Татарстан станет последним регионом России, который перейдет на рассылку штрафов по показаниям автоматических весовых пунктов. Об этом заявил сегодня директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов, отвечая на вопросы перевозчиков в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор». Корреспонденты «БИЗНЕС Online» с любопытством выслушали жалобы татарстанских чиновников на сырые федеральные IT-продукты. Однако о «Платоне» на встрече не было сказано ни слова.
Тема новой встречи бизнеса и власти была подобрана не случайно. На фоне постоянных акций протеста в последнее время со стороны акул транспортного бизнеса республики было решено уделить внимание проблемам перевозчиков
«НАШИ ПЕРЕВОЗЧИКИ УЖЕ В ЦЕЛОМ ЗАКОНОПОСЛУШНЫЕ»
Сегодня в Казани состоялась очередная сессия проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор», ставшего визитной карточкой для уполномоченного по защите прав предпринимателей в Татарстане Тимура Нагуманова. Тема новой откровенной встречи была подобрана не случайно. На фоне постоянных акций протеста в последнее время со стороны акул транспортного бизнеса республики было решено уделить внимание проблемам перевозчиков. На встречу с ними были приглашены директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов и его бывший подчиненный, а ныне начальник ГИБДД по РТ Ленар Габдурахманов. Модератором встречи по традиции стал сам бизнес-омбудсмен. Встреча, на которой собрались порядка 50 татарстанских перевозчиков, была разделена на три основных блока — тема весового контроля и его организации на территории Татарстана, сезонных ограничений и пассажирских перевозок.
Право на начало откровенного разговора было предоставлено индивидуальному предпринимателю Евгению Кану, у которого, что называется, наболело. Он рассказал, что при транспортировке крупногабаритных грузов периодически возникает проблема перегруза на одну ось, хотя перевозчик вроде бы оставляет запас до предельного лимита. При этом бизнесмена постоянно штрафуют, а машину отправляют на штраф-стоянку.
— Возможна ли оплата штрафа на месте при незначительном нарушении и без составления административного материала? Можно ли делать пересчет нагрузки на оси на месте также без составления протокола? — поинтересовался предприниматель, кидая попутно следующий вопрос. — Можно ли вернуть деньги за уже оплаченное разрешение на общую массу за непройденный маршрут, когда все равно приходится брать новое разрешение по фактической осевой нагрузке?
— Вообще, вопрос этот к Госавтоинспекции, но так как он был адресован мне, то я на него отвечу, — без колебаний взял быка за рога Минниханов. — Давайте, чтобы вы правильно понимали мой ответ. Мы немного на разных позициях. То, что связано с безопасностью дорожного движения, зависит от сохранности наших дорог. А основная задача перевозчиков заключается в развитии бизнеса и сохранении своих денег, даже нанося ущерб дорогам. Может, я жестко сказал, но это примерно так, поэтому у нас разные задачи.
Однако ответ на поставленный вопрос все-таки прозвучал. По его словам, минимизировать санкции лично он или Госавтоинспекция не могут, так как все работают в русле федерального законодательства, не зависящего от желаний отдельного перевозчика. Ответить про механизм перерасчета и возврата денег Минниханов не смог, но обещал взять на карандаш эту тему.
Своего бывшего шефа поддержал и Габдурахманов: «Если есть правонарушение, то сотрудник ГИБДД не имеет права его не зафиксировать». На этом можно было бы и закрыть вопрос, но Минниханов вновь к нему вернулся — это, к слову, он проделывал за время встречи не раз — и напомнил про отказ в 2015 году от схемы выдачи разрешений прямо на постах. Возврата к этому механизму, по его словам, не будет, дабы не плодить коррупцию. На сегодняшний день в республике успешно реализуется электронная система выдачи разрешений, когда живых документов и не требуется предоставлять — достаточно пробить грузовик по системе. «Наши перевозчики уже в целом законопослушные», — примирительно закончил свой ответ Минниханов.
У Евгения Кана (слева), что называется, наболело. Он рассказал, что при транспортировке крупногабаритных грузов периодически возникает проблема перегруза на одну ось
«С ВАМИ НАДО АККУРАТНО РАБОТАТЬ...»
Тему продолжил индивидуальный предприниматель Владислав Абрамов. Он поставил вопрос о погрешностях автоматических весов, мол, в других регионах, где они вводятся, перевозчикам приходят уже миллионные штрафы, которые опротестовать невозможно. Опасения предпринимателя понятны, поэтому он предложил использовать автоматический комплекс весового контроля только для селекции автомобильного потока, а право взвешивать, по мнению Абрамова, нужно оставить за человеком.
Минниханов, вновь державший ответ, в свойственной манере решил начать с предыстории. По его словам, первый автоматический весовой пост в России для селекции потока был установлен в Нижнекамском районе. Он сообщил, что именно Татарстан стал инициатором развития этой темы по всей России, вставив эту тему в итоговый доклад президента России на профильном заседании Госсовета. Однако сейчас, по всей видимости, наступило некоторое отрезвление. По крайней мере, Минниханов сообщил, что у него как человека с техническим образованием сложное отношение к автоматическим весам, так ему известно, что их показания зависят от многих природных факторов и требуют постоянной юстировки. Директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» пообещал, что Татарстан станет последним регионом России, который перейдет на рассылку штрафов от автоматических весовых пунктов — и лишь тогда, когда система будет доведена до кондиции.
Минниханов не стал отрицать, что даже эта сертифицированная система обладает своими погрешностями. По сертификату такие недочеты составляют 5% на общую массу грузовика и 11% — на осевую нагрузку. В прошлом году РТ инициировала через Госдуму предусмотрение на первом этапе процесса внедрения автоматических весов погрешности в 16%. Но депутаты пока зависли с этим вопросом. Но в любом случае Минниханов заверил, что ломать копья в этом вопросе не намерен. Автоматические весы будут первое время только для селекции, а рядом поставят «человеческие» стационарные весовые посты, чтобы перевозчики «попривыкли». «Мы все-таки минимизируем свои ошибки. Мы с вами давно работаем и знаем, что с вами нужно аккуратно работать», — пояснил глава ГБУ, добавив, что погрешность автоматических весов в ручном режиме путем прогонки эталонных «КАМАЗов» доводят до минимума.
Ксения Тишерская пожаловалась на то, что перевозчики попадаются на перегрузах осей, а штрафы приходят на АО «Аммоний» — якобы это их предприятие выпустило машины с перегрузом
«В ТАКОМ ФОРМАТЕ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ НЕВОЗМОЖНО! Я УХОЖУ!»
На встрече присутствовали не только представители перевозчиков, но и сторона погрузчиков, также страдающих от весового контроля на дорожных просторах республики. Главный юрисконсультант АО «Аммоний» Ксения Тишерская пожаловалась на то, что перевозчики попадаются на перегрузах осей, а штрафы приходят им — якобы это их предприятие выпустило машины с перегрузом. По ее словам, сыпучая продукция «Аммония» имеет свойство перераспределяться внутри грузовика во время движения. И если при выезде с предприятия нагрузка на все оси находится в норме, то, встряхнувшись на кочках, она может перераспределиться, выдав перегруз на одной из осей. Тишерская попросила освободить ее предприятие от штрафов. В ответ глава ГИБДД РТ предложил просто четко прописывать в договоре с перевозчиком всю ответственность сторон, чтобы потом в суде можно было понять, кто прав и кто виноват. В свою очередь Минниханов добавил, что в таких спорах — определении того, кто должен платить за штраф — надо руководствоваться судебной практикой, и предложил обязывать грузоперевозчиков делать контрольное взвешивание на нейтральных весах на выезде из города.
— Вы добавить что-то хотите? — обратил внимание Нагуманов на тянувшегося к микрофону предпринимателя.
— Да, по этому же вопросу, — отметил бизнесмен, оказавшийся учредителем ООО «Полимер Корпорейшн» Владимиром Монаковым. — У нас накопился достаточно негативный опыт по правоприменительной практике относительно проблем перегруза на ось. Мы участвовали в судах, и мы их выиграли. Скорее всего, имеющуюся судебную практику мы и создаем. Хотя она создается не только в Татарстане. Есть положение Верховного суда, который четко разграничивает ответственность грузоотправителя...
— Владимир Викторович, давайте к сути вопроса, — прервал модератор.
— Я не смогу. Это очень объемный и глобальный вопрос, — возразил Монаков.
— Тогда давайте... — успел только заикнуться Нагуманов, как излишне эмоциональный предприниматель бросил ему микрофон и демонстративно покинул зал со словами: «В таком формате решать проблему невозможно!»
Впрочем, уход Монакова никак не отразился на вполне деловой атмосфере общения. Уже в завершение первого блока вопросов микрофон передали начальнику юридического отдела ОАО «Булгарпиво» Энюзе Андреевской. Та пожаловалась на нарушение закона на трассе М7, где на одном из весовых постов играют с тоннами — согласно категории трассы, разрешенная нагрузка на ось составляет 11,5 тонн, однако на весовом контроле требуют 10 тонн. Габдурахманов пояснил, что норматив 11,5 тонн действует на тех отрезках дороги, которые построены после 2007 года, о чем есть официальное разъяснение на сайте Росавтодора.
В свою очередь директор ООО «Бетоника» Светлана Апикова попросила позволить писать в разрешениях для производителей бетона допустимый район, а не точечную схему маршрута. «Зачастую заказчики обращаются в компанию вечером, ожидая поставок бетона рано утром. Вечером следующего дня, когда нами будет получено разрешение, бетон их уже не интересует», — пояснила проблему Апикова. Однако Минниханов тут ничем не смог ей помочь. «Это невозможно в силу федерального законодательства, против которого не попрешь», — пояснил он.
«МЫ ЗНАЕМ, ЧТО В КИТАЕ ЗА ДВА ЧАСА ПЕРЕВОЗЧИК ПОЛУЧАЕТ РАЗРЕШЕНИЕ НА ПЕРЕВОЗКУ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ»
Следующей темой обсуждения стали сезонные ограничения и выдача спецпропусков. Гендиректор транспортной компании «ЮЛ» Алмаз Мифтахутдинов отметил, что сейчас получение спецпропусков на перевозку негабаритных грузов занимает две-три недели. «А тем более сейчас, когда начался ремонт дорог, соответственно, надо искать объездные маршруты, и процесс затягивается на месяц. Так долго клиенты не хотят ждать», — добавил он. Мифтахутдинов спросил, планируется ли внести какие-то изменения в законодательство для ускорения данного процесса. «Мы знаем, что в Китае за два часа перевозчик получает разрешение на перевозку по всей стране», — многозначительно заметил он.
Нагуманов уточнил, что вопрос касается маршрутов, которые провозят по нескольким субъектам Федерации. И если в Татарстане разрешение можно получить в течение нескольких дней, пользуясь системой электронных госуслуг, то в других регионах согласование идет долго.
— Это вопрос не к нам, а к федеральным структурам, — опять перевел стрелки Минниханов. — Механизм и сроки получения такого согласования определены.
— Вопрос действительно очень важный. Пока вы будете согласовывать разрешение, заказчики уйдут, — вошел в положение перевозчиков начальник ГИБДД РТ Габдурахманов. После этого и Минниханов смягчился.
— Вы в чем-то правы. Внутри Татарстана мы инициировали включение услуги выдачи спецразрешений в рамках электронных госуслуг. Я думаю, что если это будет включено в рамки федеральных госуслуг, то процесс согласования значительно ускорится. Другого механизма я не вижу, — сказал директор ГБУ «Безопасность дорожного движения». Он предложил предпринимательскому сообществу проявить инициативу, обратиться с соответствующим обращением в Госсовет РТ и инициировать рассмотрение этого вопроса на федеральном уровне. Бизнес-омбудсмен также пообещал свою поддержку.
ПРИНЦИП ОДНОГО ОКНА ДЛЯ ПЕРЕВОЗЧИКА: «ЭТО РЕШАЕМЫЙ ВОПРОС»
Следом выступил исполнительный директор НП «Логистика и автоперевозки Татарстана» Сергей Сотников. Он рассказал, что в период сезонных ограничений, чтобы перевезти груз, надо получить разрешение сразу у нескольких контролирующих органов — исполкома Казани, ГБУ и местного муниципального района. Он предложил работать внутри Татарстана по принципу одного окна, чтобы перевозчик обращался только в одну структуру. «Потом этот положительный опыт можно будет распространить по всей России», — отметил Сотников.
Габдурахманов напомнил, что все дороги подразделяются на федеральные, региональные, муниципальные и т. д. Каждая дорога находится на балансе разных балансодержателей. Он предложил перевозчикам через совет по предпринимательству также обратиться с инициативой в Госсовет. «Мы это полностью поддерживаем», — сказал он. Минниханов тоже за: «Давайте вместе проработаем регламент на уровне Татарстана, это решаемый вопрос».
«ПОЧЕМУ-ТО МИНИСТЕРСТВО НЕ ИНИЦИИРУЕТ ПОПРАВКИ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ»
Гендиректор ООО «Ваш дом комплект» и ООО «Горизонт» Константин Струицкий затронул тему получения спецразрешений для подрядчиков строительства дорог. «Мы все знаем, что строительство дорог — достаточно выгодный бизнес, и подряды на такие работы получают только крупные организации, такие как „Автодорстрой“, „Волгодорстрой“ и другие. Мы являемся лишь маленьким субподрядчиком для них, у нас около десятка новых грузовиков Volvo. Мы не можем в ГБУ напрямую обратиться за пропуском, потому что вы потребуете от нас договор на государственный заказ. Но крупные заказчики вынуждены при авралах брать сторонние компании на субподряд. Как нам быть, мы же не можем работать без спецпропусков? Можем ли мы к вам напрямую обращаться?» — спросил он.
Минниханов разъяснил проблему, отметив, что строители дорог имеют льготы в виде нулевого тарифа на получение спецразрешений. Кроме того, у них есть преференции по нагрузке на ось. «Как говорится, сами строим дороги, сами их гробим. Но это прописано в постановлении правительства РТ — никуда не денешься. Там говорится, что необходимо наличие госконтракта и справки о том, что транспортное средство находится на балансе этого предприятия. Пока не будет внесено изменение в постановление правительства РТ, ничего сделать нельзя», — сказал директор ГБУ «Безопасность дорожного движения». По его мнению, надо ставить вопрос перед министерством транспорта РТ, чтобы оно инициировало этот процесс.
— Ввиду вашего всемогущества ничего нельзя изменить? — спросил Струицкий.
— Это вопрос к минтрансу, — твердо ответил брат президента РТ, не купившись на лесть перевозчика. По словам Рифката Минниханова, минтранс знает об этой проблеме, так как у него много подрядчиков, которые не получают разрешения на перевозку во время сезонного закрытия дорог. «Но почему-то министерство не инициирует поправки в постановление», — констатировал он.
«И МУСОР ПОЯВЛЯЕТСЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ»
Учредитель ООО «АлтынТеноТранс» Марат Алтынбаев рассказал, что представляет ассоциацию мусороперевозчиков РТ. Он напомнил, что на перевозчиков пищевых продуктов не распространяются сезонные ограничения, потому что еду нужно поставлять в магазины каждый день. «Но ведь и мусор появляется каждый день, а значит, и потребность в его вывозе тоже ежедневная. Кроме того, с 1 апреля в Татарстане проходит санитарный двухмесячник по уборке территории», — рассказал о своей проблеме Алтынбаев.
Габдурахманов сообщил, что буквально вчера этот вопрос он обсуждал в министерстве транспорта РТ. «Однозначно, бытовой мусор должен вывозиться ежедневно. Однако надо разграничивать бытовой и строительный мусор. Если такой механизм контроля будет обеспечен, то минтранс, в принципе, готов рассмотреть вопрос внесения изменений в постановление правительства в этой части.
— Мы берем в работу? — спросил его Нагуманов.
— Да, мы берем в работу этот вопрос, — подтвердил Габдурахманов.
«НЕДОБРОСОВЕСТНЫЕ ПЕРЕВОЗЧИКИ СНИМАЮТ С МАРШРУТА ОБЫЧНЫЕ АВТОБУСЫ, САЖАЮТ ДЕТЕЙ — И ПОЕХАЛИ»
Следом наступила очередь вопросов, касающихся пассажирских перевозок. Директор транспортно-экскурсионной компании «Автотурист» Оксана Брусина подняла вопрос перевозки детей в городе и по междугороду. Она пожаловалась на отсутствие возможности подавать уведомление о перевозке в электронном виде, хотя многие туркомпании подают списки пассажиров в последний момент. «Давайте этот вопрос прорабатывать», — согласился глава ГИБДД РТ. Он отметил, что проблема соблюдения правил детских перевозок стоит остро: «Мы постоянно выявляем недобросовестных перевозчиков, которые снимают с маршрута обычные автобусы, сажают детей — и поехали». Габдурахманов четко дал понять, что не стоит ждать послаблений в сфере безопасности перевозок, тем не менее он пообещал в течение недели проработать вопрос о минимальных требованиях для внутригородских перевозок.
Также перевозчики вновь подняли старый вопрос об остановках туристических автобусов у отелей и исторических мест. Так, Брусина обратила внимание на проблему парковки у отеля «Хилтон» на улице Чернышевского. «Нас там постоянно штрафуют за остановку у тротуара, но других возможностей забрать пассажиров у нас нет», — пожаловалась она.
Нагуманов напомнил, что этот вопрос поднимался еще в 2013 году на встрече с президентом РТ Рустамом Миннихановым, который дал поручение разобраться с этим вопросом. С той поры появилось несколько мест для стоянок туристических автобусов, но их все равно не хватает. Он предложил ГИБДД вновь рассмотреть этот вопрос, тем более что в Казани открываются новые отели. Габдурахманов отметил, что в первую очередь в решении этой проблемы должны быть заинтересованы собственники отелей, которые должны обеспечить нормальные пути подъезда и парковки автобусов. Видя, что ответ не устроил участников обсуждения, он согласился рассмотреть «частный случай» с отелем «Хилтон» — что там можно сделать и можно ли вообще.
Минниханов прокомментировал демарш Монакова, который бросил микрофон и ушел со встречи: «Мы не все проблемы можем решить, но мы стараемся это делать. Если у него остался вопрос, пожалуйста, мы готовы его выслушать»
РИФКАТ МИННИХАНОВ: «МЫ ДОЛГО СОПРОТИВЛЯЛИСЬ ВНЕДРЕНИЮ СЫРЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ IT-ПРОДУКТОВ, ПОЭТОМУ Я И УШЕЛ»
Затем последовали вопросы вразнобой. Перевозчики пожаловались на резко возросшее время прохождения техосмотра в ГИБДД. Глава ведомства признал, что такая проблема существует и обусловлена переходом в сентябре прошлого года на федеральную программу ИСЭМ, которая проверяет данные на автомобиль по всей стране. Система еще сырая, часто зависает и вообще работает медленно — на поиск информации о машине иногда уходит до 20 минут, в отличие от татарстанской системы, которая срабатывала за нескольких секунд. Габдурахманов попросил, всех, кто сталкивается с задержками в несколько часов, обращаться напрямую к нему.
«У Татарстана давно были свои хорошие разработки, мы всегда были в лидерах по внедрению IT-технологий. Но, к сожалению, в последние годы нас заставляют переходить на недоработанные федеральные программы. Мы долго сопротивлялись. Поэтому я и ушел», — то ли в шутку, то ли всерьез прокомментировал ситуацию Минниханов.
«ПРИ ПЕРВОМ НЕУДАЧНОМ ВОПРОСЕ ИЛИ ОТВЕТЕ УХОДИТЬ — ЭТО НЕ БОЕЦ. НЕ ЗНАЮ, КАК ОН СУДЫ ВЫИГРЫВАЛ»
Подводя итоги встречи, начальник ГИБДД РТ Габдурахманов сказал, что такие мероприятия нужны не только предпринимателям, но и ГИБДД, потому что во время таких процедур поступает много дельных предложений по улучшению работы.
— Я уверен, что эта встреча у нас будет не последней, — подчеркнул он. Габдурахманов вновь пообещал проработать все те вопросы, которые прозвучали в ходе дискуссии, и предложил заинтересованных перевозчиков прийти к нему на обсуждение во вторник в 7 часов 15 минут.
— Утра или вечера? — уточнили перевозчики.
— Конечно, утра, — ответил с удивлением он.
— Вы еще радуйтесь, что он не назначил встречу раньше, у них работа начинается в 6 утра, — прокомментировал с улыбкой Минниханов. Впрочем, предприниматели оказались тоже не лыком шиты.
— Нормально, у нас тоже рабочий день начинается очень рано, — ответили они.
Директор ГБУ также прокомментировал и демарш Монакова, который бросил микрофон и ушел со встречи. «Пусть это будет на его совести. У него есть проблемы, и мы здесь собрались, чтобы их решать. Конечно, мы не все вопросы можем решить, но мы стараемся это делать. Если у него остался вопрос, пожалуйста, мы готовы его выслушать». На это Нагуманов ответил, что контакты этого эмоционального предпринимателя у него есть и он попробует с ним связаться.
Кто-то в зале предположил, что Монаков вообще-то расстроился не из-за представителей ГИБДД и ГБУ, а из-за того что его поторопил бизнес-омбудсмен.
— Пусть это останется на моей совести. Обижаться на модераторов во время таких встреч бесполезно. Мы всегда будем довольно жестко следить за регламентом, — ответил Нагуманов.
— Все равно при первом неудачном вопросе или ответе уходить — это не боец. Не знаю, как он суды выигрывал, — удивился Минниханов, вновь сказав, что открыт к диалогу.
Уже после мероприятия корреспондент «БИЗНЕС Online» подошел к Нагуманову и спросил у него, почему в ходе дискуссии не прозвучало ни одного вопроса по теме работы системы «Платон», которая вызывает негативные эмоции у перевозчиков по всей России. «Здесь же собрались неглупые люди. Перевозчики понимают, что приглашенным на данную встречу с ними задавать этот вопрос бессмысленно. Они все равно на него ответить не смогут — это федеральная тема», — ответил бизнес-омбудсмен.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.