Информацию об отставке Мидхата Шагиахметова подтвердили в Нацбанке РТ, приказ пришел из Москвы, где решили таким образом назначить виновного за «банковское домино» в Татарстане Информацию об отставке Мидхата Шагиахметова подтвердили в Нацбанке РТ, приказ пришел из ЦБ, где решили таким образом назначить виновного за «банковское домино» в РТ Фото: Ирина Ерохина

«ПРИЧИНЫ ВСЕГДА НАЙДУТСЯ: УСТАЛ, ТЯЖЕЛО, РАБОТА НЕЛЕГКАЯ»

Информацию об отставке Мидхата Шагиахметова «БИЗНЕС Online» подтвердили в пресс-службе Нацбанка РТ. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» бывший председатель Нацбанка Татарстана Евгений Богачев, о кадровом решении было известно еще накануне. «Я вчера был в курсе этого и без сотрудников [Нацбанка РТ], а сегодня они мне сообщили, что он [Шагиахметов] собрал всех на пять минут попрощаться. Сказал, что заявление подписано. Сейчас назначен и. о. и передача [полномочий] будет», — сообщил Богачев. По его информации, временным главой банка назначен заместитель Шагиахметова Марат Шарифуллин.

Богачев, по его словам, не знает, что на самом деле произошло — добровольная отставка или же увольнение сверху. Сам он видел Шагиахметова в последний раз на юбилее Шаймиева 20 января, и тогда все было нормально. Но никаких проступков за уже бывшим главой Нацбанка РТ Богачев не видит. «Причины всегда найдутся: устал, тяжело, работа нелегкая. У председателя банка много рутинной бумажной работы. Я знаю, что многие сотрудники до 10 - 11 часов работают», — рассказал Богачев.

Он напомнил, что лично рекомендовал Шагиахметова в 2014 году, и охарактеризовал его как опытного человека, руководившего налоговой инспекцией и министерством экономики. «Он интересный человек и грамотный, и я даю ему высокую оценку. Особой его вины в чем-то нет. Сегодня кризис, по сто банков отзывают в год — триста банков с лишним за три года», — считает Богачев. «И спортивный он, и в хоккей играет», — добавил он плюсов к характеристике своего протеже.

Мидхат Шагиахметов Есть за Шагиахметовым и вполне конкретный «грешок» – выдача ЦБ РФ кредита Татфондбанку в размере 3,1 млрд. рублей. Документы по этой сделке готовили сотрудники Нацбанка РТ, которые не заметили ряда подозрительных соглашений Фото: «БИЗНЕС Online»

Между тем, по сведениям информированного источника «БИЗНЕС Online», инициатива отставки все-таки исходила из Москвы. Мотивировка — не столько какие-то профессиональные претензии к Шагиахметову, сколько информационный фон вокруг банковского кризиса в Татарстане, начавшегося с крушения империи ТФБ. «Кто-то же должен ответить», — лаконично поясняет наш собеседник. Претензии в адрес ЦБ, который «проглядел» многомиллиардную дыру, начали остро озвучиваться в Татарстане в последние недели. В частности, в этом ключе высказался и премьер-министр РТ Ильдар Халиков, отвечая 21 марта на заседании Госсовета на вопрос о банковском кризисе РТ. «Почему ЦБ РФ, может быть, поздно принял решение [о введении в ТФБ внешней администрации АСВ] и не проинформировал нас [о проблемах в банке]?» — спросил он с трибуны Госсовета.

Ильдар Халиков Ильдар Халиков: «Почему ЦБ РФ, может быть, поздно принял решение [о введении в ТФБ внешней администрации АСВ] и не проинформировал нас [о проблемах в банке]?» Фото: gossov.tatarstan.ru

Есть за Шагиахметовым и вполне конкретный «грешок», вылезший на поверхность. Речь идет о выдаче ЦБ РФ в сентябре 2016 года кредита Татфондбанку в размере 3,1 млрд. рублей под залог кредитных обязательств первоклассного заемщика — НКНХ. Наши источники предполагают, что документы по этой сделке готовили сотрудники Нацбанка РТ, которые по какой-то причине не заметили ряда подозрительных соглашений о перемене лиц в кредитном договоре и переуступке прав требований, еще 18 июля подписанных между ТФБ, НКНХ, «Казаньоргсинтезом», «Сувар Девелопментом» и «Новой нефтехимией». Теперь ТАИФ пожимает плечами, указывая на то, что при выдаче кредита ни в НКНХ, ни в КОС никаких обязательных в таких случаях запросов не поступало.

Сам Шагиахметов, до которого удалось дозвониться корреспонденту «БИЗНЕС Online», комментировать свою отставку не стал, попросив перезвонить ему позже.

Эльвира Набиуллина События последних месяцев ярко высветили последствия реформы управления структур ЦБ РФ, в 2014 году проведенной Эльвирой Набиуллиной Фото: «БИЗНЕС Online»

«А ГДЕ ШАГИАХМЕТОВ БЫЛ РАНЬШЕ, КУДА СМОТРЕЛ?»

События последних месяцев ярко высветили последствия реформы управления структур ЦБ РФ, в 2014 году проведенной Эльвирой Набиуллиной «в целях повышения качества и скорости принятия управленческих решений, а также сокращения расходов Банка России на развитие сети территориальных учреждений».

Напомним, что после 23 лет относительной самостоятельности в качестве территориального учреждения ЦБ РФ Нацбанк РТ был понижен в статусе и стал татарстанским отделением Волго-Вятского главного управления ЦБ РФ, расположенного в Нижнем Новгороде. Перед этим власти Татарстана попытались пролоббировать размещение Волго-Вятского главного управления ЦБ РФ в Казани, на базе Нацбанка РТ. Однако Набиуллина была непреклонна, и борьба переместилась на уровень кандидатуры нового главы Нацбанка РТ, который должен был заменить уходящего на пенсию Богачева.

В результате компромисса управляющим Нацбанка РТ был утвержден Шагиахметов, который до этого занимал пост министра экономики РТ. Горькую пилюлю подсластили и тем, что он получил статус заместителя начальника Волго-Вятского главного управления Банка России. Но уже тогда эксперты предсказывали увеличение вероятности отзыва лицензий у татарстанских банков — контроль за деятельностью татарстанских банков полностью перешел в Нижний Новгород.

Не стало и широкой спины Евгения Борисовича, который в критические моменты мог договариваться по важным вопросам напрямую с Москвой, в частности, тогдашним главой ЦБ Сергеем Игнатьевым, с которым у него был неплохой личный контакт. У Шагиахметова таких лоббистких возможностей не было даже близко. Особенно яркая иллюстрация — история даже не с ТФБ, где речь шла о нескольких десятках миллиардов, а со Спуртом. Совместный визит Шагиахметова и Евгении Даутовой в ЦБ, по сути, ничего не дал, хотя речь шла о весьма скромной сумме, необходимой для поддержания ликвидности. Как тут не вспомнить события 2008 года, когда ЦБ РФ выделил на спасение «АК БАРСа» и Татфондбанка 15 млрд. рублей, но часть этих денег через них пошла на поддержку других татарстанских банков. В результате тогда республика не потеряла ни одного банка.

К сожалению, во время нового банковского кризиса Шагиахметов никак себя не проявил, фактически демонстративно самоустранившись от контактов с банкирами, что в частных беседах с «БИЗНЕС Online» было ими крайне негативно оценено. С одной стороны, беспомощная и пассивная позиция Нацбанка РТ — это следствие потери им самостоятельности. Но, с другой стороны, даже не обладая формальными полномочиями, человек с пониманием и связями способен правильно донести информацию до первых лиц, показать варианты решений, которые были еще возможны в начале-середине 2016 года. Вместо этого теперь все более громко раздаются вопросы: а где Шагиахметов был раньше, куда смотрел? Почему он не пресекал сомнительные сделки ТФБ, позволял затыкать дыры за счет дочерних и санируемых банков? Отметим, что еще в декабре 2016 года «БИЗНЕС Online» высказал прогноз, что по итогам разбора полетов Шагиахметов не сможет удержаться в своем кресле. Как видим, предположение подтвердилось.

«МОЖЕТ БЫТЬ, ЖЕНЩИНУ ПОДБЕРУТ? ОНИ БОЛЕЕ ВЫДЕРЖАННЫЕ»

По мнению экспертов «БИЗНЕС Online», после отставки Шагиахметова роль Нацбанка РТ будет полностью сведена к технической. «Неважно, кого поставят на его место — пришлого или местного. Вся аналитическая работа уже переведена на уровень Москвы и Нижнего Новгорода. А теперь полностью заберут и надзорные функции. Роль Казани фактически свелась к выполнению функций расчетно-кассового обслуживания», — отметил один из наших источников.

Однако Богачев с этим не согласен. По его мнению, фактор «местный - не местный» продолжит оставаться для Татарстана ключевым. «Конечно, лучше всего, чтобы был местный, из Татарстана. Я думаю, что президент [РТ Рустам Минниханов] подберет кандидатуру. Нежелательно, когда, знаете, присылают сверху. А практика такая существует в последнее время, что могут прислать с любой территории. Ну и я так смотрю в последнее время — может быть, по назначению Набиуллиной из Волго-Вятского отделения — Павлова (Лариса Павлова, начальник Волго-Вятского главного управления Центробанкаприм. ред.), она главное управление возглавляет. Она из Омска, очень хороший, грамотный специалист и довольно крутая женщина», — рассуждает Богачев. «Может быть, женщину подберут? Они более выдержанные», — предполагает экс-глава Нацбанка..

По сведениям наших источников, кандидатуру нового главы Нацбанка ЦБ намерен из вежливости согласовать с казанским Кремлем, но не более того.

Евгений Богачев Евгений Богачев: «Конечно, лучше всего, чтобы был местный, из Татарстана. Я думаю, что президент [РТ Рустам Минниханов] подберет кандидатуру. Нежелательно, когда, знаете, присылают сверху» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЦБ НАЧАЛ ДЕЛАТЬ В КАЗАНИ ТО, ЧТО ДЕЛАЕТ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ»

Кто придет на смену Шагиахметову и какова его роль в катастрофе банковской системы РТ? Об этом рассуждают эксперты «БИЗНЕС Online».

Ян Арт — вице-президент ассоциации региональных банков РФ:

— Моя версия проста: с уходом Богачева «зонтик», который был над банковской системой Татарстана, рассосался не сразу. Шагиахметов был как раз той фигурой, которая еще обеспечивала остатки богачевских традиций. Но уже, естественно, ситуация изменилась. Взять хотя бы статус. Он перестал возглавлять главное территориальное управление, в котором сейчас сосредоточен основной надзор. Татарстан стал последним регионом, где «рассосался» суверенный зонтик. И ЦБ начал делать в Татарстане то, что он делает по всей России. Никакой политической подоплеки нет. Нет никакого якобы захвата активов — те версии, которые я наслушался в Казани. Вопрос более глобален, банки рушатся везде.

Шагиахметов, естественно, в нынешней ситуации руководство ЦБ не устраивает. На месте, где происходят серьезные процессы с санациями и дефолтами банков, им нужен лояльный Москве человек. Процессы эти печальные, но, скорее всего, они в Татарстане продолжатся. На его место придет, думаю, московский человек. Может быть, нижегородский. Но, скорее всего, из центрального аппарата. Он уже не будет фигурой, согласованной Казанью с Москвой. Вес этой должности уже другой. Не думаю, что это приведет к сокращению полномочий Нацбанка РТ, они уже определены по всей России. Но та позиция, что вот Татарстан сам по себе, рассасывалась-рассасывалась и, наконец, рассосалась.

Шагиахметова вряд ли можно винить в том банковском кризисе, который происходит в РТ. Это так же смешно, как говорить, что Минниханов виноват. Такие ситуации, понятно, в плюс не идут, но делать их виноватыми? Это бизнесовая ситуация. За то, что в 2008 году рухнул Lehman Brothers в Нью-Йорке, что, губернатор Нью-Йорка должен отвечать? Это совковая постановка вопроса из серии: «А пусть Минниханов прикажет, чтобы все было хорошо».

Понятно, что следствие должно определять, был ли в этом злой умысел, но пока у меня вызывают большие сомнения даже наезды на Мусина. Потому что это бизнес, если компания обанкротилась, это не значит на 100 процентов, что кто-то украл деньги. Но кому-то хочется крови, виновных, теории заговора.

«ДУМАЮ, ЧТО КАНДИДАТУРА НА ДОЛЖНОСТЬ НОВОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО НАЦБАНКОМ РТ БУДЕТ ПРЕДЛОЖЕНА ЦБ»

Гарегин Тосунян — президент ассоциации российских банков:

— Наверное, уход Шагиахметова можно связать с ситуацией в банковской сфере, хотя он относительно новый человек, ничего не могу сказать по его поводу. Причины ухода не знаю, можно догадываться лишь, что [это происходит] в связи с возникшими проблемами в регионе. Если учитывать, что три банка одновременно были лишены лицензии, это отразилось и на руководителе Нацбанка. А может быть, в этой спорной ситуации это было его решение, чтобы не нести ответственность за последствия. Я точно не знаю, в Татарстане давно не был и с ним лично не общался. Но тем не менее о банках РТ я хорошего мнения. Есть ли во всей этой ситуации личная ответственность Шагиахметова? Это зависит от того, в какой степени проблемы, возникшие в банке, были связаны с непосредственными его решениями. Если смотреть в уголовно-правовом плане — видимо, нет смысла обсуждать. Но в административно-правовом ты как руководитель, конечно, несешь ответственность за то, что происходит в республике, потому что ты отвечаешь за надзор в республике.

Кто может прийти ему на смену, не знаю, но могу сказать по опыту: из Башкортостана пришел человек в Центральный территориальный округ, из Питера — в Уральский, это нормально. Но кто может быть здесь конкретно — это гадание.

Могу сказать много теплых слов по поводу Богачева Евгения Борисовича, который многие годы возглавлял Национальный банк Татарстана. Были и проблемы, но было очень мудрое руководство банковской системой внутри республики. Татарстан был рекордсменом и по количеству банков, и по их устойчивости. Республика всегда хорошо смотрелась. И хотя в свое время я выступал против независимости территориальных отделений — в Верховном совете еще. Но они себя как Национальный банк позиционировали, умудряясь управлять на местном уровне и пользуясь высочайшим авторитетом как среди банкиров, так и в руководстве Центрального банка. Хотя статус территориальных управлений изменился, считаю, что влияние на региональном уровне должно быть.

Оскар Прокопьев — председатель наблюдательного совета ООО «КБЭР «Банк Казани»:

— Невзирая на причины, повлекшие отставку Мидхата Шагиахметова с поста управляющего Нацбанком Татарстана, нельзя не отметить его высокий профессионализм и компетентность. Налоговая служба, министерство экономики, Нацбанк — каждое из этих возглавляемых им ведомств объективно работало с высоким КПД. Кадровые решения, которые принимал Мидхат Рафкатович, позволили за три года сплотить в Национальном банке республики крепкую команду первоклассных специалистов.

Венера Иванова — экс-председатель правления Автоградбанка:

— Думаю, что отставка председателя Нацбанка Татарстана, возможно, и связана с ситуацией в банковской системе РТ. Но в какой степени Шагиахметов был за нее ответственен? Банки — это кровеносные сосуды экономики республики и России. Какова экономика — такова и банковская система. Мы только сейчас отмечаем рост валового продукта. Рост производства и то незначительный. Были очень тяжелые годы для экономики, были кризисные явления, и все их последствия весьма печально отразились на банковской системе. Это и невозврат кредитов, и реструктуризация кредитов, снижение доходов и как следствие получение отрицательных результатов. Да, надзор за банками есть, и он постоянно ужесточается.

Сказать, что в падении таких крупных банков, как Татфондбанк и ИнтехБанк, есть вина Национального банка и конкретно Шагиахметова, я не могу. Ведь после прихода Шагиахметова система Национального банка изменилась. Если раньше Национальный банк был самостоятельной единицей и у него было больше возможностей, то теперь его функции настолько сужены, что влиять на банковскую систему он может значительно меньше, чем это было ранее. Банки ведь почему рушились? Потому что терялась ликвидность. Нет средств, и идет ажиотаж по снятию вкладов. И это как пожар. Если одновременно все побегут в тот же Сбербанк, то и для Сбербанка это будет очень некомфортно. И если у нашего Нацбанка раньше была возможность как-то поддержать банки при кризисе ликвидности, то сейчас эта возможность намного меньше. Можно сказать, что ее практически нет. Поэтому винить Центральный банк, Национальный банк в крахе этих банков я бы не стала.

Я думаю, что кандидатура на должность нового управляющего Нацбанком Татарстана будет предложена Центробанком РФ. И, возможно, это будет человек пришлый, со стороны. Если же говорить о качествах, которыми он должен обладать, то он должен хорошо знать экономику, знать банковскую систему. И учитывая, что сегодня со стороны Центрального банка надзор достаточно высокий и вся отчетность банков раскрыта, любое их действие можно увидеть в режиме реального времени, то здесь понадобится больше технический работник, чем аналитик. Этот человек должен будет просто четко выполнять указания Центробанка.

«ШАГИАХМЕТОВ БЫЛ БОЛЕЕ ЗАКРЫТЫМ, НО И САМ ЦБ НЕ ОЧЕНЬ КОММЕНТИРУЕТ СВОЮ РАБОТУ»

Ринат Абдуллин — председатель правления банка «Кара Алтын»:

— Шагиахметов запомнился добросовестным исполнением тех задач, которые ставил Центробанк. После того, как Нацбанком был потерян статус филиала, собственно, любой человек, который находился бы на этой должности, стал бы проводить линию Центробанка. Это вытекает из существующего положения Нацбанка РТ.

В отличие от Евгения Борисовича, который активно общался со всеми, давал комментарии, Шагиахметов был более закрытым. Но и сам Центробанк не очень комментирует работу банков, свою работу. Мотив такой: чтобы не вносить сумятицу в работу банков.

Я бы не возлагал персональную ответственность за ситуацию с банками в РТ на Шагиахметова, особенно после лишения статуса филиала ЦБ. Кстати, если вспомнить публикации того времени, эксперты предрекали сокращение числа республиканских банков наполовину, и они были подтверждены.

Не думаю, что теперь полномочия РТ еще более сократятся, потому что они уже были перенесены в центр несколько лет назад. ЦБ и не скрывает, что за счет расчистки недобросовестных игроков происходит монополизация отрасли и даже ее национализация. Роль государства в банковской системе возрастает, большие объемы активов и кредитного портфеля сосредоточены в руках государства. Эта тенденция идет давно.

Кто придет на смену Шагиахметову, будет зависеть от задач Центробанка, которые им ставятся. Обычно первый заместитель временно исполняет обязанности управляющего, потом следующая кандидатура проходит согласование. Это же будет креатура ЦБ, а не республиканское назначение, потому что Нацбанк потерял статус самостоятельного, став филиалом Нижегородского офиса. По большому счету это может быть любой человек, все решает Центробанк. Республика, насколько мне кажется, уже не имеет возможности влиять на эти вещи.