торжественных мероприятиях по случаю открытия Болгарской исламской академии. Сам он, однако, к сказанному муфтием ничего добавлять не стал. 

МИЛЛИОН ГОЛОВ У «СЕРДЦА ЧЕЧНИ» И ПОЧЕМУ РЕАКЦИЯ ЕДИНОВЕРЦЕВ УДИВИЛА ГАЙНУТДИНА

Апогеем «суверенной» мусульманской политики в РФ стал сегодняшний митинг в Грозном, на который накануне призвали выйти своих сторонников Кадыров и Симсек.

Уже к 11 утра — времени, назначенному для начала акции, — на площади в центре Грозного, под сенью минаретов «Сердца Чечни», колыхалось море голов. Прямую трансляцию происходящего вели телеканалы «Грозный ТВ», RT и «Дождь». Комментируя «Дождю» митинг, пресс-служба управления МВД России по Чеченской Республике заявила, что на него собралось свыше миллиона человек. Учитывая, что в самой Чечне проживает всего 1,3 млн, получается, что явилось как один почти все трудоспособное и не очень население кавказской республики. Организаторы объясняют это тем, что в Грозный съехались мусульмане из других российских регионов. Более взвешенными выглядят оценки некоторых блогеров и очевидцев. «На самом деле тысяч двадцать есть», — написал в своем «Твиттере» журналист Владимир Варфоломеев. В любом случае это много, и трансляция людского моря в эфире трех телеканалов подтверждала массовость акции.

К сожалению, камеры, размещенные на площади чеченской столицы, не позволяли расслышать выступлений митингующих. Разумеется, слово взял Кадыров, и ему чутко внимали многие тысячи с плакатами в руках, осуждающими геноцид в Мьянме. Наверняка не обошлось без бюджетников, которые всегда были самыми верными участниками проправительственных массовок. Как утверждает портал «Кавказ.Реалии», в Грозном госслужащим было отдано распоряжение выйти из отпусков и принять участие в мероприятии. Ему вторит «Кавказский узел», ссылающийся на анонимную учительницу из Грозного. «Нам вчера сообщили, что занятий в понедельник, 4 сентября, не будет, потому что надо участвовать в митинге против убийств мусульман в Мьянме. К участию в митинге желательно привлечь как можно больше людей, родителей и учащихся 9 - 11 классов», — якобы поведала она.

Между тем далеко не все видные российские мусульмане поспешили солидаризоваться с Кадыровым. К примеру, глава совета муфтиев России Равиль Гайнутдин попытался остудить пыл единоверцев.

К 11 утра – времени, назначенному для начала акции, на площади в центре Грозного, под сенью минаретов «Сердца Чечни» колыхалось море голов К 11 утра — времени, назначенному для начала акции, — на площади в центре Грозного, под сенью минаретов «Сердца Чечни», колыхалось море голов Фото: © Саид Царнаев, РИА «Новости»

«Честно говоря, реакция наших верующих мусульман, которые всегда показывали пример терпимости, терпеливости, законопослушности, удивила представителей духовных управлений и руководство высшего звена мусульманского духовенства, — рассказал Гайнутдин СМИ. — Поэтому я прошу моих единоверцев, чтобы они были законопослушными, были в молитве, участвовали в санкционированных акциях, которые проводятся мусульманским духовенством. А такие акции будут: они будут направлены как на оказание финансовой, так и гуманитарной помощи для того, чтобы облегчить участь наших мусульман, живущих в Мьянме». СМР и ранее, по свидетельству муфтия, обращал внимание на то, как «ущемляются права, безвинно убивают женщин и детей, идет геноцид мусульманского народа» в Бирме. «Границы закрыты, и их не выпускают, другие страны их не принимают, и это приводит к человеческим жертвам, к гуманитарной катастрофе. Это недопустимо», — заключил Гайнутдин.

НАВАЛЬНЫЙ: ПОЧЕМУ КАДЫРОВУ МОЖНО, А НАМ НЕЛЬЗЯ?

Единственными, кто, не особенно скрывая этого, искренне обрадовался демаршу Кадырова, стали представители российской оппозиции. Первым изобличил «тайные связи» Кремля и правительства Мьянмы оппозиционный политик Владимир Милов. В своем «Фейсбуке» он предположил, что «Путин крайне заинтересован в сотрудничестве с нынешним режимом в Мьянме», потому что с этим буддийским государством «активнейшим образом водят хороводы «Ростех» и «Росатом» (наберите в «Гугле» «ростех мьянма» и «рособоронэкспорт мьянма», там просто море всего). Россия традиционно была грудью за Мьянму в ООН, когда многие пытались осудить вот этот самый геноцид мусульман».

Неужели Кадыров «начал переход под крыло новых саудовских хозяев?», недоумевает Милов и отмечает, что «Саудовская Аравия там исходит всеми мыслимыми и немыслимыми субстанциями по поводу того, что «забижают мусульман» (пока Путин молчит)». «Видимо, в Мьянме этой налажено плодотворное «сотрудничество», и успешно распиливаются бюджетные средства. Это такая сфера, что все мусульманские и иные скрепы идут лесом», — отзывается на пост оппозиционера пользователь Анна Верченко.

Что касается «оппозиционного политика №1» Алексея Навального, то он в своем интернет-журнале посвятил защитнику бирманских мусульман Кадырову целый развернутый пост. По мысли Навального, «все эти 18 лет» демонтаж местного самоуправления, политических прав и полномочий у регионов шел под лозунгом «Это для того, чтобы предотвратить развал России».

«Ну и чего? — горестно восклицает оппозиционный блогер. — Один из губернаторов субъекта РФ организовал несанкционированный митинг в Москве под лозунгами, прямо противоречащими позиции МИДа и Кремля, которые годами блокируют резолюцию ООН по Мьянме. И выпускают заявления, прямо поддерживающие гонения мусульман-рохинья, называя их «антитеррористической операцией». В России прошли несанкционированные митинги протеста. Кремль выразил озабоченность происходящим. И как нам это теперь истолковывать? …То есть требовать немедленного прекращения резни мусульман — совершенно правильно. Прекратить ветировать решение СБ — совершенно правильно. Россия не должна поддерживать это безумие, когда «добровольцы» просто жгут деревни и убивают людей сотнями и тысячами. Только не сделают Кремль и МИД этого. И что тогда произойдет? Кадыров объявит их шайтанами и выйдет из состава РФ?» — заключает Навальный.

Отдельный видеоролик в своем журнале оппозиционер посвятил сопоставлению несанкционированных митингов мусульман в Москве и Грозном и сегодняшнему очередному административному аресту главы казанского штаба Навального Эльвиры Дмитриевой. «Митинг в Москве и митинг в Грозном. Все обсуждают то, каким удивительным образом их удалось провести без соблюдения малейших формальных процедур и не вызвать никаких претензий у полиции, — пишет Навальный, предваряя видео. — Ну а я-то на все это смотрю еще и в контексте происходящего с нашими штабами. Например, сегодня координатора нашего казанского штаба Эльвиру Дмитриеву упекли на 10 суток, надев на нее наручники (такая опасность!) прямо в зале суда». Пафос «оппозиционера №1» понятен: почему им (то есть мусульманам во главе с Кадыровым) можно, а нам нельзя?

«КАДЫРОВ НАБИРАЕТ ОЧКИ КАК НЕГАТИВНЫЕ, ТАК И ПОЗИТИВНЫЕ. ПО УПОМИНАЕМОСТИ ОН ВТОРОЙ ПОСЛЕ ПУТИНА»

«БИЗНЕС Online» попросил своих экспертов объяснить суть конфликта в Мьянме и оценить, чем обернется «демарш» Кадырова и части российских мусульман:

Алексей Малашенко  руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций», исламовед:

— Этноконфессиональный конфликт в Мьянме существует давно и периодически обостряется. Последняя крупная вспышка была в 2012 году, а в 2013-м были антимусульманские погромы. Было уничтожено несколько тысяч домов, то есть напряженность там довольно обычна. В последние две-три недели очень активизировалась Арканская армия спасения рохинджи. Это боевики, террористическая организация, которая никак не солидаризируется с мусульманами. Она громила буддистские монастыри и храмы, нападала на несколько десятков полицейских пунктов, уничтожала и калечила статуи Будды. С учетом того, что в Мьянме буддизм — доминирующая и политизированная религия, то, что делала Арканская армия, стало спусковым крючком.

Рохинджи — это коренные жители Мьянмы, и среди них немного мусульман, всего несколько процентов. А рохинья — это в основном мигранты. Общее же количество мусульман в Мьянме, где около 55 миллионов населения, колеблется от 2 до 3 миллионов человек. Тех, кто не является гражданами страны, мусульмане, которые прибыли из Бангладеш, по разным оценкам от 730 тысяч до 1,5 миллионов. С их количеством не очень все понятно. Но ясно, что ситуация острая и она будет продолжаться и будут еще жертвы. 400 человек уже убито, до 70 тысяч убежали опять в Бангладеш.

Самое интересное для нас — это реакция Кадырова. Она достаточно неожиданная. Я сомневаюсь, что люди, которые вышли на митинги в Дагестане и Грозном, вообще знают, что такое Мьянма. Но для главы Чечни это лишний повод продемонстрировать себя защитником мусульман. В данной ситуации он выступает: а) как поборник ислама в самой России, что он всячески подчеркивает; б) показать себя как одного из влиятельных мусульманских лидеров во всем мире: то он шастает в Сирию, то на хадж а Аравию, то ведет переговоры с другими мусульманскими лидерами. Кадыров постоянно позиционирует себя как полунезависимый автономный российский мусульманский политик, и история с Мьянмой для него просто подарок. Я уверен, что и публика в Москве была собрана по тем контактным зонам, которые находятся под Рамзаном. И в этом отношении он молодец — набирает очки как негативные, так и позитивные. Среди позитивных — он укрепляет собственный авторитет, все видят, какой он влиятельный. По-моему, в прошлом году по количеству упоминаний в мировой прессе он шел на втором месте после Путина. Он во все лезет. То обещает поставлять оружие Мексике, чтобы она боролась против Америки, то обещает помощь ирландцам-католикам для того, чтобы противостоять протестантам. А тут прекрасный повод защитить мусульман.

Да, Кадыров — большой друг Путина, но то, что он сейчас заявляет, уже на грани фола. Говорит, что у него своя позиция, что он не будет поддерживать позицию России, если она поддержит шайтанов, что если бы у него были возможности, он вообще нанес бы ядерный удар. Это почти Трамп про Северную Корею. Если бы он промолчал, всем было бы лучше. Но кукушка уже вылетела из гнезда.

Теперь надо определяться власти: либо Песков будет в очередной раз говорить, что он выключил радио и интернет, что он ничего не знал и не слышал, либо товарища все-таки поправят, ведь он уже пошел в разнос. По формальным признакам то, что происходило в Грозном, мне напоминает знаменитую демонстрацию в связи с «Шарли Эбдо», которая была не против террористов, убивших редакторов, а против европейцев, которые это спровоцировали. Я не хочу оправдывать ни Мьянму, ни ее президента, но эта напряженка против России, которая себя позиционирует как друг мусульман.

Либо мы солидаризируемся с Рамзаном, но тогда будет задан вопрос: а как вы относитесь к Арканской армии спасения? А если, не приведи Господь, ребята из ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» прим. ред.) скажут, что это мы им помогли, вот тогда мы посмотрим, какие будут переговоры между Путиным, Кадыровым и, например, Патрушевым. Я не исключаю, что ДАИШ заведется по этому поводу. 

По формальным признакам все подобные этноконфессиональные конфликты протекают в одном и том же тренде — либо добиваться полной независимости, либо мстить. И везде жестокость. Разница только в нюансах.   

Максим Шевченко — журналист, эксперт по исламскому миру:

— В Мьянме многоуровневый конфликт. На низовом уровне он происходит между различными этносами. По одним сведениям, рохинья прибыли туда в середине XIX века и завезли их англичане. По другой версии, они жили там всегда. Но это не имеет значения. Главное, что эта группа не имеет прав по сравнению с остальной частью населения страны. Это гражданская проблема, и необходимо сделать так, чтобы рохинья были включены во властные институты.

Второй уровень проблемы заключается в том, что идет мобилизация по религиозному принципу. С одной стороны — буддисты, с другой — мусульмане. Третий уровень связан с тем, чьи геополитические интересы стоят за всем этим. Слишком уж большая мировая кампания развернулась в поддержку рохинья. И Папа Римский высказался, и многие другие.

Важно также и то, что Мьянма — союзник Китая. Это государство, через которое китайцы имеют выход в Индийский океан в обход Молуккского пролива, который контролируется США, Великобританией и вообще натовскими войсками и связывающий Дальний Восток с Африкой, Ближним Востоком.

.
Фото: ©Саид Царнаев, РИА «Новости»

Что касается реакции Кадырова, то тут надо понять, почему глава Чечни наезжает на МИД Российской Федерации и есть ли конфликт между ним и Лавровым. Рамзан Ахматович не стал бы с бухты барахты критиковать федеральную власть. Тем более что он сам один из представителей силовой части федеральной власти. Он входит в путинскую группу, в которую также входит Золотов с Росгвардией. При этом надо помнить, что отношения с Мьянмой устанавливал Медведев. Он даже бывал там. Поэтому критика со стороны путинской группы похожа на очередной удар, направленный на дискредитацию медведевской политики.

«САМОЕ ВАЖНОЕ, ЧТОБЫ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ БЫЛ МИР И ПОКОЙ»

Буда Бадмаев — настоятель буддийского дацана в Санкт-Петербурге:

— Я понимаю протесты мусульман, потому что, по их мнению, идет притеснение единоверцев. Но надо быть мудрее и глубоко разобраться в природе конфликта. Она может иметь совершенно другие корни, а транслируется как религиозный. Я расцениваю происходящее как процесс, который связан с тем, что это мировая провокация. Мол, наших бьют. Но где Мьянма и где Россия. Я призываю и буддийских, и мусульманских лидеров относиться ко всему со внимательной осторожностью. У нас недавно в Элисте был протест в связи с тем, что представитель мусульман зашел в буддийский храм и осквернял статуи. Но мы не стали раздувать конфликт. Этот инцидент не перерос в межрелигиозное событие. Буддийские лидеры во всех отношениях поступили грамотно и не дали разгореться неблагоприятным событиям. Да, нам всем миром надо осудить то, что происходит в Мьянме. Но самое важное, чтобы на территории России был мир и покой и чтобы на территории нашей страны протесты не переросли в гражданскую межрелигиозную войну — вот эта задача главная. Мы понимаем, что ислам разный. Когда статуи Будды расстреливали в Афганистане радикальные исламисты, тень на ислам не стали бросать. Мы понимаем, что ислам — добродетельная религия.

Дмитрий Мосяков  руководитель центра изучения Юго-Восточной Азии Института Востоковедения РАН:

— В Мьянме происходит классический вариант средневекового процесса, когда один народ проживает на территории, где практически не осталось свободных земель. То есть в основе всего лежит элементарная проблема: есть Бангладеш, где более 200 миллионов населения и мало земли, а рядом — Аракан, где прекрасные земли и с точки зрения бенгальцев народу очень мало. И идет стихийный процесс переселения. Говорили, что к этому приложили руку англичане. Но они приложили руку к названию этого народа — рохинджа (или рохинья). Это те же бенгальцы, но они получили названия штата Аракан, чтобы подчеркнуть, что эти мусульмане жили там исконно, но они принадлежат к бирманской культуре. А сейчас там появились радикальные организации, которые начали нападать на полицейские посты, на поселения араканцев, и это стало менять радикально менять ситуацию. Но говорить об этом конфликте как религиозном неправильно. Это конфликт в значительный степени за территории, за почву, социокультурные модели поведения — здесь источник.

Я считаю, что этот конфликт направлен на подрыв единства Юго-Восточной Азии, которая показала, как относительно бедные страны преодолели свои противоречия и смогли добиться за короткое время добиться хороших результатов и создать нормальные условия для жизни большинства населения. АСИАН показывает пример, как можно строить политику на компромиссах, а в данном случае это попытка создать новую горячую точку. Явно существует заказчик вооруженного конфликта, который заинтересован в том, чтобы вооруженный конфликт не заканчивался, и который оплачивает и поставки вооружения и боевиков. Все это очень удивительно, потому что буддисты и мусульмане жили в этом регионе бок о бок столетиями и серьезных конфликтов между ними не было никогда. И все, что происходит, очень опасно. Может быть, это также попытка подорвать позиции либерального проамериканского правительства в Мьянме. Еще одна версия связана с тем, что все это проводится против китайских интересов. Много и других версий. Это может быть и желание обострить отношения между буддистами и мусульманами. Конфликт вписывается в стратегию расшатывания глобальной стабильности. И это подтверждает тот огромный мировой резонанс, который вызвали эти события.