ЧТО СВЯЗЫВАЛО ЭКС-СЕНАТОРА ИГОРЯ ИЗМЕСТЬЕВА С КАЗАНЬЮ И ТАТНЕФТЬЮ?

Сегодня Мосгорсуд огласил приговор по громкому делу Игоря Изместьева, известного широкой публике как бывшего сенатора от Башкортостана. На самом деле он на протяжении многих лет возглавлял группу «Корус», одного из успешных и крупнейших игроков в России на рынке экспорта нефти. Изместьеву вытащили из «шкафа все скелеты» (убийства, теракты, поджоги, налоги) и приговорили к пожизненному заключению. Наши эксперты считают, что это дело связано со сменой власти в соседнем Башкортостане.

97 ТОМОВ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

Мосгорсуд сегодня вынес приговор по делу Игоря Изместьева (известного широкой публики как бывший сенатор от Башкирии), назначив ему максимальное наказание в виде пожизненного заключения. Остальные двенадцать участников банды приговорены к различным срокам заключения, в том числе четверым наиболее активным участникам банды назначено наказание в виде 20 лет лишения свободы каждому.

Официальные источники сообщают, что следователями главного следственного управления следственного комитета во взаимодействии с оперативными сотрудниками ФСБ и МВД России установлено 24 эпизода преступной деятельности банды, возглавляемой  Изместьевым, в том числе 2 теракта, 14 убийств, 5 покушений на убийство.

В ходе расследования уголовного дела следователями и оперативниками в Санкт-Петербурге был обнаружен склад оружия банды, где помимо стрелкового оружия и боеприпасов были обнаружены противотанковые и противопехотные мины, а также огнемёт. Только доказательственная база по этому делу составила девяносто семь томов.

Следователями по уголовному делу, из которого выделено дело по обвинению Изместьева, в различных регионах страны и за рубежом проведено свыше 100 обысков и выемок, около 1000 допросов обвиняемых, свидетелей и потерпевших. В ходе предварительного следствия следователями назначено и проведено более 175 судебных экспертиз.

ВЗРЫВ ДЖИПА, ПОДЖОГ ТИПОГРАФИИ

По данным следствия, организатором в начале 90-х годов "устойчивой группировки для совершения нападений на граждан в Москве и других регионах страны" выступал Изместьев, являвшийся тогда начальником отдела внешнеэкономических связей Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода (в 2001-2006 годах он представлял Башкирию в Совете федерации). Основной костяк группировки составляли жители города Кингисепп Ленинградской области, в том числе бывшие офицеры-подводники Валентин Бар-Бирюков и Александр Пуманэ (забит на допросе милиционерами в 2004 году). Лидерами данной группы являлись криминальные авторитеты Сергей Финагин и Имран Ильясов.

Изместьева, а также участников кингисеппской группировки обвиняли в организации в 1994-2004 годах убийств московского нотариуса Галины Перепелкиной, директора по производству Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода Салавата Гайнанова, главного бухгалтера "Башнефтехимторга" Валерия Сперанского, сотрудника фирмы "Ронекс" Олега Булатова и председателя правления фирмы "ВМС-Октан" Василия Хитаришвили. Кроме того, им инкриминировалась организация нескольких покушений, в том числе в сентябре 2003 года на сына президента Башкирии, тогда гендиректора ОАО "АНК "Башнефть". Подрыв джипа с охранниками Рахимова-старшего в Уфе, в результате которого погибли два человека, и минирование другой машины у его офиса в разгар выборов президента Башкирии следствие квалифицировало как теракт. Из-за этого в соответствии с поправками, внесенными в УПК, уголовное дело не может рассматриваться с участием присяжных. Помимо прочего экс-сенатору инкриминировалась организация поджога типографии, в которой печатались агитматериалы башкирской оппозиции, и уклонение от уплаты налогов его фирмой "Корус". Большинство из предполагаемых сообщников Изместьева ранее уже были осуждены Мосгорсудом.

ИЗМЕСТЬЕВ РАБОТАЛ С ТАТАРСТАНОМ

Если отрешиться от криминальной хроники, которая нередко в 90-х сопровождала дела в крупном бизнесе (особенно в нефтянке), то у дела Изместьева есть и другое измерение.

Так, на просьбу газеты «БИЗНЕС Online» как-то прокомментировать это громкое дело и характер деловых отношений Изместьева с Татарстаном многие эксперты ответили отказом. Все-таки в нефтяные дела у нас мало посвященных. Однако на правах анонимности источник, близкий к правительству РТ, сообщил нам, что Изместьев был вполне солидной легитимной фигурой в нефтяном бизнесе России. В конце 90-х – начале 2000-х его группа "Корус" считалась одной из крупнейших среди нефтетрейдеров России. Поэтому Татарстан и сотрудничал с ним в это время. Это было в период, когда ушла с арены компания "Сувар" (ее возглавлял покойный ныне Борис Чуб) и компании бывшего министра МВЭС Рашида Ахунова, но еще не пришло время нефтетрейдерских структур, связанных с группой "ТАИФ" и Татнефтью.

Наши эксперты полагают, что с самого начала одной из причин расследования дела Изместьева стал передел башкирской нефтянки в пользу федерального центра (как известно, основные активы в 2009-2010 годах перешли к АФК «Система»). 

Дело в том, что Группа "Корус" фактически была центральным узлом в финансовых схемах Уфы, а сам Изместьев – очень доверенным лицом президента Муртазы Рахимова. Он даже шел у него дублером на президентских выборах лет восемь назад. Пожизненный приговор, по мнению наших экспертов, это косвенное свидетельство того, что  Изместьев «так и не сдал клан Рахимовых».

БИЗНЕС Online