ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ДИРИЖЕРА — РАЗБУДИТЬ ФАНТАЗИЮ ЗРИТЕЛЯ

Шестнадцатый Московский Пасхальный фестиваль при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и по Благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла продолжает серию выступлений по России.

Торжественное открытие XVI Московского Пасхального фестиваля состоялось в День Светлой Пасхи, 16 апреля, в Большом зале Московской консерватории, а уже 18 апреля Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнил произведения И. Ф. Стравинского, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова и М.И. Глинки в Альметьевске, где концерт состоялся при поддержке компании «Татнефть» впервые.

Открыла концерт увертюра Феликса Мендельсона «Сон в летнюю ночь». Написанная в середине XIX века, она и альметьевских слушателей уносила во времена королей и придворных. Кстати, всем известный «Свадебный марш» из этого музыкального произведения уже давно превратился из гимна переменчивости любви в гимн супружеской верности. Слушая сказочное звучание арфы и флейт, время от времени перекрывающие их скрипки, переполненный зал, казалось, дышал в унисон с взлетающими смычками и дирижерской палочкой.

А вот затяжное и на первый взгляд простоватое вступление второго исполненного музыкального произведения — Прелюдии к «Послеполуденному отдыху фавна» — вдруг разрослось хитросплетениями симфонических звуков так, что было непонятно, какие инструменты «вступили» в игру. Любование красотой мира и в то же время его зыбкость, неуловимость мгновений — все это читалось между музыкальных строк.

В «Щелкунчике» Чайковского в исполнении оркестра угадывалось другое — изображение мгновенных, случайных, но резких движений, гибкая и капризная ритмика, тонкие переходы. Главная задача дирижера — разбудить фантазию слушателя, направить ее в русло определенных впечатлений и настроений — Гергиевым была достигнута. Все мы, сидящие в зале, видели оживших Мышиного короля, девочку Мари, самого Щелкунчика и сверкающую рождественскими огнями елку.

Кстати, дирижировал великий маэстро без нот. Уже после второго произведения весь пюпитр великого музыканта был завален цветами — даже при желании заглянуть в них маэстро не смог бы. Более того, никаких нотных грамот на стойке вообще не наблюдалось: всю партитуру Гергиев, видимо, держит в голове.


МУЗЫКАЛЬНОЕ ОТКРОВЕНИЕ ДЛЯ НЕФТЕГРАДА

«А смог бы оркестр играть без дирижера?» — этим вопросом хоть раз задавался каждый, кто видел концерты симфонической музыки. Судя по тому, как «гергиевские» музыканты ловили взглядом каждый полет руки маэстро, ответ очевиден: конечно же, нет. Даже те, кто музицировал в глубине сцены, то и дело отслеживали его взгляд, брошенный в их сторону, поворот головы, улыбку. Полной неожиданностью стало еле уловимое, а иной раз и перекрывающее оркестровое звучание пение Гергиева. Да, да! Маэстро пел практически на протяжении всего концерта! Видимо, Валерий Абисалович настолько сливается с музыкой, что не замечает своего вокала, в первых же рядах его голос, харизматичный, густой, слышался отчетливо и внятно.

Все в этом оркестре необычно, даже то, как проходила настройка инструментов к концерту: перед музыкантами спиной к залу встал первая скрипка — знаменитый Лоренц Настурика-Гершовичи дотронулся смычком до струн и «подал» голос своего музыкального инструмента, остальные попытались «поймать» это звучание и слиться с ним в одной тональности. Многоголосье не резало слух, наоборот, в музыкальной какофонии слух улавливал только приятные звуки.

Еще перед концертом, во время пресс-конференции, знаменитый дирижер отметил, что, скорее всего, это не последний приезд в Альметьевск, все будет зависеть от того, как примет оркестр и его игру здешний неискушенный зритель. Судя по тому, как восхищались мастерством исполнения альметьевцы, Гергиев должен переехать в нефтеград!

Практически после каждого исполненного музыкального произведения зрители аплодировали стоя. Крики «Браво!» раздавались в разных концах зала. Музыканты с благодарностью подносили руку к сердцу, отзываясь таким образом на теплый прием слушателей.


«НАДЕЕМСЯ И ВПРЕДЬ СОТРУДНИЧАТЬ С АЛЬМЕТЬЕВСКОМ»

Также во время встречи с журналистами Валерий Абисалович отметил, что у него очень много друзей в Татарстане и он любит возвращаться в Казань. Это очень сильная республика, отметил маэстро. Он с большим уважением относится к тому, что делают правительство и президент Татарстана, как поддерживаются здесь национальная культура, музыканты.

«Я сам осетин и считаю, что главным достоянием страны являются не только люди, но и их коллективная память, их небезразличное отношение к корням, происхождению, к великому нашему достоянию — многонациональной культуре России, где Татарстан — лидер по культурному наследию», — отметил на пресс-конференции Валерий Гергиев.

Он также добавил, что Татарстан — это весьма развитый регион, где успешно работают правительство и президент республики.

У маэстро вызывает уважение, что такой многонациональный регион сохраняет стабильность, а это может происходить только на основе уважения ко всем живущим здесь людям, их культурным традициям.

«С республикой нас связывает 16-летняя дружба, — признался маэстро. — Кроме Казани мы дважды бывали в Набережных Челнах. Нам никто не указывал работать только в Петербурге. Мы можем не обходить вниманием те российские регионы, города, средние и малые, которые редко слышат хорошую музыку. Надеемся и впредь сотрудничать с Альметьевском».

Венчала концерт сюита из музыки к балету «Жар-птица» Стравинского. Как отметил сам маэстро, нынешний Пасхальный фестиваль посвящен 135-летию великого Игоря Стравинского, именно поэтому музыкальное действо и было закончено его произведением.

Елена Филатова