Известный в криминальных кругах казанский авторитет Александр Фролов по кличке Фрол преждевременно покинул стены исправительной колонии строгого режима в Мурманской области Известный в криминальных кругах казанский авторитет Александр Фролов (в центре) по кличке Фрол преждевременно покинул стены исправительной колонии строгого режима в Мурманской области Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЗАКОННАЯ ПРОЦЕДУРА, КАК БЫ ДИКО ЭТО НИ ЗВУЧАЛО В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННОГО ПО СТАТЬЕ «БАНДИТИЗМ»

Сегодня «БИЗНЕС Online» стало известно о том, что известный в криминальных кругах казанский авторитет Александр Фролов по кличке Фрол преждевременно покинул стены исправительной колонии строгого режима в Мурманской области. Выйти на свободу ему удалось через больницу: врачи посчитали, что у «некоронованного вора» большие проблемы с сердцем. «Со свидетельствами своей болезни Фролов обратился в Кольский районный суд Мурманской области, но прокуратура ему отказала. Однако после обжалования Мурманский областной суд отпустил его, мотивируя свое решение состоянием здоровья», — прокомментировала корреспонденту «БИЗНЕС Online» старший помощник прокурора Мурманской области по взаимодействию со СМИ Эвелина Макарова.

«Освобождение с формулировкой «По состоянию здоровья» ввиду наличия заболеваний, препятствующих отбыванию наказания в виде лишения свободы, — это законная процедура, как бы дико это ни звучало в отношении человека, который обвинялся в серии убийств и осужден по статье «Бандитизм», — пояснил «БИЗНЕС Online» источник в правоохранительных органах республики. По словам собеседника издания, освобождение под таким предлогом — это крайне редкая ситуация. «Подчеркну, это не условно-досрочное освобождение, и на моей памяти это освобождение по состоянию здоровья — чуть ли не единичный случай. Тем более когда это касается преступников такого масштаба, лидеров ОПС, — отметил источник издания. — В Татарстане подобное было только один раз — несколько лет назад преступника выпустили, он по бумагам был лежачий больной, а потом в пьяном виде умудрился совершить ДТП».

Впрочем, история криминального мира знает еще один пример освобождения из тюрьмы под таким предлогом. 9 апреля 2013 года киргизский вор в законе Азиз Батукаев вышел на свободу, отсидев вместо положенных 16 лет лишь 7. У Батукаева обнаружили ряд тяжелых неизлечимых болезней — рак крови последней стадии и цирроз печени, и жить ему оставалось считанные дни. Однако, судя по информации СМИ, Батукаев по-прежнему жив.

Перечень заболеваний, позволяющих заключенным выходить на свободу, указан в постановлении правительства РФ №54 от 6 февраля 2004 года «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью». Он включает в себя широкий список болезней, открывающих двери к свободной, но недолгой и мучительной жизни: туберкулез, злокачественные новообразования IV стадии, включая острый лейкоз, сахарный диабет, опухоли гипофиза и гипоталамуса; необратимые нарушения зрения, психические расстройства , болезни нервной системы и органов чувств, органов кровообращения, органов дыхания, органов пищеварения, мочевыводящей системы и анатомические дефекты.

Таким образом, тяжелое состояние здоровья Фролова было подтверждено комиссионным медицинским заключением и вместо 22 лет в колонии строгого режима, отмеренных Верховным судом РТ в 2014 году, Фрол не отсидел и трех. В таких случаях к медицинской справке должна прилагаться и выписка из исправительной колонии о примерной дисциплине: нарушений нет, в конфликтах не участвовал, режим соблюдал. Однако сотрудники УФСИН России по Мурманской области в разговоре с «БИЗНЕС Online» от комментариев отказались.

ПРИМЕТ ЛИ АВТОРИТЕТА НУЛЕВЫХ МОЛОДАЯ СУПРУГА С РЕБЕНКОМ

Лидер трех ОПГ — «Юдинские», «Осиново-Залесные» и «Кураловские» — Фролов в ноябре 2014 года был признан судом присяжных виновным, а по приговору Верховного суда РТ был осужден к 22 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Фролова вместе с 12 соучастниками серии преступлений, среди которых 4 убийства, 11 разбойных нападений, 2 грабежа, незаконное хранение наркотиков и оружия, суд отправил за решетку на 150 лет. На счету группировки также ряд дерзких нападений на заправки «Татнефтепродукта» и похищение сына главного редактора «Вечерней Казани» Хазбулата Шамсутдинова. Приговор ОПГ выносил известный судья Ильфир Салихов, у которого к тому времени был сформирован впечатляющий послужной список. Здесь и обвинительный приговор по делу 17 членов террористического формирования «Исламский джамаат», дело лидеров ОПС «Жилплощадка», решение по экс-главе Верхнеуслонского района Александру Тимофееву, а также приговор по делу ОПГ «Севастопольские».

Задержание Фролова и всех его соучастников произошло 12 февраля 2011 года в селе Куралово Верхнеуслонского района. Источник, близкий к следствию, сообщил тогда корреспонденту «БИЗНЕС Online», что правоохранительные органы спланировали и провели целую операцию: поселок и все выезды из него были окружены, а сами бандиты попытались оказать запоздалое сопротивление, правда, только при помощи бейсбольных бит и монтажек. При этом сотрудники правоохранительных органов изъяли у членов банды различное огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, а также гранаты. К моменту задержания Фрол был состоятельным и уважаемым в своей среде человеком. «На момент задержания был обеспечен, крышевал продуктовые магазины и плюс получал со всяких точек за крышу», — характеризует положение авторитета источник издания, близкий к следствию. Справедливости ради отметим, что всего Фролов провел за решеткой все же 6 лет. 14 февраля его отправили в СИЗО, где он провел 4 года, а в ноябре 2014 года — в колонию строгого режима. Фактически от отмеренных судом 22 лет ему осталось отсидеть 16. По данным «БИЗНЕС Online», в Куралово у Фролова осталась супруга на десятки лет младше бандита и малолетний ребенок.

Как рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» адвокат Фролова, Влада Русина, сердечная болезнь ее клиента проявилась еще во время заседаний Верховного суда РТ. «У него уже на тот момент было заболевание, препятствующее содержанию под стражей, у него была первая группа инвалидности, но потом ее убрали, а потом у него выявили гипертонию 4-й степени», — вспомнила адвокат. По словам собеседницы издания, ее клиент еще на стадии суда запустил процедуру, которая в итоге привела его к освобождению. «Сначала комиссия экспертов должна подтвердить его состояние здоровья, потом он должен пройти обследование, затем в течение месяца составляются документы, опираясь на которые он может рассчитывать на освобождение через решение суда, — отметила Русина. — Не думайте, что это просто, это очень длинный и сложный процесс. Меня очень удивило, что, учитывая сложившуюся практику, механизм этого постановления вообще сработал. Как правило, людей по нему освобождают в случаях, когда их сегодня-завтра придется хоронить».

Адвокат подчеркнула, что после решения суда об освобождении правоохранительные органы и УФСИН снимают свой контроль с Фролова и он сейчас «может быть где угодно», не исключено, что криминальный авторитет уже вернулся в Казань.

Александр Фролов не отсидел и 3 лет из 22, которые ему отмерил суд
Фото: ©Алексей Мальгавко, РИА «Новости»

КАК ВОР-РЕЦИДИВИСТ ПРЕВРАТИЛСЯ В АВТОРИТЕТНОГО КОММЕРСАНТА С УБИЙЦАМИ НА ПОСЫЛКАХ

Фролов был судим как минимум 6 раз. Как рассказала Русина, первый приговор (за совершение преступления против социалистической собственности) он услышал в 1970 году. В январе 1974 года Фролов освободился, но в августе 1980 года снова сел за нарушение требований ст. 211 УК РСФСР («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта»). Третий приговор Фролу был вынесен в 1986 году Зеленодольским районным судом за кражу, четвертый — в октябре 1991 года по ст. 89 ч. 3 УК РСФСР («Хищение государственного или общественного имущества, совершенное путем кражи в особо крупном размере»). Пятый раз он был осужден в 2007 уже как коммерсант, а не вор-рецидивист — по ст. 198 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов»).

Талант организатора группировки Фролов раскрыл в себе в Юдино после освобождения за кражу в 1993 году. К тому времени ему уже надоела тюремная жизнь, он собрал рэкетирскую группировку, чтобы преступления за него совершали его бойцы. Руководствуясь этими соображениями, он создал три самостоятельные бригады — «Юдинские», «Осиновские» и «Кураловские», у каждой из которых был свой смотрящий, доверенное лицо Фрола, через которого передавались задания и деньги после исполнения преступлений. До 1995 года люди Фролова принимали безрезультатные попытки взять под контроль зеленодольскую фанерную фабрику и завод «ПОЗиС». Но в Зеленодольске были свои «братки» — «Курицынские» и «Азатовские», поэтому долгое время его люди занимались нападениями на междугородние автобусы и дальнобойщиков, а большую часть денег отдавали в общак. На них Фрол открыл несколько торговых точек в Юдино, Беляево, Осиново, Залесном. Банда ему была нужна для того, чтобы охранять свой бизнес от криминальных разборок. Случайные люди в охранники авторитетного бизнесмена не попадали — в большинстве своем там были неоднократно судимые уголовники, а также физически крепкие люди, в числе которых был ветеран войны в Афганистане и бывший солдат ВДВ.

По версии следствия, бандиты Фролова открыли кровавый счет 21 апреля 1999 года — во дворе своего дома был застрелен лидер ОПФ «Юдино» Борис Артемьев по кличке Борек, который планировал взять под свой контроль бизнес Фролова. После убийства Борька люди Фрола стали полноправными хозяевами Юдино и постепенно начали экспансию в Казань и ее пригороды. В сентябре 2000 года бандиты совершили разбойное нападение на квартиру предпринимателя из поселка Балтаси. Бандиты забрали деньги, прихватили его машину и скрылись. В декабре того же года люди Фролова ворвались в дом директора арской нефтебазы, ранили его выстрелом в бедро, связали его вмеcте с женой и бросили в подвал дома, заперев дверь на замок. Жертвы истекали кровью и остались живы только потому, что их дети вовремя вернулись домой. В декабре 2002 года люди Фролова совершают ряд дерзких нападений на АЗС ОАО «Татнефтепродукт» в Болгаре и на трассе Казань — Ульяновск в Апастовском районе. Они всегда совершали разбойные нападения в масках и после себя не оставляли практически никаких следов. Еще два убийства «Фроловские» совершили в октябре 2002 года: вооружившись пистолетом Макарова, в масках они проникли в одну из казанских квартир, где проживали жители Таджикистана — два брата, которые занимались торговлей на Московском рынке. Ворвавшись в квартиру, бандиты стали требовать деньги, но братья были не из робкого десятка и попытались оказать сопротивление. Преступники хладнокровно расстреляли обоих, одному из братьев выстрелив в грудь, а второму — в грудь и в пах. Тщательно обыскав квартиру, бандиты были разочарованы — крупных денег в квартире не было. В конце нулевых Фролов переехал в село Куралово Верхнеуслонского района и создал там еще одно криминальное подразделение, которое возглавил местный житель Алексей Агеев. К 2011 году бригада «Кураловских» уже имела на своем счету ряд весьма тяжких преступлений — жестоких нападений, ограблений, похищений и пыток людей.

Бандитский взлет лидера трех ОПГ Фролова был прерван сотрудниками следственного комитета РФ по РТ, возбудившими в отношении него в мае 2011 года уголовное дело по ст. 209 УК РФ «Бандитизм». В марте 2012 года было возбуждено еще одно уголовное дело по статье «Бандитизм» в отношении бригады фролова «Осиново-Залесновские».

. После решения суда об освобождении правоохранительные органы и УФСИН снимают свой контроль с Фролова, он сейчас «может быть где угодно», не исключено, что криминальный авторитет уже вернулся в Казань
Фото: «БИЗНЕС Online»

«РЕЦИДИВ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ И НА БОЛЬНЫХ, И НА УДО, И НА ПОМИЛОВАННЫХ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» предлагают не искать двойное дно в освобождении Фролова.

Владимир Рубашный — эксперт Общественной палаты РТ, экс-сотрудник уголовно-исполнительной системы, подполковник в отставке:

— Нечасто такое случается. Даже не могу припомнить пример с такими тяжкими статьями и большим оставшимся сроком. За 20 лет моей практики по России таких случаев не вспомню. Вообще в стране большая проблема с рецидивом. По скромной статистике ФСИН, у нас 60 процентов рецидивов. Но практика показывает, что на порядок выше. Рецидив рецидиву рознь. Бывает ведь рецидив и после первого преступления, а бывает после второго. Естественно, выходить по УДО или по помилованию с каждым разом сложнее. Администрация обращает на это внимание. Но рецидив — это не проблема условно-досрочного освобождения или освобождения по болезни. Высокий уровень рецидива свидетельствует о том, что никакой работы с теми, кто впервые осужден и в последующем, не проводится. ФСИН не проводит ни реабилитационную работу, ни социализацию, ни помощь в трудоустройстве. Бывали случаи, когда человек, освобожденный по медицинским показаниям, без ног, умудрялся убить сожительницу или собутыльника, то есть совершал новое преступление. Это системная проблема. Высокий рецидив распространяется и на больных, и на условно освобожденных, и на помилованных. Это тенденция.

Николай Архипов — член ОНК в Общественной палате РТ:

— По состоянию здоровья осужденные выходят очень редко, только если заболевание есть в списке в соответствии с законом. Судья точно не пойдет ни на какую аферу, это легко проверяется. Кто-нибудь подаст заявление, и сразу явным станет — входит эта болезнь в список или нет. Если показания есть, то, думаю, освобождают по таким заболеваниям, из-за которых человек долго не живет. Хоть и грубо звучит, но это факт. Интересно, конечно, что он — лидер ОПГ. Здесь много вариантов, но если дело на контроле у общества и кто-то будет обжаловать, поднимет шум, то это создаст большие проблемы для органов. Вопрос сложный, поэтому лучше адресовать его медикам. В моей практике есть пример, когда осужденный просит об освобождении, но его болезни нет в списке. Сейчас Госдума как раз принимает новый список. Бывали случаи, когда людей освобождали по состоянию здоровья, а они через некоторое время возвращались на зону. У ФСИН есть эта статистика.