45-й американский президент перешагнул свой первый 100-дневный рубеж под аплодисменты республиканцев и угрозы сенаторов-демократов предъявить ему иск за владение бизнес-империей. О том, как зарубежная пресса оценивает первые итоги правления Дональда Трампа, кого можно назвать «морскими ногами» хозяина Белого дома и почему Обама пощадил своего преемника в недавней чикагской речи, — в обзоре иноСМИ «БИЗНЕС Online».
«ПРЕЗИДЕНТ, КАЖЕТСЯ, ОБРЕТАЕТ СВОИ «МОРСКИЕ НОГИ»
Период начала президентской работы был отмечен прежде всего невероятной поспешностью, с которой Дональд Трамп размещал на своем «рабочем столе» наспех оформленные пакеты своих предвыборных обещаний. «Запустить все на орбиту» — такой видится сегодня фактическая сверхзадача первых 100 дней президентства Трампа. Весьма вероятно, что она была разработана с подачи Стива Бэннона, главного стратега Белого дома, ярого противника вашингтонского истеблишмента, не скрывавшего своих проленинских взглядов на суть и методы революционной борьбы с загнивающим государственным строем. «Сначала надо ввязаться в серьезный бой, а там уже видно будет», — убеждал Владимир Ильич в статье «О нашей революции», вторя в этом Наполеону Бонапарту. В условиях жесткого, если не жестокого противостояния Трампа с демократами и верной им архилиберальной прессой, сложившегося уже в ходе избирательной кампании, трудно было выбрать более удачную тактику первых шагов первой президентской каденции. Сегодня можно уверенно сказать, что именно эта тактика была успешно реализована, в результате чего американцы, голосовавшие за Трампа, продолжают оставаться его сторонниками. Да и Бэннон, несмотря на «отлучение от кресла» в совете национальной безопасности, никуда от Трампа не отлучался, по-прежнему оставаясь главным идеологом его команды.
Такой расклад внес некоторое успокоение во внутриполитическую жизнь США, которое в плотном убедительном стиле выразил сенатор-республиканец Джадд Грегг в своей статье на вебсайте The Hill. Несмотря на то что «ни один президент нашего времени не начинал так неловко, как Дональд Трамп», его противники («левые и большинство медиа») рано возрадовались. «Президент, кажется, обретает свои «морские ноги», — пишет Грегг. Свою способность сохранять устойчивость на палубе во время шторма Трамп подтвердил целым рядом несомненных политических успехов.
«Во-первых, — начинает их перечень сенатор, — ему удалось посадить в кресло судьи Верховного суда молодого, чрезвычайно талантливого консерватора по имени Нейл Горсач. Долгосрочный эффект этого назначения трудно переоценить. Президент заслуживает всяческих похвал за предоставленный им список кандидатур, а затем и за то, что добился назначения одного из достойнейших из этого списка. Слово стало делом».
«Во-вторых, он окружил себя рядом исключительно успешных и способных людей, которые могут предложить ему разумные и независимые советы. Очень похоже, что он прислушивается к ним, извлекая пользу из их сильных качеств. Политические действия настраиваются таким образом на отражение реалий. Если идеологии предназначено играть роль некоего якоря действия, то само действие должно произрастать из здравого смысла. Большинство людей, которых Трамп призвал к себе в помощь, интуитивно понимают это, опираясь на свои огромный опыт и успехи, обретенные до прихода на государственную службу».
По мнению Грегга, президенту удалось показать свое умение политического балансирования, проведя одномоментно встречу с председателем Си Цзинпинем и нанеся авиаудар по сирийской авиабазе. «Атакуя Сирию в разгаре переговоров с лидером Китая, Трамп и его команда дали понять, что они знают, как необходимо вручать свои послания (message) в условиях мировых реалий».
Ближайшим и важнейшим испытанием «морских ног» Трампа станет налоговая реформа, представленная командой Трампа в минувшую среду. «Нет иного более верного испытания, чем проведение закона о всеобщей налоговой реформе, особенно учитывая то, что она должна быть нейтральной по отношению к различным уровням доходов населения». «Утверждение налоговой реформы, — завершает Грегг, — вызовет энтузиазм деятельных американцев. Они смогут создать новые рабочие места и сделать нас еще более конкурентоспособными в мире. Для президента это станет знаком того, что он прочно обосновался в Белом доме и находится на твердой, ведущей к победе земле».
ИСК ДЕМОКРАТОВ ПРОТИВ ТРАМПА И ЧИКАГСКАЯ РЕЧЬ ОБАМЫ
Нетрудно предположить, что позиция демократов диаметрально противоположна. Они утверждают, что Трамп не выполнил большую часть из обещанного в ходе избирательной кампании. «Кандидат Трамп обещал рабочие места, — заявляет лидер демократического меньшинства в конгрессе 77-летняя Нэнси Пелосси в интервью NBC, — покажите нам рабочие места! Где его закон по инфраструктуре? Много обещаний, данных им обещаний, не исполнены». Заявления, подобные этому, касаются практически всех начинаний Трампа, который обязан был, по мнению демократов, выполнить их все на 100-й день своего правления. Такой демагогический прием — одна из причин разочарования электората, среди которого лишь 28% против 48% в 2014 году полагают, что демократы пекутся о заботах американцев. Среди заявленных в ходе опроса самих демократов это падение еще значительнее: 52% против 83% соответственно (Washington Post).
В поисках более продуктивных действий по реализации завета Хиллари Клинтон (resist, insist, persist, enlist) группа сенаторов-демократов во главе с Ричардом Блюменталем приступила к рассмотрению возможности «вчинения» иска против Трампа и его администрации на том основании, что владение им обширной бизнес-империей создает конфликты интересов, нарушающих положения Конституции.
Сенатор Диана Файнштейн, занимающая высокий пост в юридическом комитете сената, заявила: «Моя коллега по комитету Блюменталь возглавляет борьбу, требующую от каждого из нас денежных вкладов для покрытия судебных издержек... Я думаю, что мы все как один из 41 примем участие в этом судебном иске». Опыт судебных исков против администрации президента у демократов имеется: в 2008 году они судились с администрацией Джорджа Буша – младшего. Но если тогда речь шла о требовании предоставить информацию, касающуюся увольнений прокуроров, то возможный успех иска, инициируемого Блюменталем, прямо ведет к импичменту Трампа. Дело нешуточное, хотя и маловероятное. (The Hill)
Инициатива сенаторов-демократов стала частью настоящего калейдоскопа событий, произошедших на уходящей неделе, событий, так или иначе затрагивающих содержание первых 100 дней. Начались они с публикации 22 апреля материалов расследования, проведенного сотрудниками The New York Times (NYT), объектом которого стал директор ФБР Джеймс Коми, а точнее, его «вклад» в избирательную кампанию 2015–2016 годов. Характерный заголовок обширного текста — «Коми пытался защитить ФБР от политики. Потом он оформил выборы» — полностью соответствует его увлекательной форме политического детектива, подпитывая горячим и в меру острым блюдом актуальность темы «правильности» выборов.
Затем, 24 апреля, на сцене появился отдохнувший, посвежевший и всеми ожидаемый Барак Обама, осчастлививший студентов и преподавателей Чикагского университета своим первым после отъезда из Белого дома выходом на публику. Вопреки ожиданиям газеты The Washington Times, сделанным накануне «явления», Обама не произнес ни слова критики в адрес действующего президента. Более того, он призвал студентов иметь в виду, что не каждого, кто призывает к более строгому применению законов об иммиграции, следует «автоматически записывать расистом», явно демонстрируя свое великодушие к раздражающей многих иммигрантской политике Трампа. «То, что могло стать удобным моментом для Обамы, чтобы ответить на обвинения Трампа в прослушке или чтобы наброситься на повестку республиканцев, — посетовала NYT, — оказалось на деле семинаром колледжа на тему о том, как находить общий язык с новым поколением молодежи и привлекать их к участию в политической жизни». Скромный нейтралитет Барака Хусейновича по отношению к Дональду Джоновичу, возможно, объясняется его контрактом, предусматривающим произнесение спича на конференции, организуемой банком Cantor Fitzgerald LP и посвященной теме производства для здравоохранения. «Учитывая то обстоятельство, — пишет по этому поводу The Washington Times, — что это та самая отрасль, которую фактически угробил сам Обама с его вздорными требованиями того, чтобы здравоохранение рассматривалось как право человека и бесплатно предоставлялось каждым мужчине, женщине и ребенку, казалось бы естественным, чтобы президент предложил свои услуги конференции бесплатно». Но нет: предстоящая глубокая и несомненно выдающаяся речь Обамы во время завтрака оценена организаторами в $400 тысяч! «Таковы социалисты! — восклицает The Washington Post. — Делайте, как я вам говорю, но не как я сам делаю».
В тот же день засветилась и Челси Клинтон, впервые высказавшаяся в «Твиттере» в том смысле, что она ни на что в политике не претендует: «Боже милосердный! У меня нет никаких планов. Как еще яснее я могу быть (если вы требуете ясности)?»
Наконец, The Washington Post наряду со всеми крупнейшими изданиями рассказала 27 апреля о начале расследования Пентагоном послужебной деятельности отставного генерала Майкла Флинна. Перед выходом в отставку в 2014 году он был предупрежден властями о невозможности получения денежных средств от источников, подведомственных иностранным государствам, без «предварительного одобрения» Пентагоном. Оказалось, что получал, причем немало. Судя по всему, спокойной жизни Флинну, ставшему настоящим «камешком в ботинке» Трампа, в ближайшие месяцы, а может быть, и годы ожидать не стоит.
Заключительная неделя «100 дней Трампа» была вольно или невольно омрачена исполнением сразу четырех смертных приговоров в штате Арканзас. Преступники, приговоренные за убийство, ожидали своей участи с 2002 года. Последним был казнен 27 апреля отчаянный Кеннет Уильямс (Kenneth Williams), 38 лет. В 1998 году он был приговорен к пожизненному заключению за убийство студентки. После вердикта присяжных он повернулся к семье несчастной девушки, насмешливо вопрошая: «Вы думали, я умру, нет?» Три недели спустя после приговора он бежал, спрятавшись в контейнере для пищевых отходов, отвезенных на свиноферму, находящуюся за главными воротами. Оказавшись за воротами, он тут же убил местного жителя и угнал грузовик. Во время погони в южном Миссури он врезался в водовоз, успев убить водителя к приезду полицейских. Будучи в тюрьме, Уильямс сознался в совершении убийства еще одного человека в 1998 году...
К исходу минувшей недели на сайте The Washington Post появилась большая статья Дана Балца под заголовком «Трамп правит так же, как проводил кампанию: необычно и непредсказуемо». Наверное, с этим трудно не согласиться.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.