Сегодня утром экспертный совет особой экономической зоны «Алабуга» одобрил проекты трех потенциальных резидентов на общую сумму инвестиций свыше 650 млн рублей Сегодня утром экспертный совет ОЭЗ «Алабуга» одобрил проекты трех потенциальных резидентов на общую сумму инвестиций свыше 650 млн. рублей

ПОДРЯДЧИК ИЛИ НОВЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ АВТОБУСОВ И СПЕЦТЕХНИКИ?

Сегодня утром экспертный совет особой экономической зоны «Алабуга» одобрил проекты трех потенциальных резидентов на общую сумму инвестиций свыше 650 млн. рублей. К слову, это было первое полностью открытое для журналистов заседание совета, которое прошло в Торгово-промышленной палате РТ. Как пояснил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы Михаил Миронов, впредь заседания экспертных советов, то есть предварительные рассмотрения проектов, после которых заявки идут уже в наблюдательный совет при президенте РТ Рустаме Минниханове, будут публичными. «Мы считаем, что это серьезное мероприятие и компании должны показывать свои параметры, представлять проекты не только экспертам, но и общественности», — пояснил причину такого решения Миронов. Сегодня в числе экспертов оказались глава ТПП по РТ Шамиль Агеев, замгендиректора по взаимодействию с инвесторами ОЭЗ «Алабуга» Рустем Зарипов, замминистра промышленности РТ Алмаз Хусаинов, председатель совета банковской ассоциации Татарстана Людмила Китайцева и директор дирекции кредитного анализа корпоративного бизнеса ПАО «АК БАРС» Банк Андрей Феоктистов.

Первым на суд экспертов предстала компания «СТ Алабуга» с проектом по производству пассажирских автомобилей, специальных и коммерческих авто по заказу Ford-Sollers. Как рассказал генеральный директор предприятия Сергей Лимонников, инвестором и учредителем компании является компания «СТ Нижегородец» (завод спецтехники «Нижегородец»), которая работает на российском рынке с 2006 года. В «Алабугу» производитель авто приходит по приглашению компании Ford-Sollers и планирует начать производство уже в июне этого года. Проектная мощность завода составит 2,3 тыс. машин в год, которую фирма планирует достичь в 2020 году. В свои первые полгода «СТ Алабуга» выпустит 880 авто. «Данное количество (2,3 тыс. авто в год — прим. ред.) было согласовано с холдингом Ford-Sollers, и мы будем увеличиваться. Уже сейчас производство СТ (в Нижнем Новгороде — прим. ред.) на 100 процентов загружено, и мы будем расти с увеличением производства на Ford-Sollers», — пояснил Лимонников, добавив, что в 2016 году Ford прирос по объемам выпуска на 40% и планы по 2017 году такие же.

Общая сумма инвестиций в проект составит 137,2 млн. рублей, при этом 10 млн. уже инвестировано в создание завода — на аренду помещения площадью 2,2 тыс. кв. метров. Одну четвертую часть инвестиций «СТ Алабуга» получит от своей материнской компании, оставшиеся деньги планирует получать постепенно от продаж собственной продукции.


По данным «Контур.Фокуса», ООО «СТ Алабуга» принадлежит пятерым физлицам, среди которых и сам Лимонников. Выручка компании по итогам 2015 года составила 3,2 млрд рублей (почти в два раза меньше, чем годом ранее), чистая прибыль — 38,2 млн. рублей. На сайте компании сообщают, что «СТ Нижегородец — одно из крупнейших российских предприятий по производству автобусов, грузового транспорта и спецтехники различного назначения на базе фургонов и шасси коммерческих автомобилей ведущих зарубежных (Ford, Iveco, Fiat, Mercedes-Benz) и отечественных (ГАЗ) марок.

«Для нас очень важно насыщать автомобильный кластер», — заметил Агеев. Тем не менее у экспертов появились вопросы по статусу компании. Начальник отдела экономического анализа и проектного управления минэкономики РТ Юлай Миннуллин заметил, что резиденты должны заниматься собственным производством, а не предоставлять услуги. По его мнению, в данном случае «СТ Алабуга» будет работать на подрядных условиях с Ford-Sollers. «Они являются партнером Ford. Они не производят какую-то самостоятельную единицу — они берут заготовки Ford и из них производят уже спецавтомобили, которые Ford сам не производит», — попытался ответить заместитель гендиректора по взаимодействию с инвесторами ОЭЗ «Алабуга» Зарипов, чем явно не удовлетворил представителя минэкономики РТ. Неутихающую дискуссию продолжил сам Лимонников: компания действительно будет производить авто по документации, разработанной вместе с инженерами Ford-Sollers, по договору подряда. Но все сложные виды продукции, такие как автомобиль скорой помощи, машины для спецслужб МВД, министерств обороны, — это разработки, которые по договору подряда не производятся, зато с ними справляется нижегородская компания. Таких специальных заказов, конечно, у компании будет не так много, а именно около 20% процентов в общем объеме производства.

«Вопрос для чего — чтобы у ОЭЗ не было проблем», — пояснил свою скрупулезность Миннуллин. Ведь стандарты федерального законодательства гласят, что резиденты «Алабуги» должны заниматься производством, а не предоставлением услуг. «Слишком много ревностных территорий, которые хотят, чтобы не совсем все получалось», — поддержал аккуратность чиновника из минэкономики Агеев. Но Лимонников в очередной раз заверил: «Мы будем работать как по договору подряда, оказывая услуги, так и, выпуская по собственному одобрению, собственные машины». Такое объяснение явно успокоило присутствующих, после чего члены экспертного совета одобрили проект нижегородцев.

Шамиль Агеев Шамиль Агеев: «Слишком много ревностных территорий, которые хотят, чтобы не совсем все получалось»

СТЕКЛОШАРИКИ ИЗ БЕЛОРУССИИ С ПОЛЬСКИМИ КОРНЯМИ

ООО «СТиМ-Алабуга» начнет производить в ОЭЗ светоотражающие стеклошарики — компоненты для дорожной разметки, благодаря которой она становится светоотражающей. Как рассказал гендиректор предприятия Сергей Черненко, компания вложит в строительство завода 222 млн. рублей из собственных средств, 87 млн. из которых пойдут на закупку оборудования, 109 млн. рублей — на строительно-монтажные работы и 4,7 млн. — на проектно-изыскательские. «Это достаточно крупная компания. Можете обратить внимание, что по Казани, по трассе М7 все машины, которые наносят дорожные разметки, имеют их логотип», — заметил в свою очередь Зарипов.


Судя по «Контур.Фокусу», 100-процентный учредитель ООО «СТиМ-Алабуга» — Олег Цидилин. Он также является гендиректором ООО «СТиМ» («Строительная техника и материалы»). По сайту компании можно сделать вывод, что она занимается производством не только материалов для дорожной разметки, но и техники для аналогичной работы. На рынке она работает с 1998 года, а головной офис находится в Беларуси. 100% компании принадлежит АО «Производственно-бытовое предприятие дорожных дел», локализованному в Польше.

«Когда я был в Новой Зеландии, заметил, когда темно: все дороги сделаны этими стеклошариками, это влияет на аварийность. Приезжаешь, а у нас здесь непаханое поле. Другое дело, что у вас здесь есть конкуренты», — не смог не заметить Агеев. «Мы выпускаем материалы дорожной разметки, весь спектр и технику», — отбился Черненко, явно намекая на то, что для них конкурентов не существует.

«Не будет ли дефицитным сырье?» — поинтересовался Миннуллин. К слову, стеклошарики делают из стекловолокна (комплексная нить из стекла, которая не бьется, не ломается и легко гнется без разрушения). Черненко заверил, что сырье поставляется из России и каких-либо проблем с этим быть не должно. К слову, и в самой «Алабуге» работает одно из крупнейших российских производств ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно».

Андрей Феоктистов и Людмила Китайцева Андрей Феоктистов и Людмила Китайцева

ЗАЩИТА РАСТЕНИЙ НА КИТАЙСКОМ ОБОРУДОВАНИИ

Гендиректор ООО «Агрусхим Алабуга» Александр Петелин представил проект завода по выпуску средств защиты растений от болезней, вредителей и сорной растительности мощностью 5,7 тыс. тонн в год. Учредителем елабужской компании является московский «СоюзАгрохим», который уже сегодня продает 72 вида пестицидов для сельхозпроизводителей. В 2016 году выручка компании составила 1,7 млрд. рублей. База данных для проверки контрагентов «Контур.Фокус» утверждает, что выручка по итогам 2015 года находилась на уровне 1,1 млрд. рублей, чистая прибыль — 238 млн. рублей. Компания принадлежит группе частных лиц, один из которых, Сергей Першиков, приехал в Казань вместе с Петелиным.


Всего компания проинвестирует в завод, который расположится на 5 га земли, 297,2 млн. рублей и к 2020 году планирует получить выручку в 1,3 млрд. рублей и 345 млн. рублей чистой прибыли. По словам Петелина, потребление данной продукции в России ежегодно растет на 5 - 10%, и нехватки покупателей явно не будет. «Не случайно выбрана „Алабуга“: во-первых, Татарстан — экономически развитый регион, во-вторых, это исторически регион химиков, где химический кластер всегда был очень сильный», — объяснил гендиректор свой выбор площадки. Как оказалось, компания целиком работает на российском сырье и не зависит от импорта, однако оборудование на заводе закупят у китайцев. «Склоняемся к китайскому оборудованию, потому что они сегодня лидеры в этой области», — подчеркнул Петелин. Но не настигнет ли здесь московских производителей эффект резкого падения рубля и роста иностранной валюты?

Несмотря на появившиеся вопросы, все заявленные проекты были заверены экспертным советом. После этого все они будут направлены в наблюдательный совет ОЭЗ «Алабуга» под руководством Минниханова, где и будут окончательно утверждены.

После заседания экспертного совета Зарипов рассказал журналистам, что в 2017 году «Алабуге» необходимо привлечь минимум 6 новых резидентов и план практически выполнен: три уже одобрено сегодня и два — еще ранее. «У нас на подходе четыре-пять достаточно серьезных проектов. Надеемся, в этом году проведем минимум два экспертных совета», — поделился планами замгендиректора ОЭЗ «Алабуга».