Впервые в истории казанского FM-вещания вместо классической радиостанции начинает вещать радио, рожденное для интернет-аудитории. Вместо одних «Вестей» появится «Искатель» — московское радио с мужскими увлечениями. Эксперты «БИЗНЕС Online» отмечают нишевость интернет-радио и говорят, что в данном случае ООО «Медиа-партнер», собственником которого является хозяин ТК «Эфир», может не платить за франшизу, а, наоборот, получать прибыль от «Искателя» за право вещания в первом для них «миллионнике».
«Медиа-партнер», собственником которого является Андрей Григорьев, запускает в Казани радио «Искатель»
ИНТЕРНЕТ КАК ВИТРИНА ДЛЯ ВЫХОДА НА БОЛЬШУЮ АУДИТОРИЮ
Радиостанция «Искатель» зазвучит в Казани в конце июня-начале июля. Старт нового радио «БИЗНЕС Online» подтвердила главный редактор федерального радиопроекта Екатерина Сундукова.
Мы уже писали о парадоксальной ситуации, которая случилась в казанском и челнинском FM-диапазоне после того, как ВГТРК запустила «Вести FM» на своих частотах. Напомним, ООО «Медиа-партнер», транслирующий «Вести» до этого, вынужден был сменить свой формат, дабы не дублировать одну и ту же станцию. Тогда многие участники медиарынка гадали: запустит ли хозяин компании и владелец «Эфира» Андрей Григорьев одну и ту же радиостанцию в Казани и в Челнах — или в каждом городе появится своя? И что это будет — сетевое партнерство или собственное вещание?
И вот интрига разрешилась. «Сотрудничество с „Вести FM“ закончилось. ВГТРК — прекрасный партнер, и мы получили хороший опыт, которым воспользуемся в своей дальнейшей работе», — рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» Венера Баговиева, директор ООО «Медиа-партнер» и радио «Искатель» в Казани. Радио «Искатель» появится на частоте 93.1 FM в Казани и на 90.2 FM, возможно, в Набережных Челнах. Причем Казань — это первый миллионник в арсенале немногочисленных городов вещания «Искателя».
«О том, что мы начнем вещать и в автограде, писать преждевременно, — оговорилась Сундукова. — В ближайшее время „Медиапартнер“ будет подавать документы в Роскомнадзор о смене формата своей станции». Сундукова утверждает, что инициатива партнерства принадлежит им — компания сделала предложение Григорьеву, который оказался «настоящим искателем» и заинтересовался форматом. Ему показалось, что такой проект можно эффективно финансово реализовывать в Казани и радио окажется востребованным.
А формат станции действительно необычный. Впервые в истории местного FM-вещания в Казани появляется сетевая станция, не представленная в московском или питерском FM-диапазоне. Мало того, изначально «Искатель» вещал только в интернете с января 2015 года и затем постепенно стал искать FM-партнеров в городах преимущественно северного региона страны — Горно-Алтайск, Ангарск, Иркутск, Сургут, Барнаул. Собственная частота у радиостанции есть только в Томске. «То, что мы начали вещать изначально в интернете, это было логично, — говорит Сундукова. — Нужно было создать сайт, контент, а потом предлагать формат городам. Интернет стал своеобразной витриной, где мы предлагали себя партнерам, которые запустили „Искателя“ на своих свободных или переформатированных частотах».
У самой Сундуковой 20 лет стажа в радийной отрасли, работала еще на «Pадио 101», 15 лет была ведущей «Нашего радио» и еще 5 лет — продюсером этой радиостанции. Идея создать собственное радио «Искатель» зародилась в 2013 году. Затем этот проект с помощью единомышленников воплотится в жизнь в 2015-м. Сундукова не стала отвечать на вопрос, кому принадлежит станция и кто за ней стоит. «Я не уполномочена называть этих людей, и это не мое нежелание. Скажем так, это независимые инвесторы, которые имеют отношение к медиа», — объяснила она. Однако, судя по данным в СМИ, инвестором «Искателя» выступает бывший топ-менеджер «Газпром-медиа» и «Национальной Медиа Группы» Владимир Ханумян. Радио «Искатель» зарегистрировано на компанию «Корделия-медиа», основным владельцем которой является ООО «Бианка-медиа». Гендиректор «Корделия-медиа» и учредитель «Бианка-медиа» Татьяна Бубенцова является бывшим учредителем и действующим гендиректором компании «Медиа логика», принадлежащей Ханумяну. Известно также, что 25% радиостанции принадлежит компании «Цифровое телевидение», в число активов которой входит и телеканал «Моя планета». ЦТВ планирует задействовать «Искателя» для совместных проектов со своим телеканалом, так как сходны и тематика, и аудитория.
«ИСКАТЕЛЬ» МОЖЕТ ОТДАТЬ ГРИГОРЬЕВУ ЧЕТЫРЕХ-ПЯТИ ЧАСОВ ВЕЩАНИЯ — ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ АППЕТИТОВ «МЕДИА-ПАРТНЕРА»
На сайте радиостанции заявлено, что оно ориентируется в первую очередь на мужскую аудиторию от 25 до 50 лет. Время между музыкальными и информационными программами делится примерно в соотношении 65/35. Музыкальный формат составляет российский рок и западная классика рока, а также российского городского шансона.
«Нам понравилась идея — сочетание музыки со смыслом, проверенной временем, и познавательных программ о людях, путешествиях, фактах истории страны и планеты, — говорит Баговиева. — В эфире звучат хиты — Высоцкий, Dire Straits, Визбор, Beatles. Редкое сочетание в наше время». Также в эфире — 8 информационных передач, где в формате радиоблога ведущие и путешественники рассказывают о географии России и других стран, истории, примечательных людях прошлого и современности. Среди ведущих — журналист Михаил Кожухов, историк и писатель Сергей Цветков и многие другие.
Еще одна особенность формата — отсутствие в эфире постоянного ведущего. «В этом нет никакой необходимости, — говорит Сундукова. — У нас 8 линеек программ, их озвучивают профессиональные актеры, которые, по сути, и выполняют роль ведущего. Плюс каждый час выходят новости, которые нам записывают коллеги из Барнаула».
По словам Сундуковой, помимо франшиз на вещание, «Искатель» все же делает серьезную ставку именно на интернет-аудиторию. По ее словам, именно там будут таиться основные прибыли медиа, и уже сейчас есть определенная схема монетизации проекта в сети. «Не могу сказать, что это те деньги, которые казались бы привлекательными с финансовой точки зрения. Но потихоньку будем увеличивать прибыль», — сказала она.
Что касается местного наполнения, то, в отличие от федеральных станций, у «Искателя» нет жестких ограничений. По словам Сундуковой, они могут предоставить регионам четыре-пять часов вещания как минимум. В зависимости от аппетитов «Медиа-партнера». Естественно, желательно, чтобы программы были выполнены в формате станции и рассказывали о истории родного города, края, интересных личностях и т. п.
«Я ВООБЩЕ УДИВЛЮСЬ, ЕСЛИ В ЭТОЙ ИСТОРИИ СУЩЕСТВУЕТ ФРАНШИЗА НА ВЕЩАНИЕ В ЕЕ КЛАССИЧЕСКОМ ВИДЕ»
Мы поинтересовались у экспертов «БИЗНЕС Online», насколько выбранный формат станции может быть удачным для Казани.
Борис Мазин — глава казанского филиала «Газпром медиа радио»:
— Представьте себе, мы делаем станцию о зверюшках — собачках, кошечках, енотах. Рассказываем интересные истории и ставим музыку. Она может быть любой: хоть романтические баллады, хоть западный рок. Кто-то будет слушать, кто-то нет. Это искусственная привязка. В случае с «Искателем» многое будет зависеть, насколько сильно окажется контентное сопровождение, насколько оно попадет в свою аудиторию. Любой радиопроект начинается прежде всего с осознания, на кого ты работаешь, если это коммерческий проект. Но и просто так станция может существовать. Я уверяю вас, я метроном запущу на радио, и найдется два-три человека в сутки, которые захотят именно этот метроном послушать! Что уж говорить обо всем остальном. Очень большое искусство — подбор музыки. Но в любом случае я только приветствую появление «Искателя». Чем больше различных радиостанций, тем лучше и интереснее.
Другое дело, что интернет-радиостанций тысячи, их любой человек может делать десятки. У меня есть несколько знакомых москвичей, у которых есть свои станции. У интернет-радиостанций низкие затраты, как и у онлайн-магазинов, поэтому там можно делать все что угодно. Но это все «тихие радости». Сколько у такой станции радиослушателей в сети? Ну 100, 200, 300, ну пусть 1000. Особого преимущества у такой станции не может быть перед обычным эфирным радио, а вот недостатков может быть предостаточно.
Марат Ибляминов — медиаэксперт:
— Приход «Искателя» в Казань — событие уникальное. Традиционно в России радиостанции появляются на FM, а потом создают интернет-вещание. На Западе все наоборот. Общая тенденция развития радиовещания ведет к тому, что радиостанций, которые удовлетворяли бы интересам широкого круга населения, уже нет. Я имею в виду станции, где на одной волне звучат и «Пионерская зорька», и «Ритмы зарубежной эстрады». Появляются более нишевые станции. Разделение форматов с годами будет все жестче. И сейчас, когда в Казани 33 радиостанции, рассчитывать, что появление новой захватит широкие массы, не приходится. Любая станция, которая сейчас появится, будет нишевой. А если она будет копировать существующие форматы, она окажется неинтересной.
Сегодня определение удачности или неудачности выбора формата не такое, как в 90-е годы или начале 2000-х. Вопрос состоит в том, насколько долго будет востребован выбранный формат на FM. Существуют вечные форматы — talk radio, классическая музыка, джаз... А все остальные — видоизменяющиеся. «Европа плюс» на заре своего вещания ставила и Modern Talking, и Сиси Кейч. Но сейчас вы там этого не услышите никогда. Станция трансформировалась, вкусы слушателей изменились. Вспомните, не так давно в Москве было радио Next с R&B форматом. Где она сейчас? Или в середине 90-х в Первопрестольной существовала очень популярная клубная станция «106 и 8». Ее тоже нет. Поэтому сложно сказать, удачный выбор «Искателя» или нет.
Я вообще удивлюсь, если в этой истории существует франшиза на вещание в ее классическом виде. Мое мнение такое, что сам интернет-вещатель должен приплачивать своим сетевым партнерам за то, что они дают возможность формирования так называемого федерального блока, который не перекрывается местным вещанием. А это уже позволяет переходить радиостанции на федеральные продажи рекламы. Соответственно, финансовая подпитка головной станции, вещающей в интернете, становится более существенной. Поэтому вести разговор о каких-то франшизах немного странно. В интернете станцию продать рекламодателю очень сложно. А тут приходишь — и кидаешь список городов вещания рекламодателю на стол. Дескать, я вещаю в таких-то городах и у меня такая-то аудитория.
Вячеслав Долгополов — соучредитель «ООО «Информационные системы» («БИМ-радио»):
— Нужно тестировать этот продукт, чтобы понять, удачный он или нет. Можно же набрать ингредиентов и сказать, что из них получится отличное блюдо. Пока человек не попробует, он не сможет определить его качество. Тем более Казань отличается от других городов своим менталитетом. Но то, что определенная публика будет слушать, это понятно. И я буду слушать! Бывает и так, что продукт может «не зайти» на аудиторию, но проходит 5 лет, и вот он поднимается в рейтингах. Такое было в Казани, например, с «Шансоном». Сейчас он в некоторых городах теряет аудиторию — то же может случиться и в Казани. То есть законченный продукт не может быть постоянно в топе, его нужно модернизировать. Но сравнивать интернет-станцию с классическим FM-радио я бы не стал. Аудитория у эфирного радио совсем другая.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.