Внушительное количество публики собралось накануне вечером у казанского Дворца земледельцев. Люди не побоялись прохладного ветра и не самой клюквенно-развлекательной музыки. По части бескомпромиссного отношения к развлекательному мероприятию музыкальный подарок Александра Сладковского и ГСО РТ оказался информативным и показательным. Среди тех, кто не пожалел о том, что пришел, была и музыкальный критик «БИЗНЕС Online» Елена Черемных.
СПЛОШЬ ШАРМ И ОБАЯНИЕ
Казалось бы, подготовить к Дню республики программу из музыки известных оперетт, под конец дополненную серией неаполитанских песен и сайдашевским «Маршем Красной армии» под традиционный салют, не бог весть какая новация. Однако в нашем городе, изобилующем архитектурой в стиле модерн, — стилем, рожденным в Вене, — предсказуемость репертуарного захода в венскую оперетту обретает вполне содержательную культурную конкретику.
Приглашенные из московских оперных театров — Большого и Немировича-Данченко – солисты Мария Пахарь (сопрано), Артем Сафронов (тенор) и Андрей Жилиховский (баритон) без оглядки на популярных в советское время Татьяну Шмыгу, Леонида Серебренникова и Герарда Васильева насытили свои выходы «под открытое небо» той оперной доброкачественностью, с какой, если уж соревноваться, то только с шенбруннским (опять-таки венская тема) выступлением Анны Нетребко и Пласидо Доминго (концерт в австрийском Шенбрунне в свое время транслировали по телевидению — прим. ред.). В общем, по части бескомпромиссного отношения к развлекательному мероприятию музыкальный подарок Александра Сладковского оказался информативным и показательным.
Люди всех возрастов и статусов — от членов правительства до случайных прохожих и от пенсионеров до совсем еще малышей — погрузились в программу, выстроенную со вкусом и исполненную без скидки на городское гуляние под открытым воздухом. Словно трансляцию концерта вели на весь мир, а запись выступлений будут показывать на Mezzo — главном европейском канале классической музыки.
Превосходно отстроенному звуку не мешали ни порывы ветра, изредка аж вздымавшие фалды дирижерского фрака, ни отдаленно бухавшие с другого берега Казанки низкие частоты параллельно идущего мероприятия. Монтаж видеокартинки на большом, расположенном за оркестром, экране был грамотен: в нужные минуты показывали именно тех солистов, чьи инструменты в данный момент играли в соответствии с партитурами Иоганна Штрауса, Франца Легара и Имре Кальмана. Одна из видеокамер, расположенная vis-a-vis с дирижерским пультом, то и дело транслировала на экран маэстро, словно с пеленок привыкшего к объективу: ни одного неловкого движения, сплошь шарм и обаяние, сравнимое разве что с легендарным Карлосом Клайбером. Кто не верит, пусть посмотрит в YouTube увертюру к «Летучей мыши» Штрауса с самым прекрасным из австрийских дирижеров ХХ века.
ТРИО СОЛИСТОВ
Именно этой увертюрой и был начат концерт, придуманный таким образом, чтобы циркуляция адреналина была постоянной и не расхолаживала ни исполнителей, ни публику. Номера Пахарь, которая пела Сильву из «Королевы чардаша» с роскошной вокальной статью, Ганну Главари из «Веселой вдовы» — с эксцентричным аристократизмом, а Марицу из одноименного произведения Кальмана — с зашкаливающим темпераментом, были ослепительны и на слух, и на вид. Большой экран позволял понять уровень артистизма певицы: в игре она превзойдет иных киноактрис, чьи крупные планы подфальшивливают в известных фильмах-опереттах. Если говорить о ее пении, то, скажем прямо: уровень Нетребко — вовсе не заслон богатым краскам голоса и мастерству Пахарь.
Тенор Сафронов при очевидном сходстве с советским актером Евгением Урбанским из фильма «Коммунист» вокально выглядел скорее двойником Пласидо Доминго. По крайней мере его выходной номер — ария Су Чонга из оперетты Легара «Страна улыбок» — позволил оценить достоинства чуть более жестковатого, чем у Доминго, но эффектного и сильного тенора. Заинтригованную, правда, еще не до конца доверившуюся ему публику, Сафронов сумел растопить Песенкой Бонни из «Королевы чардаша» («Без женщин жить нельзя на свете, нет!»): импровизированно-озорному танцу поющего во славу балета Бонни аплодировали с искренним воодушевлением. Ну а после O, sole mio из публики, наконец, раздались и многочисленные вопли «браво».
Баритону Жилиховскому по драматургии концерта досталась, пожалуй, самая сложная тема: его персонажи — от тоскующего сердцееда-графа Данило из «Веселой вдовы» и восточного принца Раджами из «Баядеры», пока еще безнадежно влюбленного в примадонну парижского варьете Одетту, до героя песни «Скажите, девушки, подружке вашей», — находятся, скажем так, в не самых простых отношениях с предметами своей любви. Высший пилотаж певца выразился в легкости, с какой он избежал так называемой «технической слезы» (а ею часто грешат как раз оперетточные специалисты), окрасив все свои выходы неотразимой оперной статью, за которую Жилиховского любят в Москве. Теперь он стал, похоже, фаворитом и у казанской публики.
ЕВРОПЕЙСКОГО КЛАССА OPEN AIR
Конечно, не будь на авансцене Сладковского, тонус концерта был бы иным. Уже на выходе маэстро в публике раздались обожательные восклицания: «Ну наконец-то!» Взрощенную на дисциплине красоту оркестрового звука «татарских симфоников» Сладковский развернул во всей красе. В польке Штрауса «На охоте» отыграл трюк, запомнившийся по его московским концертам, когда, дирижируя «Пляской скоморохов» из музыки Чайковского к драме «Снегурочка», Сладковский дает едва уловимый такт, а дальше музыка раскатывается, словно по мановению небес, без какой-либо видимости дирижерского управления. В другой польке Штрауса, «Гром и молния», с юмором была обыграна бравада «громовых» литавр. В «Песне о Вилье» из «Веселой вдовы» валторны так подхватывали тему героини, бережно неся ее на волне арфового аккомпанемента, что просто радость и счастье. «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, колоритно панорамируя грациозные инструментальные soli, незаметно подбросили градус до шквальной силы tutti.
К финишной черте — «Маршу Красной армии» Салиха Сайдашева — двухчасовой концерт приближался с неумолимой пунктуальностью. Занятно, что и это популярнейшее в народе сочинение спровоцировало не столько радость узнавания, сколько удовольствие от высоты и безупречности стиля, благодаря которому мастерство симфонического оркестра оказалось далеким от фамильярности, с какой нередко разыгрывают уличные программы. После такого качества исполнения салют казался не столько итогом массового празднества, сколько адекватной благодарностью за европейского класса open air.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.