РОССИЙСКИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ БУДЕТ НЕ ТАК МНОГО

Нельзя сказать, что отбор студентов был большой — где-то более 100 претендентов, из которых мы человек 35 выбрали, в том числе 25 магистров, может быть, и больше, и 10 докторов. В этом году нами не рассматривалась заочная форма обучения для магистратуры, докторская же будет заочно. Доктора будут съезжаться в течение года на небольшие сессии во время приезда крупных шейхов. Они будут слушать лекции, мы прикрепим к ним известных богословов в качестве научных руководителей.

Что касается преподавателей, то они у нас в основном из мусульманских стран — это профессор Исмаиль Бульбуль, в последнее время работавший по магистерским программам в Аль-Азхаре (университет Аль-Азхар — старейшая и наиболее престижная мусульманская духовная академия-университет, расположенная в Каире — прим. ред.) он возглавлял институт Аль-Азхара в Палестине, был и муфтием Палестине — в общем, довольно известный специалист в исламском мире. Скоро приедет Хамделла Фабти — молодой доктор, тоже из Аль-Азхара, сейчас он защищает свою работу по сравнительному религиоведению, помимо того, что он специалист по мусульманскому праву в Ватикане. У него хороший английский язык, арабский язык, естественно. Это очень молодой, перспективный ученый, и мы на него возлагаем большие надежды. Помимо ведения основных предметов, он будет работать с молодежью. У нас есть уже шейх Абдурразак ас-Саади — он будет преподавать в основном блок арабского языка, хотя мы и набрали студентов, естественно, только со знанием арабского языка. Вот есть три преподавателя, но для докторской программы, надеемся, у нас будет очень известный богослов Зухейли, правда, факт его приезда и дата еще уточняются, — на этом формирование зарубежного преподавательского состава у нас завершается.

Что касается остальных, мы будем работать по принципу визитов приглашенных профессоров, их около 10 человек, и это действительно очень известные богословы. Есть такой, например, Саид Фуда из Иордании, Азхари, помощник президента Египта — тоже очень известный богослов, Буты из Сирии, Аслям из ОАЭ. Они в течение года по мере их возможностей, по мере договоренностей будут приезжать и читать свои курсы. Российских преподавателей будет не так уж много, поскольку постоянно держать 30 человек было бы финансово накладно. В магистерской программе часов не так много, поэтому и будут приглашенные профессора.   

МАГИСТРЫ — ОТ СЕССИИ ДО СЕССИИ, ДОКТОРА — ДВА РАЗА В ГОД     

Блок преподавателей из мусульманских стран мы приглашаем для того, чтобы дать учащимся глубокие исламские знания — это основной принцип преподавания. Но при этом уникальность Болгарской исламской академии будет заключаться в том, что мы должны преподать инструментарий их использования в условиях России. Есть, например, предмет «Методология исследований», который представляет Бульбуль и Зухейли. Но, помимо них, мы будем приглашать того же Альфрида Бустанова, который в свое время  рассматривался даже как кандидат в ректоры, поскольку хорошо знает источники. Также есть Шамиль Шихалиев, который тоже хорошо работает с ними. Или, скажем, есть у нас корановедение, его будут вести арабы, но при этом, естественно, мы будем приглашать и российских специалистов. Ефим Резван, который является крупнейшим специалистом по Корану, Михаил Пиотровский может дать мастер-класс, тот же Дмитрий Фролов. Также можем позвать Леонида Сюкияйнена, который является крупнейшим специалистом. По методологии, например, у нас есть очень хороший специалист из Академии наук Станислав Прозоров. Предмет «История ислама» — Игорь Алексеев из Москвы, казахстанский ученый Аширбек Муминов. Думаю, в течение года не менее 10 российских специалистов будут приезжать.

Самих базовых преподавателей будет 5 - 7, а приглашенных профессоров — где-то около 20. Мы вообще считаем, что магистры должны прослушать в той или иной форме практически всех крупнейших российских исламоведов, богословов, специалистов по арабо-мусульманской философии. На самом деле их не так уж и много. Я думаю, это, в принципе, вполне разрешимая задача. Мы будем работать, но важно, чтобы не было у наших оппонентов такого: «Опять приезжают эти арабы, ну сколько можно у арабов учиться». Да, у арабов нужно учиться, но только ими мы ограничиваться не будем.                            

Магистры будут жить в Болгарской исламской академии, по крайней мере, в этом году мы даже не рассматривали тех, кто не хотел здесь жить. Обучение бесплатное, но другие вопросы их обеспечения, например, такие как стипендия, еще рассматриваются. Сейчас академию еще не знают, нужно ее раскручивать. Поэтому мы должны создавать условия, чтобы студенты учились в БИА. Магистерская программа, в отличие от бакалавариата, небольшая, поэтому может быть две пары в день или быть два-три свободных дня. Смысл в том, что магистры, помимо того, что слушают лекции, должны начать писать диссертацию. Необходимо, чтобы у них присутствовали в расписании библиотечные дни. Но в первый год мы будем их интенсивно обучать. Практически у них будет и суббота рабочий день. Если в день одна пара, то что они будут делать? Библиотека еще формируется. Поэтому, естественно, чтобы их удержать в Болгаре, чтобы у них был интерес, мы должны дать им образовательные услуги. Но там, на самом деле, выбор не такой уж и большой. Если у студента арабский язык не так уж и силен (а такие есть, к сожалению, а куда деваться), то они будут усиленно в индивидуальном порядке после обеда заниматься с шейхом Саади. Если студенты будут специализироваться по исламскому праву, Корану или красноречию, то будут обучаться у того же Бульбуля. В первый год, мы надеемся, они будут получать максимум знаний, во второй год появятся и библиотечные дни.

БУДУТ ЛИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ НА ДОСКЕ ПИСАТЬ БУКВУ «Ә»

Отдельной задачей стоит определение докторских программ. Это очень ответственная задача, мы уже заявили, что Болгарская академия будет способствовать возрождению отечественной богословской школы. В данном случае это будет, естественно, не только через лекции, это будет реализоваться через магистерские и докторские программы.

Мы заявили о том, что многие темы будут связаны с отечественной богословской мыслью, в первую очередь это история татар: диссертации по трудам Шигабутдина Марджани, Мусы Бигиева, Габденнасыра Курсави и так далее. Они обязательно будут, как и диссертации по ханафитско-шафиитскому мазхабу, тот же Абу Ханифа, Шафии — их труды также будут изучаться. Говорили мы о месте татарского языка — тут тоже надо четко расставить акценты. Были разговоры о том, почему нет кафедры татарского языка. Татарский язык в Болгарской исламской академии будет представлен, но не в виде кафедры и для большинства, не для всех — у нас 8 студентов будет с Кавказа. При этом учительница для взрослых людей на доске не будет писать: «Это буква Ә, а это Җ». Татарский язык должен изучаться на уровне медресе и Российского исламского института, у нас там есть кафедра, а в Болгарскую академию студенты должны прийти уже с языком и познавать источники на татарском языке. Татарский язык для БИА нужен как рабочий язык. Обязательно будут магистры, доктора, которые будут знать татарский, изучать старотатарские рукописи, источники, писать диссертации. В этом плане татарский язык очень важен.