Сегодня впервые за три года службы в столице Татарстана генеральный консул Турецкой Республики в Казани Турхан Дильмач собрал в своей резиденции журналистов на пресс-конференциюФото: «БИЗНЕС Online»

«РОССИЯ ОДНОЙ ИЗ ПЕРВЫХ ОЩУТИЛА ОПАСНОСТЬ, ИСХОДЯЩУЮ ОТ ГЮЛЕНИСТОВ»

Сегодня впервые за три года службы в столице Татарстана генеральный консул Турецкой Республики в Казани Турхан Дильмач собрал в своей резиденции журналистов на пресс-конференцию. Несмотря на то, что господин консул достаточно открыт для прессы, встреча в формате пресс-конференции прошла впервые. Видимо, тому способствовал серьезный повод для встречи — годовщина попытки госпереворота, произошедшая в Турции ровно год назад. Именно после этих событий 15 июля в Турции официально был объявлен Днем демократии и национального единства.

«Я владею и русским, и татарским языком, — напомнил Дильмач, — но поскольку тема достаточно щепетильная, то решил воспользоваться услугами переводчика». К слову, еще до приезда в Казань, уже зная о будущем назначении, Дильмач выучил татарский язык. Как истинный дипломат, генконсул свободно владеет русским.

«Повод нашей встречи — годовщина со дня попытки государственного переворота, которая прошла в Турции в прошлом году. Как и во всем мире, это событие привлекло внимание как в России, так и в Татарстане», — начал встречу он.

«Примеров, когда путчистам, вооруженным мятежникам противостоят обычные граждане, в мире не очень много. Несмотря на то, что у каждого исторического события свои особенности, здесь можно привести в пример путч 1991 года в России и подобный путч в Венесуэле», — провел интересную параллель дипломат.

По словам Дильмача, в Турции и до этого происходили перевороты, но данный отличается тем, что мятежники были сплочены вокруг культа личности с извращенными религиозными идеями — Фетхуллаха Гюлена, который возглавляет террористическую организацию FETÖ. «В данный момент он проживает в США. Эта организация привлекала соратников, членов в свою секту в течение 40 лет», — добавил генконсул.

Как отметил дипломат, в Турции считают, что в России и Татарстане более здравомысляще подошли к этому вопросу, поскольку Россия была одной из первых стран, которая ощутила опасность, исходящую от этого движения: еще в 2008 году деятельность организации, возглавляемой Гюленом, была запрещена решением Верховного суда РФ. В 2011 году она была включена в список террористических и запрещенных организаций на территории России. «В отличие от других стран именно Россия одна из первых поддержала Турцию во время попытки переворота. Владимир Путин одним из первых позвонил Эрдогану», — добавил Дильмач.

Генконсул уверен, что глобальная сеть, распространенная в 170 странах мира, несет опасность не только для Турции, но и для всего мира. «И очень часто она ведет свою деятельность под маской толерантности, диалога религий, образовательных мероприятий», — отметил он.  

По словам Дильмача, во время мятежа не только общество, государство, но и оппозиционные партии Турции выступили резко против этого. «При этом все единогласно склоняются к мнению, что за попыткой переворота стоит именно это движение FETÖ. И если бы не было этого единства и общего понимания, то обществу  было бы сложно противостоять этому путчу», — уверен он.

«Повод нашей встречи — годовщина со дня попытки государственного переворота, которая прошла в Турции в прошлом году»Фото: Гульназ Бадретдин

«ПРАКТИЧЕСКИ НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ РУСТАМ МИННИХАНОВ ОТПРАВИЛ ПИСЬМО ПОДДЕРЖКИ В АДРЕС ПРЕЗИДЕНТА. ЭТО ВАЖНО И ЦЕННО ДЛЯ НАС»

Также турецкая сторона высоко оценивает реакцию Татарстана в этой ситуации. «Руководство Татарстана одними из первых поддержало Турцию в эти дни»,  продолжил Дильмач. По словам дипломата, действия со стороны Татарстана проявились в том, что практически на следующий день Рустам Минниханов отправил письмо поддержки в адрес президента. «Это важно и ценно для нас, потому что некоторые страны повременили с этой поддержкой. И было удивительно, что они не поспешили поддержать избранное народом правительство»,  недоуменно развел руками консул.

Далее Дильмач напомнил, что Татарстан не смог остаться в стороне, поскольку также уже был знаком с деятельностью организации, объявленной в Турции террористической. Консул отметил, что до 2008 года на территории всей республики достаточно активно функционировали татаро-турецкие лицеи, которые позже были обвинены в воспитании «гюленистов» и запрещены. «До 2008 года движение Гюлена на территории России вело свою активную деятельность именно на территории Татарстана и Волго-Уральском регионе. Это и понятно  татары встретили приезжающих из Турции как братьев, которые вызывали у местных симпатию. И учебные заведения, которые они открывали, и которые не совсем уместно называть татаро-турецкими лицеями, позже были запрещены и переданы под ведение государства»,  отметил он.  

Как уже было сказано, 15 июля объявлен в Турции Днем демократии и национального единства. В эти дни в представительствах Турции по всему миру пройдут памятные мероприятия. Пройдут они и в Казани  завтра в генконсульстве состоится открытие фотовыставки фотокорреспондентов информационного агентства «Анатолия» под названием «Подъем национальной воли» и торжественное поминание погибших во время мятежа, которых было более 250 человек.

Как рассказал Дильмач, на открытие выставки в Казань должен был приехать заместитель министра иностранных дел Турции. Планировалось, что он также примет участие и в праздновании Сабантуя, но в связи с плотным графиком подобных мероприятий он приехать не смог.


Фото: Гульназ Бадретдин

КАК ДИЛЬМАЧ ПРИРЕВНОВАЛ МИННИХАНОВА К ГЕРМАНИИ

Не менее интересно консул высказался о текущих экономических, политических взаимоотношениях Турции с Россией в целом и с Татарстаном как ее частью. Дильмач сказал, что об этом можно рассуждать часами.

«Но если коротко, то гораздо лучше, чем было после известных событий,  сказал генконсул.  Это даже не вопрос нормализации: все вернулось в свое русло. Лидеры наших стран практически каждую неделю общаются по телефону. Это касается не только вопросов по Сирии. Есть разные вопросы, это и „Турецкий поток“, и атомная электростанция. В каждом вопросе есть продвижение, кроме ставших пресловутыми помидоров».

Стоит отметить, что время службы Дильмача в столице Татарстана выпало на самый сложный период отношений между Россией и Турцией. Однако, несмотря на все перипетии, генконсул вышел из сложившейся ситуации с достоинством — он воздержался от резких высказываний, продолжая свою работу в штатном режиме, максимально открытом для подобных диппредставительств.

По словам консула, турецко-татарстанские отношения даже в сложный семимесячник смогли сохранить основу, регресса в отношениях не наблюдалось, но количество взаимных визитов тогда сократилось.

«Мы потеряли время, когда могли сделать гораздо больше, — посетовал Дильмач. — То, что потеряли и упустили, мы уже сейчас пытаемся наверстать. Татарстан не создавал сложностей для турецких граждан, которые здесь проживают, для инвестиций компаний, которые здесь работают. Это были не только слова. Все-таки локомотивом являются экономические взаимоотношения, потенциал имеется, и в ближайшее время уже можно будет говорить о конкретных проектах».

В декабре прошлого года президент РТ Минниханов даже озвучил количество своих поездок в Турцию — четыре-пять раз в год.

«В этом году он [Минниханов] три-четыре раза посетил Германию, — несколько с сожалением отметил Дильмач. — Но в этом году мы его ждем на измирский форум, ярмарку».

Консул сообщил, что ему сейчас сложно назвать точное количество турецких граждан, находящихся на территории РТ, но постоянно в республике проживает около 1 тыс. турок (часть — руководители среднего и высшего звена в ОЭЗ «Алабуга», часть — те, кто занимался строительным бизнесом в РТ с начала 90-х, мелкие предприниматели).

Фото: Гульназ Бадретдин

«ГЕБЗЕ» МОЖЕТ ВОЙТИ В СВИЯЖСКИЙ ЛОГОЦЕНТР, НО НУЖНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

По данным на 2015 год, c 2010 года объем инвестиций турецких компаний в РФ составлял $11−12 млрд, из которых $2 млрд вложили в экономику Татарстана, остальные средства приходятся на Москву и Санкт-Петербург. Турция занимает первое место по количеству совместных предприятий в РТ — их более 280.

Дильмач сообщил, что продолжаются переговоры о вхождении в проект Свияжского логоцентра известной на всю Европу турецкой особой экономической зоны «Гебзе». Пока единственным резидентом логоцентра остается «Татфлот», который контролирует директор ПСО «Казань», депутат Госсовета РТ Равиль Зиганшин.

«Говорить о сроках мне пока сложно, потому что для этого должна быть подготовлена законодательная база, — комментирует консул переговоры с „Гебзе“. — Построить здание — это самая простая часть, это мы умеем и делаем это быстро. „Гебзе“ хотят создать аналогичную турецкой модель промышленной зоны в Татарстане и сами же руководить ею. Модель показала эффективность, но нужна законодательная база, даже на федеральном уровне. Итог будет хороший, но нужно немножко подождать».

В консульстве не перестают видеть в Татарстане некий мост для вывода турецких предприятий, товаров в другие регионы России, а также в страны таможенного союза. «Наши предприниматели об этом говорят, — сказал Дильмач. — Находящиеся в Татарстане предприятия продают свою продукцию в Казахстан, например. Какие преимущества в Татарстане? Это условия и гарантия, которая исходит от руководства республики, это культурная, языковая близость. Инвесторы знают, что здесь возможно достучаться до команды президента, министерств, есть активно работающее представительство Татарстана в Турции, консульство в Казани. То, как повел себя Татарстан в течение тех семи месяцев, также стало гарантией для дальнейшего сотрудничества. В других регионах в этот период были негативные примеры — приезжающих на какие-то ярмарки, мероприятия бизнесменов задерживали на границе, обвиняли в нарушении визового режима».