ОТЕЦ ЭКС-МЭРА КАЗАНИ КАМИЛЯ ИСХАКОВА СМОГ ПОЛУЧИТЬ ЗЕМЛЮ ПОД СТРОИТЕЛЬСТВО МЕДРЕСЕ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ПЕРЕХОДА СЫНА НА РАБОТУ НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
Вчера в возрасте 86 лет скончался имам мечети «Казан нуры» Шамиль Исхаков - отец руководителя Казани (с 1989 по 2005 годы) Камиля Исхакова. Шамиль абый сам руководил строительством своей будущей мечети - той самой, что стоит на перекрестке улиц Чистопольская и Амирхана. Мечеть эта удивительно красива: торжественный многогранник минарета, высокое крыльцо с изящными колоннами, резными дверьми и пятигранной крышей, михраб венчает шатёр с полумесяцем… Здесь, после полуденного намаза, и перестало биться сердце хазрата.
ОН УСПЕВАЛ ОЧЕНЬ МНОГО
Главный имам мечети «Казан нуры» («Луч Казани») Шамиль Исхаков был человеком очень деятельным. Спокойный и неторопливый - как в делах, так и в разговорах - он успевал очень много. Он и мечеть «Казан нуры» (открылась в 1999 году) построил всего за год и три месяца. «Нет, не своими руками, конечно, – руководил только», - рассказывал он в 2008 году, когда автору этих строк удалось побеседовать с ним, взять интервью для газеты «Татарский мир».
– Быстрота из–за чего? Из–за дерева, - пояснял тогда Шамиль абы. - Когда мечеть из дерева строишь, внутренняя отделка не нужна. Дерево, оно и без нее смотрится хорошо. Деревянные строения – самые лучшие. И воздух в них всегда особый, свежий, полезный. Вот теперь медресе стали строить, тоже из дерева. Но сначала требовалось землю получить. Когда сын был мэром Казани, он мне землю под медресе не давал…
– Почему?!
– А зачем, говорит, тебе это надо? Ну, годы же… Вот Камиль и не хотел, чтобы я занимался еще и стройкой…
…Впрочем, когда Камиль Исхаков в ноябре 2005-го ушел на повышение - он тогда был назначен полномочным представителем президента РФ в Дальневосточном федеральном округе - город все-таки выделил мечети землю под медресе. И Шамиль абый продолжил строительство - взялся за возведение медресе. Контролировал, как поднимают сруб, ставят подоконники и резные наличники, искал кровельщиков, выбирал металл для крыши («удалось купить его дешево – не за 208 тысяч, как сначала нам предлагали, а за 108 тысяч рублей»)… Порой привозил с рынка (сам за рулем «Нивы») провода, стройматериалы. Каждый день, и не один раз, заходил в медресе, смотрел, как движется стройка: «Без надзора ничего не делается. Доверяй, но проверяй»…
Здание медресе – копия мечети. «Только немного больше по размерам, - рассказывал Шамиль хазрат. - Мечеть от стены до выступа михраба на южном фасаде – 20 метров, ширина – 9 метров. А в медресе общая длина – 18 метров, зато ширина – 12, 70. Почти квадрат»...
Почему решили построить медресе, Шамиль абы объяснил так: «Немало молодежи учиться хотят, духовное образование получить. Это и заставило задуматься о строительстве медресе»...
РОДИЛСЯ В СЕМЬЕ МУЛЛЫ
Шамиль абый рассказал, как пришел в религию:
– Я же родился в семье муллы – в Атнинском районе, в деревне Епанчино. В детстве, в седьмом классе, мечтал стать летчиком. Но в аэроклуб меня по состоянию здоровья не приняли.
За многое благодарю маму. Она, как мне восемь лет исполнилось, всегда в месяц Уразы будила меня на ночной обед. Младше меня на три года сестренка была – и она просыпалась. А с десяти лет я уже читал намаз.
Когда работал водителем в педагогическом институте Казани, мне наш проректор как–то раз говорит: Шамиль абый, знаешь, что завтра Ураза? А я ему отвечаю: знаю, я каждый год Уразу держу. Он очень удивился.
Уразу держать трудно было в страду, когда я водителем работал. На улице жарко, в кабине машины жарко… А до одиннадцати вечера ни крошки хлеба, ни глотка воды нельзя взять в рот. Первые три дня, особенно в обеденное время, тянет поесть. Ну и пить хочется… Ничего, выдерживал. У меня тогда свое хозяйство было, корову держали. Я и корм заготавливал, несмотря на то, что всегда Уразу держал…
МНОГОЕ ПОТЕРЯНО
– Вы, наверное, очень обрадовались, когда общество снова повернулось лицом к религии?
– Многое потеряно. Вот приходят порой к нам в мечеть, садака приносят и говорят: не знаю татарского языка, можно по-русски? Я сразу спрашиваю: а кто у вас родители? – Татары. – Почему тогда не владеете татарским языком? – А мы в семье разговаривали по-русски…
Был я у одного молодого человека на новоселье. Коран прочитал. Мужчина говорит: надо сыну имя дать. Я спрашиваю: какое имя выбрал? – Марсель. – Дорогой мой, говорю, не обижайся, но ты езжай во Францию и, пожалуйста, там называй сына Марселем. Он со мной не согласился: это, дескать, татарское имя. Я пригласил его в мечеть, дал ему книгу татарских имен, в Санкт–Петербурге она вышла: смотри сам. Он там искал–искал имя Марсель – не нашел. Нос повесил и уехал.
Я ВЛАСТИ КРИТИКОВАТЬ НЕ ИМЕЮ ПРАВА
–Шамиль абый, какие проблемы в нашей республике и в нашей стране вы считаете главными?
– Вот так вопрос! Может, его лучше президентам задать – нашей республики и России? Но про одну большую и больную проблему скажу – воспитание молодежи. Проблему эту, как я считаю, можно решить только при согласованности действий семьи, школы и государства. Нельзя, чтобы школа вела человека в одном направлении, а семья тянула в другую сторону. Ничего хорошего из этого не получится. Еще надо, чтобы семья свою ответственность чувствовала за детей. Разве сегодня это так? Я власти критиковать не имею права. Но посмотрите даже официальную статистику: когда, при каком строе у нас в стране было столько сирот при живых родителях?! А сейчас их, к сожалению, очень много. И мы не можем пресечь алкоголизм, не можем пресечь наркоманию, не можем пресечь проституцию, не можем пресечь преступность...
– Религия может как-то повлиять, смягчить нравы?
– Религия может подействовать – если человек верующий. А вообще это дело общее, как я уже сказал, – и государства, и семьи, и школы. Когда я юношей был, в любое время суток спокойно можно было идти по Казани. В два часа ночи, в три часа, утром в пять часов... В любое время! А сейчас город после девяти, после полдесятого как вымирает. В центре жизнь какая–то остается, но это в центре только. А на окраинах – никакого движения.
– Казань любите?
– Я здесь уже 74 года живу. Родной город. Кто родную землю не любит? У татар есть очень красивое выражение… Если смогу, постараюсь перевести. Прямой перевод не получится, конечно, но приблизительно звучит так: если тебе суждено прожить на стороне, то пусть родная земля притягивает...
… Похоронят Шамиля хазрата сегодня на Новотатарском кладбище столицы. Мусульманское отпевание джаназу совершат сразу же после полуденного намаза в мечети «Казан нуры», которую он сам построил и возглавлял более 11 лет.
Елена Чернобровкина
Справка Шамиль Абдуллович Исхаков Родился 5 апреля 1924 года в Атнинском районе, в деревне Епанчино. С детства был воспитан в духе Ислама. Вплоть до выхода на пенсию обучался у известных татарских богословов второй половины 20 века - таких, как Ахматзаки Сафиуллин, Абдульхамит Яруллин и других. В 1997 году под руководством Исхакова в Ново-Савиновском районе Казани был воздвигнут мусульманский храм «Казан нуры», который Шамиль хазрат возглавлял вплоть до дня смерти. Шамиль Исхаков - известный в мусульманском мире деятель. Активно участвовал в жизни татарской уммы. Шамиль хазрат состоял в родственной связи с известной татарской проповедницей Рашидой Исхаковой, сын которой Гусман на протяжении 13 лет возглавлял Духовное управление мусульман РТ. Шамиль Абдуллович воспитал 4 детей. Его сын Камиль долгие годы был мэром Казани, сейчас – постоянный представитель Российской Федерации при ОИК. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.