Алексей Барыкин (втрой слева) с продюсерами - Александр Цекало (слева), Игорь Толстунов (второй справа), Сергей Сельянов (справа) Алексей Барыкин (второй слева) с продюсерами Александром Цекало (слева), Игорем Толстуновым (второй справа), Сергеем Сельяновым (справа) на форуме «Сочи-2017» / Фото предоставлено Александром Барыкиным

СЕМЕРО СМЕЛЫХ РЕГИОНОВ

По информации «БИЗНЕС Online», сегодня в кабинете министров РТ будут обсуждать тему кино. Представительная рабочая группа под руководством вице-премьера Василя Шайхразиева, куда входят несколько татарстанских министров, представители кинематографического сообщества, займется вопросом внедрения в республике системы кинорибейтов. Основной докладчик — министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин. Судя по всему, пока еще не слишком часто употребляемое словечко «рибейт» в ближайшее время станет модным и общеупотребимым применительно к кинопроизводству.

Рибейт — система, придуманная в Америке, применительно к индустрии кино означающая, что приходящий в какой-то регион (штат, республика, область) со своим проектом продюсер может рассчитывать на возврат части средств, потраченных на фильм или сериал из местного бюджета, взамен все съемки проходят на данной территории с максимальным привлечением местных специалистов. В России кинорибейты продвигают фонд кино и ассоциация продюсеров кино и ТВ. Последняя контролирует примерно 80% рынка кино и телевидения, производя продукции на 35 млрд. рублей в год, в ассоциации состоят крупнейшие российские продюсеры Тимур Бекмамбетов, Сергей Сельянов, Федор Бондарчук, Александр Цекало, Игорь Толстунов.

Как сообщили накануне «Известия», уже 7 регионов РФ подписали соответствующие договоры по внедрению рибейтов: Приморский край, Карелия, Калиниградская, Астраханская, Ульяновская, Ростовская, Иркутская области. Среди потенциальных участников есть и Татарстан. Между тем подобного решения республика еще не приняла. В пресс-службе министерства культуры РТ «БИЗНЕС Online» сообщили, что в ближайшее время по этому поводу должно состояться большое совещание, не уточнив, правда, конкретной даты, по итогам которого о теме рибейтов можно будет говорить предметно. При этом сотрудники республиканского минкультуры в частных беседах говорят о неоднозначности данного вопроса, прежде всего ссылаясь на то, что речь идет о дополнительных расходах для бюджета Татарстана.

Ключевыми можно назвать два вопроса — процент рибейта (т. е какую часть бюджета фильма или сериала готовы покрыть местные власти) и общая сумма, выделенная на эту процедуру в региональном бюджете. Те же «Известия» называют конкретные цифры: в Приморском крае будут возвращать до 15% затрат и до 5 млн. на проект, в Калининградской области ― до 20%, а всего под рибейты предусмотрено 20 млн., в Ульяновске готовы субсидировать аж до 40% расходов, в бюджете 2017 года на эти цели заложено также 20 млн. рублей.

. Алексей Барыкин (справа) на международном инвестиционном форуме «Сочи-2017» / Фото предоставлено Александром Барыкиным

АЛЕКСЕЙ БАРЫКИН: «ИНВЕСТИЦИИ — ОНИ И БУДУТ СОЗДАВАТЬ ИНФРАСТРУКТУРУ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ МЫ РАЗВИВАЛИ СВОЕ КИНО»

«БИЗНЕС Online» предложил рассказать о сути предлагаемых нововведений известному казанскому продюсеру и кинорежиссеру Алексею Барыкину, представляющему в Татарстане федеральную ассоциацию продюсеров кино и ТВ. Эта тема активно обсуждалась на одной из панельных дискуссий на недавнем международном инвестиционном форуме «Сочи-2017», а Барыкин был одним из докладчиков.

— Алексей, объясните подробнее, в чем суть такого государственно-частного партнерства, как рибейты, и какую выгоду от этого может получить Татарстан?

— Давайте я начну с того, что одна из сессий сочинского форума с участием ведущих деятелей отечественной киноиндустрии была посвящена развитию кино в регионах. Модератор сессии Александр Цекало сказал: «Москва исчерпала свой потенциал роста». Москва — это круто, но ей расти дальше некуда, Москва Москвой не прирастает, а может для этого использовать только регионы. И все ищут: куда бы это дело могло расти? И понимают, что ключевые вещи, через которые регионы могут быть вовлечены в федеральное кинопроизводство, — это кинокомиссии и рибейты.

Это такое интересное софинансирование. С одной стороны, да, оно сокращает расходы московских продюсеров. Но реально получается вот что. Допустим, приходит к нам продюсер с фильмом, бюджет которого составляет 100 миллионов рублей. Мы ему говорим: за то, что вы к нам пришли, 20 миллионов мы вам вернем назад. Но ведь и остальные 80 миллионов тоже будут потрачены здесь, в республике. И получается, что потратили мы 20, а внешних инвестиций привлекли в республику в четыре раза больше. Причем мы возвращаем эти деньги только тогда, когда видим, что они реально потрачены в Татарстане. А поскольку это было потрачено на наших же специалистов, то получается, что свои деньги наша республика инвестировала в нас же. Это достаточно эффективный экономический механизм. А за счет таких рибейтов москвичи покрывают расходы на экспедиции, на привоз звезд, техники... Снимать здесь им становится так же выгодно, как и в Москве.

— Чья инициатива — внедрение в России кинорибейтов?

— Этот механизм внедряют ассоциация продюсеров кино и ТВ и агентство стратегических инициатив (АСИ) при содействии фонда кино. Министерство культуры РФ этому активно содействует. Примерно год назад ассоциация при поддержке АСИ пришли с этой идеей в республику, но пока соглашение не подписано. Есть сомнения. И, сидя в Татарстане, я тоже к этому относился спокойно — идут переговоры...

Но, оказавшись в Сочи, увидел, что губернаторы просто дерутся за право ввести эти рибейты. Один говорит: а я вам не 20, а 40 процентов буду рефинансировать. Кстати, в Канаде один город вообще ввел рибейт 65 процентов, там американцы снимают каждый день с утра до ночи. А другой губернатор говорит: а я 80 миллионов в год выделю на рибейты, только приезжайте. То есть регионы реально соревнуются, кто быстрее и кто круче все это введет. Хотя пока речь идет только о рамочных соглашениях, где должно быть записано, что республика заинтересована в том, чтобы это внедрять и дальше работать в данном направлении. Но только в Сочи три губернатора подписали подобный договор.

— Кто подписывает подобное соглашение?

— Регион, ассоциация продюсеров и АСИ. При этом те, кто подписывает, тут же получают конкретный результат. Например, Калиниградская область по инфраструктуре очень сильно уступает, скажем, Татарстану, но тут же продюсер Игорь Толстунов заявляет, что будет здесь снимать сериал о сборщиках янтаря. А известная компания Star Media заявляет, что у них есть франшиза на американский сериал о человеке, который каждый день просыпается в разных местах, и они его тоже будут снимать здесь. А я хожу между ними, говорю: вот, посмотрите, Татарстан. А у нас ведь и красивая натура есть, и техника, и актеры. А мне говорят: а вы посмотрите на другие регионы, как они за нас воюют! Конечно, им там интереснее.

— Сразу возникает вопрос: не окажутся ли с приходом москвичей на обочине жизни наши местные кинематографисты?

— Инвестиции — они и будут создавать инфраструктуру для того, чтобы мы развивали свое кино. Под них формируются ренталы, которые дают в аренду кинематографическое оборудование. Сейчас у нас есть пара таких ренталов не очень крупных, которых достаточно, чтобы обслуживать скромные казанские потребности в кино- и видеооборудовании. Но если здесь будут сниматься московские сериалы, это будет намного больше и намного круче. Могут быть построены павильоны. А наши молодые кинематографисты будут на этом учиться. Плюс такие проекты можно использовать для презентации региона, его истории, природы, достижений... Есть, конечно, и минусы. Например, инфляционные риски. Если наши профессионалы будут востребованы теми же московскими продюсерами, то цены на услуги монтажеров, режиссеров вырастут.

— Кто вообще в Татарстане занимается этой темой на уровне государственных структур?

— Об этом знает министерство культуры РТ, сам министр, и вот это должно выйти на уровень правительственного обсуждения.

— Что из себя представляют кинокомиссии, которые должны появиться в регионах присоединившихся к системе рибейтов?

— Кинокомиссия — это организация, которая курирует выделение данных рибейтов, проверяет, как деньги были потрачены, всю эту отчетность. Плюс они ведут всю работу по сопровождению проектов: объясняют, где получить то или иное разрешение, помогают с арендой техники и гостиниц, организуют кастинг актеров. Условно говоря, кинокомиссия делится на две части — заседатели и работяги. Первые собираются раз в несколько месяцев и обсуждают проекты, а вторые ведут повседневную работу, помогая кинематографистам включиться в систему жизни региона.

Кроме того, рибейты — это способ привлечения не только московских кинокомпаний, но и иностранных. При поддержке ассоциации продюсеров у нас начнется реальная копродукция с Европой, с США, потому что они значительную часть проектов делают в копродукции. Вы знаете, например, что сериалы продюсера Александра Цекало недавно купил сервис Netflix, их смотрит весь мир. Представьте: если Европа станет смотреть по кабельным сетям телепроекты, снятые в Казани, как это подтолкнет нашу туриндустрию! Вообще, кстати, производство сериалов по кинорибейтам с коммерческой точки зрения еще более привлекательно, чем производство прокатного кино. Эти проекты долгосрочные, более стабильные, и через них в экономику региона вливается больше денег, ведь полнометражное кино снимается месяц-полтора, а сериал — несколько лет. И все это время пришедшие кинокомпании будут тратить в нашей республике федеральные и иностранные деньги.

Еще нужно понимать, что рибейты — штука конечная. Если, допустим, в Татарстане мы введем рибейт в 20 процентов, то этот не значит, что мы позовем сюда всех и будем тратить миллиарды. Допустим, выделим на эти цели 20 миллионов, придет московский продюсер с большим сериалом и выберет всю квоту. А остальным придется ждать рибейтов целый год. Всего ассоциация продюсеров производит кино- и телепродукции на 35 миллиардов. Так что это капля в общем море.

Федор Бондарчук на встрече с президентом РТ Рустамом Миннихановым говорил о намерении снять сериал о команде «КАМАЗ-Мастер». Однако о судьбе сериала ничего не известно
Фото: prav.tatarstan.ru

— Чем рискует Татарстан, отказавшись от рибейтов?

— Интересно, что Татарстан вообще был первым регионом в России, в который ассоциация продюсеров кино и ТВ пришла с предложением о кинокомиссиях. Переговоры об этом ведутся еще с начала 2016 года. И сейчас, к сожалению, мы очень рискуем. У меня есть информация, что АСИ и АПКиТ планируют отобрать порядка 10 наиболее привлекательных для них регионов, подпишут соглашения, крупные компании начнут в эти регионы вкладываться. Но уже летом 2017 года продвижение данной программы остановится, они перестанут подписывать новые соглашения и сосредоточатся на работе только в уже отобранных регионах. То есть если мы не успеем подписать соглашения сейчас, то не войдем в этот приоритетный пул. И тогда, даже если мы пожелаем ввести кинокомиссии самостоятельно, АПКиТ уже не будет нашим партнером. А ведь через них идет 80 процентов всего кино- и телепроизводства в России! Вполне может случиться так, что соседняя Ульяновская область, в которой рибейты внедряются очень активно, станет главным киноцентром Поволжья, а наша Казань останется киноаутсайдером. Лично мне был этого не хотелось.

«ПРОЦЕСС ДОСТАТОЧНО ЛЕГКИЙ, НУЖНО ТОЛЬКО СОБРАТЬ ВСЕ ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ РАСХОДЫ НА ТЕРРИТОРИИ КРАЯ...»

Одним из первых проектов в рамках системы рибейтов стала полнометражная картина «На районе», которая снималась в Приморском крае. В главной роли — главная звезда отечественного кино Данила Козловский, производитель — компания «Марс Медиа» Рубена Дишдишяна.

«Введение рибейтов, безусловно, является очень важным этапом в развитии российского кинопроизводства. Многие регионы нашей страны становятся привлекательными для организации и проведения съемок. Причем не только для наших российских съемочных групп, но и для зарубежных, — рассказали „БИЗНЕС Online“ в пресс-службе» «Марс Медиа». — У нас пока есть только один проект подобный — «На районе», дебют Ольги Зуевой. Бóльшая часть фильма снималась в Приморском крае. В конце декабря мы получили официальное подтверждение, что прошли конкурс на получение субсидии. В ближайшее время подпишем соответствующие бумаги и получим компенсацию. Процесс достаточно легкий, нужно только собрать все документы, подтверждающие расходы на территории края, и направить их в кинокомиссию по Приморскому краю».

Напомним, что другой проект «Марс Медиа» — сериал «Золотая Орда» — был предметом жаркого обсуждения в Татарстане. Продюсеры картины тогда предлагали республике вложить в проект недостающие 150 млн. рублей взамен проведению съемок в РТ. Съемочная группа до Татарстана так и не доехала, но позднее стало известно, что «АК БАРС» Банк оказался среди стратегических партнеров проекта.

Ильсур Метшин (слева) на съемках фильма «Реальная сказка» с Сергеем Безруковым (справа)
Фото: metshin.ru

Из других проектов москвичей в республике можно вспомнить, что в 2011 году вышел фильм Сергея Безрукова «Реальная сказка», в 2013 году — «Сокровища озера Кабан» с актером и певцом Алексеем Воробьевым в главной роли. Впрочем, в прокате особого успеха картины не снискали.

Тем не менее как не вспомнить в этой связи громкие октябрьские заявления казанского градоначальника. На обсуждении «Стратегии-2030» для столицы Татарстана он заявил, что Казань могла бы стать центром кинопроизводства. «Россия занимает ведущее место в мире по количеству снимаемых сериалов — их более 800 в год. Киностудиям и продюсерским центрам все равно, где снимать фильмы. Как говорится в татарской пословице, гусю все равно, в каком казане вариться. Главный критерий — это цена съемочного дня, наличие оборудования, базы, удобная логистика», — говорил Ильсур Метшин. «Многие кинопроизводства смещаются в более дешевые территории — в Беларусь и Украину. Если нам удастся сделать более дешевое предложение, то за счет более короткого транспортного плеча (особенно когда построят ВСМприм. ред.) Казань может стать одним из центров кинопроизводства в России, тем более что место сегодня свободно», — уверен он.

«С учетом того, какую роль сегодня играет компьютерная графика в современном кинопроизводстве, близость и наличие человеческого ресурса в Иннополисе, IT-парке и в ведущих IT-компаниях, это может стать импульсом сотрудничества и породить мощную синергию. Если вы это поддержите, Рустам Нургалиевич [Минниханов], то мы станем если не вторым Голливудом, но точно центром киноиндустрии как минимум России, СНГ и Восточной Европы», — сказал Метшин.

Очевидно, что система кинорибейтов может оказаться здесь неплохим подспорьем и презентацией возможностей республики и ее столицы.

«ЕСЛИ МЫ САМОУСТРАНИМСЯ ОТ РИБЕЙТОВ, МЫ БУДЕМ ПРОСТО ВНЕ ИГРЫ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили перспективы внедрения системы кинорибейтов в Татарстане.

Альбина Нафигова — начальник отдела по организации кинофестивалей и киномероприятий «Татаркино»:

— Мне система рибейтов кажется весьма перспективной. Чем? Возвратность средств, развитие региона, включение в новый уровень кинопроизводства и, что самое важное, осознание полного цикла кинопроцесса: от идеи до зрителя. В определенный момент отрасль просядет очень сильно, особенно по некоторым позициям, но в целом местный кинематограф выправится и повысит свой уровень. Татарстан так или иначе уже участвовал в проектах: либо снималось на территории республики, либо вкладывали деньги. Система рибейтов, на мой взгляд, позволит отстроить взаимодействие, грамотно и профессионально инвестировать в проекты. Когда РТ совершенно точно будет получать отдачу: либо в денежном эквиваленте, либо в имидже. Если мы возьмем «Озеро Кабан», в большей степени это видовой фильм о Казани, он получился. В прокате не получился. На фестивали не зашел. Ну у него изначально не было такой задачи.

Система рибейтов позволяет подобные инвестиции отслеживать, регламентировать. Рибейты поднимают технический уровень, стимулируют кинотуризм, развивают фабрику кинопрофессий второго порядка, параллелят киножурналистику как мотивирующий фактор отрасли. Все это важно для поднятия кино в регионах. Рибейты не помешают, а помогут, если к ним подойти с умом. Они на первый взгляд не являются прямо движущей силой кинопроката, но вовлекают регион в зону киноактивности в целом. И мы не можем себе позволить отставать. Если мы самоустранимся от рибейтов, мы будем просто вне игры.

Ильдар Ягафаров — председатель союза кинематографистов Республики Татарстан:

— Вы мне объясните, что это такое? Честно говорю, я не знаю. Никогда не внедрялся туда... На самом деле я прекрасно знаю слово «рибейт», его так красиво используют, у нас очень любят красивые слова... На самом деле это авторы картины должны приехать и нанять местных, чтобы здесь отработать и получить деньги, я так понимаю. Ну это система варяжества, но мы должны свои проекты делать, ребята. Пока у нас не будет своего настоящего полноценного профессионального кино, говорить о том, что оно здесь появится, очень сложно. Вы думаете, что «Мосфильм» приедет и будет заинтересован в национальном кино? Нет. В туристическом потоке? Им тоже вообще наплевать. Я тоже ездил в свое время по стране, и мне было абсолютно наплевать на Красноярск, мне хотелось просто приехать, снять хорошую передачу, получить свою зарплату и уехать.

Поэтому слово «рибейт» надо как использовать? Пусть, например, наших ассистентов режиссера, ассистентов оператора берут. Если наши на данных должностях начнут работать, это было бы неплохо.

Миляуша Айтуганова — продюсер, исполнительный директор казанского фестиваля мусульманского кино:

— Все, о чем сейчас говорят, пока в зачаточном состоянии. Пока нет данной системы. Наш регион такой живописный со всех сторон, если смотреть территорию Татарстана, то географически и климатически это очень удобная зона. Кроме того, Казань сама по себе является памятником архитектуры, поэтому кинематографисты мечтают снимать в столице РТ.