У самарского АО «Евразийская корпорация автовокзалов» вообще не было права на перевозку детей, которых в огне погибло четверо Фото: Олег Спиридонов

«ПОГИБЛИ МОЯ ДОЧЬ И ДВОЕ ВНУКОВ. ИХ В СПИСКАХ НЕТ»

Со вчерашнего дня в Казань, Набережные Челны и Альметьевск начали прибывать родственники погибших и потерпевших. Первые приехали на опознание своих родных. Вторым повезло больше — некоторые из них навестили близких в больнице уже сегодня. Всего, по данным МЧС РТ, в Татарстан приехали 25 человек. Они разместились в казанском хостеле «Свои люди», гостиницах «Ривьера» и «Регина», а также в челнинском отеле «Татарстан» и в Альметьевском общежитии.

«У нас вчера разместились четыре человека — трое из Тольятти, один из Челнов, — рассказала „БИЗНЕС Online“ коммерческий директор гостинично-развлекательного комплекса „Казанская Ривьера“ Елена Войтко. — Мы их поселили на безвозмездной основе, с ними работали специалисты. Сегодня все четверо уже выехали. Все в подавленном состоянии. Возможно, это родственники погибших».

Как выяснилось позже, большая часть прибывших в Казань родственников действительно направилась в бюро судебно-медицинской экспертизы, расположенной на Сибирском тракте, 31. К журналистам, собравшимся в здании морга с официальным комментарием вышел исполняющий обязанности начальника отдела экстренного реагирования Приволжского филиала центра экстренной психологической помощи МЧС России Павел Олякин. По его словам, для оказания экстренной психологической помощи пострадавшим и родственникам погибших было привлечено 10 специалистов психологической службы МЧС России, а также психологи государственных организаций. Опознание, вероятно, затянется на несколько дней. Тела многих настолько обгорели, что без экспертизы ДНК установить их личности не представляется возможным, и сейчас дети погибших приезжают в Казань для сдачи биологического материала. Только анализ ДНК позволит идентифицировать жертв.


Тем не менее опознание уже принесло новые печальные известия. Как сообщила сегодня помощник руководителя СУ СКР по РТ Эльвира Газизова, в горящем автобусе погибли не двое, а четверо детей. Ранее сообщалось о двух братьях — 2016 и 2001 годов рождения, теперь стало известно о двух девочках 2004 и 2002 годов рождения. Дети, судя по всему, погибли вместе со своими матерями.

Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось коротко пообщаться с бабушкой двух братьев, погибших в автобусе. Прихрамывая, она шла на опознание в черном траурном платке в сопровождении мужчины и молодой женщины. Сначала, по ее словам, они зашли в морг, а потом медленно отправились в центр ядерной медицины, куда им указал сотрудник полиции. «Погибли моя дочь и двое внуков. Их в списках [выживших] нет. Сами ничего не знаем. Они ехали из Самары в Кировскую область, ко мне в гости. Из Самары мне позвонили», — успела сказать женщина, после чего ее отвели от прессы сопровождающие, видимо, родственники.


«ВСЕГДА ИМ ГОВОРИЛА: «ПОЖАЛУЙСТА, ЕЗЖАЙТЕ ПОТИШЕ». ОНИ БЕШЕНО ГОНЯЮТ!»

У стен скорбного дома корреспондент «БИЗНЕС Online» встретил и 44-летнюю Регину Галимову, мать погибшей выпускницы Самарского медуниверситета, 24-летней Марии Галимовой. По профессии женщина медсестра, так что дочь пошла по стопам матери. «Диплом врача [получила], врач — лечебник, хотела в ординатуре потом продолжить учебу, реаниматологом хотела стать, — со слезами на глазах рассказала Регина. — Она мне сказала уже: „Я, мам, все прошла, поступила, мне сказали, что я поступила. У меня просто в сентябре будут документы уже“. У нее договор был с больницей, вот где она практику проходила».

Женщина показала журналистам на своем телефоне последние сообщения от дочери: «Савалеево проехали» и «Светлое озеро проехали». Сообщение самой матери «я на остановке стою» навсегда осталось без ответа. «Я уже выехала ее встречать около Заинска, чтобы доехать до дома, — вспоминает злополучную ночь мать погибшей девушки. — До этого говорила: „Проехали Акташ“. После Акташа я не засекала... Савалеево проехали в 00:20. Светлое озеро проехали в 00:26. За 6 минут они проехали из Савалеево до Светлого озера. Больше 100 километров в час, получается. Где-то 90... Были люди, видели, как он объезжал вот этот „КАМАЗ“ и зацепился. Они бешено гоняют. Потому что этот же автобус ждала моя знакомая. Она должна была ехать обратно, она должна была ехать из Заинска до Ижевска. Она ждала этот автобус, но не поехала. Один раз было такое, что так бешено [ехали]. Я уже, говорит, глаза закрывала, лишь бы ничего не видеть, как они гоняют, эти автобусы. Этот же маршрут был. И когда я тоже ехала, я старалась впереди сидеть и всегда им говорила: „Пожалуйста, езжайте потише“. Иногда реагировали, иногда нет».

По описанию Галимовой, Мария сидела не впереди салона, а в середине. «Те, кто спаслись, рассказали мне немножко. Она готовилась к выходу уже, как раз дошла до середины, держалась за поручни, — рассказала женщина. — Потом, когда уже автобус стукнулся, она упала, и на нее сверху высыпались чемоданы или сумки, не знаю. Она потеряла сознание. Она вообще не могла выйти».

В момент взрыва автобуса с дочерью мать находилась примерно за 9 км от места трагедии, она издалека увидела зарево.

«Я как раз вот сидела в машине и все видела. Позвонила, чтобы вызвать [спасателей]. „112“, что ли, я набрала. И сказала: „Там что-то взорвалось — машина или автобус“. Мне показалось автобус, потому что он выехал, повернулся, и видно было, что длинное это. Потом я на бешеной скорости подъехала туда. Хотела зайти уже, но все бесполезно. Я [на расстоянии] пяти метров подошла. Огонь уже колыхал, вышел... больше ничего не смогла сделать. Я с мужем была, он вообще туда уже залезал. Я его выталкивала оттуда».

В первые минуты мать все еще надеялась на чудо. «Я увидела сразу водителя, он мне сказал: „Может быть, она жива“, — добавила она. — Мне сказали, что вышла. Я побежала по полю, начала искать. Нашла одну женщину, быстрее крикнула, пощупала ее — она, вроде бы, ничего... Сотрясение было только и шок у нее... Он [водитель] просто сказал: „Извините, что я не смог спасти“. Просто извинялся. Виноват, не виноват — не говорил».

В тот же день убитая горем мать узнала, что ее дочери нет в живых. «Я не верила, я думала, что она вылетела, — сказала она. — Когда уже все убрали... Я целый день... У меня подруги, друзья приехали из Альметьевска. Мы с ними все огороды перерыли, думали, может быть, в шоковом состоянии там лежит или как... Все не верила до сегодняшнего дня. И до сих пор не верю... Не знаю, ее, судьбу [виню]. Так уж получилось. Водителя виню, потому что они гнали».

О том, что автобус двигался ночью на огромной скорости, сообщила и супруга погибшего в автобусе профессора, доктора физико-математических наук, специалиста по моделированию ракетных двигателей Али Алиева. «Самое для нас неприятное сейчас — оказывается, что автобус ехал на очень высокой скорости, рассказала KazanFirst.ru супруга погибшего. — Мы с родственниками приблизительно прикинули. Получается, что автобус ехал с очень большим временным опережением примерно на три часа. Это ж с какой такой скоростью надо двигаться на ночной трассе, чтобы нагнать три часа? То есть у нашего автобуса время прибытия было 6:50. Но если брать место происшествия в Заинске, то в этой точке они были в 0:34. А от этого места до Ижевска автобусной скоростью можно доехать за три часа».

В поддержку версии о нарушении автобусом скоростного режима женщина привела свой диалог с мужем, который отправился в Самару в командировку и вместо назначенного времени прибытия, 8:00, был в городе уже в 5:00. «Муж мне отзвонился, сказал, что приехал. Я тогда очень сильно удивилась, как быстро он приехал», — вспомнила супруга погибшего.

«В СОЗНАНИЕ Я ПРИШЕЛ ТОЛЬКО В СКОРОЙ ПОМОЩИ»

Корреспонденту «БИЗНЕС Online» в челнинской БСМП удалось побеседовать с Юриком Симоняном — одним из троих пострадавших, находящихся на данный момент здесь на лечении. Двое остальных от общения с прессой категорически отказались.

В отделение травматологии 27-летнего Симоняна перевезли вчера утром из Заинской ЦРБ. Живет он в Набережных Челнах, а в Самару ездил в гости к своим родным. Самого момента аварии он не помнит, а спасло его, по его собственным словам, то, что его место находилось в задней части автобуса с правой стороны, на которую затем и завалилось затем транспортное средство. Его просто выбросило из охваченного огнем автобуса — по-видимому, взрывной волной.

У него травмирована голова, правая рука в локтевом суставе и спина. В БСМП ему сделали перевязки, обезболивающие уколы и в ближайшее время будут делать УЗИ, чтобы поставить диагноз.

«Я глаза открыл, только когда уже лежал на улице, на асфальте. В момент аварии я спал, — тяжело дыша и превозмогая боль, рассказал Симонян корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — В сознание я пришел только в скорой помощи, только там начал соображать, что и как произошло. Знаю только, что был сильный удар и взрыв».

В БОЛЬНИЦАХ ОСТАЮТСЯ 9 ПОСТРАДАВШИХ

Как сообщил сегодня корреспонденту «БИЗНЕС Online» министр здравоохранения РТ Адель Вафин, на сегодня в больницах республики находятся 9 пострадавших — по трое в РКБ, Альметьевске и Челнах. Состояние пятерых оценивается как тяжелое. В частности, в РКБ перевезли пассажиров, получивших ожоги до 25% поверхности тела. Еще двое «тяжелых» в медсанчасти ПАО «Татнефть» в Альметьевске.

Есть и хорошие новости. «Мы ожидаем перевод двоих пострадавших в отделения стационара ввиду стабилизации и положительной динамики», — заметил министр в разговоре с «БИЗНЕС Online».

Пассажиры автобуса после ДТП получили различные сочетанные травмы — повреждения головы, конечностей, груди, спины, травмы ушибы позвоночника, открытые черепно-мозговые травмы, ушиб головного мозга, ушиб грудной клетки и внутренних органов. По оценке министра, после ДТП эвакуация была проведена в максимально сжатые сроки силами и средствами станции скорой помощи Набережных Челнов, Альметьевска, Заинской больницы. Кроме того, были задействованы силы и средства республиканского центра медицины катастроф. Помимо этого, понадобились специальные меры для срочной доставки в РКБ одного из пациентов. «Было принято решение направить санитарный вертолет с медицинским модулем для того, чтобы пострадавшего в наиболее тяжелом состоянии, который был в БСМП, доставить в ожоговый центр РКБ, — рассказал Вафин. — Он был доставлен на аппарате искусственной вентиляции легких, полный объем медицинских леченых манипуляций в БСМП позволил экстубировать больного — он сейчас на самостоятельном дыхании».


«КОНЕЧНО, МЫ ОЖИДАЕМ ПРОВЕРКИ, ВСЕГДА ПОСЛЕ ТАКИХ СОБЫТИЙ ОНИ НАЧИНАЮТСЯ»

Пассажиры несчастливого рейса компании АО «Евразийская корпорация автовокзалов» были застрахованы в АО «Согаз». Вчера компания поспешила сообщить, что все пострадавшие и семьи погибших в заинском ДТП смогут получить положенные им компенсации. Страховая выплата в случае смерти в результате ДТП составляет 2,025 млн рублей за каждого погибшего пассажира автобуса. Число жертв страшной аварии на данный момент, напомним, составляет 14 человек.

Получившие травмы и другой ущерб своему здоровью смогут получить компенсации в зависимости от причиненного вреда. «Все, кто проходит в настоящее время лечение, могут обратиться за выплатой после выздоровления», — отмечает компания. Для этого необходимо предоставить страховой компании документ, удостоверяющий личность, заявление на выплату (заполняется в офисе «Согаза»), документ от перевозчика о происшествии, документы из медучреждения с указанием характера полученных травм, диагноза и продолжительности лечения, а также банковские реквизиты для перечисления страховой выплаты. Ущерб имуществу тоже компенсируется, однако сумма компенсации не превысит 23 тыс. рублей.

Министерство социальной защиты РТ также распространяет сообщение по поводу получения компенсаций от республиканских властей. «Оформление документов для получения материальной помощи в соответствии с решением правительства РТ осуществляется органами социальной защиты по месту нахождения потерпевших, — говорится в уведомлении. — Родственники погибших могут оформить документы непосредственно в здании судмедэкспертизы по адресу: Казань, улица Сибирский тракт, 31а».

Опрошенные «БИЗНЕС Online» компании, занимающиеся пассажирскими перевозками после трагедии под Заинском, ожидают ужесточения проверок и контрольных мероприятий. «Конечно, мы ожидаем проверки, всегда после таких событий они начинаются, — рассказала изданию заместитель генерального директора ООО „Буревестник“ Резеда Валиева. — У нас все в порядке. Работаем согласно закону. Любые документы готовы предоставить».

Ленар Габдурахманов: «Предварительно мы учитываем два момента — это вероятное утомленное состояние водителя автобуса и то, что водитель „КАМАЗа“, который буксировал транспортное средство, не предпринял все меры, согласно ПДД, для обозначения этого транссредства»Фото: «БИЗНЕС Online»

ВЗРЫВ ПОД ЗАИНСКОМ: А БЫЛО ЛИ РАЗРЕШЕНИЕ НА ПЕРЕВОЗКУ ДЕТЕЙ?

Тем временем сами следователи продолжают восстанавливать картину произошедшего. С этой целью сотрудники следственного комитета РФ по РТ распространили сообщение: «Просим отозваться лиц, ставших очевидцами ДТП, произошедшего примерно в 0:30 2 июля 2017 года на 51-м километре автодороги „Набережные Челны — Заинск — Альметьевск“ с рейсовым автобусом Neoplan 321 с государственным регистрационным номером ВС 263RUS, а также лиц, проезжавших по указанному участку автодороги в обоих направлениях в период времени с 0:00 до 0:40, в том числе на автомашинах, оборудованных средствами видеофиксации. Обращаться по телефонам: (843) 221-74-21, (855-58) 7-18-65».

Напомним, по делу, возбужденному следственным комитетом по ст. 238 ч. 3 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшие смерть двух и более лиц») накануне была задержана генеральный директор АО «Евразийская корпорация автовокзалов» Оксана Никитина. Предполагается, что завтра следователи обратятся в суд с ходатайством об избрании меры пресечения в отношении Никитиной. Пока это единственный фигурант дела.

Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» старший помощник руководителя следственного комитета РФ по РТ Андрей Шептицкий, по версии следствия, у АО «Евразийская корпорация автовокзалов» не было права на перевозку детей. «Водители должны были сменять друг друга каждые четыре часа, но этого также не было. Выясняется сейчас, мог ли автобус совершать междугородние перевозки», — заметил собеседник издания.

По второму делу, по ст. 264 ч. 5 («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц») допрошен и задержан водитель «КАМАЗа», буксировавший MAN, в которых врезался автобус. Не исключено, что в ближайшее время в отношении него будет избрана мера пресечения.

Находившийся за рулем водитель автобуса 56-летний Александр Ижмуков сегодня утром еще находился в палате интенсивной терапии. «Состояние тяжелое, но стабильное, — сказал о нем министр здравоохранения РТ Адель Вафин. — Наблюдается положительная динамика, и его в последующем переведут в отделение стационара». После этого с ним смогут пообщаться следователи. К слову, по словам очевидцев, вел мужчина себя героически — он до последнего вытаскивал из горящего автобуса людей через разбитое лобовое стекло.

Авария произошла недалеко от того места, где дорога сужается в две полосы, так что у водителя автобуса был резон пойти на обгон медленного автопоезда — на «двухполоске» сделать это он бы не смог / Фото: «БИЗНЕC Online»

Второй водитель автобуса, который отдыхал по время ДТП, поступил в больницу Альметьевска в состоянии средней степени тяжести. Это позволило следователям забрать его из больницы на допрос.

Любопытную деталь сегодня по итогам совещания по поводу ДТП в Заинске корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал начальник ГИБДД по РТ Ленар Габдурахманов. С его слов, автобус АО «Евразийская корпорация автовокзалов» передало в субаренду АО «Автовокзалы Удмуртии». «Автобус арендовали ижевские автовокзалы, и он ездил по этому маршруту», — заметил собеседник издания.

Отметим, в Удмуртии есть крупнейшее предприятие, которое занимается автоперевозками с названием «Автовокзалы Удмуртии». По данным справочного сервиса «Контур-Фокус», генеральный директор общества — Сергей Зайнуллин. В списке аффилированных предприятия указано, что 100% владеет ООО «Региональная транспортная компания», которая находится в собственности Виктора Хорошавцева.

По словам Габдурахманова, основная версия причин трагедии остается прежней, в ее основе лежат два предположения — об утомлении и ослаблении внимания водителя автобуса и не включенной аварийной сигнализации водителем буксирующего транспортного средства. Собеседник издания добавил, что окончательные причины будут представлены завтра, после заседания правительственной комиссии по итогам трагедии, которое начнется в 8:30. На комиссии ожидается выступление заместителя начальника ГУОБДД МВД России Сергея Добрякова и замруководителя Ространснадзора РФ. «По итогам работы комиссии будет на 100 процентов ясна причина ДТП», — заверил начальник ГИБДД по РТ.

Напомним, что ночью второго июля в 0:40 под Заинском рейсовый пассажирский автобус Neoplan, следовавший из Самары в Ижевск, въехал в грузовой автомобиль MAN, который на жесткой сцепке буксировал «КАМАЗ». ДТП произошло на участке, где по две полосы для движения в каждом направлении и между ними пролегает разделительная полоса.

Источники «БИЗНЕС Online» обращают внимание, что авария произошла недалеко от того места, где дорога сужается, и четыре полосы сходятся в две, так что у водителя автобуса был резон пойти на обгон медленного автопоезда — на «двухполоске» сделать это он бы не смог. При этом знака «обгон запрещен» и ограничения скорости до 70 км/ час он либо не разглядел, либо пошел на нарушение. Водитель же «КАМАЗа» мог в этот момент начать маневр вбок, готовясь к сужению трассы.

Так или иначе, в результате MAN «бортанул» автобус, топливный бак которого почти до краев залитый соляркой, взорвался. В горящем состоянии Neoplan проехал 50 м и после того как слетело правое колесо, опрокинулся на правую сторону.

Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что трагедии можно было бы избежать, если бы участок дороги, где произошло ДТП, был освещен Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что трагедии можно было бы избежать, если бы участок дороги, где произошло ДТП, был освещен Фото: mchs.tatarstan.ru

«ОСВЕЩЕНИЕ — ЭТО БОЛЬШАЯ БЕДА У НАС, КОГДА НИ ЧЕРТА НЕ ВИДНО, ТОЛЬКО ПО ФАРАМ ПРИХОДИТСЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что трагедии можно было бы избежать, если бы участок дороги, где произошло ДТП, был освещен.

Рамиль Хайруллин, представитель федерации автовладельцев России (ФАР) в РТ:

— Если они двигались в одном направлении, то отсутствие освещения, конечно, могло сыграть роль. Освещение — это большая беда у нас. Очень плохо освещены участки дорог у нас, фактически загородные дороги не освещены. Это огромная проблема, у нас вообще никакого освещения нет. В городе еще нормально, за город выезжаешь — полная непроглядность.

Когда ни черта не видно, только по фарам приходится ориентироваться, краев дороги не видно ни слева, ни справа. Разметки ведь у нас еще нет никакой — вот беда. Отражалась бы от фар еще разметка — какие-то границы еще бы были видны. Но у нас ведь часто и этого нет. Так что в этом есть опасность.

Так что, если осветить дороги, число жертв на них уменьшится. И комфортнее ездить станет. В светлое время суток, когда все видно, вы себя на дороге ведете по-другому. Письма в правительство по этому поводу мы не писали, только вот в СМИ я вопрос поднимал. Я выдвигал версию, что опасно ездить в темноте. В правительстве же все дело всегда в финансы упирается. Согласен, это дорого. Но, мне кажется, лучше сделать один раз и навсегда, а потом забыть про эту проблему, чем вот так получать жертвы.

Эмиль Гатауллин, юрист:

— На кого может лечь ответственность? На водителей и их непосредственное начальство, тех, кто регламентировал их работу и организовывал перевозку. Потому что они (руководители) всегда ответственность несут за нарушения своих подчиненных. Если усталый человек вышел в рейс, если он нарушает трудовую дисциплину, значит, начальник тоже несет ответственность в виде халатности хотя бы.

Будут ли усиливаться меры безопасности? Начнутся кампании примерно на два месяца, а потом все закончится, утихнет, забудется. Но ни к чему это не приведет по факту. Потому что для этого нужно социально-политические изменения производить. Люди мало получают, за свои копейки они спустя рукава работают, устают и действительно не могут за всем следить. Копейки же люди получают. Проверки ни к чему не приведут, все равно люди будут безответственно относиться к тому, что они делают, потому что они не получают достойную оплату труда.

Что сейчас следует предпринять, чтобы такая трагедия не повторилась? Повысить зарплату, установить справедливость. Чтобы все получали достойную зарплату, могли себя содержать и свою семью. Понимать, что, потеряв выгодное место, потеряют и высокую зарплату.