Ведомство Энгеля Фаттахова опубликовало традиционный Топ-100 городских и сельских школ Татарстана, показавших высокое качество образования

«МЫ РАБОТАЕМ С ОТБОРНЫМИ ДЕТЬМИ»

Какие показатели учитывались при составлении рейтинга? Это количество учащихся; результаты ЕГЭ по русскому языку, математике и предмета по выбору; доля не сдавших ЕГЭ; доля выпускников с результатом 80 и более баллов по всем предметам ЕГЭ; количество победителей и призеров олимпиад.

Надо отметить, что перетасовка самых сильных школ весьма незначительна (хотя временами и показательна). Но есть и исключения — например, бугульминский лицей №2 перескочил с 28-го места сразу на 6-е. Можно предположить, что здесь сыграло роль резко увеличившееся количество выпускников с результатом 80 и более баллов по всем предметам ЕГЭ: в 2016 году их было 26,52%, а сегодня — 39,18%. Отметим важность этого показателя, у таких выпускников наибольшие шансы для поступления на бюджет в сильные вузы.

Первое место в рейтинге, как и в 2016-м, — у лицея №131 (Казань). Правда, на этот раз он делит позицию с IТ-лицеем при КФУ (в прошлом году — 6-й). 2-е заняла набережночелнинская гимназия №26 (ранее — 4-е). На 3-м месте — общеобразовательная школа-интернат «Лицей им. Лобачевского» (ранее также 4-е). На 4-м — казанская гимназия №7 им. Героя России Козина (12-е). На 5-м месте — набережночелнинский лицей №78 им. Пушкина (в прошлом году — 2-й). На 7-м – знаменитое казанское СОлНЦе (5-е место в прошлом году). На 8-м — лицей-интернат инновационных технологий №36 (12-е). На 9-м — бугульминская школа №6 (сохранила свои позиции). На 10-м — челнинская гимназия №77 (8-я по итогам прошлого года).

Во многих случаях сложно сказать, чья заслуга — высокий результат. Многое зависит от контингента. Одно дело — дети, набранные по месту жительства, а другое — прошедшие определенный фильтр. На это в беседе с «БИЗНЕС Online» обратил внимание и один из главных героев рейтинга — директор IT-лицея КФУ Тимербулат Самерханов: «У успеха несколько компонентов, и прежде всего это то, что у нас много талантливых детей со всей республики и из-за ее пределов, — талантливые ребята и девушки, мы ими очень гордимся. Нам повезло, мы работаем с отборными детьми, которые поступают к нам по конкурсу. И благодаря этим факторам так получилось, что по олимпиадам, ОГЭ и ЕГЭ мы в лидерах. Но если сравнивать нас со 131-й школой, где учатся 726 детей и у них 114 победителей олимпиад, то у нас 287 детей и 86 победителей олимпиад. Если бы это соотношение учитывалось, то, думаю, мы бы обогнали 131-й лицей. Вопрос в том, как рейтинг формировать. Но я рад, что мы заняли такое высокое место, так как мы существуем всего четвертый год: сначала было 16-е, потом 10-е, 6-е. Я благодарен нашей „банде“ из детей, учителей, воспитателей и родителей за этот успех».

Казанская гимназия № 7 Во многих случаях сложно сказать, чья заслуга — высокий результат. Многое зависит от контингента. Одно дело — дети, набранные по месту жительства, а другое — ребята, прошедшие определенный фильтр

«КОНДУИТ» ДЛЯ ГЛАВ РАЙОНОВ

Любопытен результат по сельским школам хотя бы потому, что в последние годы этот образовательный рейтинг руководство республики напрямую связывает с эффективностью районных глав. На этот раз настоящий триумф у Раиса Минниханова: среди сельчан самыми передовыми оказались учебные заведения Сабинского района: в первой пятерке они заняли 1-е, 2-е, 4-е и 5-е места (в прошлогоднем рейтинге в два раза меньше: 4-е и 7-е). Его догоняет Сергей Дмитриев: 3-е и 7-е места  — у кукморских учебных заведений. На 6-м месте — представители Актаныша, вдохновляемые Фаилом Камаевым. На 8-м — учителя Агрызского района, которым руководит Валерий Макаров. На 9-м — атнинцы, ведомые Габдулхатом Хакимовым. И замыкает десятку Пестречинский район с Эдуардом Дияровым. Отметим, что из десятки выбыли  школы Верхнеуслонского, Тукаевского, Лениногорского и Нурлатского районов.

Интересно, что в сельских школах, как и в прошлом году, вообще нет не получивших аттестат. Среди городских по этому параметру «отличился» только лицей-интернат №7 в Ново-Савиновском районе Казани (показатель — 2,78). В прошлом году среди таких школ была знаменитая казанская 18-я (1,33) и елабужская школа №9 (1,61).

К слову, предостережем от покровительственного отношения городских к деревенским. Любопытную ремарку сделал в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» один из преподавателей КНИТУ-КАИ. «Не раз сталкивался с такой ситуацией: паренек из глубинки, а знания великолепные, не сравнить с его казанскими сокурсниками, — рассказал он. — Начинаешь разбираться, и выясняется, что в их сельской школе, например, учитель физики — еще из тех времен, плюнул на все эти ЕГЭ и прочие нововведения и учит детей по старинке».

Аспект глубинки особо подчеркнул и Самерханов: «Конечно же, это не полный рейтинг образования и воспитания в школах республики, потому что есть коллеги на местах, которые осуществляют колоссальную работу, но не входят в этот топ. Из детей, которые, образно говоря, не умели читать и писать, делают таких, которые хотя бы на „тройки“ сдают экзамены. Может быть, это даже больший результат, чем победа в олимпиадах, потому что у всех контингент разный».

 Школа №39 Отметим, что в школах, куда удалось дозвониться, с большой настороженностью отнеслись к предложению прокомментировать рейтинг, и в итоге отказались. А это тоже характеристика нашего школьного образования

А ГДЕ ЭЛИТА?

Подчеркнем, что создать объективную картину по указанным выше критериям весьма проблематично: велика вероятность ухода от содержательной составляющей, ведь зачастую в погоне за баллами теряется объективность. Нередко успех школы складывается из неуловимых факторов.

В прошлом году «БИЗНЕС Online» сделал обзор 10 самых престижных школ Казани. Тогда мы с помощью экспертов-инсайдеров отобрали десятку считающихся самыми «крутыми» школ, гимназий, лицеев. Их престижность сложилась из реальных и мнимых образовательных успехов, истории заведения, крутизны родителей, традиций, авторитета директоров.

Нам показалось любопытным посмотреть, на каком месте сегодняшнего рейтинга находятся отмеченные нами элитные заведения. В Топ-10 оказалась только гимназия №7 из Ново-Савиновского района Казани. Гимназия №19 — на 23-м месте. Гимназия №122 — на 32-м. Школа №12 — на 17-м. Лицей №83 из Приволжского района — на 62-м. Гимназия №102 — на 31-м. Школа №9 — на 65-м. Гимназия №3 — на 75-м. Школа №18 — на 80-м. Школа №39 — на 71-м.

Как оценить расхождения в объективном и субъективном рейтингах? И возможна ли вообще здесь объективность? «Может быть, стоило бы добавить в рейтинг дополнительные критерии оценки, например успешность выпускников, их вклад в экономику края или города, занимается ли он благотворительностью, уехал ли за границу и тому подобное, — предлагает Самерханов. — Условно говоря, портрет выпускника через 10 лет, потому что ЕГЭ — это ситуативный показатель, и в жизни детей он далеко не главный и даже не в первой десятке позиций по важности».

К слову, отметим, что в школах, куда удалось дозвониться, с большой настороженностью отнеслись к предложению корреспондента «БИЗНЕС Online» прокомментировать рейтинг, и в итоге отказались. А это тоже характеристика нашего школьного образования.

==table1699==