«ПОДДЕРЖИВАЕМ ОБРАЩЕНИЕ ГОССОВЕТА ТАТАРСТАНА О СОХРАНЕНИИ ДОЛЖНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА ТАТАРСТАНА»

Вчера уже с утра здание всемирного конгресса татар напоминало место пышного празднования свадьбы или юбилея. Делегаты и гости шестого по счету съезда ВКТ проходили здесь регистрацию, получали необходимые документы и, естественно, встречали старых знакомых. Громкие приветствия и жаркие объятия случались то тут, то там.

Среди тех материалов, которые получили на руки делегаты, особенно обратил на себя внимание проект резолюции съезда, который должен быть принят по итогам сегодняшнего пленарного заседания. Там, как и было обещано ранее, заявлена позиция по животрепещущему вопросу: будущее договора о разграничении полномочий между РФ и РТ.

«Выражаем убежденность в позитивном влиянии на этно-культурное, социально-экономическое и общественно-политическое развитие Татарстана и Российской Федерации в целом Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», — сказано в резолюции. Многие обратили внимание, что прямого призыва о продлении документа здесь нет, как нет и слов о создании пресловутой правовой комиссии, за которую ратовал Госсовет РТ. Председатель исполкома ВКТ Ринат Закиров в разговоре с «Коммерсантом» объяснил это «менталитетом татар» — мол, скромные мы. Но скорее это сигнал, что надежда на положительную развязку стремится к нулю. Зато далее делегаты указывают: «Поддерживаем обращение Госсовета Татарстана о сохранении должности президента Татарстана как положительно зарекомендовавшей формы организации высшей государственной власти в республике и выражающей национальные интересы всего татарского народа».

Судя по всему, все эти тезисы сегодня прозвучат на «пленарке», первая часть которой в эти минуты проходит в оперном театре. На съезде ВКТ присутствует вся политическая элита Татарстана и самые разнообразные гости — от вице-мэра Москвы, главного по реновации, Марата Хуснуллина до певицы Алсу.

Накануне же делегаты общались сразу на нескольких дискуссионных площадках, две из которых посетили корреспонденты «БИЗНЕС Online».

Ринат Закиров: «Без языка нации не бывает, нация превращается в рыхлую конструкцию, которая не будет иметь особого значения»

«ВЕРНУЛИСЬ К ТОМУ, С ЧЕГО НАЧИНАЛИ 25 ЛЕТ НАЗАД...»

На редкость эмоциональной оказалась работа дискуссионной площадки „Татарский дух: язык и наследие“. Тема языка оказалась настолько важной, что из всех четырех площадок председатель исполкома ВКТ Ринат Закиров посетил именно эту. Еще на пресс-конференции в преддверии съезда Закиров отмечал, что основной вопрос, который он собирается, что называется, поставить ребром, — это проблема сохранения татарского языка. „Этот вопрос самый болезненный, основополагающий, от которого зависит дальнейшее сохранение нации. Без языка нации не бывает, нация превращается в рыхлую конструкцию, которая не будет иметь особого значения“. А пока свои места в президиуме рядом с главой исполкома ВКИ заняли замминистра образования РТ Ильдар Мухаметов и его коллега из министерства культуры Гузель Шарипова.

Модератором встречи выступила вице-президент АН РТ Дания Загидуллина, которая презентовала собравшимся новый проект Академии наук, поддержанный конгрессом, — платформу по сохранению и развитию языка и духовного наследия татарского народа. Платформа, как пояснил позже Закиров, обозначает комплекс действий по сохранению языка и после съезда будет внедряться во все сферы жизни. „Стратегия роста народа напрямую связана с языком“, — с такой фразы начав презентацию, Загидуллина принялась объяснять ее суть, функцию и содержание. Так, платформа включит в себя четыре направления: татарский язык, национальное образование, культуру и науку. „Популяризация татарского языка среди молодежи, дни татарского языка, возобновить подготовку учителей-предметников на татарском языке, открыть полилингвальные школы, методологическая помощь учителям татарского языка в регионах“, — перечисляла спикер.

Среди тех материалов, которые получили на руки делегаты, особенно обратил на себя внимание проект резолюции съезда, в котором заявлена позиция по договору о разграничении полномочий между РФ и РТ

„Вернулись к тому, с чего начинали 25 лет назад...“ — тяжело вздохнул кто-то в зале. К слову, публика, собравшаяся в зале Академии наук РТ, также была весьма представительной — казалось, здесь собралась вся творческая татарская интеллигенция. Свои места среди делегатов в зале заняли поэты и писатели: Ркаил Зайдулла, Ринат Мухамадиев, Гульзада Сафиуллина, Равиль Файзуллин и др.

Взявший после Загидуллиной слово замминистра образования Мухаметов рассказал об успехах своего ведомства в деле национального образования: 64 методики включены в федеральный реестр, 49 получили положительную рецензию. Здесь же Мухаметов рассказал о разработке концепции детского татарского телеканала „Уен-ТВ“, новых методиках по обучению татарскому языку в начальной школе „Салям“. Также замминистра озвучил интересные цифры — так, в Татарстане функционируют 824 татарских детских сада, что составляет 40 процентов от общей массы, и 742 татарские школы. Плюс несколько десятков татарских школ и детских садов в регионах РФ. Что касается подготовки кадров для этих учебных заведений, то цифры оказались еще интереснее — на данный момент в самом КФУ и его Набережночелнинском филиале обучаются всего 25 студентов – будущих учителей и 67 будущих воспитателей детских садов! Если учесть, что всего в КФУ обучаются более 40 тыс. студентов, путем нехитрых математических подсчетов можно вычислить, что число студентов — будущих педагогов татарского языка недотягивает даже до 1%, а составляет ничтожно малые 0,23%.

К слову, в адрес КФУ и его ректора Ильшата Гафурова в этот раз посыпались камни не только со стороны министерства образования и татарской общественности. Так, замминистра культуры РТ Шарипова отметила необходимость выделения в магистратуре отдельного направления по подготовке татарских этнографов и фольклористов. „Вызовы времени требуют от нас наличия таких специалистов, как этнографы и фольклористы, специалисты по этнотуризму. Как известно, специалисты по этнографии готовятся в КФУ, однако там недостаточно изучается татарская культура. К примеру, татарская этнография в КФУ отдельно не изучается, а изучается лишь как раздел в общей этнографии. Фольклористов тоже недостаточно“, — посетовала Шарипова. При этом она подчеркнула, что потребность в татарских этнографах есть не только у Татарстана, но и у других регионов.  


«ЭТОТ ЗАКОН УБИЛ НАШИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ, А ЕГЭ БЫЛ КОНТРОЛЬНЫМ ВЫСТРЕЛОМ В ГОЛОВУ»

„Почему нет в зале Гафурова? — спросил экс-депутат Госдумы Фандас Сафиуллин. — Смотрю я на вас, и возникает вот какая ассоциация: больные в палате, не дождавшись прихода врача, собрались в круг и жалуются друг другу, каждый делясь своим опытом в борьбе против своей болезни. И мы так же: рассказываем о состоянии татарского языка, доклады читаем, а где наши „доктора“? Где представители правительства, почему тут нет ректора КФУ — он же ответственен за подготовку учителей татарского языка?“ И добавил: „Говоря о содержании докладов — татарскому языку уже реанимация нужна, а мы о макияже говорим“. Зал аплодировал, а Сафиуллин продолжил свой спич. „К сожалению, наш диагноз очень тяжелый — в такой тяжелой ситуации, как сейчас, наше национальное образование еще ни разу в жизни не находилось. У нас катастрофа! — продолжил экс-депутат, вновь напомнив о принятии 309-го  федерального закона, который исключил национальный компонент из образования. — Диссертации по татарской филологии нужно защищать на русском. Этот закон убил наши национальные школы, а ЕГЭ был контрольным выстрелом в голову“. После чего известный общественный деятель потребовал, чтобы следующее положение вошло в итоговую резолюцию съезда ВКТ: „Мы должны, объединившись с другими народами, поставить на повестку дня этот вопрос — возможность сдачи ЕГЭ на родных языках“. 

„Вторая проблема — подготовка учителей. Пусть хоть сколько будет татарских школ, но если не будет педагогов, толку от них будет мало. Отделить отдельный педагогический институт“, — продолжал призывать Сафиуллин. „На втором съезде ВКТ в 1997 году единогласно была принята резолюция, где было сказано о необходимости создания Татарского государственного национального университета“, — напомнил он. После этого экс-депутат ГД РФ добавил: „Этот пункт остался не исполненным, спросите завтра на пленарном заседании: почему? Пусть назовут причины. Это значит, что данная резолюция до сих пор в силе“.

— Но это же мелочь, — попыталась возразить ему модератор. 

— Как это мелочь? Это не мелочь! — взорвался зал в ответ. Сафиуллин на это предложил провести антиконгресс, собрав в одной аудитории всех противников татарского языка и национальных университетов.

— Вам не кажется, что в концепции государственно-национальной политики провозглашена идея российской нации? Вам не кажется, что все наши усилия, все наши конгрессы в рамках формирования российской нации бессмысленны? — послышался вопрос из зала.

— В преамбуле российской Конституции сказано, что «мы многонациональный народ» с равноправием каждого народа. Однако в действительности не так. Ладно, все, хватит, — сам себя остановил Сафиуллин.

— Рожки да ножки остались от вашей Конституции, — не выдержала делегат из Челябинска Луиза Алмаева.

Депутаты предложили придать татарскому языку статус официального в РФ

«БУДЕШЬ ВЫСТУПАТЬ? ПОЗДРАВЬ ЗАКИРОВА, У НЕГО ВЧЕРА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ БЫЛ»

Делегат из Москвы Назим Мириханов предложил пойти еще дальше — от имени конгресса выступить с заявлением придать татарскому языку особый статус в РФ. При этом он привел мировой опыт: «Есть страны с 15 государственными языками, есть даже муниципальные языки. Многонациональный народ — равно многоязычие. У татарского языка в России должен быть особый статус», — отметил он. При этом Мириханов напомнил, что 75% татар живут за пределами Татарстана — на территории России. «Татарский язык на этой территории — бесправный язык. Поэтому мы предлагаем внести в резолюцию требование о том, чтобы признать татарский язык вторым государственным в РФ», — внес свое предложение он. В качестве запасного варианта делегат из Москвы предложил придать татарскому языку статус официального в РФ. «Как бы там ни было, у татарского языка должен быть особый статус в РФ», — сорвал он аплодисменты зала.

Войдут эти пункты в итоговую резолюцию или нет, станет известно уже сегодня.

Далее трибуну в буквальном смысле атаковали представители национального движения республики — бывшие и нынешние. Каждый из них буквально вбегал на сцену, пытаясь успеть донести до публики то, что их волнует больше всего. 

— Восстановить музыкальный факультет в КФУ, — потребовал народный артист Татарстана Мингол Галиев.

— Протестуйте против 309-го закона! — призывала поэтесса Нажиба Сафина

— С 2001 года в Казани не было открыто ни одной татарской школы. Казань с национальной точки зрения — самый ущемленный город, — добавила масла в огонь Гуляндам Залялова

— ЕГЭ на русском противоречит Конституции. Там написано, что каждый народ имеет право получать образование на своем родном языке. Включить в резолюцию! — слышалось с трибуны.

— Будешь выступать? Поздравь Закирова, у него вчера день рождения был, — обратились меж тем к своему соседу делегаты из Красноярска. 

— Не поздравлю, — резко отрезал сосед. 

— Ему приятно будет, — не унимались сибиряки. 

— Мы здесь собрались не для того, чтобы приятное друг другу делать, а чтобы работать, — сосед их также оказался не из робкого десятка.

А экс-юрист ВКТ, правозащитник Роза Фардиева и вовсе поднялась на сцену, чтобы обвинить конгресс в том, что он не занимается правозащитной деятельностью. — Я 10 лет наблюдаю за деятельностью конгресса, сердце кровью обливается. Поэтому я решила прийти сегодня, хоть и не приглашена. 

При этом Фардиева отметила, что в 17 районных центрах республики нет татарских школ! 

— Да, проблем в этой области у нас выше крыши, — согласился с этим Закиров.

— Айда, Рината Зиннуровича поздравим, — не отказались от своей идеи русскоязычные красноярцы по окончании дискуссии, в силу незнания татарского языка, так и не понявшие, о чем вообще идет речь... 


«КАМИЛЬ ТОЖЕ КАЖДЫЙ РАЗ ГОВОРИТ: ВСЕ, ПОСЛЕДНИЙ РАЗ ПРИЕЗЖАЮ. НО У НАС ДУША ТАТАРСКАЯ, МЫ НЕ МОЖЕМ НЕ ПРИЕХАТЬ»

«Ну как ты? Что нового? За пять лет только похорошел». Стоявшие на улице возле входа в министерство культуры делегаты съезды разговаривали между собой как старые знакомые, причем это была русская речь. Весьма удивительно, что приехавшие на курултай всемирного конгресса татар общались преимущественно на государственном языке Российской Федерации. Кроме великого и могучего их объединял и род деятельности — бизнес. Одна из дискуссионных площадок, прошедших накануне, называлась «Татарское предпринимательство и национальное воспитания».

Впрочем, официальный представитель рабочей группы делового совета ШОС в Китае по развитию электронной торговли Ахметжан Галиев говорил на языке Тукая: «Сейчас в Китае очень много программ. Государство платит деньги на развитие предпринимательства. Пока не хватает информации, я хочу просветить татарских бизнесменов. Мы планируем на татарском языке выпустить электронную площадку по ознакомлению». Впрочем, Китай — не чуждая Татарстану страна, там есть торгово-экономическое представительство РТ в КНР. Его руководитель Марсель Гилязов тоже был на заседании. А вот на границе с Поднебесной, например в Хабаровске, таких представительств нет. «Мы не просим никакой помощи от Татарстана, нам нужно, чтобы было официальное представительство, которое могло бы стать точкой опоры, на месте решало, с кем можно работать, а с кем — нет», — сказал «БИЗНЕС Online» председатель Дальневосточного конгресса татар Рустам Абдуллин.

Началось заседание с выступления певца Рената Ибрагимова, которого представил исполнительный директор всемирной ассоциации содействия татарским предпринимателям Фарит Уразаев. Московский гость заявил, что дарит выпущенные автобиографические книги каждому делегату съезда: «Прилагается аудиокнига на 14 часов звучания, можете в машине доехать до Москвы и слушать мои рассказы и записи». Легенда эстрады чуть пожурил собравшихся, мол, хочется, чтобы этот курултай не стал очередной площадкой для просто общения и развлечения, а было что-то конструктивное.


У выступившего за ним предпринимателя из Тюмени Нуруллы Саттарова также проскользнули подобные нотки: «Камиль (Камиль Аблязов — предприниматель, глава национально-культурной автономии татар Саратовской областиприм. ред.) тоже каждый раз говорит: все, последний раз приезжаю. Но у нас душа татарская, мы не можем не приехать». Саттаров предложил создать международный фонд единения татар.

Впрочем, это единение можно было наблюдать тут же. Стоило председателю фонда «У нас нет детей-сирот» при конгрессе татар Тюменской области Мунире Хуснутдиновой посетовать на то, что «татар эшмәкәрләре күп, рәхимлеләре аз» («татарских предпринимателей много, а милосердных — не очень»), и сказать, что нужно собрать одному конкретному ребенку 400 тыс. рублей, как помощь пришла моментально, хотя и не в полном объеме. Руководитель КФХ «Юлдаш» из Мордовии Рафик Фетхулов объявил на весь зал: «Готов дать часть денег — 20 тысяч рублей», — и, вытащив купюры, передал их Хуснутдиновой.

Сергей Иванов: «Я только начал учить татарский язык, разрешите говорить по-русски»

Самым высокопоставленным представителем Татарстана на заседании был председатель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов. Минут через 15 после начала заседания он пулей вылетел из президиума, и корреспондент «БИЗНЕС Online» услышал, как тот говорил в коридоре по телефону: «Да, Рустам Нургалиевич. Спасибо вам, Рустам Нургалиевич». Интрига вскоре разрешилась. Объявили, что у Иванова день рождения, вчера ему исполнился 41 год. «Главный турист» республики начал свою речь по-татарски: «Я только начал учить татарский язык, разрешите говорить по-русски».

Что касается родной речи, то три молодых человека представили IT-разработки по изучению языка Тукая. Это всевозможные приложения для смартфона, компьютерные программы, с помощью которых можно освоить татарский язык. К сожалению, самим разработчикам собственное изобретение, видимо, не помогло. Только один из трех выступил по-татарски...