. 8 Марта считается днем весны, женской красоты, нежности, душевной мудрости и внимания к женщине, вне зависимости от ее статуса и возраста
Фото: ©Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

«В ПРИДУМАННОЙ ИСТОРИИ ПЕРВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ЖЕНЩИН В ЗАЩИТУ СВОИХ ПРАВ ПРОИЗОШЛО 8 МАРТА 1857 ГОДА В НЬЮ-ЙОРКЕ»

8 Марта — Международный женский день, праздник куда более понятный и прозрачный, чем совсем уж загадочное 23 февраля, но и тут есть любопытные моменты.

Что самое замечательное, 23 февраля и 8 марта — это один и тот же день. Только в разных календарях. 8 марта по григорианскому календарю, по которому мы живем после революции, — это 23 февраля по юлианскому, который действовал до революции и которого до сих пор придерживается православная церковь.

И это, конечно, не случайно. Дата 8 марта для праздника женщин была установлена в 1921 году по решению 2-й Коммунистической женской конференции в ознаменование активного участия женщин в революции. Именно в этот день, 8 марта по новому и 23 февраля по старому стилю, в Петрограде прошли демонстрации женщин под лозунгом «Хлеба и мира!», с чего и началась Февральская революция. Так что в некотором смысле день борьбы женщин 8 Марта по отношению к нашей революции первичен.

Как всегда, позже, задним числом, была придумана история, в которой объясняется, почему именно 8 Марта стало днем борьбы за права женщин. Задачей фальсификации, очевидно, было скрыть тот факт, что 8 Марта — это не только день борьбы женщин за свои права, но и праздник русской революции. Настоящей революции, а не октябрьского переворота, как сами большевики первые лет 10 называли события, которые позже стали пышно именоваться Великой Октябрьской социалистической революцией.

В придуманной истории первое выступление женщин в защиту своих прав произошло 8 марта 1857 года в Нью-Йорке. Будто бы работницы одежных и обувных фабрик объявили забастовку и вышли на улицы с требованием платить им такую же зарплату, как мужчинам, и создать человеческие условия труда. История красивая, но наверняка мифическая. 8 марта 1857 года было воскресенье, а в этот день даже женщины-работницы в США отдыхали, поэтому забастовку объявить в этот день было никак невозможно, хотя демонстрация, конечно, могла быть. А что хуже всего — никаких ни официальных, ни газетных сведений об этом событии не сохранилось.

Существует другая версия: будто бы в этот день объявили забастовку нью-йоркские проститутки, требовавшие выплатить задержанную зарплату морякам, которые не могли оплатить их услуги. Для них-то воскресенье действительно было рабочим днем.

В официальной революционной истории вообще получается так, что представительницы первой древнейшей профессии были в авангарде движения за права женщин. 8 марта 1910 года (вторник — видимо, в честь предыдущих событий) Роза Люксембург и Клара Цеткин организовали демонстрацию проституток в Германии, которые требовали приравнять их работу к любой другой и, соответственно, получить соответствующие права, в частности, создать профсоюз. В России самое активное и часто весьма специфическое участие в борьбе принимала Александра Коллонтай, известная защитница прав женщин легкого поведения, по крайней мере в 1918 году вообще не видевшая разницы между законными женами и проститутками: «Для нас, для трудовой республики, совсем неважно, продается ли женщина одному мужчине или многим сразу, является ли она профессиональной проституткой, живущей не на свой полезный труд, а на продажу своих ласк законному мужу или приходящим, сменяющимся клиентам, покупателям женского тела».

В официальной революционной истории 8 марта 1894 года на демонстрацию за учреждение профсоюзов и соблюдение других своих прав выходят парижские проститутки, 8 марта 1896 года — уже чикагские. 8 марта 1894-го — это четверг, а вот 8 марта 1896-го — опять воскресенье. Выяснить, что происходило в реальности, вряд ли когда удастся, поскольку достоверной информации об этих событиях тоже не сохранилось.

Зато вполне достоверны события начала XX века. С ростом революционного движения по всему миру — шла тотальная индустриализация, прежняя жизнь была сломана раз и навсегда — женщины стали заявлять о себе все громче, на демонстрации выходили уже отнюдь не проститутки, и масштаб протестов стал совсем другим. 8 марта 1908 года, в воскресенье, 15 тыс. нью-йоркских работниц прошли маршем через весь город, требуя сокращения рабочего дня, равных c мужчинами условий оплаты труда и даже избирательных прав, что для того времени звучало очень смело. Это было внушительное действо. Вот этот день действительно мог стать источником установления 8 марта как Дня борьбы.

В 1910 году на второй международной социалистической женской конференции в Копенгагене в рамках VIII конгресса II Интернационала Цеткин предложила учредить единый Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права. Точная дата, однако, не была установлена. В ближайшие годы женский день отмечался почти всегда по воскресеньям: и 19 марта (в ознаменование Мартовской революции 1848 года в Пруссии, 1911 год, воскресенье), и 12 мая (1912 год — опять воскресенье), и 2 марта (1913 год — снова воскресенье), и 9 марта (опять воскресенье), и только немки в 1913-м воевали за свои права почему-то 12 марта, в среду.

С каждым годом число стран, в которых велась борьба, и количество участниц маршей и митингов росло. В 1914 году, когда 8 марта опять выпало на воскресенье, демонстрации прошли в Австрии, Дании, Германии, Нидерландах, России и Швейцарии. И борьба велась не без результата: к 1917 году идея избирательного права для женщин уже не выглядела дикостью, а в нескольких странах женщины его завоевали.

ВЕРСИЯ АНДРЕЯ КУРАЕВА

Но почему все-таки день борьбы женщин за свои права падает на начало марта? Выступления женщин еще до того, как 8 марта стало днем русской революции, всегда происходили весной. На этот вопрос попытался дать ответ известный религиозный просветитель диакон Андрей Кураев, привязав День борьбы женщин к еврейскому празднику Пурим. Пурим (от аккадского «пуру» — жребий) — праздник в честь еврейки Эсфири, спасшей соплеменников от истребления царем Артаксерксом по наущению его любимца царедворца Амана. Эти события описаны в книге Эсфирь, входящей в библейский канон и у католиков, и у православных.

Эсфирь была родственницей некоего Мардохея, как-то спасшего жизнь Артаксерксу, поэтому, когда царь, изгнав прежнюю жену Астинь, которая имела наглость не явиться на его зов, решил вновь жениться, его выбор пал на Эсфирь, после чего Мардохей до того возгордился, что отказался кланяться перед влиятельным царедворцем Аманом. Тот страшно разозлился и решил извести всех евреев под корень, объяснив царю, что «есть один народ, разбросанный и рассеянный между народами по всем областям царства твоего; и законы их отличны от законов всех народов, и законов царя они не выполняют; и царю не следует так оставлять их» (Есф. 3,8), он добился от Артаксеркса нужного указа, но евреев спасла Эсфирь. Она смогла раскрыть Артаксерксу интриги Амана и добиться изменения указа на противоположный. В результате Артаксеркс повелел повесить Амана на той самой виселице высотой в 50 локтей, которая была приготовлена для Мардохея, и издал указ «о том, что царь позволяет Иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить» (Есф. 8,11). «Всех сильных в народе и области» оказалось, по Библии, ни много ни мало 75 тыс., в том числе 10 сыновей Амана.

Вот этот-то еврейский праздник диакон Кураев и считает подлинным источником празднования дня 8 Марта. Однако доказать это нелегко. Во-первых, евреи пользуются лунным календарем, его даты скользят относительно солнечного, но ни в 1910 году, когда Цеткин предложила праздновать женский день, ни в ближайшие к 1910-му годы Пурим не приходился на 8 марта, да и вообще дата праздника тогда не была установлена. (Отметим, однако, что в 1917 году Пурим пришелся именно на 23 февраля/8 марта. Но считать, что в 1910 году Клара предвидела такое развитие событий, было бы, пожалуй, чересчур смелым предположением...).

Во-вторых, хотя в революционном движении всегда участвовало много евреев, сама Клара была чистокровной немкой, родившейся в семье набожных протестантов Готфрида Айснера и Жозефины Витале. Еврейская фамилия ей досталась от русского революционера Осипа Цеткина, с которым она жила, как это сейчас называется, в гражданском браке (через 7 лет она вышла замуж за художника Георга Фридриха Цунделя). Кто не верит, может взглянуть на фотографии — их сохранилось достаточное количество.

Кураев вопрошает: как можно праздновать день массовой резни? Однако же очевидно, что история Эсфири — типичная сказка о победе ума и хитрости над грубой силой. У любого народа таких сказок немало, потому что храбрецов обычно хватает, светлых же голов всегда недостаточно. А говорить об исторической достоверности сказки как таковой вообще нелепо, даже если в основе ее лежит какая-то реальность. Это как в анекдоте: «Это правда, что Абрамович выиграл в лотерею миллион? — Правда, только не Абрамович, а Рабинович, и не в лотерею, а в карты, и не миллион, а сто рублей, и не выиграл, а проиграл». А так все правильно...

«ЭТО ДЕНЬ БОРЬБЫ ЖЕНЩИН ЗА ПРАВО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ»

Примерно так же мы могли бы праздновать победу умного мужика над глупым медведем из сказки «Вершки и корешки». Достоверность примерно одинаковая.

Но и Пурим не случайно падает на конец февраля — начало марта. Весеннее равноденствие, которое в нашем календаре приходится на 20 марта, так или иначе, с тем или иным сдвигом во времени празднуется всеми земледельческими народами, поскольку это астрономическое начало летнего сезона. И потому это праздник плодородия, а праздник плодородия — это женский праздник.

1 марта в Древнем Риме праздновали Матроналии. Его отмечали только матроны — свободнорожденные женщины, состоящие в законном браке. Рабыни, впрочем, получали в этот день выходной и подарки от своих хозяек. Самим матронам дарили подарки мужья и дети, затем они в торжественных одеяниях, с венками на головах отправлялись в храм почтить богиню Весту, хранительницу домашнего очага. При этом, как ни странно, в этот праздник они также самолично готовили еду для рабов.

1 марта — очень важный день для римлян. Некогда в этот день, первый в месяце, посвящённом любимому богу самого воинственного из народов — Марсу, римляне праздновали Новый год, тоже восходящий ко дню весеннего равноденствия. Много позже Гай Юлий Цезарь, введя новый календарь, названный его именем, перенёс Новый год на 1 января — дату вступления в должность консулов. (По другим данным, это произошло ещё за 100 лет до него).

Но день 1 марта был по сути и днем рождения римского народа. По преданию, именно в этот день женщины, похищенные римлянами у сабинян, остановили кровавую битву между двумя общинами и заставили врагов объединиться в единый народ с единой религией. В честь этого великого события основатель Рима Ромул и учредил Матроналии.

1 марта новый год отмечали когда-то не только в Древнем Риме, но и в России. Лишь Петр Великий постановил праздновать Новый год 1 января. Масленица и древний русский Новый год — это один и тот же праздник, первоначально — день весеннего равноденствия. В этот же день древние греки отмечали праздник Коры и Деметры, связанный с культом плодородия, — тоже женский праздник. 15 марта свой праздник плодородия, Хонэн-мацури, то есть Праздник богатого года, отмечают японцы. Татарский Сабантуй, который сейчас празднуется в конце полевых работ, в древности, видимо, был праздником пробуждения природы после зимней спячки — то есть все того же весеннего равноденствия.

Так что празднование женского дня, то есть первоначально праздника плодородия, именно весной абсолютно естественно. Сейчас, когда День борьбы женщин за свои права у нас превратился просто в Женский день, мы и празднуем что-то подобное римским Матроналиям. Свободным римским женщинам, как и советским, не приходилось отстаивать свои права (к рабыням, понятно, это не относится, да и рабыня могла стать вольноотпущенницей). Матроны пользовались всеобщим уважением, римлянки имели право посещать театр и гладиаторские игры, занимались тем, что сейчас называется фитнес. Мозаика в Помпеях сохранила нам изображение девушек, которые бегают, играют в мяч, упражняются с гантелями. Одеты они в бикини совершенно современного вида. Кстати, еще сотню лет назад такая картина вообще была недоступна пониманию, просто не было слов, которыми это можно было бы описать, — ни бикини, ни фитнеса не существовало. Это только сейчас мы стали понимать, что изображено на той мозаике.

8 Марта — это совсем другое, это день борьбы женщин за право быть человеком. Отвоевывать свои права женщинам еще не так давно приходилось потом, кровью и слезами, а в некоторых странах они до сих пор не имеют никаких прав и существуют на положении домашних животных. Так что 8 Марта как День борьбы вовсе не потерял своей актуальности; до той поры, когда женщины во всем мире добьются хотя бы тех прав, которые были у римлянок, — прольется еще много пота, крови и слез.

Женский праздник в начале весны хорош тем, что каждый может праздновать то, что ему больше по душе. Евреи отмечают Пурим, во время которого, по предписанию Талмуда, полагается объедаться и напиваться до такой степени, чтобы перестать различать между «будь проклят Аман» и «благословен Мардохей». Так что многие наши граждане явно отмечают именно Пурим, а не что-то другое, хотя и не догадываются об этом. Любители древности могут праздновать праздник плодородия. Семейные люди — модернизированные Матроналии. Революционеры — праздник русской революции. Ну а женщины, которым приходится бороться за свои права, и те, кто им сочувствует, отмечают 8 Марта как День борьбы. И это содержание праздника, к сожалению, еще нескоро перейдет в разряд исторического знания.

Я бы избрал символом 8 Марта ту самую мозаику из Помпей. Пожалуй, она наиболее полно выражает естественное стремление женщины — быть молодой, сильной, красивой, здоровой, свободной и любимой.