Игорь Юргенс По словам Игоря Юргенса, страховщики вынуждены сознательно идти на увеличение своих затрат на 25%, и все это из-за одного положения законопроекта — использование при ремонте новых деталей Фото: ©Константин Чалабов, РИА «Новости»

РЕМОНТ ТОЛЬКО НОВЫМИ ДЕТАЛЯМИ

Закон об ОСАГО ждут существенные изменения. В случае принятия резонансных поправок денежные выплаты по автогражданке уже в мае будут заменены ремонтом — это то, за что последние годы билось страховое лобби, стремящееся таким образом избавиться от надоевших автоюристов. Впрочем, победу эту можно назвать половинчатой, поскольку ко второму чтению (состоится 15 марта) законопроект добрался в несколько ином виде, чем рассчитывали страховщики. В конце прошлой недели депутаты комитета Госдумы по финансовому рынку поддержали поправку главного правового управления президента, которая вводит замену денежных выплат «натурой» по всей территории страны одновременно спустя 30 дней с момента опубликования закона. Что важно, новые условия закона будут действовать только на новые договоры страхования, тогда как страховщики предлагали распространить действие закона и на уже проданные полисы, особенно в «токсичных» регионах, список которых должен был утверждать Центробанк. Но поскольку закон обратной силы не имеет, то изменения было решено распространить только на новые полисы ОСАГО.

Также теперь в законопроекте оказались положения, согласно которым потерпевший может выбирать любую станцию техобслуживания (СТО) из списка страховой компании либо иную по согласованию со страховщиком. Кроме того, расстояние до СТО должно составлять от места ДТП или места жительства потерпевшего не 200 км, как предлагалось ранее, а 50 километров. Плюс, что тоже важно, ремонт должен быть осуществлен в течение 30 дней. Денежное возмещение будет оставаться только в тех случаях, когда страховщик не сможет выполнить все эти условия, а также при ряде событий, таких как смерть потерпевшего, причинение в результате ДТП вреда средней и высокой степени тяжести, невозможность восстановить автомобиль. «Превышение срока карается штрафом 0,5 процента от суммы возмещения за каждый день просрочки. Если страховщик не может обеспечить выполнение закона, не может обеспечить надлежащий ремонт или соблюдение сроков, будет денежное возмещение», — пояснил на пресс-конференции в «Российской газете» глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Также страховщиков удалось продавить в вопросе использования при ремонте только новых деталей. Бывшие в употреблении можно будет ставить только с согласия потерпевшего. Кроме того, должна защитить автовладельцев прописанная в законопроекте 6-месячная гарантия и 12-месячная гарантия на кузовные и лакокрасочные работы.

Теперь вся ответственность за качество ремонта ляжет на страховые компании, на которые смогут жаловаться неудовлетворенные потребители Теперь вся ответственность за качество ремонта ляжет на страховые компании, на которые смогут жаловаться неудовлетворенные потребители Фото: ©Алексей Мальгавко, РИА «Новости»

«РЕМОНТ В РАМКАХ ОСАГО ТОЖЕ ДОЛЖЕН ЗАСЛУЖИТЬ ПРАВО НА СУЩЕСТВОВАНИЕ»

«Сказать, что мы счастливы от того, какой получился заключительный документ, я не могу», — заявил президент российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. По его словам, страховщики вынуждены сознательно идти на увеличение своих затрат на 25%, и все это из-за одного положения законопроекта — использование при ремонте новых деталей. Защищая свою позицию, глава РСА вспомнил про европейский опыт, где есть понятие «качественной детали», которая не обязательно должна быть новой. «Шведский, финский, французский рынок ОСАГО действует на этом понятии „качественной детали“. Если у вас есть „ВАЗ-2104“, вы просто не найдете уже новой детали, их не выпускают, — доказывал свою правоту Юргенс. — Второе обстоятельство: ничего несправедливого в том, что качественная, но не новая деталь, которая устанавливается на машину, которой больше трех лет, а по закону те, кто трехлетки, уезжают на свой фирменный сервис. С категорией „качественная деталь“ я предлагаю еще поработать, может, в других периодах. В будущем предлагаю поработать, не зря же в ЕС и американцы это делают».

В ЦБ на этот раз встали на сторону автолюбителей и поддержали прописанное в законе положение о ремонте исключительно новыми деталями, забраковав инициативу страховщиков. «У нас нет сегодня дефиниции „качественная деталь“, „качество ремонта“ и „качественная СТО“», — ответил Юргенсу Чистюхин. Впрочем, зампред Банка России не исключает, что в будущем это положение подкорректируют. «Если мы все вместе поработаем, такого рода дефиниции создадим и у нас будет нормальная правовая среда, которая обяжет страховые компании и СТО соблюдать их, то, наверное, можно будет ставить вопрос о качественной детали. На данном этапе мы бы хотели к этому вопросу подойти максимально консервативно и права потребителей защитить наиболее полным образом. Все-таки ремонт в рамках ОСАГО тоже должен заслужить право на существование и доказать свою целесообразность», — решительно заявил он.

Так что теперь вся ответственность за качество ремонта ляжет на страховые компании, на которые смогут жаловаться неудовлетворенные потребители. «Если СТО выбрана из списка страховщика либо страховщик согласился ремонтировать автомобиль на СТО не из своего списка, то он несет ответственность за ремонт. Это означает, что все жалобы и претензии подаются на страховщика», — отметил Чистюхин. Если же поступит слишком много жалоб на того или иного страховщика, то ЦБ будет вправе заставить его вернуться к денежным выплатам.

Судя по всему, в РСА переживают по поводу оговоренных в законопроекте сроков, а также совместной работы с ремонтными сервисами. «У нас есть договоренность с российской ассоциаций СТО о том, что будем работать плотнее. Сказать, что у нас есть полное понимание того, какие должны быть цены и сроки, я не могу. Мы говорим про 30 дней и 0,5 процента за день просрочки. Если вы в Калининграде ударили пятилетнюю Toyota, то это новый оригинальный бампер из Токио, а это может и до трех месяцев занять. А по 0,5 процента платить дорого», — рассуждал Юргенс.

Нежелание страховщиков присутствовать в убыточных для себя регионах неминуемо превращается в дефицит полисов ОСАГО Нежелание страховщиков присутствовать в убыточных для себя регионах неминуемо превращается в дефицит полисов ОСАГО Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЧТОБЫ ПОБОРОТЬ ТЕНЕВОЙ РЫНОК, МЫ ИДЕМ НА ЭТО»

Так или иначе, но страховщикам пришлось пойти на компромисс. «Зачем мы берем на себя нагрузку еще 25 процентов по убыточному виду? С тем, чтобы побороть автоюристов в тех регионах, где уже абсолютно побороть их невозможно доступными нам способами. Этот рынок оценивался примерно в 30 миллиардов рублей по прошлому году. Чтобы побороть теневой рынок, мы идем на это и несем на себе значительный ущерб, рассчитывая на то, что общий баланс этого закона будет хотя бы не отрицательным. Все это сделает ОСАГО для страховщика видом, в котором можно продолжать работать», — пожаловался Юргенс.

О том, что весомую прибыль по автогражданке «откусывают» автоюристы, в РСА говорят не первый год и даже создали рейтинг так называемых «токсичных» регионов, который отражает ситуацию с мошенничеством и убыточностью ОСАГО. Так, по итогам 2016 года в тройке лидеров «красной зоны» остаются Адыгея, Волгоградская область и Карачаево-Черкесия, где выплаты по ОСАГО намного превышают средние по стране значения в 71,8 тыс. рублей. Татарстан в настоящее время в пограничной «желтой зоне», где ситуация в любой момент может измениться, и регион моментально окажется среди «токсичных». Поэтому нежелание страховщиков присутствовать в убыточных для себя регионах неминуемо превращается в дефицит полисов ОСАГО.

С жалобами страховщиков на убыточность не согласны в «Общероссийском народном фронте». Его эксперты в феврале опубликовали результаты исследования, в котором пришли к выводу, что страховые компании преувеличивают убыточность ОСАГО, а замена денежных выплат ремонтом выгодна исключительно страховщикам. «Мы свою статистику выкладываем, ЦБ ее проверяет. Если ОНФ считает, что эта статистика неверная, подтасованная, то это уже серьезное обвинение, и мы готовы с экспертами ОНФ в суде встретиться. Все наши статистические данные проверяются ЦБ как регулятором. Пускай ОНФ пересчитает, карты им в руки», — с обидой в голосе заявил Юргенс, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online».

А законопроект, по сути, призван решить все эти проблемы. «Первая цель — повысить доступность полисов ОСАГО в первую очередь в „токсичных“ регионах, где высока убыточность, где высока работа мошенников, это те регионы, откуда страховые компании, борясь с убытками, уходят и не продают полисы ОСАГО, — пояснил зампредседателя ЦБ Владимир Чистюхин. — Данный законопроект выбивает ахиллесову пяту системы — от очень легкого получения денег страховыми мошенниками переходит к модели ремонта, а это означает, что добиться дополнительных платежей будет сложнее».

Расстояние до СТО должно составлять от места ДТП или места жительства потерпевшего не 200 км, как предлагалось ранее, а 50 км Расстояние до СТО должно составлять от места ДТП или места жительства потерпевшего не 200 км, как предлагалось ранее, а 50 километров Фото: «БИЗНЕС Online»

«ГОВОРЯТ, ЧТО ОТ 25 ДО 60 ПРОЦЕНТОВ ПОВЫШЕНИЕ ТАРИФА ОСАГО НЕОБХОДИМО»

Впрочем, в Банке России полагают, что данный законопроект — это лишь небольшая часть грядущих изменений. Например, по словам Чистюхина, рассматриваются вопросы по назначению страхового омбудсмена, повышению взаимодействия с правоохранительными органами в борьбе с теми, кто злоупотребляет правами и осуществляет мошеннические схемы. «Возможно, в будущем мы будем думать о законодательстве о страховом мошенничестве, как это принято во многих странах», — предположил зампред ЦБ.

В свою очередь, Юргенс пока осторожно, но все же допускает скорое повышение тарифа ОСАГО, обещая поднять тему сразу после президентских выборов. «Дождемся 2018 года и будем просить законодателей и регулятора вернуться к этому вопросу, — добавил он. — Три группы актуариев, не связанных ни с РСА, ни с ЦБ, говорят, что от 25 до 60 процентов повышение тарифа ОСАГО необходимо». Пока что страховщиков останавливают только грядущие выборы, в преддверии которых традиционно непопулярные меры временно откладываются. «Мы такие же ответственные граждане нашей страны, мы понимаем. Сейчас народ и так „воодушевлен“ парковками, которые стоят 200 рублей в час, повышением каждый день своих расходов на содержание квартиры — все это перед выборами не создает того политического климата, который нам нужен: спокойствия, уверенности в завтрашнем дне. Если сейчас 40 миллионов людей, которые и так считают, что они переплачивают за ОСАГО, еще подбросить на 60 процентов, вы понимаете общую реакцию», — рассуждал Юргенс. В светлом будущем, по мнению главы РСА, ОСАГО должно превратиться в базовое КАСКО. «Идеальная модель мира ОСАГО, как я себе ее вижу, — это минимальная стоимость, большая франшиза, ни за какие мелкие потертости не отвечает, становится базовым КАСКО и в конкуренции устанавливает цену, скорее всего, ниже существующей», — считает он.

Нынешние поправки в закон об ОСАГО — мера временная, дальнейшая реформа автогражданки не за горами. На этом сошлись все — и Аксаков, и Чистюхин, и тем более Юргенс. Как ожидают в Думе, второе чтение законопроекта пройдет 15 марта, тертье — 17-го, уже в 20-х числах документ рассмотрит Совет Федерации, а следом подпишет президент. Это значит, что новые правила могут вступить в силу уже в мае.

В законопроекте оказались положения, согласно которым потерпевший может выбирать любую станцию техобслуживания (СТО) из списка страховой компании, либо иную по согласованию со страховщиком В законопроекте оказались положения, согласно которым потерпевший может выбирать любую станцию техобслуживания (СТО) из списка страховой компании либо иную по согласованию со страховщиком Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАТУРАЛЬНОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ КРАЙНЕ ОТРИЦАТЕЛЬНО СКАЖЕТСЯ НА ПРАВАХ ГРАЖДАН»

Эксперты «БИЗНЕС Online» разошлись в оценках предстоящей реформы ОСАГО: автолюбители категорически против, а страховщики — за.

Леонид Ольшанский — адвокат, вице-президент движения автомобилистов России:

— По моему убеждению, это антинародное предложение. Оно на руку только страховым компаниям, которые и без того уже не знают, как наживаться. Сегодня еще можно через суд просить какие-то деньги, но они придумали химеру про каких-то автоюристов и не говорят гражданам правду, что автоюристы идут в суд и не с отмычкой взламывают сейфы страховых компаний, а действуют самым цивилизованным путем. Они посягают на такие важнейшие институты нашего общества, как доверенность, представительство и так далее. У меня есть подозрение, что при ремонте они будут ставить ржавые и старые запчасти, а если вас это не устроит, то будет очень тяжело судиться, потому что нужно будет за свои деньги делать экспертизу. Поэтому я думаю, что натуральное возмещение крайне отрицательно скажется на правах граждан и приведет только к набиванию сейфов страховых компаний, которые наживаются на 40 - 50 миллионах автовладельцев нашей страны.

Кроме того, они настаивают на том, что компенсация должна быть с учетом износа. Если новые крыло и капот в совокупности стоят 100 тысяч рублей, то они дадут только 50 тысяч, потому что ваша машина ездила пять лет. А в полном объеме все равно компенсации гражданину не будет.

Дмитрий Золотов — региональный представитель ФАР В Казани:

— То, что лоббирует Юргенс, не в пользу автовладельцев. С этими поправками система ОСАГО изменится, но не в лучшую сторону. Потому что те убытки, которые заявляет страховая компания, на самом деле это те деньги, которые они должны выплачивать, 70 процентов от сборов. Что касается замены выплаты денежных средств ремонтом, это я считаю неправильным, потому что каждый человек вправе сам распоряжаться своим имуществом: ремонтировать или не ремонтировать, или же продавать автомобиль в том состоянии, в котором он есть. Поэтому здесь я вижу ущемление прав автовладельцев.

Фарид Хамадеев — директор филиала компании ERGO в Казани:

— Мое отношение к этому предложению очень положительное. Страхование ведь какие цели преследует? Чтобы был восстановлен автомобиль, чтобы пострадавший мог пользоваться своим автомобилем. Соответственно, возмещение через ремонт автомобиля способствует наиболее быстрому удовлетворению этих потребностей. Конечно, бывают случаи, когда человек хочет не восстановить автомобиль, а получить деньгами, но я считаю, что это неправильно.