Александр Сидякин К «первой» лиге причислены депутаты, которые ведут работу с переменным успехом, при этом имеют отдельные достижения. В Татарстане нашелся только один такой думец — Александр Сидякин

 В «ПЕРВОЙ ЛИГЕ» ОДИН СИДЯКИН

Центр политических технологий известного политолога Игоря Бунина опубликовал рейтинг эффективности работы депутатов Государственной Думы. 138 экспертов изучили работу депутатов в апреле – июне 2017 года, при этом акцент сделан на деятельности депутатов в «домашнем регионе» и на том, какую конкретную пользу они приносят своим избирателям. В этой связи из исследования были исключены все депутаты, избранные по общефедеральным частям партийных списков, которых нельзя привязать к какому-то конкретному региону. В итоге в поле зрения исследователей попали 426 народных избранников. Депутаты оценивались по таким критериям, как проведение встреч с избирателями, защита их интересов, активность в региональном информационном поле, продвижение интересов региона на уровне федерации, взаимодействие с властными и деловыми элитами в регионе, а также контакты с собственными однопартийцами в ГД, связи с общественными организациями. Кроме того, впервые был  введен такой критерий, как работа с социальными сетями.

В итоге всех депутатов разделили на пять групп. В «высшую лигу» зачислены те «слуги народные», которые ведут, с точки зрения экспертов, активную и результативную работу. Из татарстанских думцев в нее никто не попал, зато там оказалась небезызвестная Алена Аршинова, которая активно вела себя после истории с избиением экс-активиста МГЕР Эдуарда Салахутдинова и едва ли не обвиняла татарстанские следственные органы в коррупции. Сюда же отнесли вице-спикера ГД Сергея Неверова, участника санкционного списка США, который выиграл суд против Алексея Навального по обвинению в якобы не задекларированном многомиллионном имении в Подмосковье. Здесь же юрист и телеведущий Андрей Макаров и вице-спикер ГД Владимир Васильев, пойманный «Диссернетом» на плагиате диссертации.

К «первой» лиге причислены те депутаты, что ведут работу с переменным успехом, при этом имеют отдельные достижения. И в Татарстане нашелся только один такой думец — не родившийся в республике, но хорошо прижившийся у нас Александр Сидякин, первый зампредседателя комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ. По крайней мере, в этом солидарны опрошенные эксперты. Согласно статистике, которая ведется на сайте ГД, с октября прошлого года депутат посетил 52 заседания из 59. В 59,8% случаев он голосовал за предлагаемые законопроекты, в 39,9% случаев не голосовал, в остальном воздерживался или голосовал против. Сидякин 146 раз выступал в парламенте и стал автором 107 законопроектов. Сам он себя называет одним из авторов инициативы по бесплатной приватизации жилья. Также известны его инициативы, направленные против накручивания управляющими компаниями платы за ОДН, не говоря уже об участии в решении проблем обманутых дольщиков.

Компанию Сидякину в «первой лиге» составил заслуженный борец против фильма «Матильда» Наталья Поклонская, председатель комитета ГД по труду и социальной политике Ольга Баталина, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова и хоккеист Владислав Третьяк.

... Айрат Фаррахов, Альфия Когогина и Айрат Хайруллин

ХАЙРУЛЛИН И ГИЛЬМУТДИНОВ — «СЕРЕДНЯКИ»?

В «середняках» оказались большинство татарстанских представителей в ГД — это Марат Бариев, Ильдар Гильмутдинов, Айрат Хайруллин, Ирек Богуславский, Альфия Когогина, Айрат Фаррахов, Иршат Минкин и Фатих Сибагатуллин. Это означает, что они хотя и ведут работу в регионах относительно регулярно, но при этом делают это не очень эффективно. Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты не совсем согласны со столь жесткими оценками. Так, Гильмутдинов как раз считается главным лоббистом татарстанских законопроектов и вообще неформальным координатором «татарской фракции». У него 262 выступления в стенах Думы, он автор 271 законопроекта. Гильмутдинов активно защищает интересы пивоваров республики, лоббируя разрешение разливать пиво в ПЭТ-бутылки объемов свыше 1,5 литров для продажи на экспорт; выступал за право школьников сдавать ЕГЭ на родном языке; остаивал институт семьи и брака, предлагая усложнить процедуру развода; предлагал меры по борьбе с тунеядством. Кроме того, Гильмутдинов курирует строительство в России универсальных спортплощадок, не без его помощи было построено множество таких объектов и в нашей республике.

Напомним, Бариев вместе с Гильмутдиновым продавили закон о наказании для тренеров и специалистов по спортивной медицине, в случае если спортсмена поймают на допинге. Также Бариев предлагал законодательно запретить вейпы, кальяны и электронные способы доставки никотина. Хайруллин же весьма плодотворен в законодательном плане, он автор 285 законопроектов и 64 раза выходил к думской трибуне. В частности, к заслугам Хайруллина можно отнести введенную систему 5-процентных ставок по кредитам для аграриев, упрощающую сложную цепочку получения субсидий.

Впрочем, эксперты были достаточно строги не только к татарстанцам. К примеру, всего лишь в «середняки» были записаны и очень «медийные» и федерально известные депутаты, такие как Галина Хованская, Валерий Рашкин, Сергей Железняк, Олег Нилов, спортсмены Светлана Журова и Николай Валуев.

... Юрий Синельщиков (слева) против воли татарстанских коммунистов был «посажен» в думское кресло сразу и от Татарстана и от Ульяновска волею главы КПРФ

В «АУТСАЙДЕРАХ» — КОММУНИСТ СИНЕЛЬЩИКОВ

К группе малоэффективных думских деятелей, которые работу в регионах ведут редко и формально и не имеют значимых результатов, примкнули Ольга Павлова, Ренат Хайров, Мурат Гадыльшин, Ирек Зиннуров, Равиль Хуснуллин и Валентин Чайка. Оценки эти вполне понятны — практически все перечисленные парламентарии впервые избрались совсем недавно и еще не накопили «депутатского жирка». Но вот Павлова, например, уже предложила ужесточить наказание за телефонное мошенничество и привлекать к ответственности за распространение спама. Так что лиха беда начало.

В группу «малоэффективных» попали также небезызвестные федеральные деятели, такие как бывший глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, режиссер Станислав Говорухин, певец Иосиф Кобзон, футболист Валерий Газзаев, исследователь Арктики и Антарктики Артур Чилингаров.

Ну и в самую последнюю группу «аутсайдеров» был определен Юрий Синельщиков. Это депутат-коммунист, который против воли татарстанских коммунистов был «посажен» в думское кресло сразу и от Татарстана и от Ульяновска волею главы КПРФ Геннадия Зюганова. Он же оказался единственным из депутатов-татарстанцев, который со времени последнего аналогичного исследования опустился в данном рейтинге. Попадание в группу «аутсайдеров» говорит о том, что работа в регионах у них либо полностью отсутствует, либо практически не ведется.

... Ирек Зиннуров и Ильдар Гильмутдинов

«С ЛОББИРОВАНИЕМ У ТАТАРСТАНА СЕГОДНЯ ВСЕ ХОРОШО»

«БИЗНЕС Online» спросил у экспертов, отражает ли рейтинг реальную работу депутатов в регионах и каковы заслуги перед родиной у депутатов-татарстанцев.

Андрей Большаков, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций К(П)ФУ:

— Надо посмотреть методику, по которой это высчитывали. Очень часто в этом кроется весь корень зла. Сколько раз люди ходили на заседание, сколько выносят законопроекты, сколько раз выступают в парламентских слушаниях, насколько активно участвуют на встречах с избирателями? В этом основная деятельность парламентария заключается.

Я видел сегодня в коротких сообщениях, что часть депутатов в середину засунули, часть неактивная. Еще одна часть причислена к очень активным, хотя там только Сидякин. Но мне кажется, что он и проводит так свои кампании, применяет новые технологии. Он очень активен. Это я знаю не понаслышке, так как он часто приходит к нашим студентам на встречи. Тут важно понимать еще и возраст. Очень многие депутаты годятся студентам в дедушки или бабушки. А тут идет речь о таком отцовском поколении. Он может говорить на одном языке с молодежью. Поэтому Сидякин в лидерах — это меня не удивило.

Когда я посмотрел последнюю группу, думаю, не совсем этично каждого там по фамилиям называть, но бросилось в глаза то, что там люди, которые изначально политической деятельностью не занимались. Например, это бывшие спортсмены. Наверное, когда они осуществляли спортивные функции, то были выдающимися людьми. Но могут ли они на уровне работы в Госдуме, где есть профессиональные юристы, экономисты, политологи, быть эффективными? Это большой вопрос. Наверное, с этим и связано некоторое рейтингование их.

Представляется, что с лоббированием у Татарстана сегодня все хорошо. Очень часто люди говорят, что должны лоббироваться интересы республики в Госдуме. Это, конечно, на первом месте. Но интересы республики все-таки понимают все по-разному. Например, развитие языков — это очень острый вопрос, от чего депутаты голосуют по языковым законам весьма по-разному. Что касается вопросов экономики, политики, то они, наверное, должны быть на первом месте. Но и тут мы видим большой разброс в мнениях. Сказать, насколько хуже тот состав парламента был лучше этого, — сложно. Примерно одинаково, но — с учетом того, что в тот состав были и другие партии представлены. Василий Лихачев — этот тот человек, который прекрасно изнутри знает РТ, ее проблемы и нужды. Сейчас он является потерей для КПРФ. Наверное, хотелось бы, чтобы на следующих выборах непарламентские партии тоже были представлены. Они смогут добавить решение определенных проблем, на которые не обращает внимания «Единая Россия». 

Александр Сидякин, депутат Госдумы РФ:

— Мне сложно говорить о себе в контексте личной эффективности, это не очень хорошо будет смотреться. Мы — команда президента РТ, и мы работаем все вместе на благо республики. Все депутаты от Татарстана — люди профессиональные, они разбираются в своих вопросах, специалисты подготовленные.

С точки зрения командной работы, я в свое время уже подводил итоги, говорил о тех основных законах, которые мы приняли. Ключевые среди них — законопроект о компенсационном фонде для участников долевого строительства, решение вопросов, связанных с ЖКХ. Помимо прочего, я выступил автором инициативы по бесплатной приватизации.

Фатих Сибагатуллин

«КАК МЫ С ВАМИ ЗНАЕМ, В ГОСДУМУ И КРИМИНАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ ПОПАДАЮТ...»

Сергей Сергеев, заведующий кафедрой социальной и политической конфликтологии КНИТУ-КХТИ, доктор политических наук, профессор: 

— Я один из 138 экспертов, отвечавших на форму для составления рейтинга. Центр политических технологий — достаточно солидная организация, вице-президентом которой является Ростислав Туровский, один из ведущих российских политрегионалистов, профессор Высшей школы экономики. По Татарстану экспертом был я, политаналитик центра политических технологий Мацюкевич и, возможно, еще один-два анонимных эксперта из числа преподавателей и политологов. В целом с получившимися оценками я согласен, но отмечу, поскольку каждый регион оценивали несколько экспертов, оценка получилась обобщенной. К примеру, я мог Юрию Синельщикову оценку чуть выше поставить, чем получилось в рейтинге, а кому-то ниже, но, поскольку были и другие эксперты, в результате оценка получилась усредненной.

Вообще же, рейтинг отражает объективное положение вещей. Депутаты оцениваются по бальной системе от 0 до 5 и по 8 направлениям. В примечаниях можно поставить ссылки на те или иные сообщения об их деятельности. Видно, что Александр Сидякин — один из наиболее заметных депутатов. Некоторые из направлений публичны — выступления в прессе, перед избирателями, а некоторые непубличные — связи с элитой. Поскольку информация специфическая, нам посоветовали оценивать депутатов по таким направлениям так, как подсказывает экспертная интуиция. Если говорить о ярких примерах деятельности, то рейтинг упоминаемости можно составлять и по вашему изданию. К нему я в том числе обращался, и Сидякин упоминался довольно часто. Он же не просто говорит общие слова на конгрессе, а общается с обманутыми дольщиками. Благодаря его усилиям в том числе (и усилиям республиканских властей, конечно), ситуация сдвигается в лучшую сторону для людей.

Я Хайруллина бы еще отметил, заметно его участие в лоббировании татарстанского сельского хозяйства. Значок депутата и принадлежность к «Единой России» открывают многие двери. Поэтому у депутатов неправящих партий (правда, они все более напоминают филиалы «Единой России») возможностей удачного лоббирования меньше. Возможно, Синельщиков проводит активную работу в Ульяновской области, но в Татарстане его не очень хорошо знают, хотя я упоминал при комментировании рейтинга, что у него были контакты с обманутыми вкладчиками, дольщиками. Замечу, что эксперты ЦПТ в регионах работают при составлении рейтинга безвозмездно, без оплаты.

Марат Бариев

Марат Бариев, депутат Госдумы РФ:

— В первый раз слышу об этом рейтинге, поэтому ничего не знаю про его объективность и критерии оценки работы депутатов. В одном из рейтингов, который был опубликован где-то в июле, я был на 4-м месте среди всех депутатов. В другом рейтинге я был на 217-й строке. Видимо, кто и как хочет, у кого какая задача стоит, так рейтинг и составляют. Считаю ли я себя сам эффективным лоббистом? Такую оценку я не могу себе давать. Избиратели Татарстана только могут сказать. Понятно, что любой депутат, если у него в задачах стоит лоббирование своего региона, то, безусловно, все будут считать себя лоббистами. Но как считают те, чьи интересы он лоббирует, у них это и надо спрашивать.

В Думе есть разные люди: очень профессиональные, высокоэффективные, но, как мы с вами знаем, туда и криминальные личности попадают. В этом созыве у нас достаточно серьезно изменилось отношение депутатов к исполнению своих обязанностей. Повысилась значительно дисциплина, что привело к более эффективной работе. Сейчас депутаты уже не отсутствуют на пленарных заседаниях. Как минимум все теперь в теме всех законопроектов, которые принимаются. В день мы обсуждаем около 60 - 80 законов. Иногда бывает и больше. Повышение дисциплины, условий при предоставлении законопроекта — это все привело к повышению качества законов. Ну а Сидякин и, как я считаю, Гильмутдинов являются наиболее заметными депутатами в деятельности Госдумы от Татарстана.

Айрат Фаррахов, депутат Госдумы РФ:

— Этот рейтинг имеет свои преимущества и недостатки. Если вы посмотрите на сайте, то количество выступлений депутатов, количество вопросов, законопроектов выросло. Несколько некорректно оценивать депутатов со стажем и тех, кто начал работать с 7-го созыва. Но самая главная оценка — представление интересов своих избирателей. В этой связи я согласен с тем, какое положение сейчас здесь, а также я считаю, что все депутаты, которые представляют Татарстан, примерно в равной степени и адекватно представляют интересы избирателей в республике. Это было и во время наиболее резонансных событий. Я имею в виду ситуацию с ТФБ, с договором. Поэтому рейтинг не полностью, но отражает общую ситуацию.

Прошлый состав депутатов Госдумы я могу оценивать как замминистра финансов РФ, и как депутат Госдумы настоящего состава. Объективной оценки не получится, но субъективная оценка следующая. Дума седьмого созыва по отчету за первый год работы рассматривала в два раза меньше законопроектов, в нее внесено меньше законопроектов. Но это не значит, что качество их ухудшилось. Дело в том, что изначально была поставлена задача правящей партией, чтобы качество законодательных инициатив было на порядок выше. Это правильная и корректная позиция. Нельзя тратить много времени на различного рода законодательные инициативы, которые отражают политическую активность. Необходимо принимать законы, которые обеспечат экономический рост и права избирателей, конкурентность нашей страны, поддержку малого бизнеса. Вот такие законопроекты и вносились в эту Госдуму. Я очень рад, что мне приходится работать среди очень высокопрофессиональных людей, у которых есть достаточный опыт работы. Уверен, что впереди нас ждут непростые, но очень интересные времена.