У «Рубина» менялись тренеры, игроки и президенты, но одно оставалось неизменным — практика потери очков в московских матчах с ЦСКА. И вот казанцы впервые за 6 лет сумели выиграть у армейцев на выезде... Александр Дорский специально для «БИЗНЕС Online» разбирает тактику «Рубина» и ЦСКА и объясняет, что казанцы победили далеко не только из-за неуверенной игры молодого вратаря соперника.
БЕРДЫЕВ И ГОНЧАРЕНКО МЕНЯЮТ СОСТАВЫ
Несмотря на победу в третьем туре над тульским «Арсеналом» (2:1), тренерский штаб казанцев решился на перестановки. Получившего повреждение Серхио Санчеса в старте заменил Федор Кудряшов, Гекдениз Карадениз уступил место Сердару Азмуну, а один из лучших игроков «Рубина» этого сезона Алекс Сонг неожиданно остался на скамейке, пропустив в основу Янна Мвила. Но изменения в «Рубине» касались только персоналий — схема осталась прежней.
Намного интереснее выглядели перемены у ЦСКА. Виктор Гончаренко вернулся к формации с двумя форвардами: Витиньо сменил в составе Бибраса Натхо. Впервые в чемпионате в запасе оказался Виктор Васин — перед вратарем-дебютантом Ильей Помазуном расположились Сергей Игнашевич и братья Березуцкие. Появление с первых минут Игнашевича напрашивалось, ведь в апрельской встрече с «Ростовом» Бердыева именно Сергей был главным конструктором атак команды Гончаренко (тогда ростовчане увезли ничью только благодаря вратарю Никите Медведеву).
ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ ЦСКА И НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ ЦАКТАША
Апрельский матч с «Ростовом» Игнашевич начинал в качестве самого центрального из трех защитников, но уже после 15-й минуты Сергей переместился ближе к левому флангу, поменявшись местами с Васиным. Причину рокировки уже после матча объяснил Гончаренко: «Мы старались избегать потерь в середине поля, поэтому больше использовали длинные передачи. Передвижение Игнашевича левее позволило ему выполнять диагонали на Марио Фернандеса из более комфортных позиций». С «Рубином» Игнашевич действовал в роли левого центрального защитника с начала игры, но большого количества забросов от защитника на Фернандеса Гончаренко так и не дождался. За 65 минут Сергей сделал только три диагонали на правого латераля армейцев — москвичи очевидно рассчитывали на иное.
При слабом задействовании Игнашевичем Фернандеса ЦСКА было необходимо найти другого игрока, который взял бы на себя функции длинных забросов на край штрафной. Таким футболистом стал Александр Головин, выполнивший 5 диагоналей на 2-го номера армейцев.
Для «Рубина» атакующие предпочтения хозяев неожиданностью не стали: казанцы в полном составе при длинных передачах оказывались за линией мяча. Набиуллин проиграл Фернандесу 5 из 6 верховых единоборств, однако давления Эльмира хватало для того, чтобы русский бразилец не мог принять мяч или выполнить акцентированную скидку в центр штрафной.
Единственной слабой зоной команды Бердыева при позиционных атаках ЦСКА был правый полуфланг, за который отвечал Мийо Цакташ. Хорват провел посредственный матч, не создав никаких проблем для Головина.
Позиционные провалы Цакташа происходили постоянно, и армейцы этим пользовались. За час игры Игнашевич сделал 18 передач на Головина (в апрельской игре с «Ростовом» за 90 минут — 8), почти все из которых из-за неправильного расположения хорватского хавбека «Рубина» приводили к обострению. Плох Цакташ был и при работе с мячом, и в борьбе за него. Мийо, больше Оздоева и Мвила ориентированный на атаку, занял 9-е место среди игроков «Рубина» по числу передач в финальную треть (6), не сделал ни одного перехвата (у Мвила — 5) и проиграл 12 из 16 единоборств.
Единоборства Головина и Цакташа. Красные круги — единоборства, выигранные Головиным, синий — Цакташем. Черный квадрат — нейтральное единоборство. (Нажмите, чтобы увеличить)
На 62-й минуте Цакташ был заменен на Жемалетдинова, и эта перестановка сделала структуру «Рубина» более стройной. «В концовке у ЦСКА, кроме навесов, ничего не было», — сказал Бердыев после игры. Главный тренер казанцев прав: за последние полчаса армейцы выполнили 13 кроссов в штрафную Рыжикова (всего за матч — 38 при среднем показателе за сезон 17). Команда Гончаренко выполнила 41 передачу в радиусе 20 м от ворот Рыжикова — рекорд сезона, который говорит о беспомощности ЦСКА в атаке и организованной обороне гостей.
РАБОТА КАФАНОВА НАД СТАНДАРТАМИ
«Рубин» был хорош при подачах с угловых и штрафных и при Хави Грасии (3-е место по эффективности стандартов в прошлом сезоне), а после возвращения в клуб штаба Бердыева этот компонент у казанцев стал еще лучше. Как и в матчах с «Зенитом» и «Арсеналом», при угловых игроки «Рубина» перегружали вратарскую соперника.
Справиться с таким давлением Помазуну не удалось, благодаря чему Жонатас открыл счет. Вратарь ЦСКА мог привести еще один мяч в свои ворота после подачи углового в середине первого тайма, но «Рубин» новой ошибкой дебютанта не воспользовался.
Очень интересным был розыгрыш штрафного на 35-й минуте. Оздоев, встав в стенку, отодвинул троих армейцев левее, Мвила в это время пытался заблокировать Фернандеса. Передача Камболова должна была найти Азмуна или Жонатаса, но Фернандесу в последний момент удалось перевести мяч на угловой.
В нынешнем сезоне «Рубин» забил 6 мячей, 4 из них — со стандартов. 2 мяча — после розыгрыша угловых, 1 — с пенальти, 1 — после удара от ворот. Работа Кафанова дает результат уже сейчас.
«РУБИН» ВПЕРВЫЕ В СЕЗОНЕ УБЕГАЛ В КОНТРАТАКИ
В четвертом туре казанцам, наконец, удалось продемонстрировать типичную черту команды Бердыева — отличные контратаки. За вторые 45 минут «Рубин» 7 раз убегал в контратаку, 3 из них должны были заканчиваться голами в ворота Помазуна, но Азмун, Жемалетдинов и Карадениз ЦСКА простили.
Выход из обороны, приведший к попаданию Азмуна в штангу, — лучший на старте чемпионата, однако более показательной стала контратака с ударом Карадениза.
Главной фигурой в быстрых атаках Рубина неожиданно стал Жонатас. Бразилец совершил 9 попыток обводок (очень высокий показатель для РФПЛ, естественно, это рекорд для форварда в играх за казанцев), 4 из которых стали успешными. Конечно, в скоростной работе Жонатас уступает Дмитрию Полозу, но на прошедших выходных его дуэт с Азмуном смотрелся довольно гармонично
***
Воскресная победа над ЦСКА — типичная для команд Бердыева. «Рубин» воспользовался грубыми просчетами армейцев в обороне (москвичи уже совершили три результативных ошибки в сезоне, столько же — только у СКА), после чего благодаря надежным и согласованным действиям перед своей штрафной без особых проблем удержали преимущество. Едва ли единственная командная несогласованность «Рубина» привела к голу Щенникова, но на большее армейцев не хватило.
«Рубин» ощутимо прибавил с игры против «Краснодара», и даже те, кто подвергался сильной критике (например, Оздоев: в матчах с «Арсеналом» и ЦСКА он отдал наибольшее количество передач в финальную треть и играл серьезную роль при стандартах), пользу казанцам приносят. Причина успеха казанцев не только в плохой игре вратаря москвичей (первый гол полностью на его совести), ЦСКА в любом случае стал бы раскрываться во втором тайме и у «Рубина» появилась бы возможность убегать в контратаки. Учитывая серьезные проблемы у большинства конкурентов, «Рубин» может стать главным преследователем «Зенита» уже в самое ближайшее время.
Александр Дорский
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.