ВМЕСТО ОДНОГО СУДА — ЧЕТЫРЕ

Как стало известно «БИЗНЕС Online» сразу от нескольких источников в правоохранительных органах, с сегодняшнего дня исключительное право Советского районного суда Казани производить аресты задержанных по резонансным уголовным делам нивелировано. Силовики Казани получили законное право ходатайствовать об аресте задержанных сразу в четырех судах столицы. В частности, с 1 апреля выбор меры пресечения по уголовным делам, которыми занимается главное следственное управление МВД по Татарстану, будет производиться в Вахитовском райсуде Казани. В Ново-Савиновском районном суде будут арестовывать фигурантов дел, что ведут следователи третьего отдела по особо важным делам следственного управления СК по РТ, а четвертому отделу СК достался Приволжский райсуд. В Советском же суде скромно остаются первый и второй отделы следкома. Кроме того, эти суды будут рассматривать и жалобы на действия руководителей следственных органов.

Официальное обоснование таким изменением простое — колоссальная нагрузка на судей, особенно в последнее время. По закону мера пресечения должна избираться в том районном суде, что территориально отвечает за расположенный в нем правоохранительный орган, производивший задержание. Сейчас и ГСУ МВД по РТ, и все четыре отдела по особо важным делам следкома Татарстана находятся именно в Советском районе, соответственно, на улицах Губкина и Наки Исанбета. Любопытно, что развести аресты по судам получилось достаточно хитрым способом, поскольку территориально все четыре отдела СК и ГСУ МВД остаются на своих прежних местах. Однако почти все — кроме первого и второго отделов следкома — меняют юридический адрес. Так, ГСУ теперь по бумагам будет находиться на улице Дзержинского, третий отдел СК на Короленко, а четвертый — на Мавлютова.

Как только появилась первая неофициальная информация о том, что один из крупнейших банкиров республики будет арестован, журналисты кинулись дежурить к порогу Советского райсуда — единственного, который теоретически может произвести арест Как только появилась первая неофициальная информация о том, что один из крупнейших банкиров республики будет арестован, журналисты кинулись дежурить к порогу Советского райсуда — единственного, который теоретически может произвести арест Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЗДАНИЯ НАШЕГО СУДА МАЛЕНЬКИЕ, КАБИНЕТЫ НЕ ОЧЕНЬ ВМЕСТИТЕЛЬНЫЕ»

Есть у вступившего в силу решения и неофициальная версия. По данным собеседников нашего издания, наверху таким образом в том числе решили обезопасить себя от — временами — ненужной публичности уголовных процессов. В пример приводится уголовное дело ПАО «Татфондбанк», возбужденное 16 февраля управлением ФСБ по Татарстану и ныне переданное в татарстанский СК. А именно — легендарный арест председателя правления босса империи ТФБ Роберта Мусина. Задержание Мусина 3 марта прямо у трапа самолета в казанскому аэропорту и последующий арест до последнего держались в секрете. Однако, как только появилась первая неофициальная информация о том, что банкир будет арестован в тот же день, журналисты кинулись дежурить к порогу Советского райсуда — единственного, который теоретически может произвести арест. Естественно, о таинстве обряда избрания меры пресечения можно было забыть. Вероятно, это обстоятельство учли и пошли на столь радикальные меры, учитывая, что громких «посадок» в Казани уже случилось достаточно и это, видимо, далеко не конец.

«Действительно, это решение вступает в силу сегодня, и это никакая не шутка, — прокомментировал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ проведенную рокировку силовых и судебных органов председатель Советского районного суда Казани Радик Габдуллин, который, однако, отмел конспирологические версии переезда. — Совершенно случайно сложилось, что следственные органы города оказались на территории одного района, плюс ГСУ МВД переехало в Советский, вдобавок в последнее время на наш суд произошел рост нагрузки в геометрической прогрессии, работы очень много. Поэтому было решено распределить эту нагрузку между другими крупными судами города».

Кроме того, по словам Габдуллина, еще и материально-технические условия затрудняли рассмотрение ряда процессов на вверенной ему территории. «Здания нашего суда маленькие, кабинеты не очень вместительные, нам приходилось аккумулировать все усилия, чтобы организовать проведение судебных заседаний по некоторым делам», — добавил он.

Что ж, если цели сделать судопроизводство непубличным действительно нет, будем надеяться, что оперативное информирование СМИ о предстоящих заседаниях, напротив, будет выведено на новый организационный уровень.

«Силовики» Казани получили законное право ходатайствовать об аресте задержанных сразу в четырех судах столицы Силовики Казани получили законное право ходатайствовать об аресте задержанных сразу в четырех судах столицы Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ ПРИВЫКЛИ ИДТИ ТУДА, КУДА НАС НАЗНАЧИЛИ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» прокомментировали сегодняшнюю новость из мира казанской Фемиды.

Роза Фардиева — адвокат:

— Юристам, особенно тем, кто занимается правозащитной деятельностью, это будет не очень удобно, то же самое касается представителей средств массовой информации. Это реально усложнит жизнь журналистов, им придется теперь держать на контроле, где и какие дела рассматривает уже не один суд, а четыре. А вот для судов это хорошо. Они ведь действительно перегружены. Там, естественно, специальной штатной единицы нет, которая рассматривает только резонансные дела. В праздничные, выходные дни обычно этим занимаются дежурные судьи, которые работают круглосуточно. В случае если громкие дела будут рассматриваться в других районах, то Советский суд, естественно, разгрузится. Сейчас ведь у них очень много работы, преступность растет. А адвокатам по большому счету все равно. Мы привыкли идти туда, куда нас назначили.

Вениамин Чубаренко — адвокат:

— Здесь не надо искать какой-то подоплеки .Это связанно именно с загруженностью судов, потому что законодательство изменилось в отношении, будем говорить, мелких правонарушений, возьмем и административные и уголовные дела. Единственное — будет определенная сложность, потому что суды должны все рассматривать по территориальности, а здесь, видимо, будут какие-то перекидки. И я боюсь, что здесь, возможно, возникнут какие-то злоупотребления, будут нарушены права на защиту интересов граждан, отому что будет непонятно, какой суд, где и когда оперативно и быстро будут рассматривать дела. И не всегда, учитывая нашу сложность жизни, человек сможет определиться со своим защитником.