.... Накануне прошли публичные слушания по материалам оценки экологического воздействия строительства ВСМ Москва — Казань
Максим Тимофеев

«НИ ОДНОЙ ПТИЦЫ НЕ ПОГИБНЕТ?! ЭТО НЕПРАВДА!»

Накануне в зеленодольском ДК им. Горького прошли публичные слушания по материалам оценки экологического воздействия строительства ВСМ Москва — Казань. По территории Зеленодольского района должны пройти 29,2 км трассы, из которых под 22 км планируется вырубить 150 тыс. деревьев.

«Эта цифра очень примерная», — сказала специалист «Мосгипротранса» Ольга Дугинова, уточнив, что предусмотрена компенсационная высадка — из расчета один к одному. Но и высадка деревьев будет уже не в пределах трассы, а в других местах.

«Офигеть можно!» — не сдержался от эмоций сидевший позади корреспондента молодой человек от количества сносимых деревьев. Да и в целом большинство участников обсуждения, а таких в зале на примерно 300 мест было немного — около 30 человек, — пребывали в легком шоке от услышанного.

Например, в Казани высадку зеленых насаждений проведут из расчета «три новых дерева за одно снесенное». Пустить под бензопилу в столице РТ планируют 54,7 тыс. деревьев, а высадить — 164,4 тысячи. Это при том, что в пределах Казани протяженность трассы составит 18,5 километров.

«Тут не нужно быть биологом, любое вмешательство в природу не может пройти бесследно», — сказала бывшая телеведущая телекомпании «Зеленый Дол» Наталья Фролова и сделала упор на том, что птицы из-за исчезновения деревьев не смогут гнездиться, начнется гибель и пернатых.

«Не погибнет ни одной птицы, — уверенно сказала Дугинова, уточнив, что в качестве компенсации по ведению работ на реке Сумке в Волгу выпустят 10 кг малька, скорее всего, это будет стерлядь. — Я, конечно же, согласна, что любое строительство наносит некий вред, но если мы не будем ничего строить, то мы останемся в каменном веке! Поэтому в данном проекте предусмотрен ряд природоохранных мероприятий, которые минимизируют воздействие. Я не утверждаю, что все будет идеально!»

Директор технического департамента «Скоростных магистралей» Юрий Котлов лишь добавил: период стройработ ограничен периодом гнездования птиц, нереста, вегетации, а также длинной зимой.

«Ни одной птицы не погибнет?! Это неправда! — возмутилась Фролова и попросила точные расчеты ущерба. — То, что предусмотрено природоохраной, — это общие слова». Котлов лишь сообщил, что расчеты ущерба есть (как количественные, так и финансовые), но с собой их у него не оказалось.


ЭСТАКАДЫ, ДВА МОСТА, 15 «ЛОКАЛЬНЫХ И НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫХ» ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ И 7 ЗОН АКУСТИЧЕСКОГО ДИСКОМФОРТА

Земляные работы в пределах Зеленодольского района составят 2 млн. куб. метров. Будет 10 эстакад общей протяженностью 7 км (в Казани пять, но такой же протяженности), два моста (один через реку Сумку). Трасса проходит по территории Айши, поселка Новопольского, Октябрьского, пгт Васильево и города Зеленодольска, а также затрагивает садоводческие товарищества — «Полянка» и «Колос-2».

Также Дугинова подчеркнула, что в границы полосы отвода существующая жилая застройка не попадает, сноса домов не предусмотрено — минимальное расстояние от границ жилой застройки до трассы составляет 65 метров.

«Вы говорите, что минимальное расстояние — 65 метров, но в общественной приемной на вокзале в Казани мне сообщили, что мой дом попадает в 60-метровую зону, — сказала жительница Сафоново. — Я беспокоюсь за своих детей, за воздух, которым они будут дышать. Получается, что во время строительства мы будем травиться этими газами? Компенсация будет нам за это? Нас куда-то переселят? Какое расстояние должно быть?»

Дугинова пояснила, что ВСМ не является источником воздействия на атмосферный воздух (линия электрифицирована, коптящие дизель-электровозы там ходить не будут). А вот в период строительства рабочим запрещается сжигать отходы, древесину, перевозить стройматериалы без тента. Требуется увлажнять стройматериалы, проводить техобслуживание техники и оборудования. Во время строительства в воздух попадет как минимум 15 загрязняющих веществ, но загрязнение прогнозируется как локальное и незначительное.

В зону акустического дискомфорта ВСМ попадают Айша, Сафоново, СНТ «Колос-2» и «Полянка», Новочувашский, Октябрьский, а также санаторий «Обсерватория»
Чтобы увеличить, нажмите

По земельному вопросу Котлов сообщил, что есть территория строительства — это полоса отвода, а есть санитарно-защитная зона, из которой по желанию планируется расселение. «Не все же захотят», — сказал Котлов и предложил с точностью до метра рассчитать дом жительницы Сафонова от ВСМ.

— Между ВСМ и непосредственно населенным пунктом расположена автомобильная дорога, — сделал специалист-акустик Валерий Светлов намек на то, что шум уже есть. Он же сообщил, что будут проведены мероприятия, которые минимизируют шум от строительства ВСМ.

— Я знаю, много лет связана со стройкой и прекрасно знаю, что ничего соблюдаться не будет, — заявила участница обсуждения.

— Для этого есть надзорные органы, — развел руками Светлов. — Я не знаю, как в вашей республике, но в тех районах, где работал я, Роспотребнадзор реагирует на это. Уровень стройки и уровень отношения к ней будет несомненно выше, в том числе со стороны Роспотребнадзора. Тут еще от местных жителей зависит, как они будут информировать о возможных нарушениях.

Так или иначе, в зону акустического дискомфорта ВСМ попадают Айша, Сафоново, СНТ «Колос-2» и «Полянка», Новочувашский, Октябрьский, а также санаторий «Обсерватория». Но, как обещали разработчики, для снижения шума вдоль магистрали на всем ее протяжении появятся защитные экраны.

Прогнозируемый годовой пассажиропоток на магистрали должен составить 24,8 млн. человек, количество пар поездов в сутки при максимальной загрузке — 83 штуки. Вместимость одного поезда — это 700 пассажиров (что сопоставимо с вместимостью двух «Боингов»). Цена билета стартует от 3 тыс. рублей (пока расчет сделан по 4 рубля за километр), всего в поезде четыре класса комфортности.

Три состава будут курсировать со скоростью 360 км/ч между Нижним Новгородом и Казанью, 39 поездов между Москвой и Казанью, 17 — между Москвой и Нижним Новгородом. Со скоростью 200 км/ч будут ходить региональные поезда между Москвой и Владимиром (6 штук), четыре — между Владимиром и Нижним Новгородом, еще столько же между Нижним и Кстово. Также со скоростью 200 км/ч будут ходить два поезда между Нижним Новгородом и Казанью. Кроме того, из Москвы в Казань в сутки будут ходить по 8 почтово-багажных поездов.

.... Проектанты не исключают, что к общественности еще придется обратиться в случае внесения каких-то резких изменений в проект
Фото: Максим Тимофеев

«МЫ ЗНАЕМ, КАК СТРОИТЕЛИ РАБОТАЮТ, ОНИ УНИЧТОЖАЮТ ВСЕ»

Проектанты сообщили, что в рамках проведенных инженерно-экологических изысканий редкие охраняемые виды растений в месте прохождения трассы не обнаружены. Особо ценных исторических, палеонтологических объектов также нет.

— Трасса идет по лесному массиву, мы там отдыхаем, но, если по лесу пустят дорогу, его уничтожат, — не соглашался пенсионер Александр Журавлев. — Там уже проходит объездная, железная дорога на Йошкар-Олу, да еще высокоскоростная пройдет. От леса так ничего не останется. Говорят, что нормы какие-то, но когда начнется строительство... Мы знаем, как строители работают, они уничтожают все, что положено и не положено. По лесу проложены дороги, по которым можно добраться до марийских деревень. Ни они к нам не попадут, ни мы к ним. Этот вопрос продумывается?

— Что касается дорог к деревням, через просеки, — сказал Котлов. — До 30 процентов трассы проходит по эстакадам, под эстакадами есть свободный проезд, проход. Предусмотрены переходы для зверей. У нас сегодня начиная от Москвы все субъекты Федерации двигались вперед в плане реализации природоохранного законодательства. И если посмотреть чисто внешне, то вообще нельзя строить ни дороги, ни другие объекты. Но есть требования законодательства, которые при определенных условиях позволяют это делать с минимальным воздействием на природу.

Карта-схема распространения шума с установленными шумозащитными экранами (ночное время)Чтобы увеличить, нажмите

Вдоль трассы планируется установка на воздушных ЛЭП птицезащитных устройств, ограждение трассы от зверей и людей. В планах строительство экопереходов для животных на участках прохождения миграционных путей. Объявляется запрет на технологии, которые могут вызвать массовую гибель животных.

«На эстакадах ограждать нечего, поезд на высоте 15 - 20 метров, — уточнил Котлов. — А на земляном полотне сплошное ограждение». К слову, разработчики сообщили, что именно выбор в пользу эстакад значительно увеличил стоимость строительства ВСМ.

Эстакады — это пролетные строения, железобетонные балки длиной более 30 метров, которые будут производиться на 18 полигонах, а затем поставляться к месту строительства. Скорость установки — два-три пролета в день.

На участках, где скорость движения менее 200 км/ч, намерены укладывать пути на балласте (покрытие на щебне, похожее на существующие железные дороги). Для участков со скоростями до 400 км/ч будут использовать безбалластную технологию, в основе которой мощное бетонное основание.


ПЛАНОВЫЙ СРОК СТРОИТЕЛЬСТВА ДО 2020 ГОДА, ДОГОВОР О КОНЦЕССИИ И РАБОЧИЕ ИЗ РЕГИОНОВ

В этом году ОАО «Скоростные магистрали» планирует завершить госэкспертизу всей проектной документации с проведением технологического и ценового аудита (аудитор — компания Ernst&Young). Пока заключение по проектной документации есть только на участок от Москвы до Нижнего Новгорода, на днях начнется экспертиза по участку от Нижнего до Казани. Общественные слушания в Зеленодольске и Казани (они пройдут сегодня) станут последними, перед тем как проект поступит на окончательную экспертизу. Проектанты не исключают, что к общественности еще придется обратиться в случае внесения каких-то резких изменений в проект.

Плановый срок строительства — четыре года, по задумке еще не начатые работы должны завершить в 2020 году. «Район является технически сложным, своего рода уникальным, — сказал о Котлов. — Все основные технические решения требовали детальной проработки, анализа, обсуждения. Только потом принимались окончательные решения. Наши изыскатели столкнулись с определенными трудностями еще на этапе разработки — это карсты начиная от Владимира, крупные реки».

Для борьбы со слабыми грунтами (а они есть в районе существующей железной дороги Казань — Йошкар-Ола, там поезда обычно сбавляют скорость) по проекту запланирована замена слабого грунта, заполнение карстовых полостей цементным раствором.

Проектировщики не смогли ответить на вопрос сотрудника учебно-научной лаборатории оптимизации водных экосистем КФУ Надежды Асановой о том, какие конкретно строительные организации будут принимать участие в строительстве.


«Проект будет реализовываться по закону о концессии, у нас будет концессия, которая длительное время [в сфере железнодорожного строительства] не применялось в России. С царских времен», — сказал Котлов.

В среднем на строительстве будет 10 - 15% специалистов, которые переходят со стройки на стройку, остальные — из регионов, где пройдет магистраль. «Как распределятся наши строительные тресты, не могу сейчас сказать, — сообщил глава технического департамента. — Не нам поручено, мы за проектирование отвечаем».

Интересно, экономический эффект от строительства магистрали для Татарстана составит 345 млрд. рублей (меньше только у Чувашии со 180,6 млрд. рублей). Больше всего эффект ожидается для Нижнего Новгорода и Москвы.

Сегодня в 16:00 аналогичные слушания по проекту ВСМ пройдут в НКЦ «Казань».