Сколько стоит VIP-хадж, почему на рынке аренды в священных мусульманских городах раздулся пузырь? Как можно быть партнером и конкурентом одновременно в столь специфическом бизнесе, как паломнический туризм? Об этом в интервью БИЗНЕС Online рассказал гендиректор компании "Идель-хадж" Аяз Мингалеев.
"ГЛАВНОЕ - ОБСЛУЖИТЬ ПАЛОМНИКОВ, А НЕ ПОЛУЧИТЬ ПРИБЫЛЬ"
- Аяз хазрат, вы помогаете людям совершать паломничество - одно из пяти обязательных условий ислама. По светским понятиям, вы занимаетесь редкой отраслью - религиозным туризмом. В связи с этим хотелось понять: "Идель хадж" – это бизнес или благотворительность?
- Вопрос непростой. Организация хаджа за определенную плату это не благотворительность, но и не бизнес в чистом виде. По России шесть аккредитованных компаний, которые имеют право заниматься хадж-операторской деятельностью. Наша самая главная цель – это обслужить паломников, гостей Аллаха. Учредители, руководство и сотрудники компании считают большим убытком заниматься этой деятельностью, если она принесет награду только в этой жизни. С другой стороны, большинство наших сотрудников богобоязненные люди и понимают, что на этом пути можно получить как большую награду от Всевышнего Аллаха, так и сильное наказание в последующей жизни при оставлении и несоблюдении Его заветов. Нашу работу в какой-то мере можно сравнить с преподавателем, который преподает в медресе Коран и получает еще за свою работу зарплату, премии, продвигается по служебной лестнице. Мы хотим, что наши сотрудники получали регулярно зарплату, премии, но чтобы это было с правильным намерением, тогда это будет влиять на все остальное.
- Но деятельность ваша все же осуществляется через бизнес-оболочку? Официально же у вас ООО?
- Налоговая инспекция и государство требуют от всех туроператоров, чтобы наша деятельность была на официальной основе, чтобы все деньги проходили через расчетный счет и кассу предприятия, чтобы все затраты осуществлялись на основании договоров и чтобы мы наконец получали прибыль и платили налоги. Что мы и делаем. Поэтому в этой части наша деятельность направлена на соблюдение законов государства. В части же обслуживания паломников наше главное намерение - не получать прибыль, а постоянно улучшать качество обслуживания клиентов. Если по итогам финансового года в компании остаются денежные средства, то после уплаты налога на прибыль часть из них по решению общего собрания участников мы отправляем на благотворительность, часть на развитие компании и популяризацию института хаджа среди российских мусульман. В частности, мы финансируем деятельность фонда "Закят" и так далее. Кстати, в России таких аналогов нет. А закят, также как и хадж, является одним из столпов Ислама.
ВСЕ В МИРЕ ОТНОСИТЕЛЬНО
- В прошлом году в СМИ остро встал вопрос о завышении цен на хадж. В обсуждении принимали участие даже представители посольств ряда стран. Что вы об этом думаете?
- Начну с того, что прошлый год для отрасли хадж-услуг прошел под знаком пандемии гриппа. Так, в 2009 году, например, Иран, Тунис вообще отказались из-за этой эпидемии от паломничества. И в целом паломников в Саудовской Аравии было заметно меньше. Чтобы компенсировать потери прошлого года, в этом году в Саудовские бизнесмены подняли цены на многие составляющие, в том числе на жилье, питание и т.д..
Что касается цен в целом, то мне запомнились слова нашего уважаемого татарстанского казыя (шариатский судья – ред.) Джалиля хазрата Фазлыева, который рассказывал, что в 90-е годы, чтобы совершить хадж, он был вынужден продать три коровы. Сейчас корова стоит порядка 35 тысяч рублей, т.е. получается 105 тысяч. У нас самый дешевый самолетный тур – 88 тысяч. Это, во-первых. Во-вторых, изменились условия, в которых совершается паломничество, в лучшую сторону. В 99-м году, когда я ездил руководителем паломников из Татарстана, то в Мекке в четырехкомнатной квартире мы жили 40 человек, вместо кроватей люди лежали на матрасах из губки. Сейчас в своей компании мы взяли за основу стандарты работы крупнейших зарубежных хадж-операторов. Например, по программе "Сююмбике" у нас сейчас в комнатах должно находиться не больше шести человек. По условиям эконом-тура – не больше восьми человек. Даже если мы арендуем комнату, в которой согласно лицензии могут проживать 20 человек, то заплатив за все 20 койко-мест, мы селим туда только восемь человек. Мы стараемся, чтобы паломникам было удобно. В 90-е годы никто об этом не думал. Представляете, тогда даже в коридорах люди спали, на крышах домов и пристроек. Так что если подойти объективно, то хадж не подорожал.
- А что будет дальше с ценами?
- Дальше будут действовать разные факторы. Аренда жилья в Мекке, например, постоянно растет. Мы даже создали аналитический отдел, который следит за ценообразованием. Если раньше в Мекку и Медину достаточно было приехать за месяц-два, снять жилье, то сейчас надо все делать в начале года, сразу после завершения сезона текущего хаджа. Если раньше, около 20 лет назад, например, койка в районе Джумеза стоила 100 реалов, то сейчас - три тысячи. То есть увеличение произошло в 30 раз. И стоимость продолжает расти. Подорожанию жилья также способствует тот фактор, что многие гостиницы и дома паломников возле главной святыни мусульман – Запретной мечети (Аль-Харам) - попали под снос. Не всегда можно найти подходящее жильё в достаточном количестве и по недорогой цене. Саудовские власти пытаются выправить ситуацию за счет строительства новых 4-х, 5-и звездочных отелей.
ХАДЖ – ЭТО НЕ ДОТИРУЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Если не секрет, то какую прибыль от организации паломничества вы получаете?
- Не секрет, мы открытая организация и работаем официально. Соответственно сдаем отчеты во все налоговые и государственные органы. Однако финансовый результат текущего 2010г., баланс будут завершены в соответствии с официальными сроками сдачи отчетности к концу первого квартала 2011 года. И пока конкретных цифр мы назвать не можем. Вместе с тем хочется отметить, что деятельность компании проверяется со стороны совета по хаджу РФ, ассоциации туроператоров России, министерством по делам хаджа Королевства Саудовской Аравии, налоговых органов РТ, со стороны обслуживающих банков, а также и со стороны ДУМ РТ. Сформирована ревизионная комиссия от ДУМ РТ, которая проверяет итоговые финансовые показатели. Кроме того к ежегодной проверке финансово-хозяйственной деятельности компании привлекается независимая аудиторская компания. Окончательные итоги ежегодно докладываются на расширенном заседании пленума ДУМ РТ.
Но в целом по итогам можно сказать следующее: 2010 год был для нас очень тяжелым. Много запланированных программ и мероприятий были под угрозой срыва. Аллах милостив к нам, и с Его помощью мы смогли провести в этом году международный семинар и запустить новую систему обучения паломников. Наша деятельность находится в сильной зависимости от многих факторов. Один из наиболее существенных – это соотношение стоимости рубля и зарубежных валют, таких как доллар, евро, саудовский реал. В соответствии с действующим российским законодательством мы заключаем договора с паломниками в рублях и в качестве оплаты принимаем рубли, а расплачиваемся по контрактам в Саудовской Аравии, авиаперевозчиками и т.д. в международной валюте. Возьмем, билеты на самолет. Билеты мы оплачиваем заранее в евро. Окончательный расчет с авиакомпанией происходит на момент выписки билетов. В это же время во многих странах мира наряду с простыми пассажирами выписываются билеты и для других нескольких миллионов паломников. Мы отметили, что курс евро до этого процесса находится на одном уровне, при выписке резко растет вверх, а когда выписка заканчивается, то курс евро падает. Одним словом, мы находимся в зависимости от курсовой разницы международных валют.
Вместе с тем мне хотелось бы отметить следующее: организация хаджа для мусульман Татарстана и соседних регионов России – это не дотируемая деятельность. Ни одна организация, ни государство, ни благотворительные организации нам денег не выделяют, если вдруг денег не хватит из-за курсовой разницы, резкого взлета стоимости проезда и т.д., или вдруг хадж-оператор захочет в ту же стоимость поездки добавить несколько новых услуг. С паломником заключается договор, в котором определяется конечная цена поездки, и дополнительные "поборы" мы не делаем. Мы вынуждены были ввести систему хозрасчета и бюджетирования, чтобы тщательно планировать и контролировать все затраты на организацию хаджа. В этом и заключаются экономические особенности работы практически всех хадж-операторов, без этого сегодня не обойтись. Работа на принципах хозрасчета, но если в конце года получается положительный финансовый результат, то мы направляем его на благотворительные цели, или развитие собственно инфраструктуры компании.
3,5 ТЫС. ЧЕЛОВЕК ЗА ГОД
- Сколько паломников вы обслужили в 2010 году?
- Две тысячи. В 2009 году – три с половиной тысячи человек. Снижение произошло из-за перераспределения квот. Часть нашей квоты и квоты других духовных управлений мусульман центральной части России была передана кавказским республикам.
- Кому выделяется квота – хадж-оператору или республике?
- Квота выделяется духовному управлению мусульман Республики Татарстан. Квота устанавливается на три года. В 2009 году мы обслужили три с половиной тысячи человек, так как часть своей квоты нам доверило центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ). Квоты в России регулирует совет по хаджу при правительстве России. Также в этом году учли, что в Дагестане большая потребность, поэтому им увеличили квоту. Что интересно, две тысячи паломников из Дагестана отправились на благотворительной основе, ее оплатил известный предприниматель Сулейман Керимов. Также хадж части паломников из Чечни оплатил Рамзан Кадыров.
- Какая сейчас общая квота на Кавказ?
- Восемь тысяч на Дагестан, три тысячи – Чечня, тысяча – координационный центр мусульман Кавказа, полторы тысячи – Ингушетия. Получается 13,5 тысяч паломников на Северный Кавказ. На остальную часть страны - 6,5 тысяч. Т.е. всего на Россию – 20,5 тысяч мест. Цифры отражают реальную ситуацию. Если смотреть по тому, как выделяется квота другим мусульманским странам, то на каждую тысячу мусульман выделяется одно место. Например, если в Татарстане два миллиона сто тысяч (этнических – ред.) мусульман, то должно выделяться 2100 мест, если посмотреть по европейской части, то должно выделяться даже больше, чем Северному Кавказу. Дагестан, например, это два миллиона человек. Должно выделяться, соответственно, две тысячи мест, а выделяется восемь. Это связано с тем, что институт хаджа там развит больше и спрос на хадж больше. Паломники в Дагестане согласны еще на более простые бытовые условия, жить семьями в палаточных городках, проезд на простых автобусах и т.д. Наши же паломники на такие условия не согласны, им нужны гостиницы, комфортные условия проживания.
- Получается, "Идель-хадж" в этом году обслужил две тысячи паломников. Это все из Татарстана или из других регионов тоже есть?
- Из Татарстана и из близлежащих регионов. Наша компания так и называется "межрегиональный паломнический центр". Раньше обслуживанием паломников в Татарстане занималась туристическая компания "Идель", которая была создана в 2001 году. В 2008 году она была преобразована в межрегиональный паломнический центр, так как стало очень много обращений из разных регионов страны, в основном от татар-мусульман Самарской, Ульяновской области, Башкортостана, Новосибирска, Красноярска, Екатеринбурга, Чувашии, Удмуртии, Москвы и даже из Якутии.
- Сколько процентов из Татарстана, Казани?
- Из Татарстана примерно тысяча паломников. С каждым годом количество паломников увеличивается. Если в 2001 году было 111 человек, то в этом – две тысячи человек. Нельзя сказать, что мусульман из крупных городов Татарстана больше, чем из сел, примерно везде одинаково. Все примерно соответствует формуле: на каждую тысячу проживающих в селении мусульман один паломник. Много паломников из Альметьевска, Челнов, Нижнекамска. Например, из Нижнекамска совершили паломничество около 100 человек, а из Казани около 400 человек.
12 VIP-ПЕРСОН
- Каков портрет паломника? Кто он? Предприниматель, студент, пенсионер?
- Раньше были сплошные пенсионеры. Они сами откладывали с пенсии. Или дети им помогали. С каждым годом возраст паломников снижается. Сейчас у нас и женщины, и мужчины, и предприниматели, отсюда широкий спектр программ, чтобы предоставить услуги для широких слоев населения, в том числе и крупным бизнесменам. Есть программы для среднего класса, эконом-программы. У нас, кстати, самый дешевый в России тур на самолете - 88 тысяч рублей или 2900 условных единиц. В Дагестане самолетный тур стоит 97 тысяч рублей. Есть, правда, у нас самолетные туры и за 105 тысяч. И за 115, и за 145. Это зависит от того, где паломник проживает, чем питается, каким набором дополнительных услуг пользуется.
- Много VIP-персон?
- В этом году было 12 человек. Мы на самом деле это направление особо не развивали, но в этом году планируем заняться. Так как есть люди, которые готовы ездить по более дорогим программам. Так как их уже не устраивают общие программы. И они могут позволить себе жить ближе, чем в 900 метрах от мечети, не в палатке, когда паломники лежат бок о бок, а в VIP-условиях.
- Говорят, что Шаймиев умру (паломничество вне сезона хаджа– ред.) совершил, не вы его отправляли?
- Его сопровождал муфтий Республики Гусман хазрат.
- А второй президент еще не собирается?
- У нас нет такой информации. Мы радуемся, когда люди отправляются на хадж, так как они становятся ближе ко Всевышнему. "Когда кто-то из рабов Всевышнего делает к Нему шаг, Он делает к нему несколько". В любом случае, когда паломник совершает хадж, он становится лучше и терпимее к людям, соседям, семье. После Мекки ему даже в казанских пробках находиться легче.
"МЫ И КОНКУРЕНТЫ, И ПАРТНЕРЫ"
- Аяз хазрат, оцените, пожалуйста, рынок паломнических услуг в целом? Какие предприятия, специализирующиеся на организации паломничества, есть сейчас в Казани, Татарстане?
- Все организации находятся при духовных управлениях мусульман. Две компании в Москве. От Татарстана представлен "Идель-хадж", в Дагестане две компании, при ЦДУМ также появилась в этом году компания.
- А что входит в пакет хадж операторских услуг?
- Во-первых, мы рассказываем паломникам о хадже. Проходят занятия, мы раздаем брошюры. Занимаемся просветительской работой. Этим в компании занимается отдел религиозного просвещения и PR-отдел. Когда паломник уже приходит к нам, мы оформляем его документы, передаем их в визовый отдел. Затем визовый отдел, в свою очередь, сдает их в посольство для получения виз. Есть отдел логистики, который занимается обеспечением паломников трансфертом. Медицинский отдел заботится о здоровье паломников. Проводами и встречами паломников из регионов, а также обеспечением их всем необходимым занимается отдел регионального развития. Отдел хозяйственного обеспечения готовит для паломников дорожные наборы и одежду. Отдел по работе в Саудовской Аравии занимается арендой жилья и так далее.
- Вы хотели купить гостиницу в Мекке, не удалось?
- Пока нет. Этот проект очень дорогой, трех-четырех этажное здание обойдется в сумму более десяти миллионов реалов. На территории Саудовской Аравии работает наша хадж-миссия: приемка зданий, подготовка зданий, встреча паломников, проводы паломников, медкабинет. Любой паломник может в случае затруднений со здоровьем туда обратиться.
Есть отдел регионального развития, сеть агентств, которые облегчают общение с паломником, делают нас ближе к паломнику. По России у нас примерно 30 представительств. На Кавказе тоже есть, но мы стараемся обращать больше внимания на Европейскую часть, и в первую очередь обеспечить квотой всех желающих совершить хадж из Татарстана.
- Получается, гостиницу арендовали, хадж-миссия все подготовила. Что дальше?
- Далее мы провожаем паломников. В Саудовской Аравии встречаем, в каждой группе есть руководитель, врач.
- А другие организации, которые занимаются оказанием паломнических услуг, они для вас партнеры или конкуренты?
- На самом деле и партнеры, и конкуренты. Интересно, как так может быть, но на самом деле конкуренты – это когда мы собираем паломников. Монополии нет. В Татарстане, если не ошибаюсь, работают фирмы "Салям тур", "Наджм-тур". Есть агенты. Например, "Хизмет тур". Конкуренция полезна в том смысле, что из-за нее услуги будут более качественными и дешевыми. На территории Саудовской Аравии мы становимся партнерами, так как у нас есть общий интерес – российский паломник. Мы представляем единую российскую хадж-миссию перед лицом другой страны, здесь мы единое целое.
- Именно от Татарстана?
- Есть руководство от республики, которое, в свою очередь, является заместителем председателя российской хадж-миссии. Я, например, являюсь председателем татарстанской хадж-миссии, в то же время, соответственно, и заместителем председателя российской хадж-миссии. Председателем российской хадж-миссии уже много лет является Магомет Гамзаев. Председатель российской хадж делегации и совета по хаджу, уполномоченный правительства РФ по хаджу, вице-спикер Совета Федерации - Умаханов Ильяс Магомед-Саламович. Только на таком уровне можно вести важные переговоры с посольствами, наша работа сопряжена с работой многих ведомств, поэтому при правительстве Российской Федерации с 2002 года создан совет по хаджу. ДУМ РТ является постоянным его членом. Раз в месяц у нас проходят совещания с участием представителей госструктур, это и минтранс, и таможня, и минздрав, пограничники и многие другие. Совет по хаджу как раз координирует все эти действия.
"К ЧАРТЕРАМ МНОГИЕ ОТНОСЯТСЯ КАК К РЕЙСАМ ВТОРОГО СОРТА"
- Возникали ли ситуации, когда предоставлялись некачественные паломнические услуги со стороны хадж-операторов? И как вы в этом случае действовали? Все вместе?
- Жалобы, которые поступают в совет по хаджу, рассматриваются. Если выясняется, что туроператор что-то нарушил, то выносится предупреждение, в первую очередь, духовному управлению, через которое работал оператор. Были такие случаи, когда из реестра исключались компании. В черный список в свое время попало несколько операторов, деятельность которых была прекращена. Мы такой участи не разделяли никогда. Более того, ДУМ Татарстан и "Идель-хадж" пользуются уважением со стороны других членов совета. В частности, это проявляется в том, что несколько наших инициатив в части стандартизации и упорядочивания деятельности хадж-операторов было приняты в работу российской хадж-миссии, нам предлагают также принять участие в разработке и других вопросов.
Что касается паломников, то я им советую обращаться в компании, которые имеют многолетний опыт и хорошую репутацию. Нам известно много фактов, когда паломники доверяются каким-то деятелям на словах, при этом не подписывается договор, деньги сдаются "за остановкой". Либо доверяются фирмам, которые официально не аккредитованы в совете по хаджу, не имеют квот, в результате люди остаются за бортом. Бывает такое, что людям нужно выехать на хадж, а у них нет обратных билетов, и паломники пребывают в неопределенности. Бывает и такое, когда паломников не страхуют на медицинское обслуживание, либо страхуют не на полный срок пребывания, либо не на полную сумму. Не пренебрегайте этими вещами, уважаемые паломники.
- Какие конкретно некачественные услуги предоставлялись? Была какая-то история в Нижнекамске с задержкой возвращения паломников на две недели?
- Нижнекамск, вернее сказать нижнекамский мухтасибат, работал с другой компанией, проблема была с опозданием вылета на неделю и прилета на неделю. Главная проблема заключалось в неопределенности дат вылета и прилета, и в том, что паломники в этих группах были люди работающие, которые оформляли отпуска или отгула строго на определенное время. В результате, некоторых паломников, работающих в одной крупной российской компании после той истории с опозданием от запланированного срока возвращения в Россию их хаджа чуть не уволили с основного места работы. Вероятно, были еще какие-то сложности, но вам лучше задать этот вопрос непосредственно организаторам или мухтасибату Нижнекамска. К чартерным рейсам все равно многие относятся как к рейсам второго сорта. Мы пользуемся регулярными рейсами авиакомпаний "Турецкие авиалинии" и авиакомпания "Татарстан". Количество самолетов мы увеличиваем постепенно, в основном за счет эконом-туров. На самолетах мы отправили в прошлом году 950 человек, комбинированные – 177. В 2009 году их было около 400, а в этом году мы постарались уменьшить их количество за счет эконом-туров.
- Акцент на эконом-турах – это не влияние кризиса? Как кризис сказался в целом на паломничестве?
- Кризис, конечно, сказался. В том году скакал доллар, а у нас 90 процентов операций были связаны с оплатой в валюте. Квота уменьшилась. В кризисном году было больше автобусных туров, нежели самолетных. Тоже скажем влияние кризиса.
"РЕШЕНИЕ ОБ "ИДЕЛЬ-ХАДЖЕ" ПРИНИМАЛОСЬ НА УРОВНЕ МУФТИЯ"
- Расскажите, пожалуйста, как вы начинали свое дело? Как возникла идея?
- В 90-е годы хадж для татарстанских паломников организовывался через московские компании. Этих компаний сейчас нет на рынке. Дай Бог памяти, например, в 1999 году ДУМ РТ направил меня руководителем 25 человек. Мы поехали в Москву, где нам сказали, что все в Саудовской Аравии решено и оплачено. Оказалось, что возникла куча проблем. Например, нас обманули в вопросе трансферта. Он не был оплачен.
В 2001 году мы брали жилье в субаренду, брали одно, оказалось другое, после чего мы решили, что так больше делать нельзя, надо самим всем заниматься. Вплоть до того, если паломник спросит, какого цвета будет простыня, мы должны ему ответить.
Сейчас мы можем с полной ответственностью сказать, что с 2002 года мы сами организуем хадж для наших паломников. Решение о создании "Идель-хаджа", естественно, принималось на уровне муфтия. Когда мне предложили участие в данном проекте, я работал в системе светского и религиозного образования, хотя имел небольшой опыт в области организации хаджа. Встав на этот путь, пришлось многому учиться, мы стали участвовать на различных международных конференциях и научных форумах, стали перенимать опыт у крупных зарубежных хадж-операторов, таких как "Табунг хадж" (Малайзия), "Диянат" (Турция) и "Марва" (Кувейт), департамент по хаджу Индонезии и др.
- А сколько человек тогда у вас работало?
- Тогда работало три человека, сейчас около 40, не считая представителей в других регионов. Был руководитель, бухгалтер и девушка, которая занималась документами. Сейчас у нас отдельный визовый отдел, бэк-офис в Казани, в котором трудится 25 человек. Людей достаточно. Некоторые критикуют нас за то, что мы такой штат раздуваем. Цена из-за этого, как они считают, становится выше. На самом деле цена у нас не больше, надо просто сравнить. Мы ведем серьезную работу. Я уже говорил, что у нас по России самый дешевый авиатур. При этом мы предоставляем дополнительные услуги, которых нет в наборе услуг некоторых компаний, напомню при одинаковой цене тура, например: каждый паломник страхуется на 100 тысяч долларов, ему выдается специальная одежда, дорожный набор и так далее.
К организации хаджа нужно относиться серьезно и профессионально, по-иному лучше не браться за хадж…
"ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК – ЭТО ЕЩЕ НЕ КВАЛИФИКАЦИЯ"
- По какому принципу вы набираете сотрудников? У вас все верующие?
- В основном наша работа связана с вопросами веры. Поэтому приоритет для верующих. Мы создаем для таких ребят и девушек рабочие места, где они могут не просто зарабатывать деньги, но и работать для души.
Но, как говорит муфтий, хороший человек – это еще не квалификация. Поэтому мы смотрим, что человек умеет. Нужны знания арабского, английского, турецкого языков, высшее образование.
К нам может прийти и неверующий на данный момент человек, если у него есть соответствующие навыки, однако мы будем надеяться, что он придет к Аллаху, что у него будет к этому потенциал. Но давить не станем, ибо нет принуждения в религии. Вообще мало приходит неверующих, так как мы позиционируем себя как мусульманская организация.
- Каким образом осуществляется руководство компанией?
- Все структурировано. Есть руководитель, у него подчиненные. Все по регламенту. Если есть замечания к руководству, то никто не стесняется, дает советы. Ведь по религии мы все одинаковые. Анализируем, например, анкеты паломников, обсуждаем все вместе, а не так, чтобы что-то сверху спускалось…
- Когда компания создавалась, ориентировались ли вы на какие-то конкретные образцы? По какому принципу выстраивали бизнес-модель?
- Мы ориентируемся на опыт крупных международных хадж-операторов. Например Малайзии, Индонезии, Турции и т.д., или тех, кто каждый год выпускает более 100 тысяч паломников. Мы ездим для знакомства с опытом на международные конференции по хаджу в другие страны, набираемся опыта. Начали проводить свои международные конференции по хаджу в Казани. Организовали две конференции с числом российских и зарубежных участников – более 200 человек. Летом 2011г. планируем провести – третью. Приглашаем для обмена опытом и участия ведущих духовных лидеров и хадж-операторов из России, стран СНГ, Балкан, Ближнего востока и т.д. Учиться еще много чему нужно.
- Есть легенды, что если поедешь "дикарем", то дешевле хадж выйдет, где-то в районе 1000 долларов?
- Это всего лишь легенда. На самом деле дороже. Вот у нас один паломник пришел и сказал, что хочет поехать на своей "Нексии". Он думал, что так будет дешевле. К нам, тогда как раз в гости заместитель председателя духовного управления Дагестана приехал, так он добавил паломнику денег, только чтобы тот поехал в хадж с группой, организованно.
В случае с хаджем из Дагестана, то я уже описывал выше, как у них получается дешевле поехать на своих автобусах. А когда человек ни дороги не знает, ни языка, хочет поехать на "Нексии"… Конечно, визу открыть можем, но отвечать за него не хотим. Мы хотим организованно отправлять людей в хадж, чтобы мы могли что-то предпринять при непредвиденных обстоятельствах. Если мы будем думать только о деньгах, то последствия будут плачевными.
"ДИКАРЯМ" ВИЗУ НЕ ДАДУТ
- А теоретически группа из пяти человек может придти в посольство Королевства Саудовской Аравии и сказать, чтобы им дали им визу?
- Нет, хоть 50, 200, 300 человек придут. Есть аккредитованные туроператоры, которые работают под эгидой российской хадж-миссии. Хадж-миссия имеет полномочия спросить с духовных управлений. ДУМы, в свою очередь, с хадж-оператора, которого они представили кандидатом для аккредитации в совете по хаджу.
- А в Дагестане, говорят, практикуется продажа виз…
- Нам такие случаи неизвестны. И кто так говорит – не совсем понимает суть дела. Посольство КСА очень тщательно смотрит, кому открывать визу для совершения хаджа. Как это просто продать визу? Чтобы посольство ее открыло, нужно показать жилье. Договор на проживание паломников должен быть заверен министерством по хаджу Саудовской Аравии, нужно доказать, что ты оплатил транспорт, показать чеки, т.е. доказать, что все официально. По сути, этот минимальный пакет услуг и предоставляется.
- А кроме хаджа, какие еще услуги предоставляете?
- Есть туристические услуги. Например, программа посещения мусульманских святынь в Иерусалиме.
- Говорят ведь, что если в паспорте будет штамп въезда в Израиль, то в хадж уже не пустят?
- Нет. Штамп въезда на это не влияет, проблемы могут возникнуть, если вы получали израильскую визу. Но сейчас между Израилем и Россией нет визового режима, поэтому отметка о въезде не помешает посетить Саудовскую Аравию. Хотя был у нас один случай в прошлом году, когда паломник проезжал через границу Сирии, и у него увидели израильский штамп. Поскольку эти две страны не поддерживают дипломатических отношений друг с другом, то пограничники предупредили паломника, что на обратном пути его не выпустят. И нам пришлось предпринять ряд дополнительных мер, чтобы не было срыва поездки, в том числе мы купили ему билет на самолет, оплатили гостиницу и т.д. В результате этот казус был обойден, и вся наша группа благополучно вернулась в Россию.
"НА ХАДЖ В СОБСТВЕННЫХ САМОЛЕТАХ"
- Если мы захотим совершить паломничество, то почему должны обратиться именно к вам?
- Почему обязательно к нам? Я ведь уже сказал, монополии в этом вопросе нет.
Но также хотелось отметить, что некоторые паломники ведут себя очень опрометчиво, и я не могу их никак понять. Могут послушаться случайных людей, "за остановкой" деньги сдают. Нет никаких договоров. Одна женщина-паломница, например, умерла в Саудовской Аравии, а к нам обратились ее дети как к духовному управлению за помощью. Мы стали смотреть, что это за компания, какая была у них страховка. Оказалось, нет никакого договора, страховку сделали на две недели, хотя знали, что женщина будет пребывать месяц. Это разве подход?
В Елабуге один паломник, который ездил с нами семь лет, видимо захотел приключений и обратился в компанию-посредника, которая не имеет права организовывать хадж и поэтому не имеет квоты. Эти посредники обратились в Дагестан, а те обратились к нам. Та компания в Дагестане также не имела ни аккредитации, ни квоты. С Северного Кавказа нам звонят, и спрашивают, что есть паломники-татары, возьметесь их отправить? Получилось, что тот же паломник из Елабуги попал к нам. В этом году таких человек было около ста. В итоге того туриста мы оформили через посредника, поскольку его документы были у них. Паломник в результате конечно переплачивает. Поэтому совершить хадж паломники могут через любого, но официально аккредитованного оператора. Это и дешевле в итоге будет, и есть с кого официально спросить можно.
- На самом деле в вашем комментарии многие найдут ответ на свой вопрос. Но все же для многих это шок, как посещение дома Аллаха может стоить две-три тысячи евро.
- Посещение главной святыни Ислама – Запретной мечети (Аль-Харам) и Каабы – это, безусловно, бесплатно. Но вот условия, в которых паломник хочет добраться до Мекки, где и как он хочет далее проживать, как организовать свое питание и многое другое – вот здесь возникает различная цена. Хадж может стоить и 3 тысячи, и 10, и 25 тыс. евро, и дороже. Есть паломники, которые летают в хадж из России на собственных самолетах. Смотря, что вы хотите. Кто-то не хочет в общих автобусах ездить, снимают на два человека тридцатиместный автобус. Делают там своего рода передвижной дом, со всей кухней и так далее. В этом году мы оказывали такие услуги, как проживание в Мина и Арафате в VIP-палатках с кондиционером и шведским столом, проживание в Мекке и Медине в президентских номерах и т.д.
- Т.е если турист говорит, что хочу это или это, вы организуете? Ориентируетесь на индивидуального туриста, группу?
- Мы ориентируемся на основную массу, стараясь охватить все слои населения. Цена начинается с 75 тысяч рублей, потом идет 88, затем 105, 115, 145. Дальше – VIP клиенты, с которыми работа идет индивидуально.
"МОЯ ЦЕЛЬ– ПРЕУСПЕТЬ ВО ВСЕХ ОТРАСЛЯХ ЖИЗНИ ОДНОВРЕМЕННО"
- Расскажите немного о себе. Как пришли к этому пути? Что закончили, где работали?
- У меня есть как светское, так и религиозное образование. Окончил медресе "Мухамадия" в Казани, учился в Тунисе. Светское образование – языковой институт в Тунисе и факультет "татарской филологии, истории и восточных языков" КГУ. Работал преподавателем в школе, медресе и университете. До сих пор являюсь завучем в медресе "1000-летия принятия ислама". Прошел курсы по туризму, повышения квалификации в Египте, Иордании, других странах.
- Как пришли в компанию "Идель-хадж"?
- В 99-м году мне предложили руководить группой паломников, тогда мне было 23 года. Затем в 2001 году когда начала работать программа "Идель-хадж"
-Хобби. Увлечения?
- Языки. Знаю арабский, люблю читать духовную литературу. Кроме духовной литературы, если есть время, могу прочитать и художественную. Прессу читаю время от времени, разную. Всем интересуюсь, все мне нравится, особенно с чем я соприкасаюсь в повседневной жизни
- Кем вы мечтали быть в детстве. Реализовалась ли ваша места?
- Не помню, наверное, как и все советские дети космонавтом. Основные ценности – духовные, семейные. Отношения детей к родителям и наоборот, правильное воспитание детей, чтобы они были полезными для общества, делали за нас дога (молились).
- Какие конкретные достижения?
- У меня трое детей. На этом останавливаться не собираюсь. Если Бог даст, будет и больше. Мусульманин должен двигать все направления жизни одновременно. Как говорил один из моих учителей, все аспекты жизни нужно расписывать на день, неделю, год и двигать вперёд. Не так, чтобы один день в неделю посвятить семье, час в месяц посвятить родителям. Нужно так, чтобы все направления двигались и развивались параллельно. Мусульманин везде должен быть успешным. Быть хорошим отцом, мужем, заботиться о родителях, быть успешным в работе, быть полезным для общества, для друзей и так далее. Но главная цель, которую нужно достигнуть за всем этим, это достижение довольства Всевышнего. Так как каждый мусульманин знает это, что, если Всевышний будет доволен им, то и окружающие будут любить его, и наоборот.
Надежда Замалиева
Арслан Минвалеев
Справка Межрегиональный Паломнический Центр "Идель Хадж" работает при Духовном управлении мусульман с октября 2001 года. |
Визитная карточка Мингалеев Аяз Камильевич |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.