Пока же падение продаж продолжается, даже несмотря на приближение строительного сезона, и за 2016 год, согласно исследованию РБК, в реальном выражении составляет 7,6%. В этом контексте особенно любопытно наблюдать за уверенными темпами восстановления рынка шифера. 

Выпуск шифера в январе – марте 2017-го увеличился на 10,7% к аналогичному периоду прошлого года*. Объем выпущенной продукции составил 118, 8 млн. условных плиток, при этом средняя цена за 1 тыс. условных плиток в марте достигла 9140 рублей, что на 7,8% меньше, чем в феврале. Таким образом, шифер становится еще более доступным, а значит, в перспективе очень востребованным кровельным материалом.

Монтаж кровли из окрашенного шифераФото из архива комбината «Волна»

Такому повороту событий предшествовало длительное падение объемов производства шифера в связи с резким снижением спроса. Проводимая в 90-е годы агрессивная политика мировых производителей металлочерепицы и полимерных кровельных материалов привела к тому, что шифер потерял существенную долю рынка. Спланировав масштабную экспансию на рынок СНГ, конкуренты дискредитировали шифер по всем каналам.

Однако положительную роль в поддержке производителей сыграл тот факт, что российский шифер производится из хризотилцемента — смеси портландцемента, воды и хризотила, природного материала, имеющего особую волокнистую структуру, за которую его прозвали в народе «горный лен». Многочисленные исследования подтвердили безопасность этой разновидности асбеста для здоровья людей, но за годы мощной антиасбестовой кампании в сознании потребителей укоренились навязанные стереотипы, продолжающие работать в пользу производителей других кровельных материалов. Ситуацию усугубляет наличие жесткой конкуренции внутри рынка шифера, разрозненность отрасли и слишком большая разница в подходе компаний к производству и продажам.

По словам представителей Хризотиловой ассоциации, данные* являются «сводным результатом, так называемой средней температурой по больнице». «В реальности же часть предприятий — наиболее развитые в технологиях производства и продаж — оттянули на себя спрос и прирастают с большими темпами, чем вся отрасль. Поэтому говорить о расширении производства тоже пока не приходится — предприятия, которые теряют долю рынка, явно не планируют этого, а те, которые являются более успешными, пока загружают и те производственные мощности, которые стояли недогруженными при длительном, более 10 лет, падении спроса».

Пример применения шифера на нежилых объектахФото из архива комбината «Волна»

Как в любой отрасли, в производстве хризотилцемента есть предприятия-локомотивы, миссия которых связана с последовательным информированием потребителя о продукте, развитием рынка и продукта. В случае с шифером таким локомотивом стала Хризотиловая ассоциация, в которую вошли предприятия, готовые совместно работать на благо отрасли в целом, невзирая на неурядицы. В частности, были проведены исследования, которые помогли сформировать общую картину и ответить на основные вопросы: Как видят продукт потребители? Что их устраивает? Чего им не хватает?

В течение последних 20 лет были разработаны новые популярные продукты на основе хризотилцемента: окрашенный волновой шифер, мелкоразмерный и поэтому удобный в монтаже, различные виды цветных облицовочных плиток, которые способны составить конкуренцию керамограниту. Производственные алгоритмы и технологии адаптированы под новые задачи, процесс освоения новых ниш продолжается. На специализированный портал шифер.рф в 2016 году поступило 157 заявок на дилерство и порядка 60 запросов на покупку конечными потребителями. По данным Хризотиловой ассоциации, цветной/окрашенный шифер очень востребован в частном домостроении, широко используется при строительстве объектов социальной инфраструктуры и капитальном ремонте жилого фонда. 

Капитальный ремонт кровли жилого дома окрашенным шифером, Красноярский крайФото из архива комбината «Волна»

Несмотря на очевидные успехи производителей шифера, в перспективах отрасли остается много нерешенных задач. Так, у подавляющего большинства предприятий нет структуры дистрибуции. Продажи чаще всего осуществляются с помощью трейдеров, которые выбирают объемы производимой продукции и затем реализуют ее как на строительных рынках, так и на объектах жилищного строительства, на объектах, входящих в программы развития государственных структур. Таким образом, предприятия не всегда знают, куда после трейдеров продается продукт. 

Производителям еще предстоит выстроить крупную дилерскую сеть не только в России, но и в ближайших странах, где шифер очень востребован и имеет давнюю добрую славу — в Беларуси, Казахстане, на Кавказе. Этот шаг позволит массово обеспечивать потребителей недорогим, долговечным и современным кровельным материалом.