Сегодня в Болгаре открылась вторая смена летней школы Болгарской исламской академии, слушатели которой имеют шанс уже с сентября стать ее студентами

 «АРАБСКИЙ — ЭТО ТО, ЧЕГО ТАТАРАМ НЕ ХВАТАЕТ»

Хотя официальное открытие второй смены летней школы Болгарской исламской академии состоялось только сегодня утром, уже вчера 26 человек начали  обучение — прошло первое тестирование будущих богословов. Свое очередное «тестирование» академии во вторник провел и исполняющий обязанности ректора учебного заведения помощник президента РТ Камиль Исхаков. К моменту приезда журналистов на болгарскую землю он отчитывал группу товарищей за качество строительных работ. Швы между плитами на лестнице почернели, а сама плита в нескольких местах просто пожелтела. «Почему так?» — задавался вопросом  Исхаков. Подчиненные моментально реагировали: «Исправим, Камиль Шамильевич». В общем, чувствовалась рука крепкого хозяйственника. 

Перед началом мероприятия по аудитории прогуливались молодые люди, желающие вскоре возродить отечественную богословскую школу. А будут ли они учиться в Болгарской исламской академии? Оказалось, что об этом мечтают не все. Например, учащийся 3-го курса исламского университета из Ингушетии Али Ахкильгов собирается стать бакалавром. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», зачем он сюда приехал, отвечает: «Проверить уровень наших знаний». Поступать в БИА он не планирует и приводит на этот счет железный аргумент: «Университет надо окончить, если даст Аллах, хотим в Египет поехать, в исламский центр «Аль Азхар». Здесь пока еще все на стадии становления, тактично отвечает наш собеседник.

А вот выпускник казанского медресе «Мухаммадия» и Российского исламского института Ильдар Гарифуллин, наоборот, считает, что именно в Болгаре можно будет получить достойные знания: «Здесь преподавание будет вестись только на арабском языке, я считаю, что это хорошо для развития, для общения». Такого же мнения придерживается и имам мечети «Омет» казанского поселка Борисоглебское Рустам Ясавиев: «Арабский – это то, чего татарам не хватает». Рустам хазрат является также и преподавателем казанского медресе имени 1000-летия принятия ислама. Свою работу бросать не собирается: «Если поступлю, планирую ездить в Казань, путешествовать между работой и получением знаний. Одно, думаю, будет дополнять другое». 

Библиотекарь Болгарской исламской академии, узбек по национальности, Зайдулло Рахмонкулов перед тем как обратиться к Аллаху с мольбой, на татарском языке прочитал 96-ю суру из священной книги

У ПОМОЩНИКА ПРЕЗИДЕНТА РТ ПОПРОСИЛИ… КУЛЕР

Началось открытие второй смены с чтения Корана. Библиотекарь Болгарской исламской академии, узбек по национальности, Зайдулло Рахмонкулов перед тем как обратиться к Аллаху с мольбой, на татарском языке прочитал 96-ю суру из священной книги, которая начинается с призыва: «Читай». Своего рода обращение к собравшимся — получать знания.

Если это был первый аят Корана, который был ниспослан пророку Мухаммеду, то и. о. ректора Исхаков рассказал будущим богословам об исторических фактах — про посла Багдадского халифа Ибн-Фадлана, который в 922 году прибыл к булгарам, а также про первый мусульманский вуз, предтечу Болгарской исламской академии. «В 1080 году на этой земле создается первый исламский университет «Дар ул-Фунун», что значит «дом знаний». Этот университет начинает активную деятельность, начинает готовить ученых, мыслителей, людей, которые понесут дальше идеи ислама в наше общество, в нашу жизнь». 

Тезка Исхакова, глава Спасского района Камиль Нугаев, поприветствовал собравшихся, а самые интересные факты озвучил помощник председателя совета учредителей БИА Абдураззак ас-Сагди. Арабский шейх, являющийся ключевым преподавателем Болгарской исламской академии, поделился результатами тестирования слушателей первой смены. «Первый поток состоял из 40 студентов, на 10-й день мы всех их экзаменовали. Из 40 студентов часть, к сожалению, отсутствовала, но 34 из них мы проверили, всех проверяли по пятибалльной системе. 11 студентов получили 5 баллов, 8 из них получили 4 балла, 13 студентов получили только 3 балла и два студента получили 2. И я предложил, чтобы студентами академии стали те, кто получил 5 и 4. Также были три студента, которые не захотели учиться», — сообщил ас-Сагди и добавил, что в целом со всего потока выбрал 17 человек для обучения в БИА.  

Исхаков в свою очередь сообщил, что, возможно, в августе здесь будет проходить еще одна школа, потому что уровень знаний слушателей оставляет желать лучшего. Кроме того, председатель совета учредителей Болгарской исламской академии, обращаясь к будущим богословам, попросил их выразить пожелания, просьбы. Таких не нашлось, лишь в конце церемонии один из слушателей, набравшись смелости, едва слышимым голосом попросил у и. о. ректора кулер, мол, лето, в жару уж очень хочется пить. Исхаков не возражал. Ответ был в духе «подумаем и решим». После чего, возможно, будущие богословы уровня Шигабутдина Марджани разошлись по учебным классам — грызть гранит исламских знаний.

Арабский шейх Абдураззак ас-Сагди, являющийся ключевым преподавателем Болгарской исламской академии, поделился результатами тестирования слушателей первой смены

«ВРЕМЯ НАС РАССУДИТ»

По окончании церемонии открытия Исхаков ответил на вопросы журналистов, связанные с жизнедеятельностью академии.

— Камиль Шамильевич, отметили ли какие-то недочеты во время первой смены летнего лагеря?

— У нас первая школа продолжается — она состоит из двух потоков. Итоги первого потока мы подвели пока вчерновую, мы только посмотрели, какие результаты показали нам учащиеся, а итоги будем рассматривать еще.

— Как оцениваете результаты?

— Я ожидал лучшего, честно говоря, уровня. Ожидал лучшего из того уровня подготовки, о котором мы слышали. Возьмите хотя бы первые цифры. 19 человек показали достойные знания, относительно достойные знания из 40. Процент очень низкий по большому счету, да? Мы ко всему вроде подходили объективно. Из трех десятков слушателей, которые прошли обучение на первом потоке из нашего казанского РИИ (возглавляемого Рафиком Мухаметшиным прим. ред.), всего 10 показали такие знания, а из 12 слушателей, которые приехали из Уфы, 9 показали такие хорошие знания. Здесь есть свои внешние формы, цифры, которые еще надо поглубже изучать, смотреть. Например, среди 9, которые из Уфы приехали и получили более высокую оценку, большинство — те, кто получал знания на уровне бакалавров, получал свои знания за рубежом. Но более глубокого анализа у нас еще нет. Мы этим занимаемся, и в конце всего подготовительного периода он у нас будет.

Мы проводим тестирование на компьютере, то есть в виде вопросов и ответов. С результатами этого тестирования учащийся приходит на собеседование, и наша комиссия задает вопросы, общается с ним и выясняет уровень знаний — как в начале, так и в конце.

Камиль Исхаков (справа): «Пройдя 100-летний атеизм, строить такие небеса, красивые эпитеты произносить — это я считаю глупым»

— Говорили, что вы должны набрать 30 человек к началу учебного процесса?

— А почему 30? Вы знаете, у нас 63 человека уже изъявили желание стать студентами, и это не те, кто здесь. Но из них только 27 человек сегодня имеют диплом бакалавра, а остальные — нет, мы даже не можем их зачислить и сказать, что они наши абитуриенты. Есть проблемы, вот в Уфе не могут выдать диплом, потому что там некоторые проблемы с аккредитацией и другие сложности, жизненная ситуация, которая, я думаю, разрешится в ближайшее время. Если брать такие цифры (я не люблю играть ими), если кто-то называл эти цифры, то я ни с кем не говорил еще, не общался по этом поводу.

У нас здесь всего мощность — 110 студентов и примерно 30 для преподавателей коек, ну и аудитории таким образом рассчитаны. Но ведь 110 — это три курса, не с первого же дня это все должно случиться. Но вместе с тем нет никакой уверенности, что, допустим, из 63 человек все поступят и будут студентами первого курса. Здесь играть цифрами никак нельзя…

— Сформирован ли профессорско-преподавательский состав?

— Список у нас давно уже есть, но так, чтобы мы оформили с ними трудовые отношения и все остальное, пока еще нет.

— Избавитесь ли вы от приставки и. о. или кто-то другой будет ректором?

— Это тема не для публичной дискуссии по большому счету, здесь есть мои личные убеждения по жизни, есть разные сложности, трудности, которые есть на данном этапе, но они будут все преодолены в течение месяца, вы все это узнаете.

— Через месяц, не раньше?

— Я хочу сказать, что к началу учебного года точно все будет хорошо в этом плане.


Могут ли студенты со своими женами сюда приезжать?

— У нас для этого условий не предусмотрено, чтобы здесь проживали вместе с семьей, наше общежитие рассчитано на учащихся. Но жизнь такая, и если будет индивидуально рассматриваться вопрос по какому-то человеку, который показывает хорошие знания, хорошие перспективы... У него могут ведь определенные семейные обстоятельства, которые можно преодолеть. Это все решаемые вопросы, тем более на этом начальном этапе. Мы же все учимся, проходим эту школу, как сделать дальше правильно. Не было ведь такого еще.

— Что, кроме кулеров, хотят видеть учащиеся?

— Пока другого не озвучивали, кроме кулера.

— Женщины будут обучаться?

— Пока мы не планируем, но я лично считаю, что это не совсем правильно, что, возможно, и должна быть какая-то группа. Вы знаете, время покажет, я еще раз говорю: нельзя ничем бравировать — ни цифрами, ни этими делами, потому что это человеческий материал, очень тонкий, нежный человеческий материал, из которого нужно воспитать великого ученого. Поймите, пройдя 100-летний атеизм, строить такие небеса, красивые эпитеты произносить — это я считаю глупым. Надо трудиться в поте лица, надо работать хорошо над всеми проблемами, надо их решать в любом случае. А вот результат, который будет — время покажет. Время нас рассудит.  

После полуденного намаза Исхаков здесь же провел совещание с неопознанными собеседниками, а затем улетел на вертолете в Казань.