. Митрополит Феофан попытался нащупать путь к умам молодежи, бичуя язвы современного общества
Фото: kpfu.ru

«ГРАЖДАНСКИЙ БРАК — ЭТО ЧТО ТАКОЕ? ВЫ ЧТО, ЧУЛКИ, НОСКИ ИЛИ САПОГИ, ЧТОБЫ ДРУГ К ДРУГУ ПРИМЕРЯТЬСЯ?»

Митрополит Феофан приходит на встречу со студентами Казанского университета уже не впервые. На этот раз Императорский зал, рассчитанный на 300 человек, собрал представителей сразу 6 институтов социогомунитарного блока. Как оказалось, владыка вовсе не против взаимодействия духовной школы и светских учебных заведений. Он считает, что оно должно быть поступательным, но не наступательным, в партнерстве. В связи с этим правящий архиерей предложил ректору КФУ Ильшату Гафурову небольшой тест: взять человек по 10 с университета и столько же — с Казанской духовной семинарии и поселить их вместе в один летний лагерь. «Тут и совместное общение, и споры, и спорт, а то опасно, когда начинают делить на вас и на нас, — это беда. Мы все в одном большом доме».

Тема встречи звучала, признаться, не по-молодежному. «Традиционные ценности — духовные скрепы единства российского общества». Поэтому в самом начале общения многие студенты, вероятно, приготовились скучать. Феофан попытался нащупать путь к умам молодежи, бичуя язвы современного общества с такой горячностью, что многие студенты поневоле подняли глаза от своих мерцающих гаджетов.

Естественно, владыка находится в тренде современных тенденций, поэтому свою речь он начал с того, что в России прививаются ложные западные ценности. «Если нет Бога, то все дозволено. И, к великому сожалению, мысль о вседозволенности нередко нам прививают очень активно по различным направлениям. Это и псевдокультура, и СМИ, и кинематограф». И далее глава митрополии немного рассмешил аудиторию своими примерами. «Я тут выписал некоторые песенки. Они мне не очень знакомы, но молодежь их знает. Название — „Подождем твою мать“ (подразумевается композиция певца Игорька, популярная в начале нулевыхприм. ред.). Ничего не понимаю. А говорят, что молодежь зажигается такими песнями. Или вот: „Хочешь, я убью соседей“ (песня „Хочешь?“ Земфиры из альбома „Прости меня, моя любовь“ 2000 годаприм. ред.) — это тоже нечто из современной псевдокультурной пищи молодого поколения. Мы можем говорить и о бессмысленных фильмах — „Анкор еще Анкор“ (реж. Петр Тодоровский, 1992 годприм. ред.) или различных сериалах. Это уводит человека от ценности смысла жизни, является шелухой».

«Любопытно, на молодежь какого года рождения он ориентировался, приводя такие примеры», — вполголоса спросила девушка у своей подружки. «Ну а что, нормально, не „Тает лед“ же ему слушать и не сериалы про молодого Папу Римского смотреть», — рассудительно отреагировала собеседница. Добавим от себя, что к вечеру 20 апреля именно новость о нападках митрополита на творчество певицы Земфиры растиражировали информагентства, хотя владыка в своей речи вообще не упоминал ее имени и тем более не давал оценок всему ее творчеству. Разумеется, цитата из известной композии Земфиры «Хочешь, я убью соседей» звучит не слишком по-христиански, но она, как хорошо знают поклонники рожденной в Уфе рок-исполнительницы, вплетена у нее в контекст «огромной любви».

«Мне не очень хотелось читать вам мораль, это не в моем стиле, — продолжал митрополит Феофан, оставив в покое вчерашних молодежных кумиров. — А мне захотелось порассуждать о смысле жизни», — продолжал искать ключ к молодому сердцу представитель православной церкви. В этой связи он вспомнил 1990-е, когда много говорилось про никчемность традиций, а в обществе ходило поветрие, предписывающее полное раскрепощение и свободу самовыражения. Тогда, как подчеркнул владыка, делалось все, чтобы разрушить традиции семьи. В первую очередь — новой формой брачных союзов. «Любовь которая превращается в подвиг тех, кто соединил свою жизнь, — у нас это состояние мужчины и женщины начинают преподносить как некую утеху между парами. И что происходит? Практически рушатся семьи, не успев зародиться. Вы, наверное, в душе со мной будете спорить: дескать, ничего ты не понимаешь в современной жизни, седой поп, мы живем не по старым устоям. Но, смотрите, сейчас ввели понятие гражданского брака. Ненормальность возводят в норму. Мне говорят: ничего страшного, дескать, поживут, примерятся, не подойдут друг к другу — еще попробуют. Это что такое? Вы что, чулки, носки или сапоги, чтобы примеряться? Примерять начинают очень рано, а наступает период, когда вместо примерки нужно уже детишек иметь, а там что-то испорчено. Там уже вместо брака — брачек. И человек опустошается».

После этих слов священнослужителя даже те, кто все еще сидел в своих телефонах, оторвались от экранов и начали прислушиваться. А митрополит, в свою очередь, продолжал говорить, что на Западе входят в моду девственные отношения до официального брака. «И у нас были такие традиции», — вздохнул правящий архиерей. По его мнению, традиционные ценности веры — это не тренд в воспитании общества. Это основа его здоровья. Когда традиции рушатся, этнос и государство исчезают. «Я приведу вам в пример больной вопрос о так называемых, как бы помягче это сказать, этих меньшинствах, которые с таким упорством сделали символом демократического западного прогресса. И давайте представим, что этот прогресс станет традицией или законом, данным Богом по поводу „плодитесь и размножайтесь“. И сколько потребуется веков, чтобы человечество изжило само себя? А нам говорят, что это ценность, которая завоевана свободой. Не все те ценности, которые нам на протяжении последних 25 лет стараются привить как эталон культурного развития общества, являются ценными». По мнению докладчика, на свете выживают лишь те народы, кто четко хранит свои традиции.

В этом месте митрополит привел в пример евреев. «Посмотрите, как сильны их традиции, где бы они ни находились! И я не вижу в этом ничего порочного. Я пробыл там (в русской духовной миссии в Иерусалимеприм. ред.) с 1977 по 1982 год. Или взять армян: они живут колониями за рубежом и сплоченно сохраняют свои традиции, где бы ни были».

. Императорский зал собрал представителей сразу 6 институтов социогомунитарного блока КФУ Фото: Олег Платонов

«ИДЕТ ПОДМЕНА ЦЕННОСТЕЙ: ПОД ВИДОМ РЕЛИГИОЗНОГО РАЯ ЗАМАНИВАЮТ В АД»

Еще одна животрепещущая тема, которая всплыла в ходе общения со студентами, — это детский и подростковый суицид. Митрополит Феофан вспомнил, что по роду своей деятельности десятилетиями жил в разных странах, да и сейчас довольно часто бывает в разных местах. Там, где разрушена духовная сущность, увеличивается количество суицидов, считает священнослужитель. «Это Швеция, одна из самых социально защищенных стран, а также Финляндия и США». По его словам, «группы смерти», которые появляются в России в социальных сетях — это призыв к сатанинскому насилию над душой человека. Отвечая на вопрос от аудитории про то, как церковь должна реагировать на «Синих китов», он признался: «Я же не выйду один, не крикну, что „группа смерти“ — это уроды. Надо всем нам говорить в интернете, что это ад, это преступление, и нести это не боясь. Они играют не по правилам. А мы, общество и особенно молодежь, должны осмысленно сказать, что они негодяи».

Владыка рассказал, что церковь дает прямой ответ на эти вопросы: «Призыв к смерти — перечеркивание смысла жизни. И не случайно именно в русской православной церкви самоубийц не только не отпевали, но и не хоронили на общих кладбищах. А у нас понимание свободы, которая граничит со вседозволенностью, — это ложное понимание».

Ректор КФУ Гафуров пригласил епископа РПЦ на отдельный круглый стол по влиянию интернета на молодежь. «Подобные „группы смерти“ — проекты, специально разработанные для стран СНГ, — со знанием дела отметил бывший глава Елабужского района. — Нет в других странах подобного. Мы специально занимаемся сейчас подобным исследованием».

С ректором согласился и митрополит: «Все ссылаются на Запад, что там свободно живут. Но там уклад другой все-таки. Недели три назад я вернулся из США. Там до сих пор все люди воскресный день начинают с похода в храмы, а нам говорят, что общество должно быть секулярным, мы должны быть свободны. Это навязывание тех ценностей, которых сами они не придерживаются».

В тренде высказываний современных политиков митрополит ответил и на критику молодого человека, который представился Евгением. Его интересовало, почему информации о добродеятельной церкви в интернете меньше, чем негатива вокруг нее. «Да и по отношению к России в мировом сообществе целая блокада, — нашелся глава митрополии. — Все в негативе. Откройте западные информационные ресурсы: все в черном цвете». По словам священнослужителя, церковь, да и религия в целом является опорой и фундаментом общества. И третьим силам во что бы то ни стало необходимо выбить эту почву из-под ног. «Вроде бы у нас все удалось разрушить. А церковь обвиняют в том, что она сохранилась как единая связующая сила. А что у нас сохранилось цементирующим, кроме религии? Идет атака на церковь сугубо целенаправленно с очень хорошим финансированием. Почитайте в БИЗНЕС Online», я говорил, что мы сами должны быть активными против проповедников суицида и тех, кто нападает на нашу культуру, традиции, веру. Хватит нам все время сидеть в окопах».

Вспомнил Феофан и про то, как его жизнь разделилась на две половины: до Беслана и после. «Когда видел жуткую картину: такой же, как этот примерно зал, и там творился настоящий ад. Горящие кровоточащие люди, повсюду фрагменты тел — и это тоже совершили люди. Во имя чего»? Владыка сообщил аудитории, что идет жуткая подмена ценностей. Под видом религиозного рая нас заманивают в ад. И эти поиски религиозного счастья заводят в ловушки, обращаются трагедией и для конкретной личности и для общества в целом. «И как только начнет проскальзывать призыв, что ради Бога или Аллаха кто-то хочет добиться своего господства через кровь и слезы, — бегите».

. «Вы ректору задайте вопрос, хорошее дело было бы, господин Гафуров. А и исторически был храм, и место есть. Можно было бы и мечеть потом... Замечательное дело, традиции же»
Фото: Олег Платонов

«ИМ ДЕТЕЙ МОЖНО ПРИЗЫВАТЬ НА МИТИНГИ, А КОГДА ВЕРУЮЩАЯ ДЕТВОРА ПРОШЛА КРЕСТНЫМ ХОДОМ ВОКРУГ ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА — ЭТО НАРУШЕНИЕ»

Митрополита изрядно повеселил вопрос студента Никиты Фомина, который поинтересовался, почему до сих пор в КФУ нет храма. «Вы ректору задайте вопрос, хорошее дело было бы, господин Гафуров. А и исторически был храм, и место есть. Можно было бы и мечеть потом... Замечательное дело, традиции же».

Ректор обещал подумать над предложением митрополита Феофана. Однако на вопрос о том, как митрополит относится к передаче Исаакиевского собора в лоно церкви, Феофан неожиданно вспомнил про оппозиционера Алексея Навального и либерально настроенную прессу.

«В ЮНЕСКО тоже считают, что, если мы говорим об объектах культурного наследия, надо учитывать их первостепенное значение, — объяснил он свою позицию. — На Вербное воскресенье вон вой подняли, что на крестный ход в защиту храма пошли дети. А что такое дети, когда их призвали пойти на бедлам, на митинги, которые созывались Навальным? На митинги, которые пропагандируют развал страны? Двойной стандарт. Им [оппозиции] детей можно призывать, толкать на противоправные действия, прививать нелюбовь к отечеству... А то, что верующие дети прошли крестным ходом вокруг Исаакиевского собора — это с их точки зрения это нарушение». Слегка успокоившись, Феофан признал, что в законодательстве двойных стандартов быть не должно.

Подытоживая полуторачасовую встречу, владыка признался аудитории, что молодежь у нас лучше, чем многие думают. «Она по-настоящему наша надежда. А если где-то не так, это вина старшего поколения. Мы натворили, а им за нас расхлебывать».