Программу благоустройства российских городов обсуждали накануне в Уфе участники окружного консультативного совета по развитию местного самоуправления Приволжского федерального округа Программу благоустройства российских городов обсуждали накануне в Уфе участники окружного консультативного совета по развитию местного самоуправления Приволжского федерального округа Фото: metshin.ru

«МАШИНЫ БЕЗНАКАЗАННО ПАРКУЮТСЯ НА ГАЗОНАХ И ДЕТСКИХ ПЛОЩАДКАХ, УНИЧТОЖАЯ НАШИ ТРУДЫ»

Программу благоустройства российских городов обсуждали накануне в Уфе участники окружного консультативного совета по развитию местного самоуправления Приволжского федерального округа. Напомним, что по поручению Владимира Путина федеральный бюджет для ее реализации выделяет 20 млрд. рублей.

«Нам важно получить обратную связь и пропитаться мнением о том, какие практики есть на местах и могут быть реализованы на более масштабном уровне. Наши встречи позволяют определить болевые точки, на которые нам стоит обратить особое внимание», — открыл заседание полпред президента РФ Михаил Бабич.

Но принять программы, потратить деньги на благоустройство — мало. Важно сохранить сделанное. Именно эти вопросы поднял мэр Казани Ильсур Метшин. Градоначальник привел в пример ситуацию с парковкой на зеленых зонах, сообщает kzn.ru. В правилах благоустройства Казани был прописан штраф в 2 - 3,5 тыс. рублей за «автохамскую» парковку на детских площадках, на газонах. Однако эти нормы были признаны незаконными решением Верховного суда РТ в январе этого года.

«Мы наладили эту работу. Составлено 28,5 тысяч протоколов, в том числе с использованием средств автоматической фиксации правонарушения. Наложено 70 миллионов рублей штрафов. А суды говорят: вы не вправе, — развел руками Метшин. — При этом те, кто, по мнению судов, вправе, ничего не делают. А машины безнаказанно паркуются на газонах и детских площадках, уничтожая наши труды».

В самом деле, в ГИБДД Казани «БИЗНЕС Online» поясняли, что контроль парковки вне улично-дорожной сети не входит в их сферу деятельности, ведь это не проезжая часть. У участковых до этого не доходят руки. А местные власти, управления административно-технической инспекции не вправе: это не их полномочия. Ведь это же неправильная парковка, то есть нарушение ПДД! «Но если не мы, то кто же?» — задаются вопросом и в Казани, и в других городах. И корень проблемы — расхождение методических рекомендаций по подготовке правил благоустройства, разработанных министерством строительства и ЖКХ РФ, с федеральным законодательством, где нет четкого определения понятия зеленых зон. Министерство дает свои рекомендации, а их потом опротестовывают суды. Этот парадокс и предложил исправить Метшин.

Реакция Бабича была несколько удивленной, и он попросил мэров других городов поделиться своим опытом. «Что, неужели это так?» — передал в разговоре с «БИЗНЕС Online» слова полпреда один из участников совещания. Но это подтвердили и главы других крупных муниципалитетов.

МИХАИЛ БАБИЧ ПРЕДЛОЖИЛ ПРОДОЛЖИТЬ ДИСКУССИЮ В КАЗАНИ 6 МАРТА

Помимо «автохамства» есть и другая проблема. Правила благоустройства охватывают, к примеру, содержание городских улиц и прилегающих территорий. Управление административно-технической инспекции Казани следит за уборкой тротуаров перед торговыми точками, состоянием кровель зимой и так далее. УАТИ контролирует, к примеру, наличие договоров на вывоз снега, своевременное приведение в порядок дворов. Но правила благоустройства с точки зрения системы федеральных законов имеют статус ниже, чем санитарные нормы и правила или федеральные стандарты. Естественно, что суды, опираясь на это, запросто отменяют любые штрафные санкции, наложенные по правилам благоустройства. «Один из участников буквально передал слова предпринимателей в адрес местных властей: «Ребята, вы это не регулируете и не лезьте. Это не ваше право!» — рассказал собеседник «БИЗНЕС Online».

Кроме правил благоустройства, Метшин затронул также тему технического состояния коммунальных сетей. Напомним, что эту проблему на недавней сессии Казгордумы поднимал глава ЕРЦ, депутат Казгордумы Дмитрий Анисимов. Недоремонт сетей копится годами, растет риск аварий, а денег нет: тарифы не позволяют вести восстановление труб как положено. Вдобавок приходится принимать на баланс бесхозные сети в неизвестном состоянии. В итоге внезапно рвутся нитки трубопроводов, «коммунальная рать» гонит экскаваторы, круша асфальт и снося деревья в аварийном порядке. И от благоустройства остаются воспоминания — и насмешки жителей: ну бардак же! Метшин предложил участникам совещания решать проблему по примеру капремонта жилья и напомнил, что решение о создании соответствующей программы на федеральном уровне Путин одобрил в Казани 10 лет назад. Нужна аналогичная программа по капремонту сетей.

Бабич предложил вернуться к обсуждению насущных вопросов в рамках форума минстроя РФ по приоритетному проекту «Формирование комфортной городской среды», который пройдет в Казани 6 - 7 марта.

«В отличие от многих других подобных совещаний, вчерашняя встреча прошла в активном обсуждении, — рассказал „БИЗНЕС Online“ один из участников совещания. — Выступление Метшина, который говорил после, скажем так, теоретиков, призывавших привлекать к благоустройству население, стало своего рода спусковым крючком. Острое обсуждение началось после него. Звучала конкретная критика в адрес министерства ЖКХ России, назывались пути решения этих вопросов. Со стороны крупных муниципалитетов-практиков — в частности, Уфы, Перми, Казани — были высказаны предложения по корректировке спорных федеральных нормативов, о которые спотыкаются на местах. Именно наличие практических замечаний — не просто „вы делаете все плохо“, а „давайте изменим вот это и вот это“ — оценил и полпред ПФО».

В дискусии очень активно принимали участие глава администрации Уфы Ирек Ялалов и глава Перми Дмитрий Самойлов. Бабич, как сообщает kzn.ru, дал поручение к середине марта доработать все предложения совместно с экспертами жилищно-коммунального хозяйства и юристами, после чего будет рассмотрено дальнейшее выдвижение инициативы на федеральном уровне.