Стояние на Угре. 1480 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век. «А наши стрелами и пищалми многих побиша, а их стрелы межы наших падаху, и никогож уязвляху и отбиша их от берегу»

«БОЛЬШАЯ ОРДА НЕ БЫЛА НИ ТАТАРСКОЙ, НИ ФИННО-УГОРСКОЙ. ЭТО БЫЛО ИМПЕРСКОЕ, КОСМОПОЛИТИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ...»

Сразу хочу сказать, что термин «татаро-монголы» в Калужской области не употребляется. Как возникла эта ситуация? Калужские специалисты дали совершенно корректные формулировки — «зависимость от ига ордынских ханов», «ордынское иго» — так, как прописано в учебных программах, в учебных стандартах. А во время перепостов, которых было очень и очень много — в освещении конференции приняло участие огромное количество только зарегистрированных интернет-СМИ, уже начались терминологические вольности. Их авторы, подстраивая информацию, которую получили, под свой лад, начали блистать своей исторической эрудицией. Отсюда и появилось «татаро-монгольское иго». У нас в регионе этот термин не используется, поскольку он уже не употребляется в официальной исторической науке. От него отказались даже не в плане политкорректности, хотя и это тоже присутствует, а потому, что само словосочетание «татаро-монгольское иго» не является историчным. Данный термин не научен, следовательно, его нет в нашем речевом обороте. Это действительно результат перепоста.

А почему мы пошли на то, чтобы признать дату победного окончания Великого стояния на Угре в 1480 году федеральным праздником? У нас в области дата 11 ноября уже введена в качестве регионального праздника. Дело в том, что этой инициативой мы преследуем объединительные цели. Это тот самый исторический момент, когда и Московское государство, и Крымское ханство, и Казанское ханство воевали с общим врагом — Большой Ордой, которая не была ни татарской, ни финно-угорской. Это было имперское, космополитичное образование, которое не принадлежало к какому-то конкретному народу. Это была империя, которая в большей степени мешала жить и развиваться тем государственным образованиям и племенным союзам, которые находились рядом, в частности казанским татарам и финно-уграм. Мы считаем, что это наша общая история и объединительное значение этого праздника велико.

Что касается крымских татар, еще неизвестно, как бы эта история закончилась, если бы крымский хан не напал на войска союзника хана Ахмата — Казимира, польско-литовского монарха. Данный факт также во многом повлиял на исход этой битвы. Поэтому значение этой даты, на мой взгляд, консолидирующее. Здесь нет никакой этники, есть только исторические факты и объединительные исторические смыслы. Кстати, если бы не победа на Угре, неизвестно, чем бы закончилась история Казанского ханства, поскольку Большая Орда очень сильно прессовала молодое Казанское государство, считая его одним из главных своих врагов на той территории.

«НУЖНО ПРОВОДИТЬ ОБУЧАЮЩУЮ РАБОТУ СО СМИ, ЧТОБЫ ИНФОРМИРОВАТЬ ИХ О СОВРЕМЕННЫХ ДОСТИЖЕНИЯХ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ»

Честно говоря, мы изначально не ожидали такой реакции на нашу инициативу. Хотя, когда проанализировали причину данной реакции, посмотрели все эти некорректные перепосты, где используется словосочетание «татаро-монгольское иго», сразу поняли, в чем дело. И хотим дать свои комментарии.

Словосочетание «зависимость от ордынских ханов» ввели в образовательный стандарт буквально недавно, но большинство-то журналистов учились еще по прежним учебникам, где использовался термин «татаро-монгольское» или «монголо-татарское иго».

Нам и в голову не могло прийти дать такую формулировку. Ни в одном пресс-релизе, ни в одном нашем сообщении этого нет и не будет.

Я думаю, сейчас нужно проводить определенную обучающую работу с представителями наших СМИ, чтобы информировать их о современных достижениях исторической науки. Мы такую работу в Калуге, кстати, провели, у нас подобной некорректности нет. В нашем регионе СМИ искаженной информации по этому поводу не давали. У нас очень близкие, добрые отношения с татарской общиной — национальным объединением татар Калужской области, среди них есть очень уважаемые люди. В Калужской области проживают несколько тысяч татар, многие из них находятся на хорошем счету, на серьезных социальных позициях, в том числе в управлении и в бизнесе. У нас с ними очень-очень добрые отношения. Мы — один народ, мы — россияне. Как сказал наш губернатор: татары — наши братья. У нас никаких проблем нет и, думаю, не будет и в дальнейшем. Все мы — граждане одной страны, нас объединяет общая история. По последним исследованиям, как выяснилось, у нас и генетика если и не одинаковая, то очень близкая.

Мы будем, конечно же, общаться и с представителями Татарстана в Совете Федерации. Может быть, даже хорошо, что такая проблема возникла сейчас, как говорится, при обсуждении на берегу, чтобы мы сняли все вопросы, чтобы, в конце концов, искоренили уже этот некорректный термин «монголо-татарское» или «татаро-монгольское иго». Оно не было таковым! Орда на самом деле была многонациональным образованием. Там были архитекторы из Западной Европы, там было много славян среди строителей, ремесленников и торговцев. Поэтому, когда мы говорим «Орда», имея в виду государство Орду, мы ни в коем случае не должны предполагать противоборство на уровне этнических общностей. Этого не было. Важно отметить, это была феодальная эпоха, там этническая составляющая не была так сильно выражена. Надо снимать эти проблемы, более корректно подходить к формулировкам и, соответственно, исправлять недочеты в исторических знаниях. Конечно, мы будем общаться с татарскими коллегами и друзьями на уровне СМИ, на уровне депутатского представительства.

На самом деле мы бы никогда не выдвинули инициативу сделать эту дату федеральной, если бы не видели в ней объединительное значение, общенациональный смысл. Но реально и Казанское, и Крымское ханство были союзниками Ивана III. А ногайцы — ногайские татары — внесли свой решающий вклад и в уничтожение хана Ахмата, и в ликвидацию Большой Орды.

Будем общаться, будем вести разъяснительную работу, будем договариваться и приходить к общему знаменателю. Мы одна нация, мы россияне.

«ЦЕЛЬ У НАС АМБИЦИОЗНАЯ — СДЕЛАТЬ ПАМЯТНИК ИВАНУ III ШЕДЕВРОМ, ДОСТОЙНЫМ ВНИМАНИЯ ЮНЕСКО»

Река Угра и сегодня носит такое название. Часть Угры даже входит в городскую черту Калуги. А само это место, где происходило историческое стояние на Угре, находится в 20 км от исторического центра города. Фактически это Калуга. Название Угры, кстати, финно-угорское, как и название Оки — главной реки Калужской области.

Что касается памятника Ивану III, то сейчас ведется работа архитекторов. Конкурс объявлен, но победителя еще нет. Конкурсную комиссию возглавляет известный кинорежиссер Андрей Кончаловский.

Уже прошло несколько этапов конкурса, но никто не победил, проекты были направлены на доработку, потому что цель у нас весьма амбициозная — сделать памятник шедевром. Как говорит наш губернатор Анатолий Дмитриевич Артамонов, этот памятник должен быть достоин внимания ЮНЕСКО. Речь должна идти об истинном произведении искусства. Это ведь монумент создателю Российского государства Ивану III — явно недооцененной в нашей истории фигуре.

Вообще, это российский парадокс — ни одного памятника основателю Российского государства нет ни в столице, ни в других городах страны. Такая несправедливость должна быть устранена, эта ошибка должна быть исправлена. Именно поэтому мы сразу делаем заявку на шедевр. Памятник, когда будет готов, будет установлен в историческом центре Калуги.

На берегу Угры, там, где находится Владимирский скит, уже есть диорама выдающегося художника (увы, уже покойного) Павла Рыженко «Великое стояние на Угре». Около этого скита также планируется памятник Ивану III, его поставит монастырь. Но он будет иметь культовое значение, его изготовят в полном соответствии с православными канонами.

А памятник светский будет стоять в Калуге. И конечно, масштабы этого памятника должны быть соответствующие.

Олег Калугин