ЗА ТРИ ГОДА ПРОИЗВОДСТВО СУРРОГАТНОГО ТОПЛИВА ВЫРОСЛО ПОЧТИ В ДВА РАЗА

Рабочее совещание «Топливная безопасность агропромышленного комплекса России» организовал 5 июля в рамках «Всероссийского дня поля» совет по предпринимательству при президенте Татарстана. Среди прочего, аграрии смогли получить советы экспертов рынка по сохранению техники, ведь суррогатное топливо – это повышенный риск для двигателя. Отметим, что больше всего дизтоплива потребляют автомобильный (61% от общего производства), сельскохозяйственный (10%) и железнодорожный транспорт (10%).

Как рассказал модератор совещания, доцент кафедры химмотологии РГУ нефти и газа им. Губкина Леонид Багдасаров, динамика производства дизельного топлива в России положительна: за последний год объем производства вырос на 0,39%. Особенно отличились ТАИФ-НК (+2,28%) и «Лукойл» (+2,1%). Некоторое падение показали «Роснефть» и «ФортеИнвест», которые, по словам Багдасарова, не успели обновить свои мощности. Как бы то ни было, отечественные компании покрывают 80%  потребностей российского рынка. Однако на фоне роста легального производства экспертов тревожит увеличение выпуска суррогата. По сравнению с 2012 годом этот показатель скакнул на 44% и в 2015-м достиг уровня 9 млн тонн, тогда как всего легальные компании выдают 31 млн тонн. И ведь контрафакт пользуется спросом! «На внутреннем рынке мы по экономическим причинам предпочитаем топливо суррогатное, — констатировал Багдасаров. — Но оно неизбежно приведет к выходу двигателя из строя».

«У нас как у общественников данные немножко другие по суррогату», — вступил в диалог с модератором ответственный секретарь «Авто-Мото Ассоциации» Алексей Носов. По его словам, до 40% бензина и до 60% дизельного топлива на рынке — суррогат. Такие данные организация получила в ходе очередного автопробега общественного контроля, который проходил и в Татарстане. Местные АЗС по большей части прошли проверку, провалила ее лишь одна небольшая заправка на трассе М7 в сторону Горьковского шоссе. «По факту нам под видом дизельного топлива продали „печник“ — печное котельное топливо, — рассказал общественник и немного успокоил. — Однако в Татарстане все не так плохо как, например, на Северном Кавказе».

Носов «на пальцах» объяснил, что «подпольное» топливо может навредить не только автомобилю или комбайну (ремонт насоса — 100 тыс. рублей), но и дорогам. По его данным, ущерб, который принес фальсификат, только в Новосибирской области составил 1,5 млрд рублей. А по всей стране эта сумма может быть свыше 100 млрд рублей, которые могли пойти и на ремонт дорог. «Каждый раз 18–20 рублей мы отдаем в карман жуликам», — эмоционально обратился к аудитории Носов.

ИЗ 12 ПРОБ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РТ ЧЕТЫРЕ ОКАЗАЛИСЬ НЕ ПО ГОСТУ

Наибольшие претензии у активиста — к государственным организациям, которые, по его словам, сами обогащают аферистов.  «На безымянных, сомнительных автозаправках или на мелких региональных сетях розничных клиентов очень мало, — объяснил Носов. — Возникает вопрос: за счет чего же тогда они живут? Мы начали проверять данные госзакупок. И выяснилось, что все провалившие испытания фигуранты сидят на госконтрактах!» При этом контракты заключаются даже с минздравом и МЧС. «Это вопрос уже не столько социальной, сколько государственной безопасности. — заявил общественник. — Представьте себе, если вы вызываете скорую, а она просто не выезжает!»

Как же бороться с нелегальными АЗС? По мнению Носова, нужно наладить систему на муниципальных и региональных контрактах, создать реестр недобросовестных поставщиков, куда занести каждого из жуликов. «Если нет розницы и нет опта, то жить им будет не на что», — уверен активист. Кроме того, необходимо увеличить сумму штрафов за подделку топлива.

Замначальника ГБУ «Управление рационального использования ТЭР» Шамиль Гумеров поделился опытом Татарстана по борьбе с нелегальным топливом (к слову, всего в РТ работают 1019 АЗС). Он рассказал, что государственное учреждение в республике ежегодно проводит мониторинг качества топлива, а также проверку техники безопасности на АЗС. Так, за 2016 год было сделано 1958 проб на АЗС, в 67 случаев образцы не соответствовали нормам моторного топлива. В 2015 году, вспомнил Гумеров, по обращению минсельхоза РТ, на предприятиях агропромышленного комплекса было отобрано 12 проб, четыре из них, как выяснилось, не соответствовали ГОСТу. В 2017 году ведомство попросило проверить елабужскую агрофирму «Новый Юраш», однако все оказалось в норме.

«Ежегодно отрасль АПК потребляет порядка 4,3 млн тонн топлива,  то есть в два раза меньше, чем суррогатное производство», — присоединился к разговору начальник отдела координации энергетического обеспечения минсельхоза РФ Александр Щетников. Он также подтвердил существование тенденции роста объемов производства и продажи суррогатного топлива. «К сожалению, весь функционал власти не позволяет полностью охватывать эту проблему», — признал чиновник, однако отметил, что ведомство готово к сотрудничеству с общественными и другими организациями в этом вопросе.

16+