Сто лет назад семинаристы стали одной из движущих сил русской революции, а позднее добились высоких постов в большевистской элите. Выше всех вознесся бывший cтудент Тифлисской семинарии Иосиф Джугашвили, выходцем из семинарии был и Микоян. О том, почему духовные учебные заведения в начале ХХ века стали рассадниками вольнодумства и есть ли среди нынешних семинаристов протестные настроения, рассуждает в своей статье для «БИЗНЕС Online» первый проректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий.
Игумен Евфимий
«ВЕРА И БЛАГОЧЕСТИЕ НЕ ВСЕГДА ПЕРЕДАЮТСЯ ПО НАСЛЕДСТВУ»
Вера и революция, христианство и большевизм — темы далеко не новые для отечественной публицистики; начало их обсуждению было положено еще знаменитым сборником «Вехи», изданным в 1909 году. Действительно, многие из тех, кто столетие назад вроде бы готовился стать священнослужителем, потом вовлекались в революционный водоворот, из которого выходили уже совершенно другими людьми. Один только провинциальный Тифлис подарил революции сразу двух семинаристов — Иосифа Сталина и Анастаса Микояна (последний, в отличие от «вождя народов», семинарию благополучно окончил, после чего обучался в духовной академии в Эчмиадзине). А известный «красный» писатель и убежденный марксист Александр Воронский не только учился в семинарии, но и происходил из семьи православного священника. Примечательно, что и «железный» Феликс Дзержинский в детстве строил планы стать католическим ксендзом.
Конечно же, само по себе изучение церковных дисциплин никак не может повлиять на появление у человека каких-то революционных идей или протестных настроений. Думаю, дело вообще не в содержании духовного образования как такового, а в положении духовенства как особой социальной группы в дореволюционной России. Как известно, общество в ту эпоху было сословным, переход из одного сословия в другое был крайне затруднен. Для духовного сословия была создана своя система образования, включавшая в себя духовные училища, духовные семинарии и духовные академии. Эта система почти никак не пересекалась с системой светского образования и мало взаимодействовала с ней, то есть существовала практически автономно. В этом смысле, когда мы говорим о духовном образовании в дореволюционной России, следует иметь в виду, что духовные школы — училища, семинарии и академии — были учебными заведениями, где главным образом учились дети духовенства. В крайне редких случаях в данные школы принимались представители других сословий, это было исключением из правил.
Вопрос о возможности выходцам из духовного сословия обучаться в университетах в синодальную эпоху решался по-разному. В самом начале царствования императора Александра I выпускникам семинарий было запрещено поступать в университеты, в середине XIX века по причине нехватки священнических вакансий было разрешено, при Александре III снова запрещено, а при Николае II на волне революционных настроений снова разрешено.
Но даже упомянутые решения касались только выпускников семинарий, которые в ту эпоху были средними учебными заведениями, аналогами гимназий, где учились с 12 до 18 лет. Самим семинариям для детей духовенства альтернативы попросту не существовало. Таким образом, далеко не все студенты духовных учебных заведений оказывались в них по доброй воле. Это, очевидно, и было главным источником протестных настроений.
Наш выпускник Александр Хохлов даже написал целую диссертацию, которая называется «Протестное движение воспитанников Казанской духовной семинарии в конце ХIХ – начале ХХ века: причины, форма, специфика». Эта работа была защищена им в прошлом году в Казанском федеральном университете.
К сожалению, вера, духовность и благочестие далеко не всегда передаются по наследству. И в наше время мы видим, что дети священнослужителей порой бывают весьма далеки от духовных устремлений своих отцов, и дело здесь не только в недостатках воспитания. Все гораздо сложнее — иногда у самых благочестивых родителей вырастают неверующие дети, бывает и наоборот. У каждого человека свой путь к Богу — независимо от того, в какой семье он родился. Но в наше время для выходцев из семей духовенства, равно как и для самих священнослужителей, нет никаких запретов в плане получения образования — они могут поступать в учебные заведения любого типа и направленности.
«НИКТО НЕ ЗАПРЕЩАЕТ СЕМИНАРИСТАМ ИМЕТЬ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ, НО ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СУГУБО ИХ ЛИЧНЫМ ДЕЛОМ»
Уже в послевоенный период главным образом благодаря усилиям патриарха Алексия (Симанского) — кстати, выходца не из духовного, а из дворянского сословия — понятие «духовные школы» приобрело другой смысл. Духовная школа стала восприниматься как школа духовности, то есть как такое место, где учащиеся приобретают в первую очередь навыки духовной жизни — молитвы, участия в богослужении и церковных таинствах, а не только богословские познания.
Важным условием поступления в духовное учебное заведение сегодня является свободный, осознанный выбор человека. Но даже если в ходе обучения он вдруг осознал, что ошибся в выборе жизненного пути, что его не привлекает стезя священнослужителя, он всегда имеет возможность уйти в мир или, например, работать в церковных структурах, не принимая священного сана. В данном случае мы исходим из того, что будет лучше, если человек будет хорошим мирянином, чем плохим священнослужителем.
Таким образом, какой-то серьезной основы для протестных настроений — по крайней мере, в социально-политическом смысле этого слова — в духовных учебных заведениях в настоящее время, к счастью, нет. Это сугубо религиозные учебные заведения, куда молодые люди поступают в результате осознанного духовного выбора.
В постсоветский период, когда русская православная церковь стала возвращать утерянные в течение «атеистического» столетия позиции, ситуация с «политической благонадежностью» семинаристов была уже совершенно иной, чем начале ХХ столетия. Церковь неоднократно подчеркивала, что не ведет политической деятельности и не может поддерживать какую-либо партию. При этом сегодня никто не запрещает студентам духовных школ иметь те или иные политические убеждения и взгляды, но есть одно условие: эти взгляды должны быть сугубо частным делом человека — по крайней мере, если он стремится стать священнослужителем и тем более если уже является им. Наше общество и так сильно поляризовано, расколото по многим линиям. Поэтому если еще и церковь будет подливать масла в огонь социальной нестабильности и разобщенности, то ни к чему хорошему это не приведет.
Очень важно, чтобы в общественном пространстве было место, где все идейные разногласия отходили бы на второй план. Таким местом, несомненно, и должна быть православная церковь, как, впрочем, и другие традиционные конфессии России.
«НАС ВОЛНУЕТ УСИЛИВАЮЩИЙСЯ ПРАГМАТИЗМ В СРЕДЕ СЕМИНАРИСТОВ»
Многие убеждены, что революцией лучше всего переболеть в юности, чтобы потом, насытившись «кричалками» митингов и суетой политических событий, стать мудрее и по достоинству оценить миротворческую позицию церкви. Однако в христианской традиции духовный возраст, которым определяются мудрость и зрелость, не исчисляется числом прожитых лет, ведь, как говорит нам Священное Писание, возраст старости — житие нескверное (Прем. 4:9). Думаю, для того, чтобы соприкоснуться с реальной жизнью, в том числе в ее социально-политических проявлениях, учащимся духовных школ необязательно идти на митинги или принимать участие в каких-то акциях. С этой реальностью сталкиваются практически все молодые люди в так называемом виртуальном пространстве. Почти у всех семинаристов есть аккаунты в социальных сетях, они свободно получают информацию и о политических акциях, и о деятельности разных партий, в том числе оппозиционных.
До сих пор, правда, никто из наших студентов не изъявлял желания пойти на какой-то политический митинг или акцию. Скорее всего, это связано с тем, что, в отличие от своих предшественников, живших на рубеже XIX–ХХ веков, современные семинаристы не связывают серьезных жизненных планов с политической деятельностью или социальными преобразованиями общества. Большей частью они совершенно далеки от идей переустройства мира — во многом, наверное, по причине того, что сегодня мы имеем за плечами печальный опыт ушедшего столетия.
Скорее нас волнует проблема секуляризации сегодняшних абитуриентов и студентов духовных школ, усилившегося в их среде прагматизма, ведь не секрет, что некоторые из них, поступая в семинарию, стремятся подражать не столько подвигу миссионеров, преподобных и святителей, сколько «подвигам» некоторых церковных деятелей, отличающихся не духовными, а материальными стяжаниями.
Иными словами, идеал жизненного успеха, предполагающего в первую очередь высокий материальный достаток, сегодня не чужд и многим семинаристам. И для нас на сегодняшний день, думаю, это более серьезный вызов, чем их увлечение какими-либо политическими идеями.
«ВОТ В АКЦИИ «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК» МЫ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ В ЭТОМ ГОДУ»
Образовательный уровень выпускника сегодняшней семинарии, конечно, если он учился усердно, является достаточно высоким. Нам очень хотелось бы, чтобы те положительные представления, которые существуют в обществе о студентах семинарии, соответствовали действительности. К счастью, пока каких-то серьезных сигналов о политической ангажированности или, как раньше говорили, неблагонадежности наших студентов не поступало. По крайней мере, никто из них не изъявлял желания принять участие в митингах оппозиции, равно как, впрочем, и в мероприятиях «Единой России», ЛДПР или какой-либо другой партии.
Вот в акции «Бессмертный полк» мы принимали участие в этом году вместе со студентами Казанского университета. Этим, пожалуй, ограничивается гражданская активность наших студентов на сегодняшний день.
При этом какого-то специального политпросвета для студентов у нас нет, но, безусловно, мы стараемся воспитывать их как патриотов своей страны. К счастью, в истории Казанского края много примеров для подобного воспитания — это и личность священномученика патриарха Гермогена, и история явления и почитания Казанской иконы Божией Матери, которая, несомненно, стала одним из символов не только русского православия, но и российской государственности. Отдельно можно было бы сказать и о профессорах, преподавателях и студентах Казанской духовной академии, многие из которых стали новомучениками и исповедниками русской церкви.
Поскольку мы живем в многоконфессинальном регионе, то любовь к общей родине, патриотизм являются той прочной платформой, на которой строится наш диалог с согражданами, исповедующими ислам и другие традиционные религии. Так что, несмотря на то что даже в рамках одной страны патриотизм переживается несколько по-разному, очевидно, что для Татарстана это не пустой звук.
«НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ СВОЕЙ ИСТОРИИ ЦЕРКОВЬ ОБЛИЧАЛА НЕДОСТОЙНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КЛИРИКОВ»
Меня иногда спрашивают, как я поступлю, если вдруг в Казанской семинарии появятся политически «неблагонадежные» студенты. Хочу заметить, что сегодня в основе решения посвятить свою жизнь служению церкви лежит свободный выбор, поэтому у протестных настроений социально-политической направленности, как я уже сказал, просто нет серьезной почвы. Но это не значит, что в среде учащихся духовных школ царит исключительно «тишь, гладь да Божья благодать».
Поскольку сегодняшние студенты являются активными пользователями интернета и социальных сетей, то они получают информацию не только с сайта патриархии или иных церковных ресурсов. Они, естественно, читают, что пишут о церковной жизни разные блогеры, в том числе далеко не самые благожелательные по отношению к церкви. За последнее время появилась целая линейка сайтов, на которых последовательно и жестко критикуются явления современной церковной жизни — иногда, впрочем, и справедливо, но чаще всего предвзято и односторонне.
Далеко не все наши студенты способны критически мыслить, отделять пшеницу от плевел, то есть серьезные размышления о путях устроения церковной жизни от безудержного критиканства под личиной заботы о благе церкви. На протяжении всей своей истории церковь обличала недостойный образ жизни клириков, боролась с неподобающим церковным людям поведением, и наше время не является в этом смысле исключением. Но следует иметь в виду, что отторгаются церковью не те, кто искренне стремится исправить какие-то недостатки церковной жизни, а те, кто хочет завести в церкви свои порядки, навязать ей свои представления о том, как все должно быть устроено, кто игнорирует соборный опыт церкви и мнение священноначалия. Чтобы разобраться во всем этом, конечно, требуются и опыт, и знания, которых не хватает многим молодым людям.
Недавно патриарх Кирилл, выступая на конференции, посвященной 100-летию начала гонений, сказал: «Сегодня, к сожалению, в молодежной среде мы наблюдаем рост негативного отношения к церкви. Происходит это, конечно, не на ровном месте, происходит это под влиянием того сильного и враждебного по отношению к церкви информационного потока, который распространяется через социальные сети. А для того, чтобы возбудить негативные чувства, используется все то же, что использовалось в конце XIX — начале XX века, тем более в революционные годы: какие-то ошибки со стороны духовенства, оплошности, проявления недостойной жизни... В масштабах церкви это единичные случаи, но эти единичные случаи подсвечиваются таким образом, чтобы создать образ церкви, погрязшей в богатстве, грехе, безразличной к повседневным трудностям людей».
Мы должны отдавать себе отчет в том, что сегодня не сможем оградить наших студентов от самой разной информации, в том числе возбуждающей в их среде и недовольство, и протест, провоцирующей их на неадекватную реакцию. Поэтому нужно обязательно рассказывать студентам о современных информационных технологиях, об информационных войнах, современных методах информационного воздействия на сознание людей. Надеюсь, со временем будет разработан какой-то спецкурс по информационной безопасности. Без этого современным пастырям будет крайне сложно выполнять свое основное предназначение — нести Благую весть в современное информационное общество.
Думаю, что к решению этой важной задачи могли бы подключиться и миряне. Нужно развивать не только официальные, вертикально ориентированные СМИ, но и горизонтальные, сетевые проекты, опирающиеся на инициативу снизу и объединяющие людей, неравнодушных к церкви. К счастью, подобные проекты уже есть, их становится все больше.
А если мы узнаем, что наши студенты вместо занятий пошли на какой-то митинг, то отнесемся к этому очень спокойно, в соответствии с уставом нашей духовной школы: если они ходили в свободное время, то это их личное дело, если же они пошли туда во время богослужения или занятий, то применим по отношению к ним меры дисциплинарного взыскания, но — хотел бы подчеркнуть — не за политические взгляды, а за нарушение распорядка духовных школ. Если же это будет повторяться, то попросту отчислим.
Игумен Евфимий (Моисеев)
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Игумен Евфимий (Моисеев) — первый проректор Казанской духовной семинарии, доцент кафедры богословия и философии.
Родился 30 августа 1972 года в Калининграде (ныне Королев) Московской области.
В 1994 году окончил филологический факультет Московского государственного университета им. Ломоносова.
В 1997 году окончил Московскую духовную семинарию, а в 2001 году — Московскую православную духовную академию.
4 апреля 2001 года пострижен в монашество и 12 апреля 2001 года рукоположен в сан иеродиакона. 4 декабря 2003 года рукоположен в сан иеромонаха.
2 июня 2002 года ему была присуждена ученая степень кандидата богословия за диссертацию на тему: «Миссионерская деятельность святого Бонифация, просветителя германских народов».
В 2001 году закончил курс углубленного обучения в Бернском университете в Швейцарии.
С 2001 года преподавал немецкий язык в Московской духовной семинарии и исполнял должность референта ректора Московской духовной академии, а также заведовал издательским отделом учебного комитета и Московской духовной академии.
В 2005 году награжден наперсным крестом. В 2010 году возведен в сан игумена.
26 июля 2010 года решением священного синода назначен заместителем председателя издательского совета русской православной церкви.
19 марта 2014 года решением священного синода назначен ректором Казанской духовной семинарии (в настоящее время — первый проректор), а 30 мая 2014 года в связи с увеличением административных обязанностей по возглавляемой им семинарии решением священного синода освобожден от должности первого заместителя председателя издательского совета. Участник II форума православной общественности Республики Татарстан.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.