Наталия Фишман Наталия Фишман: «Мы с вами формируем команду, с которой будем вместе учиться. Штука в том, что никто не знает, как правильно!» Фото: Иван Скрябин

«МЫ НАШЛИ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫХ БЫ НЕ ХОТЕЛИ ВИДЕТЬ ПАРК-МЕНЕДЖЕРАМИ»

Сегодня в большом зале главного здания исполкома Казани назвали и наградили победителей конкурса на должность менеджеров городских парков. Из 46 претендентов по итогам второго этапа жюри отобрало 9 человек, а не 12, как планировали ранее. Еще четверых человек включили в кадровый резерв дирекции парков и скверов Казани.

«В течение месяца мы выстраиваем с ними отношения. Кто-то должен уволиться с предыдущего места работы», — сказал первый замруководителя исполкома Казани Дамир Фаттахов, уточнив в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online», что с 1 сентября с большой частью отобранных кандидатов заключат срочные трудовые договоры. Пока — на один год с возможностью пролонгации.

На данный момент в дирекции, созданной в начале мая этого года, работают шесть человек, с учетом конкурсного отбора в штате будут работать 15 человек.

«Из всех выступающих нет ни одного человека, которому я бы завтра доверила в управление парк, — взяла слово помощник президента РТ Наталия Фишман, обращаясь к участникам и победителям конкурса. — С одной стороны, это плохо, а с другой стороны, хорошо, потому что мы с вами формируем команду, с которой будем вместе учиться. Штука в том, что никто не знает, как правильно!  Ну, может, Марина Васильевна Люльчук, которая руководила сотней парков Москвы (ныне директор московского парка им. Горького прим. ред.). И то не факт, потому что у нас не Москва, у нас с вами другая история, другие территории и все такое прочее. Мы нашли парк-менеджеров и мы нашли людей, которых бы не хотели видеть парк-менеджерами, а хотели бы видеть сотрудниками дирекции, которые отвечают за конкретные направления в структуре в целом. Мы видим, что вы мотивированы, а мотивированность в некоторых случаях важнее, чем навыки, особенно в нашем случае. Понятных навыков как таковых в нашем случае и нет».

Напомним, 18–19 августа в исполкоме Казани прошел очный этап конкурса на должность парк-менеджера города. Из 131 человека, которые изначально хотели стать управляющими 12 общественных пространств, во второй тур прошли только 46 человек в возрасте от 21 до 46 лет.

«Кто и каким парком будет заведовать, определим в рамках собеседований, которые пройдут в ближайшие дни, — сказал Фаттахов. — Мы не привязывали каждый парк к каждому победителю. Надо понимать, что есть парк имени Горького, а есть сквер имени Аксенова. Соответственно, у нас один большой парк может быть закреплен за одним человеком, а несколько небольших зон отдыха будут закреплены за другим. Примерно из этих соображений мы выбрали чуть меньше людей. Мы всех сразу назначим. Еще раз говорю, кто-то не будет директором парка, кто-то будет в дирекции отвечать, может быть, за пиар, пронизывающий все парки».

ЗАРПЛАТА — ПО ИТОГАМ СОБЕСЕДОВАНИЯ, KPI — ОТ ПОСЕЩАЕМОСТИ

Фаттахов сообщил, что размеры зарплаты парковых менеджеров буду определяться по итогам предстоящих собеседований.

«Директор парка — одно, работа в дирекции – другое, — заявил первый замруководителя. — Зарплаты будут варьироваться. В течение недели, я думаю, мы ответим на этот вопрос. Послушайте, ну мы эту систему мотивации разработаем, это не предмет такого „бегом-бегом“ ответа на вопросы. Отдельно подготовимся. Зарплата уже является серьезной мотивацией. Безусловно, будем оценивать эффективность, задавать некий KPI (ключевые показатели эффективностиприм. авт.) для директоров, который будет зависеть от посещаемости мероприятий, эффективности использования ресурсов, как финансовых, так и организационных».

Сейчас у дирекции уже есть базовый бюджет на зарплату, но озвучивать его Фаттахов не стал. Спектр обязанностей у будущих парк-менеджеров включает в себя следующие направления: благоустройство, озеленение и уборка, культурное направление, работа по торговле и сотрудничество со спонсорами и бизнесом.

Опрошенные победители конкурса отказались говорить о том, какая зарплата на новом месте работы их бы устроила. «Нет, пока ничего по поводу зарплаты не сказали, но я прекрасно понимаю, что зарплата будет ниже, чем я зарабатывал до этого, — сказал в общении с нашим изданием 25-летний победитель конкурса Дмитрий Зыков (ранее занимался бизнесом). — Но из-за того, что проект интересный, я хочу в этом поучаствовать, жертвуя зарплатой. Хотелось бы управлять „Черным озером“, парком Урицкого или Химиков. Мне просто очень нравится то, что происходит с городом, а в частности, с парками: идет глобальное улучшение мест. Хочется привнести в парки больше мероприятий, в которых мог бы поучаствовать каждый житель нашего города».

Решающими факторами в выборе парковых менеджеров стало соответствие конкурсантов сразу нескольким критериям: насколько качественно проработана концепция управления парком, каков профессиональный опыт и сильные стороны конкурсанта, а также насколько легко участник находит решения для конкретных задач.

Гендиректор Green Сreative Сompany Вилена Коинова заявила нашему корреспонденту, что ради должности управляющего парком передаст дела своим коллегам и вплотную займется развитием зон отдыха в Казани.

«Хотелось бы управлять парком имени Горького или Горкинским лесом, потому что они большие, в них можно проводить масштабные мероприятия всероссийского или даже мирового значения, — сказала Коинова. — В планах сделать какое-то событие, которое будет привлекать не только жителей Казани, но и Татарстана, а может, и всей России. В парках должна быть полноценная занятость, не разовые события. Зачем нужен хороший менеджер? С большим бюджетом событие может сделать любой человек. Средства необходимо привлекать, и постепенно делать так, чтобы они приходили не из бюджета, а от спонсоров».

... Штаб-квартира дирекции первое время будет находиться в Горкинском лесу (на втором этаже кафе «Лес»)
Фото: Ирина Ерохина

МЕНЕДЖЕРОВ ОТПРАВЯТ НА ДЕНЬ ГОРОДА В МОСКВУ, А ШТАБ-КВАРТИРА ДИРЕКЦИИ РАСПОЛОЖИТСЯ В ГОРКИНСКОМ ЛЕСУ

Но это не все. По итогам конкурса победители пройдут обучение и обмен опытом в области управления городским общественным пространством. Только потом отобранных специалистов распределят на конкретные должностные позиции в дирекции парков. Фишман планирует вывезти победителей в Москву на празднование Дня города (9 сентября, а фестивальная программа традиционно длится несколько дней), чтобы они воочию увидели принципы проведения культмассовых мероприятий.

«Мы попросили коллег, с которыми мне пришлось работать на моей прошлой работе в Москве, директоров парков помочь нам, показать лучшие примеры того, как это сделано в Москве, как на самом деле это устраивается, как проводятся закупки, — сказала Фишман. — Получив лучший опыт, будем формировать свои подходы. Человеку в этом случае лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Помощник президента уточнила, что в качестве коучеров выступят в том числе директор московского парка им. Горького, директор таганского парка в Москве Александра Медведева, которые входили в состав жюри конкурса и уже читали в Казани лекции.

«Я думаю, что эта работа будет проводиться всегда, потому что чужой опыт нужно изучать всегда», — сказала Фишман и вспомнила, как ее прежний начальник, руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков, начинал наводить порядок в парке им. Горького в Москве.

«За озеленение отвечали озеленители, за мосты и пространства под мостами отвечал „Гормост“, за коммуникации отвечали отдельные люди, за покрытия отвечали отдельные люди, — перечисляла помощник президента РТ. — И таким образом жил парк. За торговлю отвечала префектура, и из 100 с лишним объектов торговли законным был один! Пока на территории, это мое глубочайшее убеждение, не появляется один хозяин, всегда будет бардак!»

Как объяснила Фишман, комитет внешнего благоустройства городского исполкома передает парки на баланс дирекции, комитет по культуре передает ей полномочия по организации и согласованию проведения культурных мероприятий.

... Из 46 претендентов жюри отобрало 9 человек, а не 12, как планировали ранее. Еще четверых человек включили в кадровый резерв
Фото: Иван Скрябин

«Дирекция становится полноценным ответственным субъектом, обладающим ресурсами и механизмами, чтобы управлять территорией, — сообщила помощник президента, отвечая на вопрос нашего издания о том, не получится ли, как в пословице, что у семи нянек дитя без глазу. — В противном случае эта деятельность, как вы справедливо замечаете, была бы бессмысленна. Это не очень простое решение, оно требует существенное количество правовых начинаний».

Штаб-квартира дирекции первое время будет находиться в Горкинском лесу (на втором этаже кафе «Лес»). «В зависимости от штата, от задач у директора должно быть место рядом со своим парком, в ДК, — считает Фаттахов. — Будем исходить из задач, если нынешнее количество людей будут справляться с задачами, которые мы ставим, то зачем расширять штат? Можем что-то отдать на аутсорсинг».

Напомним, что в число зон отдыха, которым предстоит управлять парк-менеджерам, входят Горкинско-Ометьевский лес, парк Урицкого, «Сосновая роща», «Крылья Советов», парк Победы, парк у центра семьи «Казан», парк «Черное озеро», Лядской сад, парк им. Горького, сквер им. Аксенова, сквер «Дербышки» и парк «Континент». Вручив в подарок грамоты и цветы, глава дирекции парков Алсу Карякина провела с будущими смотрящими первое совещание, как и полагается, за закрытыми для СМИ дверями.